К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Политит не политит 2 (про космос)

Гость
0 - 31.07.2020 - 14:05
Ждать осталось немного © aivariz

Тема о политике и освоении космического пространства.
-----
Предыдущая тема Политит не политит? (про космос)




Отредактировано neutralino; 13.08.2020 в 13:55.
Гость
11841 - 07.04.2023 - 12:47
12211-Куэнка >А у меня вопрос зачем вообще топили? Летал бы, сам по тихоньку снижался.
11842 - 07.04.2023 - 13:09
Управляемое сведение с орбиты лучше. Масса "Мира" была большая, 130 тонн. До земли дошло, по разным оценкам, до 25 тонн остатков (по данным Роскосмоса). Упал бы в населённую местность, могли быть проблемы. "Салют-7" попал по Аргентине, например. Аргентине это не понравилось. А Скайлэб попал по Австралии. Тоже не гут. Опять же, выплаты могли быть. Когда сводили "Мир", то озвучивали компенсационные выплаты 200 млн долларов тем, кому будет принесен вред. В Фиджи молились, чтобы попало по ним, и им достался бы этот куш. Над Фиджи начался вход в атмосферу.
11843 - 07.04.2023 - 13:31
12213-KohaVasin > из этой ссылки на Википедию, ещё раз:
"Первым этапом было снижение орбиты до 220 км под воздействием тормозного импульса грузового корабля «Прогресс М1-5»."

Эта фраза мне совершенно непонятна.
Во-первых, не указано ни время начала импульса, как для всех остальных импульсов, ни географические координаты начала импульса.

Во-вторых, до начала сведения Мир двигался по почти круговой орбите с высотой порядка 240 км. Зачем понижать орбиту всего на 20 км?

В-третьих. Каким образом одним импульсом можно оперативно понизить круговую орбиту? Один импульс сформирует или понизит перигей. Для снижения апогея нужен второй импульс - или ждать много витков, пока перигейное торможение атмосферой не снизит апогей и не скруглит орбиту.

Итоговая высота 220 км после первого и единичного импульса - это высота чего? Средняя высота почти круговой орбиты? Высота полученного одним импульсом перигея?

Кто и на основании каких данных написал это предложение? И как его правильно понимать? Вот тут нет ни ясности,ни понимания, что происходило на самом деле с этими 220 км высоты. Может, подскажете или поясните.
Гость
11844 - 07.04.2023 - 13:43
Цитата:
Сообщение от Lich Посмотреть сообщение
За 35 последних лет прогресс на лицо.
Напряжение пробоя сток-затвор за эти годы нихрена не выросло. То что в внутрисхемной структуре полупроводниковых приборов начали применять некоторые решения (типа резисторов в пару сотен килоом между затвором и стоком) ограничивающие уровень наведенного напряжения (статика) величиной меньше этого значения никак не повлияло на саму идею которая заложена в полупроводниковые приборы. Слой оксида который является по сути изолятором и который не дает пробить переход достаточно тонкий, в десятках нанометров, и по мере уменьшения проектных норм полупроводника уменьшается. Так что тридцать вольт на переходе это "порог смерти" для полупроводникового прибора, хочешь ты этого или нет. А если мы берем банальную ширпотребовскую радиолампу у нас только рабочий диапазон по первой сетке в эти 30 вольт! И сто вольт, и двести - ей пофик. Убить радиолампу ЭМИ практически невозможно. Полупроводник убивается на ура, и чем сложнее структура полупроводникового прибора тем больше шансов на то что этот полупроводниковый прибор сдохнет.
Что касается непосредственно исполнений "military" и "space" полупроволдниковых приборов то есть забавный парадокс - чем лучше технология по которой производится полупроводниковый прибор тем меньше у него шансов на жизнь в условиях той же радиации. Ведь все просто - один протон который влетает в микросхему выполненную по проектной норме 0.30мкм должен попасть очень точно в определенное место подложки чтобы вызвать критическое повреждение полупроводникового прибора. А при проектной норме в 15нм ему и целиться не надо - куда бы он не попал все равно что-то да накроется медным тазом.
Так что опять таки - с точки зрения использования полупроводниковых приборов в космическом пространстве застряли на проектных нормах тридцатилетней давности, и нихрена вперед не продвигаются по чисто объективным причинам. Нет, конечно для кратковременных миссий типа запуска тех же Флаконов применяются современные компьютеры - но они многократно дублируются, и результат вычислений дублеров не используется на прямую а ведется сравнительный анализ этих результатов, и используется только результат этого анализа.
Берем тот же суперсовременный "лунный" Орион - его бортовое вычислительное устройство основано на микропроцессоре PowerPC 750FX разработки конца прошлого веку в слегка облагороженном в начале 2000-х виде, в продажу изделия на этом процессоре пошли в 2002 году. Таких процессоров два в каждом вычислителе, и самих вычислителей три. И это промежду прочим микропроцессор производившийся на основе 0,13мкм техпроцесса.
Вот такие успехи в космосе за 35 лет....
11845 - 07.04.2023 - 13:53
Куэнка, попробуйте на форуме "Новости космонавтики" вопрос задать. Там спецы и причастные тусуются. Если не сами вспомнят, то могут подсказать, где искать.
11846 - 07.04.2023 - 14:21
12220-KohaVasin > Да, верный совет. Это же регистрироваться надо... Но там посодержательнее обсуждения космоса, и баллистики тех или иных задач в том числе. Надо туда всё равно переходить для предметных разговоров. Ладно, попробую поразбираться ещё.
Гость
11847 - 07.04.2023 - 14:37
12217-Куэнка >так может времени было вагон. Когда б он сам упал?
11848 - 07.04.2023 - 14:48
Он сам и снижался до 240 км за 9 месяцев после покидания его экипажем. А с высоты 220 км начали управляемый спуск.
Гость
11849 - 07.04.2023 - 14:50
12223-Куэнка >это понятно, я про другое. Сколько бы он времени снижался скажем до 100км? Еще год или больше?
11850 - 07.04.2023 - 20:45
12224-Сталкер > Думаю, суток 4, максимум 5.
Гость
11851 - 07.04.2023 - 21:00
12225-Куэнка >ничего себе, так быстро.
11852 - 07.04.2023 - 21:22
А как же. Высота стандартных опорных орбит 200 км (Россия) - 185 (США) км.
Там торможение приличное, никто и одного витка на них не делает обычно. Хотя могли бы, но не хотят ощутимо терять энергию, да и незачем там долго болтаться.
Или, если хотите, другой пример:

"Орбита, на которую планировалось вывести корабль «Восток», должна была получить перигей (нижнюю точку) с высотой 180 км и апогей (верхнюю точку) с высотой 235 км. Это низкая почти круговая орбита с оптимальными для полетного задания значениями высоты. Плотность остатков атмосферы на этих высотах удовлетворяла сразу двум задачам: краткосрочной задаче выполнения витка и долгосрочной задаче схода с орбиты.

Аэродинамическое торможение на этих высотах достаточно слабое и легко позволяет сделать не только один полный оборот корабля вокруг Земли, но и более полусотни оборотов. Одновременно торможение атмосферы здесь достаточно сильное, чтобы свести аппарат с орбиты за четверо суток полета.

Это было необходимо на случай отказа тормозной двигательной установки корабля, а отказы только создаваемой техники были вполне вероятны. Поэтому система жизнеобеспечения корабля «Восток» была рассчитана на десять дней полета в случае вынужденного долгого пребывания на орбите. С двукратным запасом к расчетным четырем дням полета при отказе тормозного двигателя корабля."
Текст мой, претензии принимаю :)) Статья "Первая пилотируемая".
https://www.kommersant.ru/doc/4769617
11854 - 08.04.2023 - 10:46
12228-Адик > Что атмосфера Земли, что атмосфера Марса меняет свою плотность с высотой по одной и той же, так называемой барометрической формуле, описывающей состояние идеального газа в однородном гравитационном поле. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91...83%D0%BB%D0%B0 Допущения про однородность гравитационного поля (одинаковость ускорения в любой точке) вполне рабочее - на высоте 50 км гравитационное ускорение Земли меньше лишь на один процент с четвертью.

Поэтому у атмосферы Земли нету "резких переходов по высотам" в плане плотности и давления, и плотность атмосферы Марса тоже падает по экспоненте, по тому же закону, что и давление. Там нет примерной одинаковости атмосферы, как вы пишете. И быть не может, потому что закон изменения давления газа в гравитационном поле един и для азотной атмосферы Земли, и для углекислой атмосферы Марса, он не зависит от вида молекул газа. По этому же закону меняется давление и плотность атмосферы и у Венеры, и у Титана, и пр. Разумеется, с разными начальными условиями атмосферы на поверхности планеты. А далее все эти атмосферы меняются по одному закону, на который накладываются местные температурные особенности. Но они не приводят к "резким переходам" по плотности или давлению.

Другое дело, что на Марсе атмосфера намного (пару порядков) менее плотная, чем на Земле, и перепады давления и плотности с ростом высоты меньше (меньше градиенты), их изменения более растянуты по вертикали. То есть на километр высоты марсианские изменения атмосферы значительно меньше, чем на Земле. Но давление и плотность так же меняются в разы и десятки раз с ростом высоты, как и в атмосферах других планет.
11855 - 08.04.2023 - 12:48
Немного не так. В вашей формуле есть g. От её величины зависит крутизна падения экспоненты, особенно в левой части графика. Наглядно: если g очень мало, экспонента пойдет почти горизонтально. Или, как выразился Адик, "изменяется с высотой слабо".
Сделайте мысленный эксперимент с граничными условиями. Например, примите g очень малой, близкой к нулю, и прикиньте, как будет изменяться давление на единицу высоты.
11856 - 08.04.2023 - 13:12
Раз уж зашёл сюда (думал, уже не занесет судьба), отмечу - почему-то вспомнились былые споры про коммерческие запуски у Маска и Роскосмоса. Дескать, у Маска многие пуски "для себя", типа запусков Старлинков, и поэтому не могут считаться коммерческими. Не могут так не могут, ведь он за них денег от заказчика не получает. Но у Маска есть коммерческие запуски аппаратов. И тут можно посмотреть картину на сегодня, памятуя былые споры - сколько у кого коммерческих запусков, у Маска и Роскосмоса.

Данные по Маску разнятся, а скрупулёзно подсчитывать лень, но за последний год попадалась число около 330 коммерческих аппаратов. Только навскидку: запуск Транспортер-4 - 40 коммерческих КА, Транспортер-5 - ещё 54 коммерческих КА, потом Globalstar FM15, SES-22, KPLO, BlueWalker 3, Galaxy 31, 32, 33 и 34, Hotbird 13F, Hotbird 13G, Eutelsat 10B, 40 штук OneWeb, Hakuto-R Mission 1, SWOT, O3b mPower 1 и 2, EROS-C3, Transporter-6 со 116 коммерческими спутниками, ещё 40 штук OneWeb 16, Amazonas Nexus, Inmarsat-6 F2, ещё 40 штук OneWeb 17, SES 18 и 19, пара спутников SDA Tranche 0-1, Intelsat 40e/TEMPO.

Роскосмос с 24 февраля прошлого года, то есть за это же время, более чем за год, запустил строго два коммерческих спутника - "Хайям" (российский "Канопус" для Ирана) и AngoSat-2 для Анголы.
11857 - 08.04.2023 - 13:15
12230-KohaVasin > Это да, и это очевидно, параметры экспоненты отличаются, и соответственно её кривизна. Я отметил это как меньшие градиенты и меньшее изменение на километр высоты. "перепады давления и плотности с ростом высоты меньше (меньше градиенты), их изменения более растянуты по вертикали. То есть на километр высоты марсианские изменения атмосферы значительно меньше, чем на Земле."

Но "у Земли достаточно резкие переходы по высотам" - такого нет. давление и плотность меняются плавно и без резких перепадов
11860 - 08.04.2023 - 13:52
Адик, я не спорю яростно) просто поделился, в каких акцентах мне увиделись эти слова. Про барометрическую формулу и гравитационное поле отметил: на высоте 50 км у Земли вес снижается лишь на 1,24%, в то время как плотность атмосферы падает уже в тысячу раз. Так что неравномерность гравитационного поля до высоты 100 км, условно включающей практически всю атмосферу, 99% её массы, не сильно меняет барометрический расклад. На пару процентов разве что в самом верху.
11861 - 08.04.2023 - 15:26
Цитата:
Сообщение от Адик
Одно и то же разными словами. Не?
НЕ.
В таких вопросах важна точность (недвусмысленность) формулировок и дефиниций. Это я постарался понять, что вы ХОТЕЛИ сказать, потому и встрял, объясняя Куэнке ваш пост. :)
11862 - 08.04.2023 - 15:36
Цитата:
Сообщение от Куэнка
(думал, уже не занесет судьба)
На НК уже зарегистрировались?
11863 - 08.04.2023 - 15:55
12237-KohaVasin > нет, нету времени пока)
11864 - 08.04.2023 - 16:00
Цитата:
Сообщение от Куэнка Посмотреть сообщение
, но за последний год п
считать коммерческие запуски за последний год нет смысла ибо это не корректно в условиях международных санкция.
11865 - 08.04.2023 - 16:52
12237-KohaVasin > Но с важными вариантами снижения крупных конструкций вроде получается разобраться; как опубликуется материал, поделюсь, можно будет обсудить.
11866 - 08.04.2023 - 17:19
Дык, а че потом обсуждать? :)
Раньше перед публикацией на НиТ обкатывали материал. Два раза в одну реку не войдешь.
11867 - 08.04.2023 - 17:23
Кстати, не планируете что-нить опубликовать на тему огнедышащих драконов? :-)
11868 - 08.04.2023 - 18:42
Ну, мы и тут обсуждали до публикации. Помните, про групповой перехват космической цели посредством орбитальной группировки Старлинк. Итоговую статью об этом прочитало больше 150 тысяч человек, вон она висит на Nacked Science.) Я и хотел в ходе работы с материалом понять про начальный этап сведения Мира с орбиты, что за фигня с начальным импульсом. Думаю, в Википедии просто написали ерунду про снижение двигателем до 220 км. С этой высоты - другое дело. А так материал, который делаю, это куча специфичной низкоорбитальной и атмосферной баллистики; вываливать её сюда вряд ли продуктивно. Хорошо хоть немного представляю себе эту область, и то приходится выявлять и распутывать кучу нестыковок в данных. Хотя так, поболтать на тему, всегда приятно с адекватными собеседниками) Про огнедышащих драконов уже времени не хватает, а так можно бы. В тандеме с вопросом - есть ли в мире сверхзвуковые живые существа, и какими они должны быть в базовых чертах.
11869 - 09.04.2023 - 12:37
12243-Куэнка >О!!! А я "Мир" топил..
Ток его спускали по кусочкам..
Что могли -отстыковывали..
Давно было, нюансы забывать стал
11870 - 09.04.2023 - 13:00
Приветствую, САИД. Может, посмотрите пост 12218 тогда, подскажете, спускался ли "Мир" до 220 км аэродинамическим торможением, и вообще что это за высота и откуда она взялась в источниках. Если знаете этот момент, конечно. Я вот ничего не топил, занимался обратной задачей - провести изделие через атмосферу без разрушения и в полностью работоспособном состоянии. И поэтому атмосферным разрушением или границами и условиями потери работоспособности приходилось заниматься, чтобы их не поймать. А тут попросили рассказать о разрушении тяжёлых конструкций. Беру затопление "Мира" - и с информацией об этом полно непоняток. Как мог, их обошёл, но понять детали всё равно интересно как баллистику.
11871 - 09.04.2023 - 13:03
12244-SAID >
Нафига подсказываешь?
11872 - 09.04.2023 - 13:50
12244-SAID > Насчёт "по кусочкам" - вот описание в Вики. Пишут, что "На момент затопления станция состояла из семи модулей: базовый блок, «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа» и стыковочный модуль («Спектр» и «Природа» остались недостроенными)[1][2]."
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%...B8%D1%80%C2%BB
и так единым комплексом из этих семи модулей "Мир" и вошёл в атмосферу, где модули разделились, только будучи отломленными аэродинамикой: "на высоте 60 км произошло разрушение станции, которая распалась на несколько частей[2].."

Брешут, черти, а, САИД? Дурят общественность? ))
По их данным, всё входило в атмосферу цельным комплексом из семи модулей. Это же подтверждают другие источники вроде Роскосмоса:

"Уникальная операция по затоплению станции "Мир" была проведена 23 марта 2001 года с помощью пристыкованного к станции грузового корабля "Прогресс М1-5" с увеличенным запасом топлива, уточнил официальный представитель ЦУП Валерий Лындин.
"Первый импульс на торможение станции был выдан в 3.32 мск, второй - в 5.00 мск, третий - в 8.08 мск. В плотные слои атмосферы Земли станция вошла в 8.44 мск, где начала гореть и распадаться на куски. Несгоревшие фрагменты станции приводнились в несудоходном районе Тихого океана примерно к 9.00 мск", - отметил Лындин."
https://www.roscosmos.ru/15468/
11873 - 09.04.2023 - 14:25
Последние витки вроде по разным ЦУ работали... хотя кто там полсекунды-секунду отличит. Я к тому что когда салют топили то он не полностью сгорел, а мир втрое больше.
Хотя управляемый спуск по кусочкам не организовать.
11874 - 09.04.2023 - 14:30
Последние витки вроде по разным ЦУ работали... хотя кто там полсекунды-секунду отличит. Я к тому что когда салют топили то он не полностью сгорел, а мир втрое больше.
Хотя управляемый спуск по кусочкам не организовать.
11875 - 09.04.2023 - 14:36
12248-SAID >
Цитата:
Сообщение от SAID Посмотреть сообщение
хотя управляемый спуск по кусочкам не организовать.
Конечно. Тормозной "Прогресс М1-5" был один, а если управляемый спуск каждого куска, то нужны и несколько "Прогрессов", коих вроде нигде не просматривается - их полётные задания висят в таблицах, торможение для сведения с орбиты в полётном задании только у этого. Модули развалились лишь на высоте 70-60 км, это уже даже не виток, просто атмосфера.
А то что Мир не полностью сгорел, это факт. По разным оценкам, в воду упало от 12 до 25 тонн (оценка «Роскосмоса») остатков Мира, или 9 — 18 % её орбитальной массы.
11876 - 09.04.2023 - 14:55
Цитата:
Сообщение от SAID Посмотреть сообщение
Последние витки вроде по разным ЦУ работали... хотя кто там полсекунды-секунду отличит.
Вот у меня бывало до 14 разных ЦУ в одной боевой работе, одном пуске. Лично все 14 принимал, просматривал каждое ЦУ и подтверждал его росписью в журнале получения. Причем все 14 были не нужны, использовалось только одно. Потому что "Жемчуг-М" был только один, его в две точки не наведёшь.) У соседей был "Жемчуг" с "Изумрудом", ими можно было два ЦУ обработать. Но всё равно всем передавали все 14, правда, распределяя, кому какую цель, каждому его конкретную указывали. Но, поскольку всё равно принимать приходилось все ЦУ, можно было в свободное время из любопытства построить пространственное расположение целей в любые моменты времени, взятые из ЦУ. Какая цель догоняет какую, как взаимно сближаются или расходятся, где проходят территориально, с какими перегрузками, короче, вся картина построения целей в ордер как на ладони. Сидишь на дежурстве, когда выпадает незагруженное, и вникаешь в баллистику входа. Одна работа, пятая, десятая, тридцатая... так и насобачиваешься в динамике входа по конкретным ЦУ.
11877 - 09.04.2023 - 15:14
Я на "Каме" работал..
На 3й год если лень за свежими ЦУ бежать у КДСа по тлф пару-тройку точек узнаешь- и нормуль...
когда коррекция- штук 3-4-5 портянок, за 5 минут до витка тебе говорят по каким работаем... а пару раз было" где-то-там-должен-быть"...
А так да-последние витки были суперский сигнал-лучше эталонного- высота маленькая.
Но правда не помню по кусочкам иль целиком... там-же стыковок-расстыковок за эти годы было столько, что всё слилось в одно-рутина..
11878 - 09.04.2023 - 15:20
Зато когда запускали "Энергию", ЦУ было одно-единственное. Такая тягомотная работа была, никогда не забуду. Как раз был в дежурной смене, на которую пришёлся этот пуск. У нас поздний вечер был, когда прошла часовня готовность. А получасовой нет, переносят на час. Потом ещё на час. Так всю ночь промаялись, всё за долбанные, аппаратура включённая. Только в пять или шесть утра пришла получасовая готовность, и дальше все готовности и пуск как обычно. ТВС получили, только тогда вздохнули, значит полетела. Прошла южнее, телеметрию взяли устойчиво, по обоим стволам, а цель потом вместо стабилизации по высоте стала заваливаться в океан. После смены и утреннего сна только узнали, что запустили эту штуковину.
11879 - 09.04.2023 - 15:25
12252-SAID > была у нас тоже эта тележка, только наверное Кама-М, зелёная антенна в дырочках была, перфорированная. Я Каму только так, снаружи видел, аппаратную не помню. А как Каму наводили - бойцы крутили ручки, и дальше синусно-косинусными трансформаторами? У нас Жемчуг так наводили, прямо зачитывали ЦУ вслух по указанным секундам.
11880 - 09.04.2023 - 15:41
М-это новая, их всего-то 2 на страну вроде, где вторая-не знаю.. промы говорили но я не помню . Я её даже чинил...
а так скорее всего была "А" - 60х годов..
У меня 2старых и одна новая-и когда полный ПЭ то всеми работали... 6 человек:)- жесть конечно, но счас вспоминается только как лучшее..
11881 - 09.04.2023 - 15:55
Я в Камах не разбираюсь, у нас в силу специфики траекторные средства были в основном оптическими, в визуальном диапазоне. Измеряли траекторию на фотоплёнку. Каму использовать было невозможно, только за атмосферой. Там Кама работала. У меня на память остались несколько кадров фотоплёнки, со мною на снимке - ширина кадра 24 сантиметра) сделаны ночью, а вид словно днём. А позже Каму убрали вообще, поставили сверхмощную Вегу, но потом и её законсервировали.
11882 - 09.04.2023 - 16:08
А вот как будут МКС затоплять, это интересное дело. У неё 440 тонн масса, американцы сейчас будут разрабатывать специально для свода её с орбиты тормозной буксир. Уже и бабло выделено месяц назад в бюджете на будущий год на начало работ, отдельным параграфом, смотрел недавно. Тоже целиком будут затоплять МКС, не разбивая на модули. Одним буксиром все сразу. Интересно, каким его сделают. Тонн 12-15 будет штуковина, небось.
11883 - 09.04.2023 - 16:14
Скорее всего нашим заплатят.. типа опыт есть и всё такое..
Я бы ценник 10х выкатил, за всё хорошее..


К списку вопросов






Copyright ©, Все права защищены