Форум на Kuban.ru (http://forums.kuban.ru/)
-   Радиолюбитель (http://forums.kuban.ru/f1060/)
-   -   Акустика для компа своими руками (http://forums.kuban.ru/f1060/akustika_dlya_kompa_svoimi_rukami-1296580.html)

dimas 1991 07.07.2011 14:03

Акустика для компа своими руками
 
Вобщем загорелся я идеей колонкостроения!=) Хочу попробовать свои силы так сказать...Общеизвестно, что начинать нужно с простого, поэтому думаю сделать так: взять автомобильную коаксильную акустику 6х9 (овалы то-бишь), сделать для них корпус хороший и попробовать спаять под это дело усилитель на честных, номинальных 40-50 Вт. Так как это будет моей первый опыт, то косяков не избежать, поэтому преследую цель максимальной бюджетности сей затеи. Возникают следующие вопросы:
а) По корпусу. Какого объема? и нужен ли ФИ ? Какой взять демпфирующий материал
б) По усилителю. Тут уже гораздо сложнее...На какой базе делать.Где-то читал что LM3886 обеспечивает не плохое качество звучания. Как организовать питание и т.д.
Вобщем жду здоровой критики, конкретных предложений,а так же советов!

Hi_Com 07.07.2011 14:10

1-dimas 1991 >Юзаю овалы в корпусах от Веги 50ки.Хватает и устраивает.

Catcher 07.07.2011 14:37

1-dimas 1991 >начинай
[url]http://www.vegalab.ru/forum/index.php[/url]
[url]http://datagor.ru/practice/loudspeakers/page,1,0,1004-rastenievodcheskie-kolonki-iz-magazina-ikeja.html[/url]
сайтов много. и версий там навалом.

юююю 07.07.2011 15:13

1. Из автомобильных овалов 6х9 , раасчитанных на фри-эйрную установку (и потому имеющих соответствующую совокупность параметров) хорошей акустики с глубоким, ровным, "быстрым" басом не получить. Кто бы что ни говорил (мол, мне и так хватает), но в 99,9% случаев получим громкобубнители с конкретным завалом АЧХ ниже 70-80Гц. У меня в хламовнике на работе валяются пионер А2511 - годятся только в ФИ размером под сотню литров, и то - 75ГДН-1-4 по глубине баса выиграет.
Советую почитать сначала о типах акустического оформления и физике электромеханических колебательных процессов при работе динамика в оформлении.
Вот простой пример:
типичное значение рез. частоты Fs "басовитого" (в условиях салона авто) овала - примерно 50Гц. Полная добротность Qts (оптимизированная для работы в беск. экране или объеме, на порядок превышающем эквивалентный Vas, т.е. багажнике) - примерно 0,7-0,8. Экв. объем Vas при такой Fs и площади диффузора будет примерно 40-50л. Если мы пихнем такой (неплохой для авто) дин в ЗЯ объемом = Vas, то рез. частота получившейся колебательной системы возрастет вдвое относительно Fs, т.е станет порядка 100Гц и ниже этой частоты система будет иметь спад 12дБ/октаву. Полная добротность тоже возрастет вдвое. В итоге это выльется в то, что будет заметный горб на 100Гц, ниже которого - пологий спад 12дБ/окт. причем этот горб не убрать даже сильным демпфированием, т.к. результирующая добротность будет примерно 1,4. А оптимум - 0,7 (что и было бы при установке такого динамика в беск. экран или ПАС). На слух такой вариант автоакустики в ЗЯ будет иметь заметный бубнеж, маскирующий нижнюю середину. Глубокого баса (ниже 40Гц) не будет вообще слышно (в тачке те же динамики его хоть тихо, но играть будут).

Поэтому мое ИМХО1 - искать динамики с минимальными значениями Fs, Qts не выше 0,4-0,5, ну и Vas тоже как можно меньше. Но такие модели будут недешевыми и с низкой чувствительностью.
Как вариант, если жилплощадь позволяет - ПАС, для автоакустики это вариант.

2. Усилки. Если хочется "честных" Ватт, то сэкономить не получится. Один БП только мощностью 200-250Вт потянет 1,5-2тыр. Почему 250Вт? Эмпирически установленный запас по мощности для предотвращения просадки напряжения на пиках муз. сигнала и как следствие - компрессии. Вон, мой Parasound A23 имеет транс 1кВА при мощности на выходе 2х120Вт. зато эти 2х120 дают эффект "бесконечной" мощности, т.к. в пиках доступно фактически в разы больше. Для муз. сигнала средняя мощность и пиковая разнятся на порядки, в отличие от классической силовой электротехники, оперирующей синусоидальными величинами.
Добавь сюда остальную начинку, корпус, радиаторы - и легко набегает сумма порядка 5тыр. Это не считая "секса" и потраченного времени на сборкой и наладкой
Поэтому мое ИМХО2 - купить хороший усилок б/у, какой-нибудь NAD или Rotel. Их 50-60Вт/канал для дома за глаза (субъективно - как совковые 100Вт/канал). Но выйдет немного дороже (я бы сказал - на величину сэкономленного времени). Плюс звук - никакие ЛМ-ки ни в какой обвязке рядом не валялись. Но если цель - доказать себе, что "и сами с усами" - то это дело благородное, дерзай. Но будет долго и нелегко.

ЗЫ. не хочу никого "пугать", но сам много раз по-пионерству недооценивал масштабы предстоящих головняков, что здорово отбивало желание продолжать. Но ничего, понемногу опыта набрался, как собачка блох...)))))

Catcher 07.07.2011 15:43

4-юююю мыло оставь вопрос есть (надо 2 варианта записи сравнить

юююю 07.07.2011 15:47

[email]y_dudnik@mail.ru[/email]

dimas 1991 07.07.2011 16:02

юююю, я представляю масштабы всех головняков! Но это зависит насколько сильно заморачиваться и какие цели преследуешь. Моя же цель попробовать свои силы в этой области и получить нечто отличительно звучащее от откровенной китайщины в магазине за 1.5-2 к.Ну и в конце то концов с чего то же нужно начинать...Вы же по-пионерству не строили 3-х полосные АС HI-End класса, верно?

dimas 1991 07.07.2011 16:10

юююю, c удовольствием принял бы в дар или выкупил за символическую плату Ваши пионер А2511! Все равно в хламовнике валяются без дела! )

юююю 07.07.2011 16:30

7-dimas 1991 >"я представляю масштабы всех головняков!"

не уверен в этом.

"Вы же по-пионерству не строили 3-х полосные АС HI-End класса, верно?"

Верно.

Я по-пионерству вообще, лет пять можно сказать на мусорное ведро работал (было штук 8 разных "проектов", парочка из которых еще не утилизированы :-)), пока стало нечто достойное получаться.
А на трехполосную АС я и сейчас смотрю "с почтенным уважением" - гемора с настройкой фильра там немеряно просто, не один месяц кропотливой работы, прослушиваний, измерений. Ну это если есть претензии на получение ровной АЧХ и минимума искажений.

Я предлагаю вот что.
Взять потенциально перспективный экземпляр (в плане доступного дома апгрейда) откровенной китайщины и "выжать" из него хороший звук. Это позволит избежать большого объема "дурной" тяжелой работы (пилить "дрова", отделывать, городить корпус усила и т.п.) и сосредоточиться на "творческой" части затеи. У китайцев есть потенциально неплохие модели мультимедийки, например - Свен Роял2. Можно попробовать сделать заново фильтр (там неточно полосы состыкованы+говняная комплектуха в ВЧ-секции фильтра), сделать силовую разводку акуст. кабелем (начиная от вторичных цепей БП и до динамиков), проанализировать схему усилка и сделать апгрейд, если можно. Потом можно повозиться с выбором оптимального звукопоглощения в корпусе АС, выносом усилка в отдельный блок.
Так или иначе - это минимум затрат + "тренажер" для постижения азов электроники, акустики и материаловедения. По качеству и количеству баса Роялы2 уделают любые овалы в любом корпусе. Так они и места много не займут (только близко к стене не надо ставить - порт фазика сзади сильно "заводит" комнату.

Я еще подумаю над выбором других "кандидатур", но что-то не припоминается более ничего, что может занедорого дать "правильный" звук, кроме этих роялов.

юююю 07.07.2011 16:47

8-dimas 1991 >увы, это невозможно, ибо они были принесены в жертву эксперименту с уменьшением упругости центрирующей шайбы с целью уменьшения все той же полной добротности. Эксперимент, в общем-то, не до конца удачный - при вырезании секторов (как советовали множесво "гуру" в журналах) сильно ухудшается радиальная устойчивость положения катушки в зазоре (я это интуитивно прелполагал, но сдуру доверился "профессионалам"). К тому же уменьшение упругости только ЦШ мало влияет на изменение добротности всей системы - ведь упругость воздуха в корпусе акустики сопоставима с упругостью ЦШ и не меняется. К тому же я удалил центральную стойку и закрыл моторку пылезащитным колпаком. Теперь это "чистый" мидбас.
Честно говоря, в этих динамиках хорошего - только диффузор (экспоненциальная образующая + армирование кевларовыми волокнами - жесткий и "глухой"). ЦШ можно взять от 10ГД-26Б (они идентичны геометрически, но мягче пионеровской намного) и переклеить, что впоследствии и будет сделано. Неплохой эффект в плане уменьшения добротности + увеличение чуйки дает приклеивание такого же магнита сзади в противофазе (проверял). Так что следующий этап - ЦШ от 10-ГД26Б +магнит. Если не получится опять - возьму 75ГДН и поставлю диффузоры от этих пионеров (но тут тоже есть технологические проблемы). Этот эксперимент "получится", но 75-ки (даже дохлые - все равно мне все переделывать) денег стоят.

Catcher 07.07.2011 16:59

таких "тренажёров" полны магазины, под разный кошелёк. мне вот сейчас Sven Stream Light достался "построенные по схеме bi-amp." пилю его потихоньку :)

dimas 1991 07.07.2011 17:00

юююю, Вы имеете ввиду эти [url]http://www.sven.ru/catalog/multimedia_2.0/royal-2.htm?[/url] По описанию очень даже ничего! Возможно это и оправдывает их стоимость! Но для экспериментов (тем более новичка) считаю дороговато! Поэтому я и сделал упор на недорогую коаксильную акустику.И цели добиться звука, который удовлетворит искушенного аудиофила ПОКА
не стоит!

saurus 07.07.2011 17:26

Поищите на форумах и в журналах статьи Пахомова. Он сделал из блинов JBL Free-Air (мелкий яшик 30х42х18) с LC-фильтром "антибубнение". Снизу может потребоваться
поддержка саба.

saurus 07.07.2011 17:32

Мощности для него (в комнате) много не надо.

saurus 07.07.2011 17:40

[url]http://www.ra-publish.com.ua/ra/2005/10/8746.htm[/url]
Радиолюбитель, 2003, № 3, стр. 27. Фильтр «АНТИБУБНЕНИЕ» для открытых АС. … Радио, 2002, № 12, стр. 31.

dimas 1991 07.07.2011 17:45

saurus, Благодарю!

юююю 07.07.2011 23:31

11-Catcher >"таких "тренажёров" полны магазины" - не скажите. Большинство проще выкинуть нафиг, ибо там вообще ничего путного нет и переделка выливается в замену/доработку всего и вся. Стримлайт я не слушал, а роялы2 играли очень даже похоже на "правильный" звук.

12-dimas 1991 >"Но для экспериментов (тем более новичка) считаю дороговато!"
самодельный усил + автоакустика выйдет не дешевле, а если дрова покупать - то и дороже. И даже если что-то в ходе апгрейда не получится - можно всегда "отыграть назад" к исходному варианту и ничего не потерять. А затея сделать все "с нуля" - билет в один конец и требует НАЛИЧИЯ большого опыта, иначе велик риск полного провала. Лучше начать с модернизации, разбираясь - что, как и почему так работает на ГОТОВОМ устройстве, внося в процессе познания свои корректировки в конструкцию (которая при поточном производстве изобилует компромиссами).
Я в авторе, в определенной мере, узнаЮ самого себя на заре своих увлечений - денег нет, хочется "шоп играло и качало" и было "немагазинным". В итоге в конц 90-х - начале 2000-х выкинул на ветер больше 15штук (а тогда это были несколько другие деньги, чем сейчас, особенно для студента). И надо сказать, единственное, чему я тогда научился в итоге - трезво оценивать свои способности, не доверять безоговорочно всяким книжкам/интернетам (особенно когда не прослеживается физических основ описываемого) и не делать "необратимых" изменений. По конструктиву очень много опыта и уверенных знаний дала именно модернизация тех или иных компонентов системы. Первым таким "испытательным стендом" у меня был китайский магнитофон "NOVA" (надо сказать, после переделки БП на более мощный с заменой силовой разводки, экранирования отдельных элементов предусилителя (тут был поиск наилучшей точки "земли") - играл заметно получше (детальней и динамичней, "живей"), чем сони-панасоники впятеро дороже, правда потише - 1,5-2Вт на канал, против 3-5Вт "брендовых").

"Поэтому я и сделал упор на недорогую коаксильную акустику." - это в лучшем случае будет 25% от всех затрат в итоге (если есть цель "переплюнуть" по качеству комповые колонки за тысячу рублей), не считая потраченного времени.

"удовлетворит искушенного аудиофила" - таких ничем не удовлетворить, это диагноз, со стороны напоминающий строчки из песни "...это не я имею машину - это машина имеет меня!"

Что "искушенности" - то 9 человек из 10 "неискушенных" (проверено на личном опыте с помощью моей системы), услышав ПРАВИЛЬНЫЙ звук, сразу излечивались от "ушных медведей" и, к своему удивлению, начинали отличать "правильный" звук от "неправильного". А объяснение сего феномена простое = "правильный" звук больше всего похож на то, что мы влышим вживую, т.е. отправная точка всегда под рукой. Конечно, чтобы корректно объяснить вид ухудшения и указать на возможную причину неточности воспроизведения - нужен опыт. А чтоб понять "то или не то" - опыта даже не надо.

Я не призываю твикать сундуки за тыщи баксов (хотя там тоже нередко большое поле для апгрейда). Но определенную "нижнюю планку" надо выдерживать, иначе даже бескомпромиссный апгрейд не даст удовлетворительного результата.

юююю 08.07.2011 00:13

С усилком как вариант еще - взять дохлый (с паленым оконечником) и в его корпусе и на его БП сваять "свой" - хотя бы селектор входов не надо городить, корпус и т.п., в "заготовке" это уже есть. А если получится нормально по звуку - лицевую панель можно сделать "оригинальной" - тогда будет "иксклюзифф"))))

Из акустики - вот ОЧЕНЬ удачная "заготовка" (проверено) [url]http://sven.ua/ru/products/detail.php?SECTION_ID=737&ID=373[/url]
после перенастройки фильтра (в смысле - сделать другой фильтр, получше) и подбора оптимального звукопоглощения уделывает большинство "породистых" конкурентов (из числа полочников) стоимостью порядка 1000$. Можно слушать МУЗЫКУ и не хотеть бОльшего.
это тоже ничего, но чуть хуже предыдущего [url]http://sven.ua/ru/products/detail.php?SECTION_ID=737&ID=349[/url]

Не советую связываться с динамиками, имеющими плетеный диффузор из стекловолокна или карбона - в 90% случаев будут проблемы с гармоническими искажениями на СЧ (на слух - "грязь" на средней и повышенной громкости). Единственное здесь исключение - B&W серии Nautilus800 - но там десятки килобаксов за стереопару...

Njcs 08.07.2011 12:44

*Не советую связываться с динамиками, имеющими плетеный диффузор из стекловолокна или карбона*
У меня студийные мониторы с такими (только кевлар) НЧ-СЧ динамикмаи, претензий к средним нет.

юююю 08.07.2011 15:36

19-Njcs >видимо, это еще одно исключение. но стОят эти мониторы явно не 5-8тыр.
Из дешевых китайских поделок таких исключений не помню (стекловолокно у свенов "грязнее" играет середину, чем бумага, но динамичнее).
У меня дома есть MISSION m72, мидбас из стекловолокна - тоже заметны гармоники на СЧ (но немного, т.к. центр диффа закрыт большим вогнутым колпаком из пластика). Пионеры авто серии E кевларовые - вообще хлам (хотя стОят 3000р за 13см коаксиалы).

Конечно, соотношение масса/жескость у таких диффов супер (отсюда и динамика), но неприятные "побочные эффекты" часто тоже заметны.

dimas 1991 08.07.2011 23:38

Немного оффа...))
юююю, что посоветуешь на 2-х полосный фронт в машину в пределах до 6к ??? Первое время будут играть от головы, но дины нужны с прицелом на поканалку. Естественно ШВИ дверей, деревянные подиумы. Слушается trance,house, иногда rap и классический рок.

юююю 09.07.2011 01:51

21-dimas 1991 >я даже не знаю, что посоветовать...

в тачке никогда не реализовать того потенциала, что есть в хороших динамиках. Причины - 1.слишком заметное влияние недостаточной жесткости кузова/салона (если только на пол 10см стяжку из бетона, двери и все пустоты тоже бетоном залить - но это уже недвижимость, а не авто...)))))))))) 2. малО расстояние между слушателем и излучателями отдельных полос при раздельной (не коаксиальной) компоновке акустики - отклонение положения головы слушателя даже на пять сантиметров в любую сторону от "точки настройки" - прощайте, все потуги настройки ровной АЧХ и выбора компонентов - фазовые искажения все похерят. 3.шум извне и от работы отдельных узлов авто. Никакая шумка/вибро не спасет от НЧ-вибраций из-за работы подвески, ходовой и вибраций двигателя - бас придется дико задирать, чтоб его информационная составляющая не оказалась напрочь утерянной в этих шумах (поэтому в движении баса субъективно мало, по сравнению со стоянкой).
Ну и о каком качестве звучания тогда речь?
Конечно, если сделать "мертвую" ШВИ (примерно 25-30тыр на кузов вроде десятошного), толковое питалово без быдлоустановки усилков в багажник и, сидя неподвижно, слушать музыку с выкл. двигателем на стоянке - тогда возможно, удастся раскрыть потенциал тех же Eton или DLS reference, Morel каких-нибудь...

Мое имхо - музыка в авто это ненавязчивый фон разумной громкости, мне, например, бОльшего по условиям безопасности движения не надо.

я уже обсуждал свой подход к автозвуку, если мое мнение интересно - советую почитать
[url]http://forums.kuban.ru/showthread.php?t=1255326[/url]

Дядя Миша 09.07.2011 13:07

изготовление акустики следует начинать с изготовления динамиков. А то все хитрые такие стали - возьмут скворечник, скворца вытряхнут, динамик вставят и готова колонка. Так делать не годится. Надо самому сформировать диффузор, катушку намотать, магнит испечь самостоятельно.

dimas 1991 09.07.2011 13:16

Дядя Миша, а можно подробней о технологии производства динамиков???

Дядя Миша 09.07.2011 20:06

[url]http://www.youtube.com/watch?v=4HJHiynczDI[/url]

юююю 09.07.2011 20:33

23. Все так и есть. Только магниты сам не пек.

Дядя Миша 10.07.2011 14:10

Тада труъ! :)

служу 10.07.2011 17:49

автор если хочешь качество звучания, то приобрети у меня аккустику S-90 2 шт. и усилитель ОДИССЕЙ 002 и будет тебе счастье по твоему желанию и качественно.

Пушной звер 10.07.2011 18:52

28-служу > ЖЖОШ!!

saurus 10.07.2011 18:59

28) Вашу док-станцию нужно возить на тачке, а сзади прицепить электростанцию на 1квт.

служу 10.07.2011 22:58

29 - чуть-чуть

юююю 11.07.2011 16:10

28-служу >"автор если хочешь качество звучания, то приобрети у меня аккустику S-90 2 шт. и усилитель ОДИССЕЙ 002 и будет тебе счастье по твоему желанию и качественно."

еще один "ненавязчивый" гуру...)))))))))))))))))))))))

юююю 11.07.2011 17:11

28-служу >в слове "акустика" нет двойной "к", знаток качественного чЮжого счастья )))))))))))))))))))))))))

Дядя Миша 12.07.2011 12:02

а я в коробах от S-90 картошку хранил, отличные короба, годятся.

s90fan 12.07.2011 12:36

Я себе делал акустику на 5ГДШ-4 по 15 шт. в колонке в одну линию. В ОЯ с ПАС на задней стенке. На ВЧ- 4 шт. 2ГД-36 через кондер 1 мкф. Дины частично купил на барахолке по 30р. за пару, частично собрал дома и у знакомых. Так что обошлось очень дешево. Единственный минус - размер. Они у меня 2.7 м. в высоту. Играют на мой ух очень хорошо, чувствительность высокая. Низких частот маловато иногда, поэтому для кино и некоторой музыки буду еще делать саб. По доставаемости и цене динамиков, простоте изготовления и звучанию рекомендую.

юююю 12.07.2011 12:37

34-Дядя Миша >дык тебе ж несказанно повезло!
у меня тоже были по-пионерству Ы90 (настоящие "винтажные", в идеале). Принес домой, "навалил" и - о чудо! Открылась дверь в мир новых звуков! В буквальном смысле... Ну, понимаешь, вся передняя стенкас динамиками вдруг взяла и, как калитка, отворилась, а потом упала вперед, едва не отдавив мне ноги.)))))))))))

я потом все стыки протягивал стальными уголками. Динамики менял, фильтры, в итоге понял ошибочность выбранного тупикового направления и продал их [*****]. О чем нисколько не сожалею.

ЗЫ. Из Ы90 можно получить хороший звук, но усилия будут сопоставимы с созданием АС "с нуля", включая динамики (доработку/переделку серийных моделей). Поэтому - нуевона, особенно с учетом херовой компоновки полос Ы90.

юююю 12.07.2011 12:51

35-Серибериежка > Увы, играющие "в унисон" широкополосники хуже звучат такой же одиночной головы - сильно страдает детализация и разборчивость в целом. Хотя по сравнению с китайбубнелками - потенциально лучше. Я бы давно сделал себе акустику (ПАС) на доработанном 2ГД-38, но в одиночку он уж очень негромко поет (вернее громко его слушать невозможно). Хотя ОЧЕНЬ пристойно играет на небольшой громкости - для "зоны рядом с компом" - самое оно. К тому же мне удалось найти способ устранения горба на его АЧХ на 2-3кГц, одновременно расширяя область ВЧ минимум до 16кГц. Вобщем, получается не динамик - пестня, но негромкая...))))
Городить многополосную АС с использованием 2ГД-38 - не то, пропадает та самая "идеальная" локализация КИЗ и звучание "мутнеет".

s90fan 12.07.2011 13:16

У групповых излучателей и линейных массивов есть и свои преимущества, такие, как возрастание чувствительности в группе, формирование (в идеале) цилиндрической волны. Споров, осуждений и восторгов по поводу данной конструкции примерно равное количество. Есть фирменная акустика, сделанная по данной схеме, стоящая сотни килобаксов.

s90fan 12.07.2011 13:22

Из-за больших размеров группового излучателя отдельные динамики находятся в нем на разном расстоянии от уха. Этим обусловлено ухудшение разборчивости. Кто-то с этим мирится, кто-то делает линейные массивы вогнутыми. Кстати, такие же недостатки у больших электростатов.

юююю 12.07.2011 13:31

38-Серибериежка >"формирование (в идеале) цилиндрической волны" - вот именно, в ИДЕАЛЕ. а в реале ачх каждого излучателя уникальна и получается непонятно что. Я этот эффект заметил при сравнении акустики с пАрными излучателями и одиночными. Например mission m73 и m74, tannoy mx3 и mx4, elac bs204 и bs208. Там, где излучателей два - детализация хуже. Меньше всего такой эффект заметен у Элаков.

"Есть фирменная акустика, сделанная по данной схеме, стоящая сотни килобаксов." - ога, и наверное, лидер продаж ))))))))))))))))
сгородить можно что угодно. Денег можно просить тоже, сколько хочешь. Только не факт, что дадут. На те колонки на 5ГДШ-4 тоже можно привесить ценник "Custom handmade, Limited Edition, $100000". Глядишь, "винтажный" аудиофил и поймается...)))))))))))))))))


Текущее время: 08:36. Часовой пояс GMT +3.