0
- 31.07.2020 - 14:05
|
Ждать осталось немного © aivariz Тема о политике и освоении космического пространства. ----- Предыдущая тема Политит не политит? (про космос) Отредактировано neutralino; 13.08.2020 в 13:55. | | |
12921
- 12.06.2023 - 16:36
| Сейчас у роскосмоса есть 12 носителей протон.нагрузка запланирована для 5 ракет.7 ракет в запасе. | | |
12922
- 12.06.2023 - 16:46
|
12917-Злобный > 12919-aivariz > Да, от соотношения массы полезной нагрузки к общей стартовой массе далеко не уйти при химических двигателях. Можно лишь вариьировать это соотношение в некоторых пределах, которое в этих пределах и будет оставаться. У Шаттла (грубо, с учётом +/- массы семерых астронавтов, их системы обеспечения, и т.п) это 30 тонн/2030 тонн = 0,015, или 1,5% от стартовой массы. У "Сатурна V" это 140 тонн (или сколько там, масса варьировалась в разных полётах, поправьте) к 3000 тонн стартовой массы - примерно 4,5%. У "Энергии" 100 тонн/2400 тонн (поправьте если нужно уточнить цифирь) это 4,2%. Можно полагать, что где-то в этих пределах, не выше 5% от стартовой массы, и будет оставаться показатель для ракет-носителей с химическими двигателями. Причем, как верно отмечает уже не первый раз Злобный, для многоразовых систем этот показатель похуже. Потому что на возвращение нужен ресурс (конструкция и топливо, в разных соотношениях между собой), который до возвращения приходится выводить на орбиту. Масса этого ресурса просто вычитается из полезной нагрузки. И даже если речь идёт о возвращении первой ступени (в любых её конструкционных формах), это возвращение потребует запаса массы, расходуемой на возвращение (хоть топливо, хоть парашюты) - а ведь эта масса могла бы быть массой топлива, направленной на разгон нагрузки. Например, тот же "Старшип" Маска, как близкий функциональный аналог "Шаттла", его близкий родственник, можно сказать брат, точки зрения динамики запуска (одинаковая крупноблочная схема полёта), показывает отнюдь не достойные массовые отношений нагрузка/стартовая масса. Стартовая масса заявляется в пять тысяч тонн; полезная нагрузка - 250 тонн при одноразовом использовании первой ступени, и 100-150 тонн при возвращаемом (вот наглядная разница). Само соотношение нагрузка/старт при этом составляет 5% для одноразового пуска и 2% - 3% для многоразового пуска. И это, aivariz, не просто сведение Злобным "всех характеристик только к одной (самой удобной для своих тезисов)", а это основной баллистический показатель, важнейшая характеристика запуска и всей космической транспортной системы. | | |
12923
- 12.06.2023 - 17:05
|
12922-Куэнка + Но тут есть одна фишка, и она экономическая: Что собой представляет вся расходуемая при запуске масса с точки зрения затрат на неё. Иными словами, сколько в денежном выражении расходуется стартовой массы при запуске? Для полностью многоразовых систем это только топливо. Вопрос к его стоимости тогда - если оно недорогое, то в долларовом (рублёвом, юаневом, рупиевом etcetera) выражении этот расход топлива на тонну полезной нагрузки будет невелик. То есть с дешёвым топливом да фиг бы с ним, с этим коэффициентом - хоть один процент (соотношение полезной нагрузки к стартовой массе), все равно затраты топлива в денежном выражении невелики. Для того же Старшипа можно оценить, сколько топлива уйдёт на запуск в денежном выражении (а больше за запуск из стартовой массы не теряется). Сухая масса оценивается в 300 тонн, да полезная нагрузка 150 тонн - значит, топливо занимает оставшиеся 4550 тонн. Жидкий кислород да метан - дешёвые субстанции, не думаю что дороже сотни долларов за тонну при таком оптовом потреблении. Итого топливная масса обойдётся в 455 тысяч долларов - даже в полмиллиона не встанет. Копейки по сравнению с остальными затратами. И пусть даже это массовое соотношение ухудшится ещё вдвое, и топлива на запуск этих 150 тонн уйдёт вдвое больше - это будет лишь 0,9 млн. Пусть показатель будет хуже в три раза - и на топливо уйдёт всего лишь 1,5 млн. Поэтому в частном случае дешёвого топлива, и многократных повторных использованиях конструкции, этот главнейший баллистический показатель в стоимостном выражении не играет большой роли: в два раза больше, в два раза меньше, это лишь вопрос оплаты 0,5 млн или 1 млн за топливо - в общих затратах пуска доля очень небольшая, на порядок меньше остальных затрат. Поэтому важнейший баллистический показатель, соотношение нагрузка/стартовая масса, в денежном выражении оказывается далеко не столь критичен и важен для многоразовых систем на дешёвом топливе. Их до этого не было, поэтому сам баллистический показатель привычно кажется абсолютным; однако в экономике пуска на дешёвых топливах он перестаёт играть ключевую роль. А вот многоразовость (при дешёвом топливе), наоборот, начинает сильно менять картину затрат на запуск. В сторону снижения, разумеется. И может и в разы, и на порядки изменить стоимость грузопотока на орбиту. И сам грузопоток увеличить, соответственно, в эти разы. | | |
banned 12924
- 12.06.2023 - 17:15
| Цитата:
Сможете переубедить? | | |
12925
- 12.06.2023 - 17:47
| Собственно это я и имел в виду. Но все забываюсь что некоторым надо так разжевывать.... | | |
12926
- 12.06.2023 - 18:14
| Ага. Летают. Неизвестно зачем. | | |
12927
- 12.06.2023 - 18:42
|
12926-Lich > Так точно. Их полётные задания остаются засекреченными. И фишки баллистики их полётов не озвучены. Но факт их сегодняшних полётов от этого не отменяется. 12925-aivariz > это всё равно что заправлять ракету воздухом. Неважно, сколько тонн потребует запуск с точки зрения затрат, если заправка обходится в практическое ничто. И это ничто будет единственным расходуемым в пуске компонентом. Тогда экономически, по затратам пуска, стоимость заправки ничего не стоит. И тогда не важно, какая заправка по объёму, массе, и значение баллистического показателя соотношения нагрузки к стартовой массе. На бесплатном топливе без потери конструкции запускать можно при почти любых соотношениях. На сегодняшнем техническом уровне легко достигаемых безо всяких рекордов и оптимумов. На дешёвом топливе картина схожая. Баллистический показатель становится не определяющим. | | |
12928
- 12.06.2023 - 19:32
| реально идиот. | | |
12929
- 12.06.2023 - 21:17
|
Почему Шаттл и Старшип баллистические аналоги, может, стоит прояснить, подумал. Это похожие по динамике (полёта) сходные в основных параметрах системы. Стартовая масса сопоставимая - тысячи тонн, две и пять тысяч. Первая ступень чисто ракетная, реактивная - баллистический (без аэродинамики подъёмной силы) разгон до отработки всего топлива и отсоединения. У Шаттла это два твёрдотопливных многоразовых (на парашюте) ускорителя, у Старшипа первая ступень с её динамической баллистической посадкой. Далее второй ступенью - крылатым вариантом (развивающем большие аэродинамические силы) доразгон до орбитальной скорости. Аэродинамика второй ступени (корабля) для формирования траектории тут (на выведении на орбиту) не используется. При сходе с орбиты очевиден тормозной импульс двигателями, вопрос его дробления на ряд включений и расхода топлива/изменения скорости в них. Для Шаттла это было основное орбитальное включение, дальше он падал с катанием на аэродинамике. У Старшипа мы не знаем самого интересного, аэродинамически ключевого участка возвращения - сверхзвукового. От гиперзвука высоких температур к низкому сверхзвуку. Широкий диапазон скоростей, разный набор газодинамических явлений и структур на корпусе. Как будет происходить вход в атмосферу и её пересечение, с какими параметрами движения. Чем это будет похоже на Шаттл, чем будет отличаться, в чем, почему, и зачем. Но в целом аэродинамическая форма верхнего пепелаца говорит о большом значении и роли аэродинамики в спуске. Иначе под неё бы не делали конструкцию. И её выраженные аэродинамические элементы. Общие формы Старшипа вполне сверхзвуковые. Как же пойдёт его сверхзвуковая траектория. Вот было бы любопытно узнать. | | |
12930
- 12.06.2023 - 21:31
| Любопытно узнать когда таки будет очередной полет на Луну ? Кто победит в соревновании китаёзы или американы.Ну впрочем всё равно.Главное результат. | | |
12931
- 12.06.2023 - 21:38
|
В чём выражаются сверхзвуковые черты конструкции Старшипа. Такие черты конструкции - показатель того, зачем создавался аппарат, для какого диапазона скоростей в качестве основного на пути. Чётко сверхзвуковой нос Старшипа как у пули - так называемой оживальной ("оживало", от французского) формы. Это значит выпуклая больше чем просто конус. Она вмещает внутрь больше при меньшей поверхности. Оживальные пули начали первыми летать на сверхзвуке, и для того и появились. Крылья - особенно задние полный аналог крыльев Х-15, на которых летал ещё Нейл Армстронг, позже первым ступивший на Луну. После программы лётных испытаний НАСА отмечало неожиданно высокую степень совпадения расчетных гиперзвуковых течений на аппарате и измеренных, фактических. Клиновидный киль специально был создан для гиперзвука, и много измерялся его обдув. У Старшипа крылышки с той же острой клиновидной кромкой, что говорит о максимум их работы на сверхзвуковых режимах. Работали бы в основном на дозвуке - и были бы дозвуковыми тупо-обтекаемыми. Но на Старшипе острые сверхзвуковые кромки всех крыльев. Это значит, что на сверхзвук придётся важная часть полёта, где эти крылья будут работать и рулить. - Будет ли это планированием Шаттла или более динамичным снижением, возможностей которого не было у Шаттла - вопрос. Снижение с активной работой двигателей можно организовать столь разными способами, траекториями и параметрами текущего состояния, что это потребует не одноразового охвата и осмысления области и вопроса. | | |
12932
- 12.06.2023 - 21:45
|
12930-inter > Чей? Честно говоря, не настолько слежу за графиками пусков на Луну. Не болею этим). Когда будет - нельзя сказать, мы не знаем будущего на масштабе времени больше миллисекунды.) Шучу. Когда планируется - более верный вопрос, на мой взгляд; но не подскажу, к сожалению. Ближайший хронологически? Или у какой страны? Пока не Копенгаген; сами что скажете? Найдите ответ и поделитесь здесь. Если будете столь любезны. А сами как думаете, кто и когда? Всякая информация есть труд и гостинец.) Положите своё мнение на достархан общения, угостите оценками. | | |
12933
- 12.06.2023 - 23:47
| ...Пишет нам корреспондент районной газеты прибывший в редакцию по распределению. Я подсократил цитату, чтобы не слишком раздувать свой ответ. Ты не против? | | |
12934
- 13.06.2023 - 11:27
|
Очередной запуск Фалконом 9 на полярную орбиту кучи мелких спутников. KohaVasin, камрады, в чем приводятся числа скорости, как думаете? Странное видео. "Съеден" перевод с низкой опорной на целевую орбиту. И непонятна скорость на низкой опорной орбите. Как будто что-то у них не то с цифирью. https://youtu.be/zO3luySkHQU | | |
12935
- 13.06.2023 - 13:02
|
Под цифрами скорости единица изменения показана [KM/H] 28704 / 3600 = 7,97(2) [км/с] | | |
12936
- 13.06.2023 - 14:18
| Вот то-то и оно. 7,97 км/с чрезмерно много для круговой орбиты (ведь опорная орбита круговая, высота 183 км не меняется). Первая космическая скорость Земли (максимальная для круговой орбиты) 7,91 км/с. Невозможно двигаться по круговой околоземной орбите с большей скоростью. | | |
12937
- 13.06.2023 - 15:19
|
Зачем ей быть именно круговой? Вполне можно и с эллиптической куда нужно запульнуть. Или баллистика запрещает? :) PS Счетчики просто могли быть остановлены и не отображали реал | | |
12938
- 13.06.2023 - 15:22
| 12937-KohaVasin > а высота тогда должна меняться, если эллиптическая. А высота у них показывается 183 км везде, и через 20 мин после выхода на неё. 20 мирут почти че верить оборота, чуть меньше, высота должна измениться для эллипса. И скорость застыла, не меняется, а на эллиптической тоже меняться будет. Скорее неверные данные выводятся. Поэтому глаз и зацепился за них. | | |
12939
- 13.06.2023 - 15:33
| Счетчики остановлены. РН добирает высоту и в апогее еще импульс дает. | | |
12940
- 13.06.2023 - 15:59
| Да, такое объяснение годится. Тогда и скорость в перигее больше первой космической норм. И подозрительная неизменность высоты понятна. Раньше они показывали текущие значения без остановки. А теперь параметры движения не соответствуют полетному времени. Оно меняется, а данные заморожены, и соответствуют только моменту выхода на низкую опорную орбиту. | | |
12941
- 15.06.2023 - 15:42
| Комплексные испытания "Ангары-НЖ" - конструкторско-технологического макета ракеты-носителя "Ангара-А5" - начались на космодроме Восточный. | | |
12942
- 15.06.2023 - 16:13
| ... SR Space и IT-холдинг Т1 подписали на полях ПМЭФ соглашение о разработке суборбитальной ракеты-носителя и ее запуске за линию Кармана ... Как уточнили ТАСС в пресс-службе компании SR Space, осуществить запуск планируется в конце года. "Запуск запланирован на конец текущего года." ... SR Space стала первой в РФ частной компанией, которая осуществила два пуска ракет в год. В прошлый раз ракета компании стартовала в декабре 2021 года с полигона Капустин Яр. | | |
12943
- 15.06.2023 - 18:22
| Ну ежели за бугром в универе за линию Карману могут ракету запустить может и SR Space сможет. | | |
12944
- 15.06.2023 - 18:24
| че за универ такой удивительный? | | |
12945
- 15.06.2023 - 18:51
| достигнув максимальной высоты 7 км. Некоторые информационные ресурсы называют это "апогеем". | | |
12946
- 15.06.2023 - 18:53
| Чего достигла - там и Карман. | | |
12947
- 15.06.2023 - 19:01
| Университет Южной Калифорнии (USC) | | |
12948
- 15.06.2023 - 19:07
|
12947-aivariz > Внутренний анализ показывает, что студенческий корабль Traveler IV пересек линию Кармана, которая представляет собой международную границу космоса на высоте примерно 100 км над уровнем моря. «Проведенный анализ с 90-процентной уверенностью подтвердил это достижение», — добавили представители USC. рановато ты скакать начал. | | |
12949
- 16.06.2023 - 02:10
| 12945-Куэнка > да ? ну я выше летел. Но не в ракете :) | | |
12950
- 18.06.2023 - 21:57
| Rocket Lab запустила первую суборбитальную версию Electron Работая под завесой секретности, Rocket Lab запустила первый суборбитальный вариант своего корабля «Электрон» 17 июня. Аппарат под названием Hypersonic Accelerator Suborbital Test Electron (HASTE) стартовал со стартового комплекса 2 в Среднеатлантическом региональном космодроме на острове Уоллопс, штат Вирджиния, в 21:24 по восточному времени. Rocket Lab объявила запуск успешным в заявлении почти через полтора часа после старта. «100-процентный успех миссии после сегодняшнего запуска», — написал в Твиттере Питер Бек, исполнительный директор Rocket Lab, после полета. «Идеальный полет новейшей национальной гиперзвуковой испытательной платформы HASTE». Rocket Lab не раскрыла полезную нагрузку на HASTE или другие подробности полета, включая максимальную высоту и скорость. Компания не объявляла о запуске заранее и не проводила веб-трансляцию. Единственное предварительное уведомление поступило из-за ограничений в воздушном пространстве, опубликованных Федеральным управлением гражданской авиации, а также из твита из центра NASA Wallops Flight Facility, в котором раскрывается период запуска Rocket Lab, но сообщается, что центр для посетителей объекта будет закрыт для всеобщего обозрения. Такой уровень секретности сильно отличается от предыдущих орбитальных запусков Электрона как с Уоллопса, так и с пускового комплекса Rocket Lab 1 в Новой Зеландии, о которых сообщалось заблаговременно. Даже миссии для клиентов национальной безопасности США, таких как Национальное разведывательное управление, объявлялись заранее и транслировались. Rocket Lab анонсировала HASTE в апреле, внеся в стандартный Electron лишь незначительные модификации, вроде усиленных конструкций. Корабль предназначен для размещения полезной нагрузки до 700 кг для проведения суборбитальных испытаний. Бек в интервью сразу после того, как компания объявила о HASTE, сказал, что ожидает высокого спроса со стороны министерства обороны на испытания и мишени для гиперзвуковых систем. «Мы можем получить точные траектории по стоимости и частоте, а также с точностью, которой раньше не было» — заявил он. Поскольку HASTE похож на стандартный Electron, Rocket Lab заявляет, что он может обеспечить большую экономию за счет масштаба для транспортного средства. «Чем больше автомобилей мы проходим через завод, тем дешевле они становятся», — сказал Бек в апреле. Rocket Lab планирует запускать HASTE эксклюзивно с Уоллопс. «Уоллопс, по своей сути, представляет собой испытательный и исследовательский полигон, идеально подходящий для такого рода миссий», — сказал в заявлении после запуска Дэвид Пирс, директор Центра полетов Уоллопс НАСА. https://spacenews.com/rocket-lab-lau...n-of-electron/ | | |
12951
- 18.06.2023 - 22:44
| какая-то гиперзвуковая мишень | | |
12952
- 18.06.2023 - 23:25
|
Не совсем понятно с мишенью, хоть про неё и упомянул Бек. Для имитации горизонтального гиперзвукового средства не нужна суборбитальность. А для имитации гиперзвукового движения боеголовок баллистических ракет не нужна такая секретность, во-первых; во-вторых, таких реальных боеголовок и так падает достаточно в течение каждого года. В частности, на атолл Кваджалейн, где кроме принимающего полигона также находится и испытательный Комплекс противоракетной обороны имени Рональда Рейгана с кучей стартовых площадок для противоракет разных типов. А также куча измерительного оборудования, фиксирующего (измеряющего) процессы перехвата боеголовок (без обширного и технически развитого измерительного комплекса такие испытания пустое дело). Поэтому зачем ещё для мишени городить суборбитальную ракету, когда таких ракет и так полно (помимо реально падающих натурных боеголовок). Типа того же "Минотавра-2" (мишень (TLV), например. Она же настоящая баллистическая межконтинентальная МХ в некоторой доработке. При чем тут Электрон Бека - как-то неясно и не стыкуется с уже имеющимся обилием мишеней. | | |
12953
- 18.06.2023 - 23:36
| Адик, подсказанная вами статья про сравнение лунных посадочных модулей двух проходимцев создана, сверстана, макет утвержден и прошёл авторский контроль (подписал ей свободу, фиг с ней), и ждёт самой короткой ночи в году для выхода. Утром самого длинного дня вы сможете её прочесть и высказать своё резюме. Все шишки вам - сами задали тему. Про "нижнюю часть "Артемиды".) | | |
12954
- 18.06.2023 - 23:55
|
На Кваджалейне, кстати, сейчас модернизируют систему определения координат точек падения боеголовок. На Камчатке с этим несколько проще - можно просто высадить бойцов к воронке, они залезут в центр ямы и определят её координаты. Это уже после испытаний, во время которых координаты точек падения оперативно измеряются по трём независимым каналам, даже по четырём (два разных акустических, сейсмический и радиотехнический (не радиолокационный, а разностно-дальномерный). А в лагуне Кваджалейна вода, после падения в неё яму не измеришь. Там работает связка из гидроакустической системы и радиолокационной - последняя радиолокацией фиксирует султаны воды от падения. Вот её сейчас и модернизируют. Но как модернизация улучшит работу радаров по этим султанам, в точности непонятно. Она и так отлично работает. Не подскажет кто, часом? Там есть варианты, но какой именно лежит в основе модернизации, пока непонятно. Засекречивают, черти, в газетах прямо не говорят. Жмотятся. | | |
12955
- 19.06.2023 - 00:00
| 12953-Куэнка > А ссылка? Я ж не прошаренный. | | |
12956
- 19.06.2023 - 00:03
|
12955-Адик > В полночь 22 июня. В день летнего солнцестояния. Прошаренный, непрошаренный, тему-то задали. "Артемидой" размахивали. Посмотрим теперь, что получилось. | | |
12957
- 19.06.2023 - 00:06
| Цитата:
| | |
12958
- 19.06.2023 - 00:13
|
12957-Куэнка > да я не отказываюсь. Хотя, сам вопрос подсмотрел на сайте НАСА. Там, где шло про альтернативную посадку. Там все в общих словах. Ни [*****] не понятно... Но, где почитать 22-го? Или положите ссылку сюда? | | |
12959
- 19.06.2023 - 00:14
| Блин. Дошло. Я не ссылку на свой пост прошу, а на Вашу статью. Где читать? | | |
12960
- 19.06.2023 - 00:18
|
12958-Адик > Разумеется, ссылка на статью будет здесь утром 22 числа, через трое суток. Ну посмотрим, будет ли что-то понятно. Расчётами грузить не стал, всё простыми словами, может и не совсем общими, немножко и самый минимум цифирьки всегда хорошая приправа для понимания. Так, чисто высота сорок, скорость тридцать, ориентир водокачка, правее неё восемь градусов. Статья скорее ваша - вы же тему задали, выбрали направление. А это главное. Указать азимут, а уж остальное приложится. А вы пока новую тему подбирайте, пожалуйста. Мне говорят - у вас там Адик есть, нечего простаивать такому ресурсу, пусть начинает подготовку предложений. | |
|
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |