К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Политит не политит 2 (про космос)

Гость
0 - 31.07.2020 - 14:05
Ждать осталось немного © aivariz

Тема о политике и освоении космического пространства.
-----
Предыдущая тема Политит не политит? (про космос)




Отредактировано neutralino; 13.08.2020 в 13:55.
12681 - 22.05.2023 - 23:42
12680-Куэнка >Гагарина жалко
12682 - 22.05.2023 - 23:43
Тоже отбиваюсь, на моей стороне Земли уже давно темень, и скоро астрономическая полночь. Добрых снов!
12683 - 23.05.2023 - 05:58
12618-Куэнка > а тенденции нехорошие.
С одной стороны, Космос - единственное реальное Будущее человечества вне мрачных картин антиутопий. Т.е. по-хорошему, пока не поздно, нужно идти по т.н. пути "Союз - Аполлон", объединять усилия - чего нет, и на перспективу (ближайшую) не просматривается. Но ладно, Штаты и Китай пока что "тянут" поодиночке, Роскосмос пытается что-то на те деньги, что выделяются на мирный Космос.
С другой - кризис никуда не делся. Участившиеся "аварии" как раз и есть признак "падения в воронку кризиса". Помимо явных последствий в виде рецессии/спада, это может привести (или приведёт) к
а) финансированию всего, кроме оборонки, по остаточному, Космоса в т.ч. (кроме оборонного). Т.е. одно дело "пилить" 5 лярдов из 100, совсем другое - 5 из 20. Могут и не дать 5, а - ИМХО - есть задачи, где условный "порог результата" начинается с 5, и при наличии 1 или 2 вместо 5 - лучше даже не браться. Выйдет сплошной позор и потеря репутации.
б) (простите за умные слова) потере компетенций. Злобный же не зря часто поминает F-1 (ЕМНИП). Если принять, что всё-таки летали - то где этот двигатель ?
Кстати, на наших глазах Штаты потеряли компетенции в области обогащения урана.
в) (вынужденное) упрощение системы управления. И вот это реально самое страшное - потому что потянет за собой упрощение объекта управления ... Возможно - Иваныч вкинул мысль - Маск и есть попытка избегнуть усиления бюрократизации с падением результатов
г) (чисто ИМХО) Вы (и вы, да и я) - "продукт" своего времени, когда "игрушки были железные". Почти все из нас, кто хоть что-то сейчас делает руками, прошли через самодельщину. Т.е., - ИМХО, повторяю, - "на уровне пальчиков" могут понять, будет ли работать штука. Более свежее поколение - продукт цифровых технологий - через эту школу анмасс не прошла.
Хороший пример, - на прежней работе инженер "по оборудованию". Со всяческими CAD'ами и 3D-принтерами на "ты". Спроектировал "тяни-толкай", чтобы "поженить" привод шибера и МЭО



Не предусмотрел в соединениях люфты. Полдня работы, и поломало.
Так что понятно, что "на кульманах" ракету уже не построить, но полное доверие к электронному проектированию может здорово подвести.
"Красивый самолёт хорошо летает". Но оценить красоту лучше проектировщика смог бы моделист-планерист ...
=========
Примерно так. Возможно, что-то упустил, не беда.
12684 - 23.05.2023 - 09:25
У меня нет ощущения надвигающегося упадка. НАСА занялось созданием обитаемой базы на Луне, и вполне всесторонне и практически: ракета, посадочные модули, поверхностное оборудование и связь, орбитальная поддержка. Если всё пойдёт по плану, через десять лет они получат опыт обитания на лунной базе, как сейчас получили достаточный опыт обитания на околоземной орбите в МКС. Дальше околоземная орбита не даст развития, обитание на ней будет пройденным этапом без новизны. Помимо НАСЫ, есть Маск со своей идеей колонизации Марса, и его работы по созданию большого пепелаца идут в практической стадии; по моим ощущениям, успешный орбитальный полёт будет им достигнут в этом году. И ему не нужно ни с кем объединяться, он и так разрабатывает своё дело полным ходом. Китаезы тоже планируют свою базу на Луне, попозже и медленно, но ресурсов у них хватит, экономика страны достаточная для такого проекта, и вполне развивается дальше. Вот вам уже три разных программы по проникновению в дальний космос. О чем печаль? В той или иной степени программы будут развиваться, и с весомой вероятностью достигнут основных целей в горизонте 15-20 лет.
12685 - 23.05.2023 - 09:29
А люфты, цифровое проектирование, неправильное поколение - этот ерунда, на мой взгляд. Это всё было всегда: "С тоскою я смотрю на наше поколенье. Его грядущее и скучно, и смешно... ", " Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя; богатыри - не вы"... И тд и тп. Это все и многое подобное писалось в позапрошлом веке. И что? С тех пор новые поколения создали то, что тогда и не снилось. Жизнь движется дальше. А эти сетования оказываются ни о чем, реальность их опровергает.
12686 - 23.05.2023 - 09:32
Тот же космический туризм - раньше в 1970-е о нём и не думал никто. А сегодня очередная экспедиция частников кайфует на МКС. Свалят МКС, запустят другие частные станции, чисто туристические. Это не так сложно сегодня. А до сведения МКС Маск отвезёт на неё ещё десятки туристических экспедиций. Лиха беда начало, текущая, уже вторая. Свои ракеты, свои корабли, чего ему останавливаться. Позже и к Луне туристы полетят.
12687 - 23.05.2023 - 10:04
12684-Куэнка > для всего этого нужны деньги. Много денег. Нужны люди. И не абы какие.
"На горизонте 20 лет" Римская империя была, в общем, устойчива и имела вполне реальные планы развития.
РИ ещё в 1913-м была в пятёрке самых развитых стран и быстро развивалась.
СССР в том же 1980-м был вполне себе крепок и строил планы ...
Я примерно об этом. Вы проецируете нынешнее состояние на 20 лет вперёд, нечувствительно считая, что "как было, так и будет. Как делалось, так и будет делаться". Но не мне Вам говорить за "воронку событий".
Так что надеюсь, что мой чОрный прогноз не сбудется.
12685-Куэнка > не неправильное. Иное. С иным опытом взросления.
12688 - 23.05.2023 - 10:54
Цитата:
Сообщение от Winny Посмотреть сообщение
Вы проецируете нынешнее состояние на 20 лет вперёд
Из чего же ещё исходить? Будущее не наступило, по нему прогнозировать нельзя. Брать для прогнозов вчерашний и позавчерашний день, десятилетие или век тоже не правильно — на сегодняшний день возникли свои изменения и дополнения.

В геологии широко используются так называемый принцип актуализма: считается, что сегодняшние процессы отложений, извержений, осадконакоплений и тп геологических процессов можно проецировать в прошлое, объясняя формирование древних отложений, от морен до, к примеру, ледниковых ленточных глин. Именно так установлено существование древних оледенений, например. Того же криогенного геологического периода. Актуализм исходит из принципа: «Настоящее есть ключ к пониманию прошедшего», то есть изучение процессов, происходящих в современных условиях, принимается за основу для суждения о процессах и условиях минувших геологических периодов.

Этот же принцип актуализма используют и в прогнозировании, от климата до анализа технических систем и перспектив их развития. Есть специальные предметы, посвящённые перспективам развития технических систем, как их правильно анализировать и делать адекватные выводы с приемлемым уровнем достоверности. Этому учат на случай, если кто-то пойдёт в разведку, не на агентурную работу, а на технического аналитика в разведке.

Ведь Штирлицы сами специалисты в другом, в добыче информации, и специальных технических знаний и опыта у них обычно нету, они не ядерщики и не ракетчики или подводники. А что они нарыли, разбирают и оценивают спецы. И делают это по определённым правилам, а не как им вздумается. Вот эти правила и алгоритмы анализа, утверждённые государственными структурами, кстати, и остаётся использовать. Так я и действую, а как иначе? Чтобы совсем наглядно, обратите внимание на строчку 45 (отметил галочками), какой там предмет. Это оно и есть.


Из моей группы часть пошла в космонавтику (вообще с нашей кафедры в космос полетели четыре человека; вуз возглавлял космонавт), часть в боевую область, часть в разведку. Мы до сих пор встречаемся отметить 12 апреля, и обмениваемся накоротке всякими вопросами. Технические системы и перспективы их развития так и анализируют главным образом сегодня, как учили в этом курсе. Естественно, с доработками, накопившимися на сегодня.
12689 - 23.05.2023 - 11:02
12688-Куэнка >
Цитата:
Сообщение от Winny Посмотреть сообщение
Вы проецируете нынешнее состояние на 20 лет вперёд, нечувствительно считая, что "как было, так и будет. Как делалось, так и будет делаться". Но не мне Вам говорить за "воронку событий".
"Чёрные лебеди" потому и непредсказуемы, что непредсказуемы (простите за тупой каламбур). У Переслегина есть свой (возможно, не его) термин : "дикая карта".
Для Космоса такой "дикой картой" стало появление "персоналок". Кто-то их прогнозировал буквально за год-два до появления ? после появления - кто-то мог сванговать, что масса сил, средств, умов уйдёт в ... в, так скажем, кибернетику ?
И развитие пошло по совсем иному пути.
Причём эта "дикая карта" Космос" не "закрыла", как и экономику, а всего лишь расставила приоритеты в другом порядке ... Сейчас вполне вероятно "закрытие" экономики. Нет, что-то останется безусловно, но у Космоса нет - пока ? - необходимой сакральности. Турпоходы на МКС ? ну не станет их (вместе с МКС), будет что-то иное. До появления полётов в космос богатые как-то развлекались же ? Переслегин считает, что у Штатов есть понимание потребности Космоса. У Китая - нет. Ну пусть хотя бы Штаты ...
12690 - 23.05.2023 - 11:02
12689-Winny, тю..., что за пессимизм Winny. Впрям на тебя не похоже...наверно стареем:::)))

Отредактировано SS_20; 23.05.2023 в 11:03. Причина: исправление
12691 - 23.05.2023 - 11:07
12690-SS_20 > да я сильно надеюсь, что это действительно "выплеск мрачного ночного разума".
Но ведь не бывает так, что идём и идём вперёд. Было лет 20-30, как раз 50-е - 70-е, за которые сделано примерно 80% из 100, если можно так сравнивать.
А потом спад и торможение.
12692 - 23.05.2023 - 11:08
Ещё бы Иваныч со Злобным высказались.
Жаль, хардрока нет.
12693 - 23.05.2023 - 11:09
12689-Winny > чёрных лебедей исключить нельзя, но и брать их за основу событий, как маловероятные явления, тоже неправильно. Нужно соотносить вероятности их и более вероятного мейнстрима.
12694 - 23.05.2023 - 11:19
Цитата:
Сообщение от Winny Посмотреть сообщение
12690-SS_20 > да я сильно надеюсь, что это действительно "выплеск мрачного ночного разума". Но ведь не бывает так, что идём и идём вперёд. Было лет 20-30, как раз 50-е - 70-е, за которые сделано примерно 80% из 100, если можно так сравнивать. А потом спад и торможение.
Winny да я согласен с тобой у самого иногда уныние от действительности... Друг но война на дворе...к сожалению третья...мировая. И нам надо выжить, и победить. Вот и приходится помогать волонтерам и т.д..
12695 - 23.05.2023 - 11:30
12694-SS_20 > - до самыя до смерти, Марковна. - Инда ещё побредём ...
12696 - 23.05.2023 - 11:30
12693-Куэнка > помирать собрался, а жито сей. Это понятно. Но я опять не об этом.
12697 - 23.05.2023 - 11:36
12696-Winny > я, со своей субъективной колокольни (откуда она, рассказал) не вижу пока стагнации в развитии космических программ в целом. Напротив, достаточно интересные, масштабные, и в ключевых элементах новые программы реализуются в разных стадиях практики. Посмотрим, что будет дальше. Но какой-то скорби по будущему не ощущаю.
12698 - 23.05.2023 - 11:38
12697-Куэнка >

12699 - 23.05.2023 - 11:39
12698-Winny > да я не напираю) просто обмен частными мнениями и точками зрения.)
12700 - 23.05.2023 - 12:45
Цитата:
Сообщение от Куэнка Посмотреть сообщение
не вижу пока стагнации в развитии космических программ в целом
Ну да, замечать очевидное это особый талант нужен! :))))) Напомнить тебе сколько лет длилась пиндосская космическо-пилотируемая импотенция апосля списания шаттлов? Или это другое, а не реальная деградация пиндосской моЩЩи? Напомнить тебе сколько ДЕСЯТИЛЕТИЙ прошло между появлением на бумаге Ares-V и первым полетом SLS? И сколько десятков миллиардов баксов в эту дыру ксвистело, не смотря на то что используются по полной компоненты оставшиеся от шаттлов? Могу и дальше приводить примеры пиндосской космической деградации. но зачем? У меня не стоит задача переубеждать слепо поклоняющихся пиндосской моЩЩе пиплов. Ты вот про лунные пиндосские планы речь ведешь - а на чем основывается твоя уверенность в том что эти планы вообще жизнеспособны, не говоря про то что выполнимы в ближайшем будущем, где-то в период десятилетия? Может тебе напомнить про то как создавалась МКС и какой модуль был первым? И кто его разработал, произвел и запустил? Где у пиндосов вообще опыт создания модульной космической станции "с нуля"? У России такой опыт есть, у Китая есть, а у пиндосов нет такого опыта. И не имея опыта создания модульной станции на низкоопорной орбите пиндосня собирается сразу около Луны такую станцию мутить самостоятельно? Ну-ну. Все громадье пиндосских планов о которых ты вещаешь находится в серой зоне экспериментальных проектов, которые не были еще реально реализованы в меньших масштабах или в более легких условиях. Надежды на Starship как на полнофункциональную пилотируемую систему из серии "ну я верую!". Концепция Big Dumb Booster привлекает умы разработчиков космических систем с первых дней освоения космоса. Увеличение размеров РН создает весьма парадоксальный эффект - у больших РН масс-совершенство выше по определению. Ибо сухая масса конструкций ракеты растет медленнее, чем стартовая масса. И америкосы на основе этого довольно примитивного концепта НЕ ОБЛАДАЯ МОЩНЫМИ ЖРД пытаются создать очередную монстру. Ибо отнести Рапторы к мощным ЖРД низзя. Двести, даже триста тонн тяги выдаваемые единичным ЖРД не решают вопрос необходимого уровня создаваемой такими ЖРД тяги для поднятия конструкций имеющих несколькотысячетонную массу. Плавающее на поверхности решение "набрать несколько десятков маломощных ЖРД" на самом деле говно а не решение. У команды Спайс-Ху сейчас по всей видимости появляется в результате обломного запуска Старшипы понимание того что реальный полет ракеты с тремя десятками ЖРД это не стенд на котором эти ЖРД испытали поодиночке. Даже всего опыта эксплуатации Флаконов с девяткой ЖРД в заднице мало, поскольку проблемы взаимного резонанса системы растут не в арифметической а в геометрической прогрессии по мере роста количества ЖРД и увеличения их тяги. И отключением "противоположного" отключившемуся ЖРД двигателя тут не отхэкаешься. Спайс-Ху сейчас оказалось в положении в котором было КБ Королева, пардон, уже Мишина с монстрой Н-1. Было предельно ясно что ракету просто раздирают на части абсолютно непредсказуемые процессы, повлиять на которые нет никакой возможности. Смоделировать эти процессы в лабораторных условиях тоже нет никакой возможности. Только собирать очередной экземпляр монстры, и шаманскими пассами пытаться заставить ее лететь. Не даром Глушко получив пост ГК ОКБ-1 просто закрыл тему монстры. Как двигателист он отлично осознавал всю сложность создания РН с таким количеством ЖРД. И опять же как двигателист видел что поднять тягу единичного ЖРД до уровня когда количество таких ЖРД в концепте Big Dumb Booster будет приемлемым с точки зрения возможности предсказания их взаимного влияния так же не реально. РД-170 не смотря на свои не превзойденные никем на сегодня характеристики не панацея для BDB. Берем ту же концепцию РН Энергия. Четыре бустера с РД-170 не прихоть а необходимость. Ведь вроде бы чего проще - размести сразу пять РД-170 в корпусе первой ступени, и получится намного более мощный носитель чем обвешанный 4 бустерами водородный блок с РД-0120. Но нет, не идет по простому пути разработка Энергии, бустеры мутят. Ладно центральный блок с водородом в качестве топлива, отрыжка слепой попытки копипаста Спейс Шаттла переехавшая в окончательный вариант проекта "по наследству". Но четыре блока А зачем? Два меньше чем 4, кто мешал сразу сделать два бустера с двумя РД-170 в каждом? Никто не мешал. Но однако центральный блок Энергии окружают 4 бустера. С одним РД-170 в каждом. Почему так? А потому что разработчики Энергии сразу отсекали по максимуму все влияющие на надежность системы решения. Я не слишком высокого мнения о Энергии как о носителе, начинающий работать с уровня моря центральный блок с водородом, боковой подвес ПН... в общем в целом не айс концепция - но в плане обеспечения надежности уже на этапе проектирования были приняты решения максимально ее обеспечивающие. На основе тяжкого предыдущего опыта. А Маск этот опыт только сейчас начинает нарабатывать.
Кстати, один очень интересный маленький штришок - Маск заявляет о том что давление ТНА в его Рапторе больше чем в РД-170. Но пардон - в РД-170 один ТНА создающий давление в 250 атмосфер. А Раптор Маска построенный по схеме с полной газификацией имеет ДВА ТНА. Так что есть вопрос - говоря за производительность ТНА Раптора и создаваемое этим ТНА давлении дядюшка Маск говорит о КАЖДОМ насосе турбонасосного агрегата или о ТНА в целом как о узле ЖРД? Может все его заявы о "превосходстве" делить на 2 надо? ;)
12701 - 23.05.2023 - 14:02
Дык чо, стагнация "в целом", глобальная? Или мы опять впереди?
12702 - 23.05.2023 - 16:29
12688-Куэнка >а где учился?
12703 - 23.05.2023 - 17:00
12701-KohaVasin > ИМХО, Китай как-то впереди, но чисто потому, что "зады повторяет". На новом техническом уровне, но то, что СССР делал давно. Штаты тоже не только планы разрабатывают - Николай подробно нарисовал, что делается :)
12704 - 23.05.2023 - 17:59
12700-Злобный > черт побери, круто написано! И солидно, и объёмно, и просто приятно почитать, Злобный) Спасибо! Но увы, Злобный, вы всегда недооценивали Маска, опровергая его решения, называя их фантастикой, прогнозируя, что стабильности в посадках ступеней не будет никогда, и пр и пр. Но, как говорится, "никогда не говори никогда" - прямо ваш случай. По прошествии времени реальность неизменно показывает ошибочность ваших оценок и опровергает их. Посмотрим, к примеру, что вы упорно утверждали за полгода до первой успешной посадки первой ступени Фалкона-9.
12705 - 23.05.2023 - 18:02
Из темы-1 (ссылка в сабже): ваши уверенные отрицающие вердикты :)) оценки эксперта!)

Злобный
138
-
15.04.2015 - 14:34
1386-aivariz > Дитятко, тебе ще раз объяснить шо сама концепция Маска полное говно? ... Любой порыв ветра - и будет то, что при першем приземлении - и нехрен свапливать на гидравлику. Чуть недолил топлива - и будет то, что сегодня произошло. В задачке ахрененно большое количество неизвестных, Маску не подконтрольных. Поэтому надежность такой системы приземления изначально никакая, и стабильности в результате не будет никогда.

Что до сравнения с отработками технологий с которыми ты путаешь вероятностную рулетку "многоразового Маска" то там люди прекрасно понимали что проблема лежит в технике а не в концепции. И процесс отлаживали, находя косяки в технических решениях. А у Маска технических косяков нет - ему бы с Богом договориться чтоб обеспечивал идеальный штиль на всех высотах пока масковское чАдо прикорабеливается - и все было б пучком в 100 случаях из 100.

Злобный
1415
-
22.04.2015 - 13:54
1414-aivariz > Дитятко, тебе в стопервый раз объяснить принципиальную разницу между техническими проблемами и гнилой концепцией? У Маска проблема в том, что он с Господом Богом забыл согласовать свои идейки. Посмотри внимательно на видео - только слепой (ну и ты с Маском) не замечает, что болтанка при посадке такая что все ховаются, и получить строго вертикальный спуск как на том видео от которого когда-то ты со товарищи ссали кипятком и рассказывали за мегаконтроль у Маска в реальной жизни с реальной ступенью нихрена не получается. И получится только тогда, когда дядя Маск научится ликвидировать последствия не подконтрольных ему сил, типа ветра. Что вообще-то рядом с ноликом. Аэродинамическое возвращение ступени по типу "Ангара-Байкал" куда более реально, но не для дяди Маска - ему придется родить баржу шириной в пару сотен метров и длиной в пару километров.


Злобный
1760
-
03.07.2015 - 16:42
1759-Lich > Да как раз таки тут логика простейшая - возврат отработаной 1 ступени математически вполне тривиальная задача, точка приземления рассчитывается загодя, и с достаточно большой точностью. Облом начинается у Маска как раз таки в обеспечении самого процесса, та самая "автоматика" которая должна синхронизировать факел и вертикальную стабилизацию нихрена не работает. Вообще то надо признать что сама по себе задачка для автомата непосильная, слишком много переменных нужно учитывать, и работать С УПРЕЖДЕНИЕМ чтобы так сажать отработаную ступень как Маск задумал, но это вообще из разряда фантастики, автомат который способен компенсировать еще не наступившее событие сам по себе превосходит человека!
12706 - 23.05.2023 - 18:04
Теперь посмотрим на сегодняшнюю реальность и сопоставим её с вашими заключениями, Злобный.) Проверяют прогнозы только наступившей реальностью — иное пустая словесная пена. При сегодняшней непрерывной серии успешных посадок ступеней Фалконови уже за 130 подряд можно спросить — так Маск договорился таки с Богом? )) Обеспечил полный штиль на всех высотах, как вы писали? Где сегодня аэродинамическая ступень "Байкал-Ангара", которую вы назвали куда более реальной? И разве посадочные баржи у Маска "шириной в пару сотен метров и длиной в пару километров", как вы нафантазировали непонятно с чего? А задачи, которые вы уверенно признавали "сами по себе непосильными" для автоматики и объявляли их "из разряда фантастики", Маск давно решил, сделав фантастику (по вашим оценкам) ежедневной реальностью.

Очевидно, что ваши оценки оказались в корне неверными и не адекватными действительности; ракеты Маска опровергли вас еженедельными сегодняшними полётами. Нафантазированные вами невозможности и непосильности посадки на баржу в проверке сегодняшним днём — решенные технические задачи. Просто вы не понимаете, как их решать, отсюда ошибочные вердикты. Ваши оценки пальцем в потолок, Злобный, они неверны и остались лишь фантазиями дилетанта.

В итоге — никудышний из вас аналитик, Злобный. ) Жонглировать цифрами вы пытаетесь, но выводы выходят ложными, и жизнь опровергает их.
Поэтому к тому, что вы пишете сегодня, стоит относиться как к всегдашним вашим оценкам — фантазиям, не проходящим проверки реальностью. А ваша недооценка техническим систем Маска, увы, налицо. Из разведки вас по таким вашим "оценкам" уволили бы в два счета за неверные прогнозы и недооценку противника)) ну, это, конечно, моё частное мнение) то, что вы фантазёр, не раз говорил вам. И ваши несбывающиеся прогнозы наглядное тому подтверждение.

Что, впрочем, вовсе не отменяет вас, как приятного собеседника, пишущего весëлые вещи; их забавно читать, что и делаю обычно с удовольствием.)
12707 - 23.05.2023 - 18:08
12702-SAID > первое базовое — МВТУ им Н. Э. Баумана. Факультет специального машиностроения. Название специальности, по формулировке в дипломе — "Динамика полёта и управление движением ракет и космических аппаратов".
12708 - 23.05.2023 - 20:09
Я бы добавил, в качестве общих рассуждений. В оценке технических систем не должно быть ни эмоций, ни личного отношения. Не должно быть политического, национального, сословного, кланового, исторического, и иного подобного отношения к технической системе - окраска анализа любым отношением приводит к аберрации оценки, росту её погрешности. Аналитик должен быть беспристрастен и безэмоционален, как какая-нибудь многоножка, дело которой продвигаться, абсолютно безжалостно и бесстрастно, перебирать ножками, всматриваться глазами, ощупывать усиками, контактировать волосками, пробовать хелицерами или мандибулами. Как только возникает любое отношение - да они гении! Да они крутые! Да они лохи! Да они козлы! Да они просто пиD'оры! Да я их маму! Да они правы! да они неправы! И тд и тп в бесконечных вариациях - это однозначно засорение аналитики, приводящее к засорению выводов и прогнозов, и неминуемому снижению достоверности. Это как снайперу промазать мимо точки попадания: что выше , что ниже - равно промах. И что левее, что правее. Так же и в оценках технических систем: и преклонение, и презрение - это выше или ниже, а правее или левее - это, например, политическая оценка, наши они или не наши. В итоге, на настоящих весах, остаётся только промах либо попадание; а куда ушла пуля в промахе из-за отклонения - вправо, влево, вверх, вниз, на 11 или 16 часов - уже не важно. Так медик-аналитик не должен ненавидеть патогенных бактерий, число которых он оценивает в образце. Астроном не испытывает гордости или презрения к наблюдаемой галактике. Он её не охаивает и не возвеличивает - это звёздная система, физическая сущность. Как и техническая система. Оценка технических систем - это только оценка комплекса объективных процессов и решений, их понимание, и заключения об их эффективности, вероятности, и т.п. делах: физика, химия, теория управления, свойства материалов и конструкций, состав комплекса воздействий и факторов, и тд. Отношения - это пристрастность, а пристрастность не имеет компонент в физике, химии, и прочей объективной реальности; это субъективность, и она не должна вмешиваться в объективные оценки, прогнозы и заключения.
12709 - 23.05.2023 - 20:16
Цитата:
Сообщение от Куэнка Посмотреть сообщение
Как только возникает любое отношение - да они гении! Да они крутые! Да они лохи! Да они козлы! Да они просто пиD'оры! Да я их маму! Да они прав
Ну тут же не технический специализированный форум технических специалистов. Вот, скажем, год назад Илоний был Святым. А теперь он признанный прохвост. Так что, отношение имеет значение.
Года полтора назад тут такой культ Святого Илония процветал, что только Злобный от этих верующих мог отбиться. Теперь спокойнее.
:)
12710 - 23.05.2023 - 20:16
12708-Куэнка >Я думаю Злобный недооценил компьютерную мощь расчетов. По ламповой теории это не возможно.
12711 - 23.05.2023 - 20:19
Цитата:
Сообщение от Сталкер Посмотреть сообщение
По ламповой теории это не возможно.
Кстати, да. Как-то послушал гуру беспилотья. Оказывается, главное и самое сложное в дронах не крылья, моторчики, камеры и т.п. И даже не сами микросхемы с чипами. А программы. Математика, грубо говоря.
12712 - 23.05.2023 - 20:31
Цитата:
Сообщение от Адик Посмотреть сообщение
Ну тут же не технический специализированный форум технических специалистов.
Само собой. Тут просто бытовые художники. И это хорошо - спроса никакого, и ответственности никакой. Свободный отдых вне профессиональных рамок и требований. Зато журчит беседа, оценки, и плещут эмоции. Райский сад диалогов!)

12710-Сталкер > Мне нравится ламповый дизайн Marshall Emberton. И даже его приятный, несколько ламповый звук.

Цитата:
Сообщение от Адик Посмотреть сообщение
Математика, грубо говоря.
Математика математикой, но важна реализация конкретных схем из теории управления. Математика в основном лишь язык описания. Сама по себе математика мало что даёт. Важно то, что именно она описывает, и как, по каким принципам построен, и как работает объект описания этой математикой. То же и программы. Какова архитектура процессов и структур, их осуществляющих? Далее вопрос описания их математикой, а также алгоритмами; и уже алгоритмы переводятся на конкретные языки программ.
12713 - 23.05.2023 - 20:37
12712-Куэнка > да кто спорит. Я ж и написал: грубо говоря.
Смысл моего спича сводится к тому, что нематериальная составляющая стала важнее воплощения в металле, пластике и дереве. Грубо говоря.:)
12714 - 23.05.2023 - 21:26
Да, верно. Хитрое поведение системы творит чудеса и решает "задачку для автомата непосильную" (с) Злобный. При том что система управления работает автоматически и является, таким образом, автоматом управления. Ишь какой парадокс.) Не зря, выходит, человек создал ТАУ - теорию автоматического управления. Очень широкая и насыщенная область. Со своими законами, правилами, понятиями и характеристиками. Устойчивость, критерии устойчивости, решение диффур, описывающих системы элементов управления и приложенных к ним процессов управления. Нам её преподавал Василий Васильевич Грабин - сын легендарного конструктора пушек Василия Грабина.
12715 - 23.05.2023 - 21:49
Помимо общей теории управления и её областей и элементов, существуют и её многочисленные частные реализации, выражающиеся в более "физических" делах - например, процессы самонаведения ракеты с помощью головки самонаведения. Это куча способов: от примитивной "собачьей погони" до методов параллельного или пропорционального сближения. А до самонаведения, для которого нужно непосредственно наблюдать цель, можно использовать командное или программное наведение, с переключением процесса наведения с командного на самонаведение после того, как головка увидит цель. При этом наведение МБР, например, не использует самонаведение - у неё другой комплекс способов наведения. Возвращаясь к посадке ступени Фалкона на баржУ - судя по большому кресту и кругу, нарисованному на барже, вероятно использование оптического корреляционно-экстремального способа наведения. Хотя баржу можно оборудовать и различными посадочными радиосистемами, типа авиационных ILS - систем (Инструментал Лэндинг Систем). Думаю, и инерциальная система наведения тоже непременно присутствует на борту ступени, уж больно она переворачивается возле верхней точки при возврате не на баржу, а к площадке пуска. В каком взаимодействии работают эти сегменты системы наведения ступени, мне, к сожалению, совсем неизвестно. А было бы любопытно узнать. Какая отвечает за какой участок посадочной траектории, когда и как происходит переключение с одного сегмента на другой, или распределение ролей и веса в их одновременной работе. Короче, "нематериальная составляющая" (с) Адик интересное дело.)
12716 - 23.05.2023 - 22:16
Не исключаю, что Маск использует для посадки ступени астронавигацию и сложный подход к ориентации, хотя кто его знает. Ведь ступень поднимается (при посадке обратно на космодром) до двухсот километров. Тут методы астронавигации и астрокоррекции вполне применимы. Почему? - они обладают достаточно высокой точностью при высокой оперативности. Неспроста астронавигация и астрокоррекция используется в ступенях разведения - специальных космических аппаратах (правда, не орбитальных, а суборбитальных), которые должны выставить свою траекторию (и, соответственно, траекторию очередной боеголовки у себя на борту) самым высокоточным образом в пространстве. Причем выставить быстро, оперативно, без долгих наблюдений; для этого выставления траектории ступень разведения должна быстро занять нужную ориентацию в пространстве, и без всяких там долгих медленных разворотов гиродинами. Такие развороты выполняются методами астроориентации, причем с использованием довольно сложной математики. На борту ступени неперывно идёт процесс построения так называемого кватерниона ориентации - интересная штука. Вы знаете комплексные числа - это число из двух частей: действительной и мнимой. Кватернион - это продолжение такого подхода, это число из четырёх компонентов: одной действительной части и трёх мнимых частей. "Кватро" - четыре; четыре компонента кватерниона. Как говорят математики, над полем комплексных чисел лежит плоское тело кватернионов (и это одно из точных математических описаний множества кватернионов). Кватернионное исчисление позволяет удобно описывать ориентацию и разворот аппарата, давая удобные аналитические решения. Поэтому не удивлюсь, если верхняя часть посадочной траектории ступеней Фалконов, представляющая собой загогулину наподобие трамвайной петли при возвращении на космодром (посадка на удалённую баржу пониже и попроще, просто привычная баллистическая дуга), использует астронавигацию и непрерывное построение на борту ступени кватерниона ориентации для более точного управления движением. А точность движения - это сокращение управляющих усилий и расхода массы. Хотя он там не особо велик на чисто ориентационные дела (на космическом участке), но экономит топливо на торможение основными двигателями, если посадочная траектория построена точнее. Маск, шельмец эдакий, этих деталей не выкладывает нигде, как и по архитектуре управления движением; ознакомиться негде. Вот в этих направлениях и сложена эффективность его управления заходом на посадку, но он скрывает детали, а так ознакомился бы с интересом.
12717 - 23.05.2023 - 22:19
Цитата:
Сообщение от Куэнка Посмотреть сообщение
МБР, например, не использует самонаведение - у неё другой комплекс способов наведения.
Система гироскопов аки фау 2?
12718 - 23.05.2023 - 22:28
12717-Сталкер > Гироскопы - это лишь угловое положение в пространстве, вращение вокруг центра масс. Но нужно ещё пространственные дела: координата, скорость, ускорение. В Фау-2 были жидкостные интеграторы, насколько помню. Возможно, электролитические. Впрочем, лучше посмотреть справочники. А в МБР помимо гироскопов (уже без вращающихся частей, конечно), обязательно акселерометры - классический набор. И обязательно система астрокоррекции по звездам (с разделением на астроориентацию и астрокоррекцию). В современных, разумеется - первые МБР шли по равносигнальной зоне от наземных радиопередатчиков ещё) Та же Р-7. Ныне другие времена. Основа - инерциальная система, астрокоррекция дополняющая, это базовый набор. Сегодня уже в каждой боеголовке стоит своя отдельная инерциальная измерительная система. Даже без системы управления полётом. Кроме самых старых, наверное.
12719 - 23.05.2023 - 22:41
Ещё вопрос по заходу ступени на посадку - сверхзвуковой участок. Создаёт ли ступень при снижении сверхзвуковую аэродинамическую подъёмную силу, ставя ступень под углом атаки к потоку? Это было бы рационально для управления пространственным смещением ступени и заходом на посадку. Каким образом эти боковые силы формируют траекторию ступени на атмосферном участке; какова их величина, каковы боковые перегрузки. Атмосферная часть тоже интересная. С другой стороны, чем больше аэродинамическая подъемная сила, тем больше прогрев борта ступени; с третьей стороны, вопрос времени, да и ступень можно проворачивать по крену: пока бок под набегающим потоком прогревается, другой бок охлаждается. По аэродинамике входа много вопросов, которые стоило бы уточнить. Тоже любопытный этап.
12720 - 23.05.2023 - 22:42
12718-Куэнка >я так понимаю перенастроить цель в МБР большая задача и за 5минут ее не сделать?


К списку вопросов






Copyright ©, Все права защищены