0
- 07.07.2011 - 14:03
|
Вобщем загорелся я идеей колонкостроения!=) Хочу попробовать свои силы так сказать...Общеизвестно, что начинать нужно с простого, поэтому думаю сделать так: взять автомобильную коаксильную акустику 6х9 (овалы то-бишь), сделать для них корпус хороший и попробовать спаять под это дело усилитель на честных, номинальных 40-50 Вт. Так как это будет моей первый опыт, то косяков не избежать, поэтому преследую цель максимальной бюджетности сей затеи. Возникают следующие вопросы: а) По корпусу. Какого объема? и нужен ли ФИ ? Какой взять демпфирующий материал б) По усилителю. Тут уже гораздо сложнее...На какой базе делать.Где-то читал что LM3886 обеспечивает не плохое качество звучания. Как организовать питание и т.д. Вобщем жду здоровой критики, конкретных предложений,а так же советов! | |
1
- 07.07.2011 - 14:10
| 1-dimas 1991 >Юзаю овалы в корпусах от Веги 50ки.Хватает и устраивает. | |
2
- 07.07.2011 - 14:37
|
1-dimas 1991 >начинай http://www.vegalab.ru/forum/index.php http://datagor.ru/practice/loudspeak...ina-ikeja.html сайтов много. и версий там навалом. | |
Модератор 3
- 07.07.2011 - 15:13
|
1. Из автомобильных овалов 6х9 , раасчитанных на фри-эйрную установку (и потому имеющих соответствующую совокупность параметров) хорошей акустики с глубоким, ровным, "быстрым" басом не получить. Кто бы что ни говорил (мол, мне и так хватает), но в 99,9% случаев получим громкобубнители с конкретным завалом АЧХ ниже 70-80Гц. У меня в хламовнике на работе валяются пионер А2511 - годятся только в ФИ размером под сотню литров, и то - 75ГДН-1-4 по глубине баса выиграет. Советую почитать сначала о типах акустического оформления и физике электромеханических колебательных процессов при работе динамика в оформлении. Вот простой пример: типичное значение рез. частоты Fs "басовитого" (в условиях салона авто) овала - примерно 50Гц. Полная добротность Qts (оптимизированная для работы в беск. экране или объеме, на порядок превышающем эквивалентный Vas, т.е. багажнике) - примерно 0,7-0,8. Экв. объем Vas при такой Fs и площади диффузора будет примерно 40-50л. Если мы пихнем такой (неплохой для авто) дин в ЗЯ объемом = Vas, то рез. частота получившейся колебательной системы возрастет вдвое относительно Fs, т.е станет порядка 100Гц и ниже этой частоты система будет иметь спад 12дБ/октаву. Полная добротность тоже возрастет вдвое. В итоге это выльется в то, что будет заметный горб на 100Гц, ниже которого - пологий спад 12дБ/окт. причем этот горб не убрать даже сильным демпфированием, т.к. результирующая добротность будет примерно 1,4. А оптимум - 0,7 (что и было бы при установке такого динамика в беск. экран или ПАС). На слух такой вариант автоакустики в ЗЯ будет иметь заметный бубнеж, маскирующий нижнюю середину. Глубокого баса (ниже 40Гц) не будет вообще слышно (в тачке те же динамики его хоть тихо, но играть будут). Поэтому мое ИМХО1 - искать динамики с минимальными значениями Fs, Qts не выше 0,4-0,5, ну и Vas тоже как можно меньше. Но такие модели будут недешевыми и с низкой чувствительностью. Как вариант, если жилплощадь позволяет - ПАС, для автоакустики это вариант. 2. Усилки. Если хочется "честных" Ватт, то сэкономить не получится. Один БП только мощностью 200-250Вт потянет 1,5-2тыр. Почему 250Вт? Эмпирически установленный запас по мощности для предотвращения просадки напряжения на пиках муз. сигнала и как следствие - компрессии. Вон, мой Parasound A23 имеет транс 1кВА при мощности на выходе 2х120Вт. зато эти 2х120 дают эффект "бесконечной" мощности, т.к. в пиках доступно фактически в разы больше. Для муз. сигнала средняя мощность и пиковая разнятся на порядки, в отличие от классической силовой электротехники, оперирующей синусоидальными величинами. Добавь сюда остальную начинку, корпус, радиаторы - и легко набегает сумма порядка 5тыр. Это не считая "секса" и потраченного времени на сборкой и наладкой Поэтому мое ИМХО2 - купить хороший усилок б/у, какой-нибудь NAD или Rotel. Их 50-60Вт/канал для дома за глаза (субъективно - как совковые 100Вт/канал). Но выйдет немного дороже (я бы сказал - на величину сэкономленного времени). Плюс звук - никакие ЛМ-ки ни в какой обвязке рядом не валялись. Но если цель - доказать себе, что "и сами с усами" - то это дело благородное, дерзай. Но будет долго и нелегко. ЗЫ. не хочу никого "пугать", но сам много раз по-пионерству недооценивал масштабы предстоящих головняков, что здорово отбивало желание продолжать. Но ничего, понемногу опыта набрался, как собачка блох...))))) | |
4
- 07.07.2011 - 15:43
| 4-юююю мыло оставь вопрос есть (надо 2 варианта записи сравнить | |
Модератор 5
- 07.07.2011 - 15:47
| y_dudnik@mail.ru | |
6
- 07.07.2011 - 16:02
| юююю, я представляю масштабы всех головняков! Но это зависит насколько сильно заморачиваться и какие цели преследуешь. Моя же цель попробовать свои силы в этой области и получить нечто отличительно звучащее от откровенной китайщины в магазине за 1.5-2 к.Ну и в конце то концов с чего то же нужно начинать...Вы же по-пионерству не строили 3-х полосные АС HI-End класса, верно? | |
7
- 07.07.2011 - 16:10
| юююю, c удовольствием принял бы в дар или выкупил за символическую плату Ваши пионер А2511! Все равно в хламовнике валяются без дела! ) | |
Модератор 8
- 07.07.2011 - 16:30
|
7-dimas 1991 >"я представляю масштабы всех головняков!" не уверен в этом. "Вы же по-пионерству не строили 3-х полосные АС HI-End класса, верно?" Верно. Я по-пионерству вообще, лет пять можно сказать на мусорное ведро работал (было штук 8 разных "проектов", парочка из которых еще не утилизированы :-)), пока стало нечто достойное получаться. А на трехполосную АС я и сейчас смотрю "с почтенным уважением" - гемора с настройкой фильра там немеряно просто, не один месяц кропотливой работы, прослушиваний, измерений. Ну это если есть претензии на получение ровной АЧХ и минимума искажений. Я предлагаю вот что. Взять потенциально перспективный экземпляр (в плане доступного дома апгрейда) откровенной китайщины и "выжать" из него хороший звук. Это позволит избежать большого объема "дурной" тяжелой работы (пилить "дрова", отделывать, городить корпус усила и т.п.) и сосредоточиться на "творческой" части затеи. У китайцев есть потенциально неплохие модели мультимедийки, например - Свен Роял2. Можно попробовать сделать заново фильтр (там неточно полосы состыкованы+говняная комплектуха в ВЧ-секции фильтра), сделать силовую разводку акуст. кабелем (начиная от вторичных цепей БП и до динамиков), проанализировать схему усилка и сделать апгрейд, если можно. Потом можно повозиться с выбором оптимального звукопоглощения в корпусе АС, выносом усилка в отдельный блок. Так или иначе - это минимум затрат + "тренажер" для постижения азов электроники, акустики и материаловедения. По качеству и количеству баса Роялы2 уделают любые овалы в любом корпусе. Так они и места много не займут (только близко к стене не надо ставить - порт фазика сзади сильно "заводит" комнату. Я еще подумаю над выбором других "кандидатур", но что-то не припоминается более ничего, что может занедорого дать "правильный" звук, кроме этих роялов. | |
Модератор 9
- 07.07.2011 - 16:47
|
8-dimas 1991 >увы, это невозможно, ибо они были принесены в жертву эксперименту с уменьшением упругости центрирующей шайбы с целью уменьшения все той же полной добротности. Эксперимент, в общем-то, не до конца удачный - при вырезании секторов (как советовали множесво "гуру" в журналах) сильно ухудшается радиальная устойчивость положения катушки в зазоре (я это интуитивно прелполагал, но сдуру доверился "профессионалам"). К тому же уменьшение упругости только ЦШ мало влияет на изменение добротности всей системы - ведь упругость воздуха в корпусе акустики сопоставима с упругостью ЦШ и не меняется. К тому же я удалил центральную стойку и закрыл моторку пылезащитным колпаком. Теперь это "чистый" мидбас. Честно говоря, в этих динамиках хорошего - только диффузор (экспоненциальная образующая + армирование кевларовыми волокнами - жесткий и "глухой"). ЦШ можно взять от 10ГД-26Б (они идентичны геометрически, но мягче пионеровской намного) и переклеить, что впоследствии и будет сделано. Неплохой эффект в плане уменьшения добротности + увеличение чуйки дает приклеивание такого же магнита сзади в противофазе (проверял). Так что следующий этап - ЦШ от 10-ГД26Б +магнит. Если не получится опять - возьму 75ГДН и поставлю диффузоры от этих пионеров (но тут тоже есть технологические проблемы). Этот эксперимент "получится", но 75-ки (даже дохлые - все равно мне все переделывать) денег стоят. | |
10
- 07.07.2011 - 16:59
| таких "тренажёров" полны магазины, под разный кошелёк. мне вот сейчас Sven Stream Light достался "построенные по схеме bi-amp." пилю его потихоньку :) | |
11
- 07.07.2011 - 17:00
|
юююю, Вы имеете ввиду эти http://www.sven.ru/catalog/multimedia_2.0/royal-2.htm? По описанию очень даже ничего! Возможно это и оправдывает их стоимость! Но для экспериментов (тем более новичка) считаю дороговато! Поэтому я и сделал упор на недорогую коаксильную акустику.И цели добиться звука, который удовлетворит искушенного аудиофила ПОКА не стоит! | |
12
- 07.07.2011 - 17:26
|
Поищите на форумах и в журналах статьи Пахомова. Он сделал из блинов JBL Free-Air (мелкий яшик 30х42х18) с LC-фильтром "антибубнение". Снизу может потребоваться поддержка саба. | |
13
- 07.07.2011 - 17:32
| Мощности для него (в комнате) много не надо. | |
14
- 07.07.2011 - 17:40
| http://www.ra-publish.com.ua/ra/2005/10/8746.htm Радиолюбитель, 2003, № 3, стр. 27. Фильтр «АНТИБУБНЕНИЕ» для открытых АС. … Радио, 2002, № 12, стр. 31. | |
15
- 07.07.2011 - 17:45
| saurus, Благодарю! | |
Модератор 16
- 07.07.2011 - 23:31
|
11-Catcher >"таких "тренажёров" полны магазины" - не скажите. Большинство проще выкинуть нафиг, ибо там вообще ничего путного нет и переделка выливается в замену/доработку всего и вся. Стримлайт я не слушал, а роялы2 играли очень даже похоже на "правильный" звук. 12-dimas 1991 >"Но для экспериментов (тем более новичка) считаю дороговато!" самодельный усил + автоакустика выйдет не дешевле, а если дрова покупать - то и дороже. И даже если что-то в ходе апгрейда не получится - можно всегда "отыграть назад" к исходному варианту и ничего не потерять. А затея сделать все "с нуля" - билет в один конец и требует НАЛИЧИЯ большого опыта, иначе велик риск полного провала. Лучше начать с модернизации, разбираясь - что, как и почему так работает на ГОТОВОМ устройстве, внося в процессе познания свои корректировки в конструкцию (которая при поточном производстве изобилует компромиссами). Я в авторе, в определенной мере, узнаЮ самого себя на заре своих увлечений - денег нет, хочется "шоп играло и качало" и было "немагазинным". В итоге в конц 90-х - начале 2000-х выкинул на ветер больше 15штук (а тогда это были несколько другие деньги, чем сейчас, особенно для студента). И надо сказать, единственное, чему я тогда научился в итоге - трезво оценивать свои способности, не доверять безоговорочно всяким книжкам/интернетам (особенно когда не прослеживается физических основ описываемого) и не делать "необратимых" изменений. По конструктиву очень много опыта и уверенных знаний дала именно модернизация тех или иных компонентов системы. Первым таким "испытательным стендом" у меня был китайский магнитофон "NOVA" (надо сказать, после переделки БП на более мощный с заменой силовой разводки, экранирования отдельных элементов предусилителя (тут был поиск наилучшей точки "земли") - играл заметно получше (детальней и динамичней, "живей"), чем сони-панасоники впятеро дороже, правда потише - 1,5-2Вт на канал, против 3-5Вт "брендовых"). "Поэтому я и сделал упор на недорогую коаксильную акустику." - это в лучшем случае будет 25% от всех затрат в итоге (если есть цель "переплюнуть" по качеству комповые колонки за тысячу рублей), не считая потраченного времени. "удовлетворит искушенного аудиофила" - таких ничем не удовлетворить, это диагноз, со стороны напоминающий строчки из песни "...это не я имею машину - это машина имеет меня!" Что "искушенности" - то 9 человек из 10 "неискушенных" (проверено на личном опыте с помощью моей системы), услышав ПРАВИЛЬНЫЙ звук, сразу излечивались от "ушных медведей" и, к своему удивлению, начинали отличать "правильный" звук от "неправильного". А объяснение сего феномена простое = "правильный" звук больше всего похож на то, что мы влышим вживую, т.е. отправная точка всегда под рукой. Конечно, чтобы корректно объяснить вид ухудшения и указать на возможную причину неточности воспроизведения - нужен опыт. А чтоб понять "то или не то" - опыта даже не надо. Я не призываю твикать сундуки за тыщи баксов (хотя там тоже нередко большое поле для апгрейда). Но определенную "нижнюю планку" надо выдерживать, иначе даже бескомпромиссный апгрейд не даст удовлетворительного результата. | |
Модератор 17
- 08.07.2011 - 00:13
|
С усилком как вариант еще - взять дохлый (с паленым оконечником) и в его корпусе и на его БП сваять "свой" - хотя бы селектор входов не надо городить, корпус и т.п., в "заготовке" это уже есть. А если получится нормально по звуку - лицевую панель можно сделать "оригинальной" - тогда будет "иксклюзифф")))) Из акустики - вот ОЧЕНЬ удачная "заготовка" (проверено) http://sven.ua/ru/products/detail.ph..._ID=737&ID=373 после перенастройки фильтра (в смысле - сделать другой фильтр, получше) и подбора оптимального звукопоглощения уделывает большинство "породистых" конкурентов (из числа полочников) стоимостью порядка 1000$. Можно слушать МУЗЫКУ и не хотеть бОльшего. это тоже ничего, но чуть хуже предыдущего http://sven.ua/ru/products/detail.ph..._ID=737&ID=349 Не советую связываться с динамиками, имеющими плетеный диффузор из стекловолокна или карбона - в 90% случаев будут проблемы с гармоническими искажениями на СЧ (на слух - "грязь" на средней и повышенной громкости). Единственное здесь исключение - B&W серии Nautilus800 - но там десятки килобаксов за стереопару... | |
18
- 08.07.2011 - 12:44
|
*Не советую связываться с динамиками, имеющими плетеный диффузор из стекловолокна или карбона* У меня студийные мониторы с такими (только кевлар) НЧ-СЧ динамикмаи, претензий к средним нет. | |
Модератор 19
- 08.07.2011 - 15:36
|
19-Njcs >видимо, это еще одно исключение. но стОят эти мониторы явно не 5-8тыр. Из дешевых китайских поделок таких исключений не помню (стекловолокно у свенов "грязнее" играет середину, чем бумага, но динамичнее). У меня дома есть MISSION m72, мидбас из стекловолокна - тоже заметны гармоники на СЧ (но немного, т.к. центр диффа закрыт большим вогнутым колпаком из пластика). Пионеры авто серии E кевларовые - вообще хлам (хотя стОят 3000р за 13см коаксиалы). Конечно, соотношение масса/жескость у таких диффов супер (отсюда и динамика), но неприятные "побочные эффекты" часто тоже заметны. | |
20
- 08.07.2011 - 23:38
|
Немного оффа...)) юююю, что посоветуешь на 2-х полосный фронт в машину в пределах до 6к ??? Первое время будут играть от головы, но дины нужны с прицелом на поканалку. Естественно ШВИ дверей, деревянные подиумы. Слушается trance,house, иногда rap и классический рок. | |
Модератор 21
- 09.07.2011 - 01:51
|
21-dimas 1991 >я даже не знаю, что посоветовать... в тачке никогда не реализовать того потенциала, что есть в хороших динамиках. Причины - 1.слишком заметное влияние недостаточной жесткости кузова/салона (если только на пол 10см стяжку из бетона, двери и все пустоты тоже бетоном залить - но это уже недвижимость, а не авто...)))))))))) 2. малО расстояние между слушателем и излучателями отдельных полос при раздельной (не коаксиальной) компоновке акустики - отклонение положения головы слушателя даже на пять сантиметров в любую сторону от "точки настройки" - прощайте, все потуги настройки ровной АЧХ и выбора компонентов - фазовые искажения все похерят. 3.шум извне и от работы отдельных узлов авто. Никакая шумка/вибро не спасет от НЧ-вибраций из-за работы подвески, ходовой и вибраций двигателя - бас придется дико задирать, чтоб его информационная составляющая не оказалась напрочь утерянной в этих шумах (поэтому в движении баса субъективно мало, по сравнению со стоянкой). Ну и о каком качестве звучания тогда речь? Конечно, если сделать "мертвую" ШВИ (примерно 25-30тыр на кузов вроде десятошного), толковое питалово без быдлоустановки усилков в багажник и, сидя неподвижно, слушать музыку с выкл. двигателем на стоянке - тогда возможно, удастся раскрыть потенциал тех же Eton или DLS reference, Morel каких-нибудь... Мое имхо - музыка в авто это ненавязчивый фон разумной громкости, мне, например, бОльшего по условиям безопасности движения не надо. я уже обсуждал свой подход к автозвуку, если мое мнение интересно - советую почитать http://forums.kuban.ru/showthread.php?t=1255326 | |
22
- 09.07.2011 - 13:07
| изготовление акустики следует начинать с изготовления динамиков. А то все хитрые такие стали - возьмут скворечник, скворца вытряхнут, динамик вставят и готова колонка. Так делать не годится. Надо самому сформировать диффузор, катушку намотать, магнит испечь самостоятельно. | |
23
- 09.07.2011 - 13:16
| Дядя Миша, а можно подробней о технологии производства динамиков??? | |
24
- 09.07.2011 - 20:06
| http://www.youtube.com/watch?v=4HJHiynczDI | |
Модератор 25
- 09.07.2011 - 20:33
| 23. Все так и есть. Только магниты сам не пек. | |
26
- 10.07.2011 - 14:10
| Тада труъ! :) | |
27
- 10.07.2011 - 17:49
| автор если хочешь качество звучания, то приобрети у меня аккустику S-90 2 шт. и усилитель ОДИССЕЙ 002 и будет тебе счастье по твоему желанию и качественно. | |
28
- 10.07.2011 - 18:52
| 28-служу > ЖЖОШ!! | |
29
- 10.07.2011 - 18:59
| 28) Вашу док-станцию нужно возить на тачке, а сзади прицепить электростанцию на 1квт. | |
30
- 10.07.2011 - 22:58
| 29 - чуть-чуть | |
Модератор 31
- 11.07.2011 - 16:10
|
28-служу >"автор если хочешь качество звучания, то приобрети у меня аккустику S-90 2 шт. и усилитель ОДИССЕЙ 002 и будет тебе счастье по твоему желанию и качественно." еще один "ненавязчивый" гуру...))))))))))))))))))))))) | |
Модератор 32
- 11.07.2011 - 17:11
| 28-служу >в слове "акустика" нет двойной "к", знаток качественного чЮжого счастья ))))))))))))))))))))))))) | |
33
- 12.07.2011 - 12:02
| а я в коробах от S-90 картошку хранил, отличные короба, годятся. | |
34
- 12.07.2011 - 12:36
| Я себе делал акустику на 5ГДШ-4 по 15 шт. в колонке в одну линию. В ОЯ с ПАС на задней стенке. На ВЧ- 4 шт. 2ГД-36 через кондер 1 мкф. Дины частично купил на барахолке по 30р. за пару, частично собрал дома и у знакомых. Так что обошлось очень дешево. Единственный минус - размер. Они у меня 2.7 м. в высоту. Играют на мой ух очень хорошо, чувствительность высокая. Низких частот маловато иногда, поэтому для кино и некоторой музыки буду еще делать саб. По доставаемости и цене динамиков, простоте изготовления и звучанию рекомендую. | |
Модератор 35
- 12.07.2011 - 12:37
|
34-Дядя Миша >дык тебе ж несказанно повезло! у меня тоже были по-пионерству Ы90 (настоящие "винтажные", в идеале). Принес домой, "навалил" и - о чудо! Открылась дверь в мир новых звуков! В буквальном смысле... Ну, понимаешь, вся передняя стенкас динамиками вдруг взяла и, как калитка, отворилась, а потом упала вперед, едва не отдавив мне ноги.))))))))))) я потом все стыки протягивал стальными уголками. Динамики менял, фильтры, в итоге понял ошибочность выбранного тупикового направления и продал их [*****]. О чем нисколько не сожалею. ЗЫ. Из Ы90 можно получить хороший звук, но усилия будут сопоставимы с созданием АС "с нуля", включая динамики (доработку/переделку серийных моделей). Поэтому - нуевона, особенно с учетом херовой компоновки полос Ы90. | |
Модератор 36
- 12.07.2011 - 12:51
|
35-Серибериежка > Увы, играющие "в унисон" широкополосники хуже звучат такой же одиночной головы - сильно страдает детализация и разборчивость в целом. Хотя по сравнению с китайбубнелками - потенциально лучше. Я бы давно сделал себе акустику (ПАС) на доработанном 2ГД-38, но в одиночку он уж очень негромко поет (вернее громко его слушать невозможно). Хотя ОЧЕНЬ пристойно играет на небольшой громкости - для "зоны рядом с компом" - самое оно. К тому же мне удалось найти способ устранения горба на его АЧХ на 2-3кГц, одновременно расширяя область ВЧ минимум до 16кГц. Вобщем, получается не динамик - пестня, но негромкая...)))) Городить многополосную АС с использованием 2ГД-38 - не то, пропадает та самая "идеальная" локализация КИЗ и звучание "мутнеет". | |
37
- 12.07.2011 - 13:16
| У групповых излучателей и линейных массивов есть и свои преимущества, такие, как возрастание чувствительности в группе, формирование (в идеале) цилиндрической волны. Споров, осуждений и восторгов по поводу данной конструкции примерно равное количество. Есть фирменная акустика, сделанная по данной схеме, стоящая сотни килобаксов. | |
38
- 12.07.2011 - 13:22
| Из-за больших размеров группового излучателя отдельные динамики находятся в нем на разном расстоянии от уха. Этим обусловлено ухудшение разборчивости. Кто-то с этим мирится, кто-то делает линейные массивы вогнутыми. Кстати, такие же недостатки у больших электростатов. | |
Модератор 39
- 12.07.2011 - 13:31
|
38-Серибериежка >"формирование (в идеале) цилиндрической волны" - вот именно, в ИДЕАЛЕ. а в реале ачх каждого излучателя уникальна и получается непонятно что. Я этот эффект заметил при сравнении акустики с пАрными излучателями и одиночными. Например mission m73 и m74, tannoy mx3 и mx4, elac bs204 и bs208. Там, где излучателей два - детализация хуже. Меньше всего такой эффект заметен у Элаков. "Есть фирменная акустика, сделанная по данной схеме, стоящая сотни килобаксов." - ога, и наверное, лидер продаж )))))))))))))))) сгородить можно что угодно. Денег можно просить тоже, сколько хочешь. Только не факт, что дадут. На те колонки на 5ГДШ-4 тоже можно привесить ценник "Custom handmade, Limited Edition, $100000". Глядишь, "винтажный" аудиофил и поймается...))))))))))))))))) | |