0
- 31.07.2020 - 14:05
|
Ждать осталось немного © aivariz Тема о политике и освоении космического пространства. ----- Предыдущая тема Политит не политит? (про космос) Отредактировано neutralino; 13.08.2020 в 13:55. | | |
13201
- 13.07.2023 - 12:50
| Вопрос в том что является успехом, а что - галимой рекламной трепотней. Запуск любой ракеты который прошел по плану это всегда успех. Но вот является ли успехом вся разработка, и что стоит за буравыми победными маршами о "первой метановой в космосе"? Как говаривал товарисч Глушко "ракета это двигатель". Вот и заглянем в загадочную "душу" китайского метанового чЮда попристальнее. Итак, вот он - TQ -12, основа, вокруг которого китайцы накрутили "железки, баки" опять таки по образному описанию Валентина Петровича. ЖРД ОТКРЫТИОГО ЦИКЛА, если кто в теме уже сразу понимает что эта конструкция ЖРД далека от вершин технического совершенства. И китайский "метановый" TQ -12 полностью подтверждает этот постулат. Тяга TQ -12 на стартовом столе 658кН, или без копеек 74 тонны. Удельный импульс - 284,5 секунд. Господа, это что за | | |
13202
- 13.07.2023 - 13:59
|
Да. Нашему на бумаге проигрывает. https://kbkha.ru/deyatel-nost/raketn...o-kbha/rd0177/ | | |
13203
- 13.07.2023 - 14:58
|
И ваще фуфло. Что-то загорелось у них в двигателях нештатно https://youtu.be/n1C7_26lDWQ?t=45 | | |
13204
- 13.07.2023 - 18:20
| Двигатель-демонстратор это не "на бумаге" а опытный образец выдающий определенные характеристики, предназначен для откатки технологий и концепций. Так что если КБХА написало в характеристике 85 тонн тяги и 352 секунды импульса в вакууме то оно так и есть. Только вот замес в том что это ЖРД не для первой ступени. Для первой ступени КБХА отрабатывает другой демонстратор, РД-0162, https://kbkha.ru/deyatel-nost/raketn...o-kbha/rd0162/ . И там и тяга посерьезнее - 203 тонны, и есть возможность сравнить импульс для уровня моря - а он 321 секунда. Так что у чинов конкретная наколенная поделка, чиста "кружок космонавтики при дворце хунвейбинов им. Мао". КБХА в своих демонстраторах использует закрытый цикл, так что китайцам с их открытым еще расти и расти. | | |
13205
- 14.07.2023 - 08:25
| Меня напрягает, что их наколенная поделка летает, а наш суперневъебенный только демонстрирует. :( | | |
13206
- 14.07.2023 - 08:27
|
Индия сегодня на Луну запускает https://www.youtube.com/watch?v=TSj-qpYWTjw | | |
13207
- 14.07.2023 - 10:51
| может тебе к доктору обратится?чето ты силна напряженный))) | | |
13208
- 14.07.2023 - 11:50
| https://www.youtube.com/watch?v=VBTfA0N9p7g https://www.youtube.com/watch?v=q2ueCg9bvvQ | | |
13209
- 14.07.2023 - 12:32
|
13205-KohaVasin > А ты меньше напрягайся а больше думай. Для начала - нахрена России имеющей ЖРД которые на уровне моря имеют У.И. в 312 секунд при топливной паре керосин-кислород делать ракеты где в качестве ЖРД будет унылое говно, крайне неэффективно использующее топливо? И не важно, метан это, керосин или этиловый спирт. Топливо составляет примерно 90% стартовой массы ракеты, и глупо его использовать не по максимуму. Ну и зачем мутить метановый огород с У.И. равным обычной открытоцикловой керосинке? Для стартапа частника сойдет, он ЛУЧШЕ НЕ СДЕЛАЕТ. Чтобы улучшить TQ-12 придется изрядно попотеть, освоить закрытый цикл, двойную газификацию топливных компонентов, да еще и с такой гнусненькой топливной парой как метан с кислородом - в общем лет на двадцать а то и все пятьдесят работа. Если конечно не не может позволить ни США с их многомиллиардными космическими бюджетами, ни китайцы с их миллиардом рабочих рук. И мы естественно не может второй такой построить. ПО причине что ни рук ни денег на него нет. Остался от предков, титанов. Один. На нем испытывают все. И те ЖРД что идут на Ангару, и разрабатываемые РД-171М2, и прочая. Забито на годы вперед приоритетными ЭНЕРГОМАШЕВСКИМИ проектами. А КБХА - по остаточному принципу. И будут не один год с этими "метановыми" еще [*****] поскольку все что можно "на воздухе" сделать в КБХА сделали. А дальше весело - полный цикл испытаний возможен только по милости Энергомаша, либо как Маск - суваем неоткатанные движки в ракету, и смотрим как она смачно жахает. Есть миллиарды на "испытания а-ля Маск"? Отож. Никто не даст заниматься такой дуростью. Как-никак традиции разработки насчитывающие более полувека, соответствующие граничные условия. По которым не прошедший полный испытательный цикл ЖРД в РАЗРАБАТЫВАЕМУЮ ракету закладывать не имеет смысла. Ибо останется такой проект ракеты на бумаге навсегда. Вот и получается что мы движемся вперед со скоростью черепахи для наблюдателей которые оценивают скорость прогресса исключительно в запущенных ракетах. Ну да, нет двигателя - нет ракеты - нет победных реляций за Но может лучше медленно, печально, | | |
13210
- 14.07.2023 - 12:48
| Цитата:
В любом случае, я оцениваю по тому, что сделано и летает, пусть худо-бедно, а не по тому, что в проектах. Успеем наверстать и опять стать лучшими - тогда честь и хвала. | | |
13211
- 14.07.2023 - 15:08
| Цитата:
| | |
13212
- 14.07.2023 - 16:59
|
13210-KohaVasin > Если тебе кажется что развитие такой весьма сложной техники как ЖРД это быстрый процесс то советую посмотреть на реальность. Начну с самого веселого - РД-180. Пиндосы получили полный комплект документации по этому ЖРД еще в ельцинские годы. С 1998 года РД-180 испытывались в Космическом центре им. Дж. Маршалла NASA, в начале 1999 года в США была поставлена первая промышленная партия РД-180. Уже на тот момент времени было до хрусталя понятно, что РД-180 опережает все что лепят в США в плане ЖРД минимум лет на тридцать. Причем российско-американское соглашение о обмене документацией на ЖРД предусматривало и возможность производства ЖРД на мощностях страны, в которую документация была передана. Россия получила документацию по RL-10, и уже к в 2001 году первый опытный образец РД-0146 являющийся по сути RL-10 полностью построенным на российской производственной базе и из российских комплектующих согласно достигнутому ранее соглашению был отправлен Пратт-Уитни для сравнительных испытаний. ТО есть России понадобилось около 5 лет чтобы пройти путь от получения документации до готового ЖРД. США этот путь с РД-180 так и не смогли осилить более чем за 2 десятка лет. Почему? Да потому что НАХОДЯТСЯ НА БОЛЕЕ НИЗКОМ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ в области проектирования ЖРД. Чтобы воспроизвести РД-180 нужно не только копипаст выполнить, а и подобрать материалы местного производства которые смогут работать в таком ЖРД. России как стране находящейся на более высоком уровне развития и то пятилетка понадобилась чтобы "в железе" сделать копию RL-10. А куды пиндосам, которые в плане ЖРД на керосин-кислороде застряли на открытого цикла схеме? Да и вообще с закрытым циклом их опыт с RS-25 не впечатляет, излишнее усложнение, два турбонасосных агрегата - в общем "лобовая атака" там где советские конструкторы шли по пути упрощения конструкции путем перевода на один вал турбонасосного агрегата обоих топливных компонентов. Так что вполне ожидаемо что пиндосы за двадцать с лихреном лет так и не смогли скопипастить РД-180, ибо они отстали минимум на лет тридцать в идеологии и на все полвека - в материалах турбонасосов. СССР делал ТНА одного топливного компонента которые выдавали под 200 атмосфер еще в середине 60-х, а США создали подобный ТНА только к концу семидесятых. ПРи этом двухкомпонентный ТНА в СССР разрабатывался более 10 лет - и получился только к середине восьмидесятых. Так что четверть века это то что отделяет ТНА того же РД-253 и ТНА РД-170 - при том что в СССР имелась и РАЗВИВАЛАСЬ соответствующая конструкторская школа. Так что двадцать лет это ОПТИМИСТИЧНАЯ оценка, построенная на том что китайцы значительно обогнали пиндосов на поприще ЖРД закрытого цикла. Получив от хохлов не только документацию но и производственные техпроцесс советского ЖРД РД-120 примерно в начале, максимум середине девяностых китайцы смогли к концу 2007 года запустить первый опытный образец своего копипаста этого ЖРД под названием YF-100. НО прошло еще 5 лет, пока в Китае смогли наладить полнофункциональное серийное производство и получить летный сертификат на этот ЖРД. И китайцы сейчас находятся в плане разработок кислород-керосиновых ЖРД примерно на том этапе в котором СССР находился в середине семидесятых. То есть практически ПОЛВЕКА ОТСТАВАНИЯ. И причем это отставание фатально, поскольку они дошли до YF-100 не путем создания а путем копипаста чужой разработки. А это всегда чревато не полным пониманием лежащих в исходной разработке идей, что в общем-то не дает двигаться дальше в область которая видна в виде наглядного примера под названием РД-170, ибо В КИТАЕ НЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОНСТРУКТОРСКОЙ ШКОЛЫ. Но в целом технологически китайцы выше пиндосов, потому что могут делать такие ЖРД которые пиндосам не под силу. А это в принципе означает что наработанный на копипасте РД-120 опыт можно приложить и к метановым ЖРД. А здесь самое веселое - метан как топливо значительно отличается от керосина, водород и прочих уже использовавшихся ранее в ЖРД видов топлива. Удельная теплота сгорания водорода - 141 МДж/кг. Но при этом температура перехода из жидкого в газообразное состояние минус 252 градуса по Цельсию. Керосин имеет удельную теплоту сгорания около 41 МДж/кг, но вот при комнатной температуре находится в жидком состоянии в легкую. А метан, асоблива сжиженный, который как раз таки и использоваться должен в качестве ракетного топлива имея удельную теплоту сгорания около 50 МДж/кг и при этом переходит из жидкого в газообразное состояние при температуре около минус 150 по Цельсию. Про высококипящие компоненты в общем-то можно не говорить, их теплотворная способность достаточно низкая, около 500 кДж/кг при том что находятся и НДМГ и АТ в жидком состоянии. Не видишь некую печальную для метана проблему? Для охлаждения в стиле "а-ля водородный ЖРД" температура перехода в газообразное состояние дюже теплая, а для охлаждения в стиле "а-ля керосинка" наоборот, превращается в газ слишком рано. И схема "газ-газ" которую применяют и дядя Маск, и наши демонстраторы типа РД-0177 в плане тепловом оставляет желать много лучшего. | | |
13213
- 14.07.2023 - 20:33
|
Ничтяк! Познавательный "разбор полетов". Спасибо. Непонятны проблемы с охлаждением. Если умеем "а-ля водород" и "а-ля керосин" при одном и том же кислороде, то "усреднение" для метана не должно вызывать сложностей. Естественно, меняется конструкция, но никаких принципиальных новшеств не вижу. | | |
13214
- 14.07.2023 - 21:47
| Стало известно о ЧП, произошедшем с японской ракетой-носителем Epsilon S. Это твердотопливная ракета-носитель, испытания которой проводились на японском полигоне Ноширо (префектура Акита). В ходе испытаний, проводимых японским аэрокосмическим агентством, прогремел взрыв. Причём произошло это примерно через минуту после начала испытаний. Ракета находилась в ангаре в горизонтальном положении. Стоит напомнить, что это уже далеко не первое фиаско с японскими ракетами. Некоторое время назад (в марте 2023) на космодроме Танэгасима не запустились боковые ракетные ускорители ракеты H3, в результате чего она так и не смогла совершить полёт. Японская пресса пишет, что космическая программа страны сталкивается с многочисленными проблемами, которые влияют на её реализацию. Ряд проблем носят технический характер, что является особым вызовом для Японии. Это вам не Лэнд Крузеры клепать. | | |
13215
- 18.07.2023 - 13:41
| Цитата:
газообразное состояние конструктивный нонсес, ошибка в проекте ЖРД. Водород приходится пускать в камеру сгорания в весьма большом, гораздо бОльшем чем необходимо количестве, и это отлично видно на примерах RS-25 и РД-0120. Проблема кипения топлива при регенеративном охлаждении. А СПГ... до водорода не дотягивает весьма значительно по температуре при которой становится газом, поэтому "давить количеством" нихрена не выйдет. Приходится уходить на схему "газ-газ", а это не айс. Что отчетливо видно по проблемам, которые имеют ЖРД нононешние демонстраторы работающие на метане. Недавно безосовский BE-4 на стенде бабахнул знатно, разворотил не только себя но и стенд разнес. Маск тоже с вечногорящим пуканом запускает калоши с Рапторами. У китайцев те же проблемы, хотя из ЖРД совсем детство пионерии, открытый цикл где явно давят количеством топлива перегрев камеры сгорания. Так что есть проблемки с метаном, и достаточно неприятные. Про метан в качестве топлива в свое время было достаточно много рассуждений, ведь его использование в качестве топлива для ЖРД прямо таки просится, можно сказать плавает на поверхности. Вот во время одного из обсуждений концепций Валентин Глушко по легенде и выдал знаменитую фразу за то что если решение сложной проблемы плавает на поверхности то это говно, а не решение. | | |
13216
- 18.07.2023 - 14:16
| Цитата:
| | |
13217
- 18.07.2023 - 19:17
| | ||
13218
- 18.07.2023 - 21:45
| Вот теперь понятно. | | |
13219
- 25.07.2023 - 13:42
|
Запуск «Луны-25» запланирован на 11 августа 2023 года с космодрома Восточный ракетой-носителем Союз-2.1б с разгонным блоком Фрегат. Ведется предпусковая подготовка. Резервная дата запуска - 12/08/2023. Ну что? ПолИтит али нет? Причем если полИтит то довольно шустро - посадка планируется 20-23 августа, что на пару суток раньше чем у запущенного Индией к Луне 14 июля Чандраян-3. | | |
13220
- 25.07.2023 - 13:51
| Цитата:
| | |
13221
- 25.07.2023 - 15:47
| а ты смотри место посадки.мож че и поймешь | | |
13222
- 26.07.2023 - 15:26
|
Маск завтра на ГСО собирается 9,2 тонны запулить. Политит не политит? https://www.youtube.com/watch?v=cJ_CJtncLBU | | |
13223
- 26.07.2023 - 16:04
|
Кстати, пишут, "геостационарный". Но при этом "... охватив территорию США, Канады и Мексики". Может геосинхронная орбита? Типа как сейчас у Чандраян-3? | | |
13224
- 26.07.2023 - 16:28
|
С геостационарной орбиты обзор поверхности примерно треть всей поверхности Земли. С расплывчатой зоной по краям, поэтому немного +/- треть, смотря какие критерии. Так что вполне может быть. Остров Девон в Канаде вряд ли, но там и не никого; а среднюю и южную часть Канады вполне может. Интересно, запускать будут через суперпереходную орбиту с какой высотой апогея? Тысяч 80 километров небось. | | |
13225
- 26.07.2023 - 16:35
| Аляска - не США? Слабое звено :) | | |
13226
- 26.07.2023 - 16:56
|
Ну Аляска поюжнее Девона) две трети Аляски южнее полярного круга. Так что вряд ли у Аляски будут проблемы с приёмом сигнала. Впрочем, это интуитивно, детально не анализировал.) Типа, геостационарные спутники в принципе видны (то есть которые прямо к югу) до широты 81 градус. Вся Аляска южнее. | | |
13227
- 26.07.2023 - 17:28
|
Мыс Барроу, штат Аляска (71°23'20" с. ш., 156°28'45" з. д.) - самая северная точка территории США. На 10 градусов южнее границы принципиальной видимости геостационарных спутников. На западном побережье Аляски уже нерка сейчас небось идёт вовсю. Может, рванем икры возьмем по ведерку?) | | |
13228
- 26.07.2023 - 18:25
| 13223-KohaVasin > интересно, зачем индусам оставлять столь низкий перигей? То, что он экваториальный, понятно — апогей уже нацелили примерно в сторону лунной орбиты. Но высота перигея непонятна. Она "съедает" сейчас высоту апогея довольно ощутимо. | | |
13229
- 27.07.2023 - 08:11
|
х.з. Может из соображений экономии топлива. Уж так медленно-тягомотно они раскручивают спираль. При подъеме апогея на некую фиксированную величину влияет ли на расход топлива высота перигея? Не раздувается ли эллипс при импульсе сильнее в поперечном направлении, если перигей выше? Если да, то как это повлияет на условия перехода на окололунную орбиту? Не требует ли большей корректировки такая размашистая вширь орбита? Или, может, им важнее, чтобы больше времени аппарат находился в зоне прямой видимости. Наверное, не от балды так низко, а с некой целью. Жулики, однако. :) | | |
13230
- 27.07.2023 - 09:02
|
13229-KohaVasin >ага, была такая лаба - всё что я запомнил - чем больше количество корректировок - тем экономичнее, но дольше. самая попа была ,НЯП,с одной коррекцией - зато быстро.. | | |
13231
- 27.07.2023 - 09:02
| Цитата:
| | |
13232
- 27.07.2023 - 13:12
| да, чем ниже перигей, тем меньше топлива, по эффекту Оберта. Видно, эта экономия перевешивает потерю скорости в перигее из-за сопротивления воздуха. | | |
13233
- 27.07.2023 - 13:14
| В этом случае чем выше апогей суперсинхронной орбиты, тем больше экономия топлива на спутнике для перехода на гсо. Для того и поднимают его повыше. | | |
13234
- 27.07.2023 - 13:34
|
С суперсинхронной орбиты переход делают за два импульса, в отличие от геопереходной: сначала первый импульс, который одновременно кладёт плоскость орбиты в экваториальную, и поднимает перигей до высоты ГСО. И вторым импульсом опускают апогей до ГСО, то есть скругляют орбиту. А с геопереходной на ГСО переход одним импульсом, которым кладут плоскость орбиты в экваториальную и одновременно поднимают перигей до высоты ГСО, то есть скругляют орбиту. Сумма двух импульсов для первого случая (переход с большой высоты аплоея суперсинхронной орбиты вниз до ГСО) выходит экономичнее второго (переход с геопереходной орбиты) из-за значительной экономии при обнулении наклонения переходной орбиты на большой высоте (то есть при малой скорости апогейного движения при фиксированном импульсе перехода вектор итоговой скорости поворачивается сильнее) . Это и даёт суммарный выигрыш в затрате характеристической скорости. Но требует расхода топлива ракеты. Зато значительно (до 20% и более) экономит топливо спутника и продляет его срок работы на ГСО. | | |
13235
- 27.07.2023 - 14:41
| Так в схожем полетном задании продлили до примерно 20 лет время работы геостационарного спутника связи Arabsat 6A с массой 6,5 тонн. Фалькон Хэви запустила его на суперсинхронную орбиту с апогеем чуть меньше 90 000 километров, и это сэкономило около 20% расхода топлива спутника на переход до геостационарной орбиты. По сравнению с использованием обычной геопереходной орбиты с апогеем на высоте ГСО. | | |
13236
- 27.07.2023 - 14:47
| Вот за это и платят владельцы спутника за использование Фалкона Хэви с "недогрузом" — этот номинальный "недогруз" на самом деле даёт несколько добавочных лет работы спутника, "лишнее" топливо носителя уходит в суперсинхронную орбиту и дополнительные годы работы аппарата. Что очень выгодно хозяевам спутника. И они с радостью платят за запуск Фалкон Хэви, получая за это годы работы их аппарата и дополнительную прибыль от его эксплуатации, значительно превышающую затраты на запуск Фалкон Хэви. | | |
13237
- 27.07.2023 - 15:05
| Сегодняшний пуск, кстати, отбили за минуту до зажигания. Попробуют завтра. | | |
13238
- 27.07.2023 - 15:05
|
Про эффект Оберта никогда даже не слышал. Занятная штука. Спасибо за наводку. Случай кинетической энергии, превышающей химическую в вики популярно :) | | |
13239
- 27.07.2023 - 15:11
| Хозяевам спутника выгодно не лизать задницу маску, а чтоб носитель выводил спутник сразу на целевую орбиту. но маск это делать не умеет | | |
13240
- 27.07.2023 - 15:21
| 13238-KohaVasin > баллистика вообще занятная штука. В ней есть хитрые приколы) | |
|
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |