К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Поговорим о казаках..

Гость
0 - 18.05.2012 - 22:01
кто это такие? сословие или народ? можно ли сказать-национальность-казак? так же интересно разделение казаков-терские, кубанские, донские... еще много каких есть.... Очень интересно было посмотреть старые ролики в инете, фотографии-даже одежда разная!музыка, обычаи... и почему о кубанских и донских казаках известно довольно много, сняты фильмы... а вот терчане как-то в стороне. и даже в ставропольских станицах мало говорят о казаках.На мой взгляд совсем незаслужено умалчивают об этом войске.Если есть у кого инфо-скинте ссылку на исторические ссылки о казаках терского войска


521 - 09.04.2013 - 15:03
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
А нет никаких "казаков".Есть примитивное копирование с полным отсутствием понимания смысла.
-вот оно чо, ну ясное дело-смысла нет, потому и помножили оригинальныъх хозаков на ноль.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Эт да.Вашей науке еще учиться и учиться :)))
-ну это ж не расовая магия в стиле джадета.
Гость
522 - 09.04.2013 - 15:04
521 а не смущает языковый винигрет от хаттов до булгар?Не?
523 - 09.04.2013 - 15:06
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
а не смущает языковый винигрет от хаттов до булгар?Не?
-а какой винигрет? общеариское слово, и у болгар оно от славян, и хетты, а не хатты-читай внимательнее.
Гость
526 - 09.04.2013 - 15:08
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
-вот оно чо, ну ясное дело-смысла нет, потому и помножили оригинальныъх хозаков на ноль.
Так отож.От тюрских гусей перевести так и не случилось.Поэтому моя собственная версия на сегодня единственная и логичная -один сын.Все.Других нет и скорее всего и не будет.Ну не все тупеют.Есть такие которые наоборот.
527 - 09.04.2013 - 15:11
С тюрского? А зачем ? Кто они? Так ,не имеющие не общих корней, ни общеего внешнего вида,говорящие на балачке монгольских подпасков? В Евразии-эти выходцы с территории Гоби гости.
Гость
528 - 09.04.2013 - 15:11
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
-а какой винигрет? общеариское слово, и у болгар оно от славян, и хетты, а не хатты-читай внимательнее.
Серега.Ну не тыкай как индеец.Не заставляй старика реагировать .Хетты, если что юзали исключительно хаттское.В том числе и орла.
Булгары ариии :)))Татары рф и не догадывались.Однако.
Гость
529 - 09.04.2013 - 15:13
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
С тюрского? А зачем ? Кто они?
Вот те на..концепция опять изменилась?Вы тут лет двадцать с тюрского подпасков переводили.От жеш.
Так с какого переводится то?Казак в смысле.
530 - 09.04.2013 - 15:13
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Хетты, если что юзали исключительно хаттское.В том числе и орла.
-
Хеттский язык (несийский язык) — мёртвый язык, считается древнейшим языком индоевропейской семьи (хетто-лувийская группа)
хатский-изолированный язык, предположительно абхазо-адыгская семья или сино-кавказская макросемья.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Булгары ариии :)))Татары рф и не догадывались.Однако.
-приче тут булгары? я про болгар, которые из Болгарии.
531 - 09.04.2013 - 15:15
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Вот те на..концепция опять изменилась?Вы тут лет двадцать с тюрского подпасков переводили.От жеш.
-ну так экзоэтнонимы вещь распространенная, адыгейский еще неадеватнее выглядит.
532 - 09.04.2013 - 15:53
А Сарай-Берке прикольный город был, ставка монгольского хана.Но запустел.Бывает.
Как писал Тарас Григорьевич-Так и в Трое було.Так и буде!
Кирпичи с его руин пошли на постройку астраханского кремля.Не пропадать же добру.
Гость
533 - 10.04.2013 - 09:04
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
-ну так экзоэтнонимы вещь распространенная, адыгейский еще неадеватнее выглядит.
:)) сложно выглядеть "еще" не адекватнее если, с Вашей же точки зрения,не существует адекватной версии.Тем более не понятно при чем тут "адыгейцы" которые стали "адыгейцами" совсем недавно.Еще ста лет нет.
Гость
534 - 10.04.2013 - 09:06
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
Хеттский язык (несийский язык) — мёртвый язык, считается древнейшим языком индоевропейской семьи (хетто-лувийская группа) хатский-изолированный язык, предположительно абхазо-адыгская семья или сино-кавказская макросемья.
Ага.Я в курсе что вода водянистая.Про орла диалог был а не про болвана.Если шо.
Гость
535 - 10.04.2013 - 09:08
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
-приче тут булгары? я про болгар, которые из Болгарии.
Болгары из болгарии и есть те самые бУлгары.Только балканские.
Гость
536 - 10.04.2013 - 09:14
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
хатский-изолированный язык
Ага.Такой изолированный что в русском его так много :))
Адам (муж Евы) – Хьа-ты-м, где хьа (бог), ты- (давать, дарить), -м
(мужское начало, производное от манэ). Все вместе “он, тот, кто
дарит божье”. См. Ева.
аз (старослав. я) – сэ (я).
апанас (распространенная на Украине и Кубани детская игра,
сводится к тому, что одному из участвующих завязывают глаза, и он
должен рукой дотронуться до другого участника) – Iапэнэс – Iапэ
(рука, кисть руки), нэс (достать, дотронуться).
аргамак (обозначение восточного скакуна) – IэргъэмыкIу (тот, кого
не надо подгонять руками), Iэр (рука), гъэ (преверб побуждения),
мыкIу (не идти). Прим. по аналогии Iэргъэтэдж (обессиленный, т.е.
поднимающийся с помощью посторонних рук), тэдж (вставай).
ас (умелец, ставшее международным) – Iазэ (искусный мастер),
IэпэIас (умелец), где Iапэ – рука, кисть руки.
аура (интернац. слово) – хьао(р) (воздух, невидимая оболочка),
ахьаир (абх. воздух). См. англ. air, halo; тур. hava.
берест (дерево, разновидность вяза, отдельные виды, которого имеют
ценную древесину) – бэрэсты, где бэрэ (долго), сты(н) (гори,
гореть), т.е. долго горящее. Как известно материалом для лучин в
основном являлся берест.
берлога – бырылъыгъэ, где бы (берлога), ры- (орудийный аффикс),
илъы(н) (лежать, ночевать), -гъэ (суффикс).
бок – бгъу (бок, сторона). бгъу > богъ > бок.
бурав (инструмент для сверления отверстий), также: бурить,
буравить – бырыу; также: убырыу(-н) (сверлить, буравить). См.
англ. bore, тур. bur-mak.
вава (рана, детское выражение) – уIагъэ (рана). См. также англ.
wound, тур. yara.
ведать, веды (священные книги индуизма), также колдун, ведьма –
уды (ведьма, колдун, знающая заклятья). См. англ. witch.
вещать, отсюда старинное русское Вече – усэ(н), (сочини, слагать;
устар. говорить), усэ(н) > весэ > вещай. См. англ. say, verse.
(от-, за-, при-)винтить – IонтIэн (вращать по оси, скручивать)
(привинтить – пиIонтIэн), IонтIэ > уэнтIэ > винти.
во-да, во-здух – уэ-ты, где уэ- (атмосфера, воздушное
пространство), ср. уа-шъо (небо), ты(н) (давать, даровать). т.е.
“то, что даруется небом”. См. англ. water.
война – уэины (большое побоище), уэ(н) (бей, драться), ины
(большой). Также англ. war.
вожжи – возгласа уожъ!, которым помыкают запряженного в телегу
коня.
вороной – фарэ (чистокровная порода лошадей). См. нем. pferd.
вы – уэ (ты, вы). В адыгском языке неуважительное обращение
отсутствует. Также англ. you.


газ (англ. gas) – гъоз (пар, газ), гъозэн (вялить, сушить, т.е.
высвобождать вещество (жидкость) из чего-либо, превращая его в
газообразное состояние). Также англ. gas.


гай (рус., укр., блг., роща), чеш. haj [хай] (роща) – гъуэй
(местность на опушке леса, покрытая мелким кустарником).

гак (добавка к основному количеству). Прим. с гаком (с лишним, с
лишком) – гъакъ (бахвал, хвастун, т.е. тот, кто что-то
преувеличивает).
гарный (Н.Я.Марр усматривал яфетическую природу этого слова). На
Западном Кавказе хъяр – пожелание добра, благополучия.
Прослеживается связь с адыг. гъэр (раб, рабыня, поскольку в
рабство пытались захватить молодых и красивых людей).
где – те(h) (разг. шапс.-бжед. где). т- – основа вопросительного
значения, как правило употребляется с падежными аффиксами та-ры
(который), та-у (как), тхьа-пш (сколько), тэ/те, тыдэ (где). теh >
hте > где.
годный (от англ. good), метатеза – дэгъу (хороший). Процесс
метатезы, т.е. непроизвольной перестановки двух звуков или слогов
явственно прослеживается в диалектных словах типа гупшысэн –
гушыпсэн (думать), лъэш-шэлъ (сильный), къабартай – къарбатай
(абадз. кабардинец). Можно связать с бытовавшими в древности
зашифрованными языками привилегированных слоев, охотников и т.д.
дэгъу > гъуд > гуд. См. также англ. back, good, рус. кусать,
кушать, кусать.
голод – гъэлIэ(н) (умершвлять, губить). См. англ. kill.
горе, горевать – гъогы(н) (реветь).
грань – гъунэ (край, грань, рубеж). См. англ. range.
группа (интернац. слово), также укр. купы (коллектив людей) – гуп
(кабард. -
груша – къужъ (груша), къужъ > къруш > груша. См. баск. makatz.
губа – Iупэ (губа), Iупэ > уба > губа, В англ. lip также находятся
некоторые параллели.
гурт (польское hurt) – корт (несколько, группа), абаз., абх. и
каб. (а)гуартэ (отара, гурт, стая). См. kaurdr (гот.)
гусь – къаз, абх. акъыз (гусь). См. англ. goose тур. kaz.
да – нтIа (каб. да), где начальное н- – фонетическое наращение;
адэ, атIэ (да; а как же).
де-ва, дево-чка – тхьэ-уэ(-цIыкIу), где тхьэ (бог, божья), уэ- (в
др. адыгском языке означает понятие “женщина”). цIыкIу
(маленький). См. рус. дом, Ева, хет. Тавананна, англ. woman.
дед – дад (кабард. – дедушка). См. также англ. dad (папа, отец).
джигун (украинск. повеса) – джэгун – играть во что-л., играть с
кем-л.
дитя – дзадзу (грудной ребенок). дзадзу > дзитя > дитя.
добро (добрый, первонач. значение - большой, крепкий) – дэгъу(э) –
хороший, добротный. дэгъу(э) > дэбгъо > добро (адыг. гъэ
сопоставима с франц. R)
дом – тхьа-нэ, где тхьа (божье), -нэ (пребывать, оставаться). Cм.
англ. house, тур. hane.
дорога – композит из приставки до- и адыгского гъогу (дорога),
гъогу > догъогу > дорога, (адыг. гъэ сопоставима с франц. R).
дорогой – дэгъу (хороший). См. англ. dear, good, рус. годный.
другой – адрэ (иной, другой). См. англ. other.
дура, дурак – делэ (дурак), См. англ. dull.
Ева (жена Адама), изначально Хьауа – Хьа-уы, где Хьа (Бог), уы-
(понятие “женщина”), т.е. божья женщина, женщина принадлежащая
богу.
жарить – жъэ(н) (поджарь, жарить).
жаркое – жъэрыкъоу (жаркое), где жъэ(р) (жаренное), элемент -къоу
сравнивается с абх. элементом куа в а-куа-ц (мясо, говядина).
Сравнимо с индоевропейскими gu, ku, cow, gov (бык, корова, крупный
рог. скот).
жарко – жъоркъ (духота, жара).
жрать – связано с адыг. жэ (рот). Прим.: жэ-дэдзэн (бросить в
рот), жэ-дэзэгъэн (поместиться во рту), жэ-дэкуэн (впихнуть,
запихнуть в рот).
запятая – зэпыут (запятая), Ср. (зэ)пыутын (отколоть, отбиться от
передней части либо от конца). См. точка.
иметь (имей) – Iэмий, где Iэ(м) (рука), ий (принадлежащий к., ч. -
л.).
и (союз, соединяет однородные члены, предложения разного рода,
объединяет отдельные члены в перечислении) – -и (чатица в конце
слова со значением и), прим. щат-и (и сметана); сыкIу-и
къэзгъэзэжьыгъ (я пошел и вернулся).
–ина (в конце русских существительных, означающих что-то большое,
громадное), прим.: дет-ина, дом-ина – ины (адыг. большой). В
Египте (причем, только в этой арабской стране), на некоторых
местных наречиях, при почтительном обращении к имени мужчины
добавляют необъяснимое в арабском –ин, прим.: Мухаммадин, на
адыгский - Мухаммад большой, великий. Вероятно, со времен
правления Египтом черкесскими мамлюками.
к, ко предл. Употребляется при действии объекта в направлении,
приближении к чему-л. къа- (къы-, къэ-) – преверб, указывающий на
приближение действия. Прим. къы-сэт – (по)дай (ко) мне, где сэ –
я, т(ы) – дай.
кадка (бочка с прямыми боками и одним днищем) – кIад (кадка,
кадушка).
казак – термин (по сути, этноним), появившийся в письменных
“отчётах” не ранее XV в. генетически связан с касогами (предками
адыгов). Ср. др. рус. и др. груз. название адыгов косог и кашаг,
также, родственный хаттам, народ каска занимавший во II
тысячелетии до н.э. северовосточную Малую Азию (район Понта на
востоке примыкающий к Колхиде).
кисет (мешочек для табака, затягивающийся шнурком) – чысэ
(кошелёк, кисет), абх. акьаса (кисет). См. англ. case, тур. kese.
ки-шка – кIэтIый (кишка). См. англ. gut.
-ко, -ук, -юк (украинские фамильные окончания), происходящие от
адыгского къо, -ыкъу ((его) сын).
кобзарь (украинский музыкант и певец, исполнитель народных песен)
– гъыбзэрыIу (исполнитель народных адыгских песен-гъыбзэ). Манера
исполнения, стилистика и тематика песен кобзарей схожа с
печальными адыгскими песнями гъыбзэ, отсюда кобза – скрипка,
которая плачет.
копошиться (когда речь идет о кабане) и куебздится (о свинье) в
Белгородской и Воронежской обл. – адыг. къо – кабан, къобзы –
свинья, где бзы – самка (отсюда куебздится)
корчевать – къыричы(н) (вырывай, вырывать). къыричы > кырчы >
корчуй.
косо – къуащэ (криво, косо). къуащэ > къуасэ > косо. Прим. Миш(к)а
косо-лапый – Мышъэ къуащэ-лъапэ, где мышъэ (медвед), лъапэ (лапа).

копчик (нижняя часть позвоночника человека) – кIэпкъ-цIыкIу, где
кIэпкъ (хвостовые позвонки у животного; копчик у человека), цIыкIу
(маленький).
костёр – гъэстыр, где гъэ (преверб побуждения), стыр (горячий)
кот – кьэтыу (шапс. кот), также англ. cat.
кош, кошевой (атаман) – къощ (друг, брат), унэкъощ (родственник,
букв. брат дома). Ранние казаки относились друг к другу, как
братья, по-родственному.
кошель – ахъщалъ, хъышэлъ (кошелек), ахъщэ, (деньги), хъышэ
(деньги; у шапсугов диаспоры), -лъ (лежать). См. англ. cash, тур.
akçe.
крошка – шкъой (крупинка, крошка), шкъун (корм для птиц),
хэу-шкъое(н) (накрошить что-л. во что-л.).
круг – хъурай (круг), хъу- (быть), яе (цилиндрический, округлый),
абх. аргьажь, аргьагьа (круг). хъурай > круай > круг.
кто (местоим.) – хэт, хэт(а) > кта > кто. Англ. who также находит
определённые параллели. См. что.
ку-зов, ку-чер – ку (телега, арба). См. англ. car, coach.
купа (совокупность предметов, масса, наличествует во многих
славянских языках) – куп, каб, и абаз. гуп, абх. агуп (группа).
См. англ. group, рус. группа.
Гость
537 - 10.04.2013 - 09:16
вот еще..чуть-чуть "изолированного"
курок – кIыIэкъу (курок).
кусать – къузы(н) (дави, сжимать), къузы > кусы > кусай. См. англ.
squeeze, баск. kosk egin.
кушать, метатеза – шкэ(н) (бжед. кушай, кушать), шкэ(н) > кшэ >
кушай. См. англ. back, good, рус. годный, кусать.
лань (род оленя, отличающееся стройностью тела и быстротой бега) –
бланэ 1) лань; 2) мощный, проворный; 3) мужественный. В адыгском
языке встречается афеза начальной б перед л : Блэшэпсын –
Лэшэпсын.
лапа (ступня, нога у животных, птиц), также чеш. tlapa (лапа) –
лъапэ 1)пальцы ног; 2) носок, где лъэ (нога), пэ (кончик, носок).
лапоть (старинная крестьянская обувь, плетенная из лыка и т.п.) –
лъэпэд (носок, чулок).
лежать – лъы- (основа означающая “лежать”). См. англ. lie.
лемех (часть плуга, подрезающая пласт земли снизу) – лъэмэгь
(шапс. коса).
летать – лъэтэ(н) (лети, летать).
лопата (орудие с широким плоским концом для копания земли) – лъапэ
(пальцы ног, носок) + тIы(н) (копать).
ло-ша-дь – шы (лошадь), алашэ (конь, мерин). См. англ. horse, фр.
che-val, баск. za-ldi, txi-ko.
люмпен (разг. о нищем, опустившемся человеке, из нем. lumpen
(лохмотья, тряпка) – Iумпэм (пренебрежение), прим.: Iумпэм ышIыгъ.

маг, магия – мыгъо (несчастливый и приносящий несчастье другим,
незадачливый, злосчастный, несчастье), где мы- (префикс отрицания,
гъо (время, пора). Ср. игъо (уместный, своевременный; ему хорошо,
он счастлив, обеспечен). См. англ. mag.
ма-ле-вать – лэ(н) (крась, окрашивать).
мальчик– ма-лъ-цIыкIу (маленький) где ма-ль (ма-лъ – то, где лежит
мужское начало, тхьа-ма-тэ, ма-лъ-хъу, ма-нэ), цIыкIу (маленький).
А также все прочие слова с суффиксом –чик, придающим
уменьшительно-ласкательный характер. Этот же суффикс с различными
вариациями, и тем же значением уменьшения заимствован некоторыми
тюркскими языками. См. рус. дева-чка, баск. txiki [чики].
масса – мацIэ (1) огромное количество; 2) рой саранчи, саранча),
абх. амацIа (саранча). См. англ. mass.
месяц – мазэ (месяц), также англ. month.
меч – маисэ (острый меч), маисэ > метсэ > меч.
наблюдать – плъэ(н) (смотреть, наблюдать), наплъэудать > наблюдать

нарзан – нартсан (вино нартов, мифических адыгских богатырей).
находить – гъуэты(н) (находить), нагъуэтить > находить. См. англ.
get.
невеста – ны-уы-с-тэ, где где ны- (мать), уы- (др. адыгское
женщина), -сэ (абхазо-адыгский уменьшительный суффикс, в адыгском
ныне непродуктивный) прим. лIыхъу-сэ-жъ (мужественный молодой
парень), къохъу-сэ (самец-кабанчик), -тэ (давать, дарить). См.
англ. niece, древнеинд. snusa.
но-ра, ды-ра – набгъуэ (гнездо), гъуанэ (нора, щель, дыра,
дупло), где гъуэ (нора, место). нагъуэ > нора. См. англ. cave.
ночь – нычэпэ (сегодня ночью), где ны- (см. англ. now), чэ(щ)-
(ночь), пэ (перед, вначале, с этого момента). Ср по аналогии
ны-пчыхьа-пэ (сегодня вечером), где пчыхьэ (вечер).
ны-не – мы-нэ, где мы- (это, вот), которое иногда меняется в адыг.
на ны-, прим.: нычэпэ (этой ночью), ныпчыхьэ (этим вечером), нэ
(настоящий момент), в шапс.-абадз. нэ-пэ, каб. нобэ (сегодня), где
-пэ (начало, перед). Вместе получается “начиная с этого момента”,
т.е. “в течение текущего дня”. Ср. нэ-ущ (завтра, где нэ- (сейчас,
сегодня), -ущ<-уж (после)). См. англ. now, нем. nun.
няня, нянчить – наныу (дитя). См. англ. nanny, nurse.
обжа (название рукояти плуга в Псковской области, размер делался
по толщине собственной кисти, чтобы пальцы не уставали) – Iэбжьэ
(каб. кисть руки).
объятие – IапIлIэ (объятие). IапIлIэ > аптие > опатие > объятие.
овца (также лат. овис, санскрит. авис, литовское авис, греч. оис)
– ауаса (абх. овца), уасэ (цена, стоимость). См. хет. wesiya,
англ. ewe.
острый (одно из знач. - с большим количеством пряностей, едкий) –
стыр (горячий горький, острый).
охрана – ухъумэ(н) (охранять), где ухъо (ломкий), мы- (отрицание)
т.е. “не (давать) ломать, нарушать”; ухъумэ > охуна > охрана.
Прим.: охрана стои(т) – ухъумэ щыт. См. англ. watch.
паж (из фр. page, в средневековой Европе, лучшие из молодых
дворян, проходившие подготовку к званию рыцаря в качестве личного
слуги при дворе крупного феодала или короля ) – пажэ (1) лучший,
выделяющийся; 2) первый ребёнок в семье). См. англ. page.
палить – [*****]-->[*****](н) (накали, запалить).
папа – абх. аб (отец, папа). См. тур. ata.
перед – пэрыт (передовой, стоящий спереди), пэ (нос, перед) + ры-т
(стоящий).
песок – пшахъо (песок), распадается на пшэ<псы (вода), хъо
(тереть). Ср. псыхъо (река). пшахъо > псыхъ > песок.
паста (вещество в виде вязкой тестообразной массы) – пIастэ, Ср.
я-тIэ (грязь, глина), уэ-тI-псы-тI (слякоть), тIа-тIэ (вязкий,
густая жидкость), абх. абыста (мамалыга, каша из кукурузной муки
или просо; паста. См. англ. pasta, тур. pasta.
пика, пик – пчы (пика), пчы > пыкы > пика. См. англ. pike.
пища – пщы- (корнеслово, месить (тесто)), у-пщы-пхъын (стряпать,
приготовить что-либо на скорую руку), где -пхъы (слегка); пщэ-р
(жирный), где –р непродуктивный суффикс, пщэ-рыхьан, каб. пщэ-фIэн
(готовить пищу). См. англ. pizza.
плен – блэ-н, где блэ- (вязать, плести, нанизывать), -н
(пребывать, оставаться). В древности, во время войн захваченных
пленников связав руки, привязывали друг за другом к единой
веревке. Таким образом получалась вереница, которую уводили в
рабство См. тур. hapis.
плести – блэ(н) (заплетай, плести, нанизывать).
плечо – блэ-кI, где блэ (лопатка, предплечье, плечо), кIэ (конец,
край); блыпкъ (плечо), где пкъы (тело, остов, косточка). блэкI >
плечо.
плохой – плъыр-стыр (тиф), вообще плъыр (повышенная температура,
жар). См. англ. plague.
по (устар. предлог со знач. “за”). Прим.: пойти по грибы, т.е.
идти за грибами –фэ- (фи-) (преверб со знач. “ради”, “за”). См.
англ. for.
порог (укр., рус, польск. prog) – пэрыохъу (препятствие).
потом – пэтIан, где п(э) (перед), етIан (потом, затем).
прошлый – блэщIа (каб. прошлое), блэщIа > плэшла > прошлый
псалом (религиозное песнопение, входящее в Псалтырь) – псалъэ
(речь, выступление), состоящее из псэ (душа), илъын (лежать в).
Также англ. psalm и Psalter.
псих- (англ. psych-, в языки проникло через древнегреческий)
приставка в словах обозначающих понятия связанные с духом, душой
человека, что-то неосязаемое. Прим. психология, психиатрия и проч.
– псэ (дух, душа).
пущать (нар.-разг. пускать) – тIупщы(н) (пускай, отпускать),
тIупщы > пущай.
пчела – бжьэ (пчела), бжьэ > пжьэ > пчэ > пчела.
рёв, реветь - гъы(н) (плакать). См. англ. cry.
рогожа – аргуаджэ (рогожа).
рыжий – гъожьы (желтый), гъуэ (рыжий), гъожьы > гъыжи > рыжий. См.
англ. red.
рыцарь (укр. лыцарь) – лIыцIэрыIу, лIы (мужчина) + цIэрыIу
(известный, знаменитый).
-рь (суффикс образующий существительные относящихся человеку,
который является кем-то), писа-рь, тока-рь и проч. – морф -р, ныне
непродуктивный суффикс, увязывающийся с суффиксом причастия -рэ.
Прим.: чъэ-р (бегун), чъэн (бежать); гъу-р (сущ. поджарый,
стройный), гъун (сохнуть); тхэ-рэ (пишущий) тхэн (писать). См.
англ. -er.
сабля – сэпылъа, где сэ (большой нож), пылъа (каб. подвешенный (к
поясу, либо через плечо)).
сахар (заимств. англ. sugar) – шъоущыгъу, где шъоу (мед) + щыгъу
(ранее означало растворимую добавку к пище вообще, в совр. языке
осталось понятие соль), прим.: бжьыныфщыгъу (чесночная приправа),
где бжьыныф (чеснок). щыгъу(р) > sugar [шугар]. См. рус. шуга.
село – чылэ (адыг. село), чылэ > шэл > село.
сеять – сэ- (корневая форма, одно из значений сеять). Ср. хьасэ
(грядка, участок), где хьэ (ячмень), также в основах кIасэ
(поздний), пасэ (ранний), тIорысэ (поношенный). См. англ. sow.
сидеть, сиди (повелит.) – Iыст (бжед.-шапс. садись), (также англ.
sit). На остальных диалектах тIыс. См. также, кусать, кушать,
(при)ляг.
с-ла-бый – ла-лэ (слабый, распущенный), уэ-лэ-лэ(н) (болтаться,
ходить без дела). См. англ. low, баск. ahul, laxo, laxatu.
с-лякоть – лъакъо-тI, где лъакъо (нога), -тI(э) (вязкий, густая
жидкость). УэтI-псытI (слякоть). См. англ. paste, thick, thin,
рус. паста.
сочинить – усэшIын, где усэ (стих; в древности означало слово,
говорить), шIы(н) (чинить, осуществлять). Последние 2 также имеют
корневой субстракт шIы(н). См англ. say, verse.
стоять (повелит. стой, также англ. stay) – щыты(н), (стой,
стоять), щыт > щты > сты > стой
ст-рах – щтэ-рехьы, где щтэ- (испуг), рехьы (захватывать,
одолевать).
стряпать – стыр (горячий), стырын (нагревать).
тео- (англ. theo-) – частица в начале слов связанных с
религиозными понятиями (также греч. teos – бог, в языки проникло
через древнегреческий) прим.: теология, теократия – тхьэ (бог).
тепло – тэпплъы, где тэп (жар, уголёк, угли), [*****]-->[*****](н) (накали,
запалить).
-то (частица, употребляется для подчеркивания и выделения в
предложении слова, к которому относится) – тIэ (каб. частица, ну
(же), -то). Аракъэ-тIэ (пэтому-то).
то-пь, то-п-кий, то-нуть – я-тI(э) (грязь, вязкая густая
жидкость), -пI (место). УэтI-псытI (слякоть). См. англ. paste,
thick, thin, рус. паста, слякоть.
товарищ (человек, связанный с кем-то узами дружбы, близкий
приятель) – товар (все то, что является предметом торговли,
купли-продажи). Заимствование в русский из монгольского со
значением “имущество, скот”) + щэ(н) – вези, привозить (адыг.).
Всё вместе что-то вроде “товар привозящий”. Ср. IапIащ - за
товаром, или товарыщ.
топить – тэп (жар, уголёк, угли).
точ-ка, точь-в-точь – тыку (место, куток). См. баск. toki.
туда, куда – одэ, тыдэ (туда, куда). Со временем произошла
взаимная перемена значений.
тяга – уэ-тэгъу (бжед.-шапс. тяжелый). См. англ. weight
у - 1) предл. В непосредственной близости от кого-, чего-л.;
возле, около – Iу- – глагольный преверб, указывающий на то, что
действие происходит рядом, около с кем-, чем-л. Пример (на
статических глаголах): Iут – стоит рядом с чем-, кем-л. Iус –
сидит рядом с чем-, кем-л. 2) приставка у, обозначает процесс
удаления, прим.: уходить, убежать, адыг. преверб Iу- с
динамическими глаголами, придает тот же смысл, прим.: IукIын
(уйти, ближе к русскому будет абадз. форма IуIи(н), с тем же
значением), Iужэн (убежать).
увещевать – ушъые(н) (уговаривай, наставлять,), ушъые > вушъые >
увешъые > увещевай.
урка (жарг. налетчик, вор) – оркъ (звание адыгского дворянина). У
адыгов, и в особенности представителей знатных и богатых родов,
Гость
538 - 10.04.2013 - 09:18
и еще немного.Тоже "изолированного".
у-хо, слу-х – т-хьа-кIумэ (ухо), т-хьа-бзэ (метка на ушах),
т-хьа-гъу (кольцо, серьги), т-хьэ-ф (с белыми ушами (о животных).
Таким образом, древний адыгский корень т-хьэ (ухо, слышать).
учить – Iуш (умный), Iушы > ушы > учи(ть). См. англ. wise.
ушлый – Iуш (умный). См. англ. wise.
халупа (небольшая, бедная изба, неблагоустроенное жилище), чеш.
chalupa [халупа] (изба) – хапIэ (1) план, 2) усадьба).
хата (крестьянский дом в украинской и южнорусской деревне) – хатэ
(1) огород; 2) усадьба).
хватать – пхъуэтэ(н) (схвати, хватать). Корень пхъуэ (хватать,
делать рывок, чтобы схватить кого-чтол.). В пхъуэ-тэ(н), -тэ –
суффикс. В корне пхъуэ начальная согласная п- может заменяться
звуком т-, прим.: дэ-тхъуэ(н) (быстро протянуть, сунуть руку во
что-л.). Таким образом корневая п- – поздний элемент. хъуэтэ >
хъуэтать> хъуэтать > хватать. См. англ. catch.
ходить – кIотэ(н) (передвинься, перемещаться). См. также сидеть.
хороший (искон. этимология не установлена) – хъары-ншэ, где абх.
хъар (вина), прим.: хъар сымам (ничего себе, так себе), хъарзмам
(приличный, порядочный (о человеке), каб. -ншэ (показатель
отрицания для сущ. и прил.) т.е. “без недостатка, неплохой”. В
современном адыг. под влиянием абх. хъарзмам наличесвует слово
хъарзынэ (хороший, положительный, как должен быть).
хотеть – хуэе(н) (каб. желай, хотеть).
худой – уэды (худой), уэды > hуэды > худой. См. англ. gaunt.
худючий – уэдыщэ (чрезчур худой), уэдыщэ > hуэдычи > худючий.
це-н-зура (из лат.) – п-цIы-мы-зэгъ (ложь, с которой нельза
согласиться). См. рус. ce-n-sure, ce-n-sor.
цуг (способ запряжки животных (лошадей быков) гуськом или парами
одна за другой) – цуку (арба, запряженная быками), где цу (бык),
ку (арба). См. нем. zug.
чары (притягательная, покоряющая сила; очарование, обаяние),
чародей, также англ. charisma, charismatic, charm – шIагъу (чудо,
удивительный, чудесный). шIагъу > шару > чары.
черешня (также англ. cherry, тур. kiraz) – чэрэз. Кавказ считался
и считается райским местом на Земле, в том числе и потому, что
климат очень благоприятен для произрастания плодовых деревьев, в
сравнении с другими регионами.
черный – цIэ (черный, шIуцIэ – черное покрытие, кожа (шъу),
цIэр(ный) > черный.
чешуя – цышъо (волосяная кожа), где цы (волос), шъо (кожа, шкура),
совр. кIышъо (кожа). цышъо > чышъуэ > чешуя
что (местоим.) – шъыд (бжед.-шапс. диал.), (шъыд(а) > шъта > што
(что) см. также кто. Ср. казачье шо (что) и разговорное адыгское
ща (что), ща ухуэя – шо хош (что хочешь?).
чувак (укр. кастрированный бык) – явно просматривается адыг.
корень чу т.е. цу (бык).
чувяки (мягкие, открытые кожаные туфли без каблуков) – цуякъэ
(обувь; адыгская кожаная обувь).
чукать (укр. чукать с детьми, т.е играть с детьми), произошло от
цIыкIу (маленький).
шашка (рубящее и колющее холодное оружие с слегка изогнутым
клинком) – сэшхо, сэ (нож) + шхо (большой). Также англ. sword.
шибко (укр. очень, по-настоящему) – шъыпкъэ (правда; на самом
деле).
шуга (мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом или идущий
весной во время ледохода) – щыгъу (соль). см. англ. sugar, рус.
сахар.
–ще (в конце русских существительных, означающих что-то чересчур
большое, преувеличенное) прим.: доми-ще, городи-ще – адыг.
конечное –щэ в словах с тем же значением, прим.: чъыIащэ (очень,
слишком холодно, где чъыIэ - холодно), бащэ (слишком много), где
бэ (много), перекликается с русским больше. См. также слова на
конечное –ина.
щи (жидкое кушанье из овощей) – щыпсы (жидкое адыгское кушанье),
где –псы (вода, жидкость). Также щыуан (котел для щыпсы). См.
англ. soup.
юбка – Iепхын (абадз. юбка), Iепхын > юпхы(н) > юпкы > юбка.
язык – (а)бзэгу (язык), абзэгу > азыгу > язык.
Русские матерщинные слова – хъу (самец), бзы (самка).
Гость
539 - 10.04.2013 - 09:21
Можно еще по тюркизмам пройтись,в русском языке.Только тогда там "русского" вообще ничего не останется.
540 - 10.04.2013 - 11:49
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Ага.Я в курсе что вода водянистая.Про орла диалог был а не про болвана.Если шо.
-ну не водянистая, хетты и хатты-разные народы. И орел у хеттов арийский.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Болгары из болгарии и есть те самые бУлгары.Только балканские.
-язык у них по мнению официальной науки славянский. или Тюрский но скрывают?
541 - 10.04.2013 - 11:55
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Адам (муж Евы) – Хьа-ты-м, где хьа (бог), ты- (давать, дарить), -м (мужское начало, производное от манэ). Все вместе “он, тот, кто дарит божье”. См. Ева.
-ну тут уже пошла чудиновщина-Посейдон-подонник, нагасаки-нагие с яками.
Адам -это семитское имя, отношения к черкесам оно не имеет.
(ивр. אָדָם‎, букв. человек; однокоренное со словами ивр. אדמה‎, земля и אדום, красный;.
Или все народы мира включая евреев заимствовали историю про праотца Адама у черкесов?
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
аз (старослав. я) – сэ (я).
-аз восходит к гречекой альфе, это книжное слово. Да и аз и се не похожи.
Причем тут черкесизмы в русском? их едва ли 5 наберется.
542 - 10.04.2013 - 12:06
Хатты и хетты внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше, упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал[6].
Типпо Фрунзика Мкртычана, воистину древний хатт...
Гость
543 - 10.04.2013 - 13:28
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
у черкесов?
Каких еще "черкесах"?В каком месте форума Вам снизошло видение ог "черкесах"?Так сильно хочется потроллить или просто потому что с аргументами вообще никак?
Гость
544 - 10.04.2013 - 13:31
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
Хатты и хетты внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше, упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал[6]. Типпо Фрунзика Мкртычана, воистину древний хат
Вы тоже заметили что приперли на форум откровенный бред?Странно.В смысле что понимаете что бред но все -равно тянете.Ну так у детей маленьких бывает.Или у взрослых,которые впали в детство.
Гость
545 - 10.04.2013 - 13:33
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
И орел у хеттов арийский.
Ага.Тоже баба маня сказала или фрунзик мкртчян?Хаттский орел у хеттов,хаттский.Источниками хоть немного интересуйтесь.
Гость
546 - 10.04.2013 - 13:35
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
-язык у них по мнению официальной науки славянский. или Тюрский но скрывают?
Ну если тюрки-славяне,о которых современники страбона даже и не слышали,то да .
547 - 10.04.2013 - 13:40
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Вы тоже заметили что приперли на форум откровенный бред?Странно.В смысле что понимаете что бред но все -равно тянете.Ну так у детей маленьких бывает.Или у взрослых,которые впали в детство.
-то есть фрунзик не хатт?
\или в битве при кадеше хатты выглядили по иному?
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Ага.Тоже баба маня сказала или фрунзик мкртчян?Хаттский орел у хеттов,хаттский.Источниками хоть немного интересуйтесь.
- говорю о языке, назхвание орла арийское.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
у если тюрки-славяне,о которых современники страбона даже и не слышали,то да .
-по языку современные болгары-славяне, спор об этом.
548 - 10.04.2013 - 13:49
К первой из них относятся так называемые хатты2) (не смешивать с хеттами). Их язык известен нам по записям религиозных обрядовых отрывков в дворцовых архивах Хеттского царства, найденных на городище Богаз-кёй. К сожалению, хеттские писцы, записывавшие эти отрывки (часто с их [10] хеттским переводом), сами этого языка уже не понимали, и их записи, по-видимому, не точны; кроме того, система аккадской клинописи, применявшаяся в ее хеттской разновидности для записи хаттских текстов, была совершенно не приспособлена для передачи хаттского звукового состава; поэтому до сих пор невозможно восстановить фонологию хаттского, а это делает невозможным и достоверное решение вопроса о его принадлежности к какой-либо определенной языковой семье, так как нельзя установить закономерные звуковые соответствия между хаттским и каким-либо другим языком (простое внешнее сходство звучания слов или собственных имен, не подтвержденное выявлением определенных закономерностей, не является научным основанием для установления родства, так как оно может объясняться случайными созвучиями, очень нередкими во всех языках мира). Грамматическая структура хаттского начинает выясняться только в последние годы благодаря трудам Э. Форрера, Э. Лароша, И. М. Дунаевской и А. Камменхубер3); она являет черты разительного структурного сходства с северо-западными кавказскими языками (абхазо-адыгскими), что само по себе еще не доказывает родства между ними и хаттским (так как аналогичная грамматическая структура может существовать и в неродственных языках), но делает это родство вероятным4). Со стороны звукового материала грамматических показателей, как кажется, нет ничего, что говорило бы против родства хаттского с абхазо-адыгскими языками, и есть также некоторые, правда, скудные и очень спорные данные о возможной близости его и с языками южнокавказскими (картвельскими, или иберо-грузинскими). Предположительно — но без всякой гарантии в достоверности такого предположения — можно рассматривать хаттский [11] язык либо как очень древнее ответвление от абхазо-адыгской группы, либо как промежуточное звено между этими языками и языками грузинской группы.
http://annales.info/other/djakonov/01.htm#03
Так что,может быть не надо искать какие-то малоизвестные и недоказанные варианты родства?Зачем так упорно искать, то чего нет?Я так понял, что это те носатые хатты, которых лихие западные индоевропейцы отымели в Малой Азии,в прямом и переносном смысле, перебив их мужчин и совокупляясь с женщинами положив начало великому армянскому народу?
Имеют ли они вообще к черкесам отношение?Наукой-это не доказано.Серьезной наукой, не тбилисской, не бакинской,не ереванской,не калибром поменьше, а академической.
http://annales.info/other/djakonov/01.htm#03
Гость
549 - 11.04.2013 - 14:35
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
отрывков в дворцовых архивах Хеттского царства, найденных на городище Богаз-кёй.
Вот те на.А почему богаз-кей а не москвы или саратова? :)
Хатусса была столицей,хатусса.Сделайте себе там пометочку.
Кстати ничего что там нашли следы технологий "богов"?
вот такие и не только




И что примечательно.Данные технологии присутствуют от турции и египта до южной и северной америк.Но напроч отсутствуют в ареоле обитания так называемых ариев.Так что с орлами,хеттами и прочей надуманной лабудой У Вас в очередной раз случилась не удача.:)))
Гость
550 - 11.04.2013 - 14:47
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
http://annales.info/other/djakonov/01.htm#03
Здесь у Вас все тоже очень грустно.Афтары затрепали слово "предпологаем" и "мы не знаем практически почти ничего".
Ну какой смысл был давать ссылку на "ничего не знающих" авторов?
551 - 11.04.2013 - 19:00
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Вот те на.А почему богаз-кей а не москвы или саратова? :) Хатусса была столицей,хатусса.Сделайте себе там пометочку.
-собственно Богаз-кей и Хатусса-это одно и то же место.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Кстати ничего что там нашли следы технологий "богов"?
-ну и в черкесии тоже нашли недавно пещеру где грааль хранится.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Но напроч отсутствуют в ареоле обитания так называемых ариев
-вы чудинова не читаете, мулдашева там, Черноброва. присутсвуют еще как.
552 - 11.04.2013 - 19:15

И вообще, ваши посты,докторликбез оскорбляют истинных потомков великих хаттов.
Гость
553 - 12.04.2013 - 08:26
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
-собственно Богаз-кей и Хатусса-это одно и то же место.
Да как сказать.Хатусса это хатусса.Село богаз-кей оно и есть село.
Гость
554 - 12.04.2013 - 08:30
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
-ну и в черкесии тоже нашли недавно пещеру где грааль хранится.
Ну мне неведомы Ваши дивные черкессии с иудейскими граальными фишками.Вы лучше по теме ответьте.Внятно и без прикидов столбом.Куда подевались арийские технологии обработки камня которые мы наблюдаем в хатуссе?Ведь Вы утверждаете что арии строили хатуссу.Так почему в арийском аркаиме примитив глинянный а в хатуссе сверх технологии обработки камня?
Гость
555 - 12.04.2013 - 08:33
Цитата:
Сообщение от _Кошница_ Посмотреть сообщение
И вообще, ваши посты,докторликбез оскорбляют истинных потомков великих хаттов.
Да.Знакомые технологии.Когда с аргументами совсем туго у Вас вдруг случается словесный понос :)))Кстати происходит сие все чаще и чаще.И это факт.
Гость
556 - 12.04.2013 - 08:43
А вот кстати еще сверх технологии.Тоже не имеющие никакого отношения к ариям но там же в турции а не в куско.
Аладжа-гуюк

http://s019.radikal.ru/i608/1304/c0/ed3ce3947f61.jpg

http://s43.radikal.ru/i101/1304/8a/ba3a4f9b8c52.jpg
Очень жду от Вас очередную "академическую" ссылку где авторы будут утверждать что ничего по теме не знают.:)
Гость
557 - 12.04.2013 - 08:45
А вот кстати еще сверх технологии.Тоже не имеющие никакого отношения к ариям но там же в турции а не в куско.
Аладжа-гуюк


Гость
558 - 12.04.2013 - 08:49
а вот примитивные развалины хеттской столицы

Примитив и через несколько тысячелетий примитив.
Гость
559 - 12.04.2013 - 08:51
тоже арийско-хеттский примитив технологий.


Канеш.Турция.Древняя столица хеттов.
Гость
560 - 12.04.2013 - 09:07
а вот это сверх технологии опять в хатуссе


Что примечательно.ХАттское государство древнее хЕттского но сверх технологии у хАттов а не у хЕттов.С точки зрения прогресса должно все быть как раз наоборот.С точки зрения регресса-все сходится.
561 - 12.04.2013 - 22:35
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Да как сказать.Хатусса это хатусса.Село богаз-кей оно и есть село.
-ну Богаз Кей находится близ и даже на месте Хатуссы.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Ну мне неведомы Ваши дивные черкессии с иудейскими граальными фишками.
http://tainy.info/history/gitler-isk...kavkaze-graal/
Просветись.
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
Так почему в арийском аркаиме примитив глинянный а в хатуссе сверх технологии обработки камня?
-потому что в аркаиме нет источников камня, специфика города другая, да и само общество иное- безгосударственное.
562 - 12.04.2013 - 22:36
Цитата:
Сообщение от doktorlikbez Посмотреть сообщение
А вот кстати еще сверх технологии.
-где сверхтехнологии?


К списку вопросов






Copyright ©, Все права защищены