Форум на Kuban.ru (http://forums.kuban.ru/)
-   Политика (http://forums.kuban.ru/f1044/)
-   -   Политит не политит? (про космос) (http://forums.kuban.ru/f1044/politit_ne_politit_pro_kosmos-2624250.html)

saurus 27.12.2012 12:02

В официальном сообщение РКК "Энергия" говорится о завершении работ по проектированию нового российского пилотируемого космического корабля.


Согласно заявлению президента ракетно-космической корпорации "Энергия" Виталия Лопота, речь идет о перспективной пилотируемой транспортной системе (ППТС). Именно этот новый космический корабль, получивший неофициальное название "Русь-М", должен стать заменой для легендарных "Союзов".


Виталий Лопота в частности пояснил, что при условии достаточного финансирования проекта, летные испытания нового космического корабля начнутся в 2017 году. Разработка проекта велась с использованием ультрасовременных технологий, однако внешний вид корабля пока находится под секретом.
Дебют макета нового корабля запланирован на международном аэрокосмическом салоне МАКС-2013.

kubanoid3758 27.12.2012 12:06

Опять "макеты" и опять в 2017-м...
Не надоело.

Но, в любом случае, классно!
Вслушайтесь!!! - Дебют МАКЕТА.
Не хухер-мухер! МАКЕТА ДЕБЮТ!!!

kubanoid3758 27.12.2012 12:38

[quote=saurus;28344729]однако внешний вид корабля пока находится под секретом[/quote]

Этот самый Виталий Лопота - даун еще тот.
Ничего не под секретом:
[img]http://www.federalspace.ru/img/al/1313502031.jpg[/img]

Или вот с картинками:
[url]http://avia-concept.ru/proekty/rus-m/1336640891.html[/url]
Даже Путин там есть. В макете.

Гугл и никакого мошенничества.

Запутались уже наши "космонавты" в анонсах макетов.

kubanoid3758 27.12.2012 12:40

[img]http://avia-concept.ru/files/1336640891/images/900x500/1337182706.jpg[/img]

kubanoid3758 27.12.2012 12:43

А вот на ссылке в (523)
[url]http://avia-concept.ru/proekty/rus-m/1336640891.html[/url]

Мне на одном из фото очень приглянулся туристический коврик (смотанный в рулон) между двумя пляжными лежанками. В супермаркете такие продаются.

aivariz 27.12.2012 16:00

[quote=kubanoid4;28345291]Запутались уже наши "космонавты" в анонсах макетов.[/quote]
Плотники не поспевают за полетом мысли РКК "Энергия" ?

kubanoid3758 29.12.2012 16:44

В результате жесткой посадки самолета Ту-204 в аэропорту Внуково никто не погиб, однако два пассажира находятся в тяжелом состоянии.
Причиной крушения по предварительным данным стало возгорание правого двигателя...

Технолог 29.12.2012 17:22

18:16
Три человека погибли в результате ЧП в аэропорту Внуково
По уточненным данным, три человека погибли в результате авиапроисшествия во Внукове.

Terek 30.12.2012 10:45

[img]http://zhelezyaka.com/images/2012/12/24/spacex-grasshopper.jpg[/img]
[b]Кузнечик SpaceX подпрыгнул на 40 метров[/b]
SpaceX провела новое успешное испытание своей многоразовой ракеты Grasshopper ("Кузнечик"). На этот ракета поднялась в воздух на высоту около 40 м (прежние испытания были на 2 и 5 метров), а затем спустя несколько секунд зависания плавно приземлилась.
[url]http://www.space.com/19039-spacex-private-reusable-rocket-test.html[/url]

Отмечу, что это ЧРЕЗВЫЧАЙНО амбициозный и сложный проект. Это не повторение пройденного другими - этого ещё никто и никогда не делал.
Ни у нас, ни в США.
Элон Маск в пресс-конференции признался, что когда они оценили сложность проекта Grasshopper, они поняли, почему никто раньше этого не делал...
Желаю им успехов в этом проекте.
Вообще именно молодая безбашенная компания и должна замахиваться на такие проекты - новые, свежие, кардинальные.
Успех Кузнечика позволит SpaceX очень ощутимо снизить цены на пуски, и уменьшить время подготовки к следующему запуску.

Winny 30.12.2012 12:20

529-Terek > в смысле, ракета висит, как вертолёт, только не под винтом, а на своём "хвосте" ?! апуркуеть, реально.

aivariz 30.12.2012 18:47

[quote=Terek;28378738]Это не повторение пройденного другими - этого ещё никто и никогда не делал.[/quote]
На самом деле делал , правда американцы.
[url]https://www.youtube.com/watch?v=BcHQgTTJboA[/url]

[img]http://www.enjoyspace.com/uploads/editorial_cases/mars2010/new-shepard-web.jpg[/img]

Terek 30.12.2012 21:30

[quote=aivariz;28382777]На самом деле делал, правда американцы.[/quote]
Системы ракетного взлёта / удержания / посадки не новы, вопрос в деталях.
Вот некоторые проекты:
[b]Delta Clipper[/b]
[url]http://en.wikipedia.org/wiki/McDonnell_Douglas_DC-X[/url]
[b]VTVL (vertical takeoff, vertical landing)[/b]
[url]http://en.wikipedia.org/wiki/VTVL[/url]
[b]Заря[/b]
[url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Заря_(транспортный_космический_корабль[/url])
Я специально привёл и наш проект, правда, у нас много меньше, чем у американцев, реального опыта в таких системах (есть, но много меньше). Та же Заря не пошла дальше проектной документации, а у янки очень многое летало в железе.
Тот же Любопытный на Марсе садился именно так.

Но главное - детали.
А суть в том, что все эти системы относятся к последним ступеням. Их специально рассчитывали под это, их массо-габаритные, и динамические характеристики устойчивости не сравнимы с первыми ступенями.
А Маск решил так спасать ВСЕ СТУПЕНИ.
От первой - до самой последней.
Причём - не нагружая систему дополнительными двигателями коррекции, используя двигатели выведения, просто программно перестраивая режимы их работы.
Заставить ведь пройтись на двух колёсах можно и серийный грузовик - вопрос в мастерстве водителя.
Они хотят получить систему управления двигателем - такого вот - "профессионального" уровня.
Это и есть - проект Кузнечик. Прыгнул - и вернулся. Весь.
Это... это круто, поверьте!
[b]И этого точно - никто и никогда не делал.[/b]
Особенно делать такое с первой ступенью... удержать в динамике компактную последнюю ступень - это одно, а вытянутый "палец" первой ступени (длиной до 30-40м) на факеле в основании - это та ещё эквилибристика! Они планируют научится это делать даже в условиях ветра и прочих возмущающих факторов.
Что тут сказать?
Это круто.
Если у них получится это - у них очень сильно упадёт себестоимость пуска.

igtr 31.12.2012 02:47

C Новым годом всех!
Главное, чтоб Союзы спокойно долетали.

aivariz 31.12.2012 16:28

[quote=Terek;28384486] Это круто. Если у них получится это - у них очень сильно упадёт себестоимость пуска. [/quote]
Круто спору нет! А по себестоимости есть сомнения, у шаттла вроде тоже за счет многоразовости должна была эксплуатация выходить недорогой. Но не срослось.
В любом случае прогресс ребята двигают , жаль только что не наши :(

Terek 01.01.2013 18:40

[quote=aivariz;28390139]А по себестоимости есть сомнения, у шаттла вроде тоже за счет многоразовости должна была эксплуатация выходить недорогой. Но не срослось.[/quote]
У шаттла была очень ограниченная многоразовость, основной бак погибал, ускорители боковые требовали серьёзного ремонта (из-за жёсткой парашютной посадки), как и сам челнок (из-за несовершенства композитов того времени) требовал очень дорогого межполётного обслуживания.
Впрочем, современные реинкарнации идеи шаттлов - как военный x-37b, так и проектируемый дрим чейсер - уже не страдают многими его болячками (композитные материалы сейчас сильно круче, чем тогда).

Но то, что хочет Маск со своим Кузнечиком - это совсем-совсем другое.
Он хочет классическую схему, которая и так вполне экономична - минимизировать по затратам далее.
У нас был проект такой - Россиянка. Можете погуглить. Там должна была примерно так же - ракетно, садиться первая ступень (вторая погибала, целевой модуль садился парашютами, по-прежнему). Увы, его закрыли в угоду проекту Байкал-Ангара (посадка первых ступеней на крыльях). Но и этот проект - как-то тише травы-ниже воды, даже базовая модификация Ангары не готова, потому говорить о Байкале - вообще как-то не о чём.
А Маск - уже реализует свой проект в железе. Испытывает, пробует.
А, я считаю, что самый крутой проект, но не реализованный даже в прототипе - не стоит и мизинца того, что уже дошло до этапа реальных экпериментальных пусков.
Так что успехов я желаю именно Маску (а задачка у него такая, что без удачи тут никуда), а нашим... нашим можно пожелать только перестать толочь воду в ступе, и начать всё же делать реальное.
Слишком много у нас бумажных до самой своей гибели проектов.

По себестоимости: самые осторожные оценки говорят о том, что успех Кузнечика позволит Маску снизить цены пусков в 2-3 раза (или не снижать, а просто класть разницу в карман, хотя он не похож на человека, который гонится только за деньгами). Дело в том, что стоимость средств спасения упавших ступеней, и ремонтных работ, цена самих первых-вторых ступеней - очень велика. Относительно того же ракетного топлива.
Если же всё будет "своим ходом" добираться до стартового комплекса, да ещё и очень плавно садиться, с минимальными повреждениями - то экономия будет ой как серьёзная.

Terek 01.01.2013 18:44

Вот тут можно скачать презентационный ролик того, как должен выглядеть Кузнечик в результате:
[url]http://www.spacex.com/assets/video/spacex-rtls-green.mp4[/url]
Очень наглядно.
Конечно, по ходу реализации всё сильно изменится, но сама идея очень красивая.
И сложная.

saurus 09.01.2013 13:57

Во время выступления в казахстанском парламенте глава Казкосмоса Талгат Мусабаева заявил, что Байконур могут вывести из под российской юрисдикции. В ответ на это российское правительство направило в Казахстан ноту с требованием объяснить это заявление.

Астана не вправе делать такие заявления, поэтому протест Москвы логичен, поделился мнением с Business FM бывший пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов: «За последние 10-15 лет на космодроме все делалось за счет российской стороны и завозилось российское оборудование. Плюс ко всему Россия исправно платит свои 115 млн и договор был пролонгирован чуть ли не до 2050 года. Вопрос, который поднимается — своеобразный. Россия со своей стороны выполняет свои обязательства, она и потребовала каких-то объяснений».

Несмотря на протест Москвы, России придется уйти из Байконура, уверен политолог Александр Мизин: «Влияние России объективно снижается во всех азиатских республиках. Мы недавно видели, что произошло с Азербайджаном, когда из-за необоснованного повышения платы за Габалинскую станцию Россия была вынуждена оттуда уйти. Давно выдвигаются претензии по поводу Байконура. Уже многие в Роскосмосе понимают, что оттуда рано или поздно придется уходить».

Напомним, ранее Дмитрий Медведев утвердил госпрограмму космической отрасли России до 2020-го года. В ней среди основных задач — поддержание байконурского космодрома в действующем состоянии.

Terek 14.01.2013 06:54

Новые вести от частников в космосе.
[b]NASA заключило контракт с Bigelow Aerospace на новый модуль к МКС.[/b]
Контракт на $17.8 млн, на поставку модуля BEAM для МКС (подробности не уточняются, но скорее всего нечто вроде Genesis I и Genesis II, которые уже летали у Bigelow). Это примерно 11 кубов внутреннего пространства будет.

[url]http://www.space.com/19236-space-station-inflatable-module-bigelow.html[/url]

Terek 14.01.2013 07:07

Ещё, для справки, у Bigelow уже вовсю тестируется модульная станция для Луны. В базовом варианте - 330 кубических метров внутреннего объёма.
Те не просто там на бумажке, а тесты в прототипах очень высокой степени готовности.
[img]http://graphics8.nytimes.com/images/2010/06/08/science/08space-span/08space-span-articleLarge.jpg[/img]
Лично мне их проект нравится.
Всё достаточно продумано.

Saero 14.01.2013 07:25

536-Terek >
??
По ступеням - ладно, если уж они [u]настолько[/u] дороже топлива. Но спускаемый аппарат - неужели движки/топливо получаются легче/дешевле стандартной системы?

Terek 14.01.2013 07:48

540-Saero > Стандартной - это какой? Парашютной?
Парашютная модель посадки прежде всего - очень жёсткая.
Даже самый мягкий вариант - на воду - и то весьма и весьма жёсткий. А первая (да и вторая) ступень - она нежная.
Даже компактную и жёстку спускаемую капсулу бывает нехило корячит при "мягкой" парашютной посадке.
На матушку-землю.
Ракетная же посадка может её как дитятко в люльку опустить.
Альтернатива - посадка по-самолётному. Каковая планируется у нас в Байкал-Ангара. Но вес крыльев и механизмов развёртывания - будет много более веса топлива, потребного для посадки ракетно. Добавочный вес для ракетной посадки - это "ноги". Но они полегше крыльев и шасси будут явно...
Топливо достаточно дёшево относительно самого РН. Погуглите, цена полной заправки - порядка пары сотен тысяч долларов.
А запуск стоит десятки миллионов.
И не забывайте про средства и службы поиска упавших ступеней, и доставки их "до хаты".
Это инфраструктура, которую требуется поддерживать.
И стоит она дорого.

К тому же (и это тоже немаловажно) ракетная посадка - эта отработка навыков, алгоритмов, механизмов посадки для спуска на небесные тела, где с атмосферой - не очень.
Это будет очень ценный опыт.
Так что зря, имхо, у нас прикрыли Россиянку.

Terek 14.01.2013 08:18

Я одну картинку дам - это характеристики боковых блоков "А" ракетного комплекса "Энергия-Буран".
Схема - парашютно-ракетная.
[url]http://www.buran.ru/images/jpg/block-a9.jpg[/url]
Блоки так не садились, это только планы такие были.
А схема посадки - вот тут:
[url]http://www.buran.ru/images/jpg/gub3-44.jpg[/url]

Как видите, средства спасения составляют четверть веса ступени. Это, вообще-то, очень немало.
А основной двигатель у ступени - он уже есть, отчего же его не использовать? Потребное топливо для посадки будет невелико, задача ведь не на разгон, а на торможение пустой уже ступени.
Это копейки, в баках, бывает, больше остаётся после разделения ступеней...

aivariz 14.01.2013 10:09

Хм , я всегда думал что на посадку должно уходить дочёрта топлива. По аналогии с самолетами вертикального взлета. Там вертикальный взлет сокращал полетное время чуть ли не в двое.

saurus 14.01.2013 10:21

Москва. 14 января. INTERFAX.RU - Более 2 трлн рублей будет направлено на финансирование российской космической программы в 2013-2020 годах, сообщает сайт Роскосмоса. "Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 2,1 трлн рублей

Terek 14.01.2013 10:27

[quote=aivariz;28550564]Хм , я всегда думал что на посадку должно уходить дочёрта топлива. По аналогии с самолетами вертикального взлета. Там вертикальный взлет сокращал полетное время чуть ли не в двое.[/quote]
Ну, не вдвое.
Вообще всё зависит от загрузки. Но, в любом случае, это не аналогия, самолёт - это не ракета, соотношение доли топлива к конструкции несравнимо.
И, при взлёте вертикально - очень сильно мешают крылья, площадь конструкции сопротивляется.
Хотя были попытки... посмотрите, это взлёт самолёта, нравится?
[url]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ac/Ryan_X-13.jpg/300px-Ryan_X-13.jpg[/url]

Ракете не нужно много топлива на посадку - ей же нужно просто погасить установившуюся скорость падения (которая естественно ограничена сопротивлением атмосферы) до нулевой. Уже пустого бака. Включение двигателей на торможение будет длится секунды.
На это много не нужно.

nickd55 14.01.2013 11:33

[quote=Terek;28548300]Парашютная модель посадки прежде всего - очень жёсткая. Даже самый мягкий вариант - на воду - и то весьма и весьма жёсткий. А первая (да и вторая) ступень - она нежная. Даже компактную и жёстку спускаемую капсулу бывает нехило корячит при "мягкой" парашютной посадке. На матушку-землю. Ракетная же посадка может её как дитятко в люльку опустить.[/quote] - а не проще ли и дешевле отработать комбинированный вариант - парашютный спуск первой ступени и ракетное торможение двигателями непосредственно перед касанием земли (как это уже давно делается при десантировании тяжелой техники десантников)?
Думаю, что система чисто ракетного возврата на космодром со всеми сложностями, прибамбасами и рисками окажется дороже самой ступени и тогда весь смысл будет потерян.

aivariz 14.01.2013 11:35

[quote=nickd55;28552453]как это уже давно делается при десантировании тяжелой техники десантников[/quote]
Ну ракеты видать таки пожиже танков будут :))

nickd55 14.01.2013 11:36

[quote=Terek;28548639]А схема посадки - вот тут:[/quote] - во-во, именно так.
Сначала написал предыдущий пост, потом увидел это. :)

nickd55 14.01.2013 12:06

И еще вопросик.

При взлете первая ступень может удаляться от исходного космодрома по горизонту, вероятно, на десятки-сотни километров, вторая - может и больше.
Для возврата на такие расстояния потребуется много топлива или вторая (спусковая площадка).

Terek 14.01.2013 12:34

[quote=nickd55;28552557]во-во, именно так[/quote]
Такая схема, парашютно-ракетная - выливается в большую массовую долю средств приземления.
Для указанного блока-А комплекса Энергии-Буран - четверть от общего веса ступени.
Это очень много, вообще-то.
Выливается в меньшую выводимую ПН (много меньшую).
Кроме того - парашютная посадка не предполагает точного приземления "куда надо".
Т.е. службы поиска ступени и доставки её до космодрома остаются. Накладные расходы.
И ещё одна тонкость. Тормозные же двигатели включаются по циклограмме на 30-50м от поверхности. Фактически - перед самым приземлением. Никакого манёвра не предусмотрено (и даже принципиально - сложно реализовать). Это на картинке под ракетным модулем чистая и ровная поверхность, без наклонов, без ям, превышающих длину телескопических ног, без помех возвышения (представьте себе, что будет, если "посерёдке" на рисунке - дерево), ну и так далее...
Так что вряд ли она была бы хороша при реальном применении.

Схема же Кузнечика - это использование для посадки [b]того же двигателя, что толкал ракету вверх[/b].
Ровно того же. Эта масса уже есть, пусть она - и работает.
Изменяется только режим работы.
Посадка на идеальную поверхность ракетодрома, что сильно упрощает требования к демпфированию нагрузки "ногами".
Разумная схема, в общем-то.
Сложная, очень - но разумная.

Terek 14.01.2013 13:01

[quote=nickd55;28553198]При взлете первая ступень может удаляться от исходного космодрома по горизонту, вероятно, на десятки-сотни километров, вторая - может и больше. Для возврата на такие расстояния потребуется много топлива или вторая (спусковая площадка).[/quote]

Ну, это совсем просто.
Это было бы верно для ситуации, если Земля не вращалась бы. ;-)
Все запуски РН производятся по ходу вращения Земли, чтобы максимально возможно использовать центробежную силу. И, стараются - как можно ближе к экватору, чтобы "дополнительный толчок" был максимален.
Получается, Земля, после того, как РН от неё оторвалась - начинает её "догонять".
С нехилой такой скоростью в 1700км/ч.
Вертикальный же профиль движения РН весьма интересен. До преодоления плотных слоёв она идёт почти вертикально, т.е. Земля её даже обгоняет (немножко), потом РН наклоняется плавно и начинает разгонять вторую ступень уже горизонтально. За это время она "обгоняет" точку старта. А потом у неё - этап спуска. В атмосфере, которая её начинает тормозить. И космодром начинает снова "догонять" первую ступень.
Именно поэтому - РН падает не так далеко от точки пуска (порядка пары-тройки сотен км, хотя тут сильно зависит от наклонения пуска, бывает и до пятисот и более).
На самом деле - не проблема в верхней точке, сразу после отделения, ступень развернуть лёгкими корректировочными движками - и выдать тормозной импульс (очень небольшой по отношению к тому, что она давала, когда толкала всю эту махину вверх!). И этого - уже будет достаточно, чтобы она практически полностью погасила горизонтальную составляющую, и упала хоть рядышком с пусковым столом.
Но это, как бы - некошерно по рискам. Там люди-строения. Мало ли. А в РН, повторюсь - почти всегда есть остатки топлива. [b]Не использованные.[/b] И хорошо, если керосин, а если гидразин?... Потому зону падения - специально выбирают (её именно выбирают-планируют) подальше от точки старта, там, где никого нет в эллипсе падения.
Внимательно посмотрите видео, что я указал в п.536. Там этот "кувырок через голову" в верхней точке, и торможение первой ступени - есть. Всё честно показано (хотя и идеализированно).
В результате - если всё выполнено правильно - она более чем может приземлиться снова в точку пуска (посадка Кузнечика будет осуществляться не на стартовый стол, а на отдельную площадку).
Со второй же ступенью ещё проще - она заканчивает свою работу там, где атмосфера уже не властна почти, и её результирующей скорости более чем достаточно, чтобы обогнуть шарик, и уже на траектории баллистического спуска "попасть в яблочко".

Terek 14.01.2013 13:34

(551) По поводу требуемого массы - не забывайте, что с каждой секундой полёта РН "легчает". После отделения второй ступени - она легка настолько, что количество топлива, требуемая на все эти эволюции, кувырки и торможение - очень скромны по сравнению с исходным.
Навскидку - 3-5 тонн - за глаза и за уши.
А изначально унутре у ней было почти триста тонн горючки! Падает пустая банка из-под пепси.. тут не сила нужна, чтобы её затормозить и приземлить, а ловкость.

nickd55 14.01.2013 19:02

[quote=Terek;28554462]Именно поэтому - РН падает не так далеко от точки пуска (порядка пары-тройки сотен км, хотя тут сильно зависит от наклонения пуска, бывает и до пятисот и более)[/quote] - о чем и речь, следовательно - вторая площадка для спуска и последующая транспортировка на исходный космодром.
[quote=Terek;28554462]На самом деле - не проблема в верхней точке, сразу после отделения, ступень развернуть лёгкими корректировочными движками - и выдать тормозной импульс (очень небольшой по отношению к тому, что она давала, когда толкала всю эту махину вверх!). И этого - уже будет достаточно, чтобы она практически полностью погасила горизонтальную составляющую, и упала хоть рядышком с пусковым столом.[/quote] - есть еще один момент - центр тяжести и аэродинамика ступени должны быть такими, чтобы последнюю не крутило хаотично в атмосфере. В противном случае никакие движки не выровняют падение.
[quote=Terek;28554462]В результате - если всё выполнено правильно - она более чем может приземлиться снова в точку пуска[/quote] - возможно, но пока уж много возникает "если".
В любом случае это очень любопытные испытания.

Технолог 14.01.2013 21:03

Рогозин: выработан алгоритм реструктуризации космической отрасли

Сохранить
Предложения по реструктуризации российской космической отрасли внесет на неделе Роскосмос. Эти предложения будут дальше обсуждаться на разных уровнях, отметил вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Дмитрий Рогозин считает, что понимание того, как будет выглядеть космическая отрасль России в будущем, уже есть. По мнению вице-премьера правительства России, должны быть созданы примерно 5 холдингов, которые "сконцентрируют в себе основные компетенции". Алгоритм реструктуризации уже, по словам Рогозина, выработан. "Наша цель — добиться единой технической политики, усилить концентрацию внимания к космической техники, преодолеть технологическую отсталость", — цитирует слова Дмитрия Рогозина ИТАР-ТАСС.
Вице-премьер российского правительства уверен, что реструктуризации приведет к лучшей управляемости отрасли.
Кроме того, российская ракетно-космическая отрасль к 2020 году должна в два раза увеличить объем производства по сравнению с 2011 годом, а в мировом производстве космической техники доля России должна увеличиться до 16% с 10,7%. [b]Действующая в Российской Федерации программа "Космическая деятельность России на 2013-2020 годы" предусматривает развитие технологий межпланетных полетов и отправка человека на Луну.[/b]

Terek 14.01.2013 22:07

[quote=nickd55;28561547]есть еще один момент - центр тяжести и аэродинамика ступени должны быть такими, чтобы последнюю не крутило хаотично в атмосфере. В противном случае никакие движки не выровняют падение.[/quote]
Да не будет ничего крутить.
Не нужно никаких особенных решений.
Центр тяжести ступени естественно получается внизу, получается, в верхней части первой ступени достаточно разместить стабилизирующие элементы, чтобы этот "пальчик" превратился некое подобие "дротика".
Бросали дротик оперением вперёд же? Втыкается же, всё равно?
Ну и тут так же...
Можно было бы подумать, что нужны элементарные управляющие щитки-оперение. Но на высоте они просто не будут работать - им не на что опираться. Так что без маленьких рулевых двигателей в верхней части всё же не обойтись. А раз они всё одно нужны на высоте, то шитки просто лишние и внизу. Топлива на них нужно - уж совсем крохи. Их роль - не усилие создавать, а стабилизировать полёт.
Самый сложный этап - это последние десятки метров перед приземлением, потому Кузнечику надо прыгать и приземляться, и снова прыгать и приземляться... невысоко, но так, чтобы именно эти последние десятки метров были надёжно отлажены.
А выше - там проблем особых нет.
В общем, повторюсь, демонстрационное видео довольно-таки честное, и все основные элементы содержит.
Вопрос в корректной реализации.
Это сложно, да.
Им нужна система управления вектором тяги, какой не было ни у кого ещё.
Но почему бы и не? Задача реальна. Движок у них отличный. Свой. Это очень важно в таком деле, когда свой - они все его болячки знают как свои, им бегать к другим не надо, и кивать не на кого, если что не так...

Terek 14.01.2013 22:28

[quote=nickd55;28561547]о чем и речь, следовательно - вторая площадка для спуска и последующая транспортировка на исходный космодром[/quote]
Не нужна им площадка хде-то там.
Если затормозить при спуске - не нужна. Сейчас те ступени, что падают в сотнях км от пуска - не тормозят вообще (ну иногда, и чуточку, когда нужно скорректировать эллипс падения, но это исключение). А так - ступени просто падают. Вот и падают - далеко. Атмосфера тормозит ступень при падении - но мало. Хотя, если бы не было атмосферы у Земли - они бы падали раза в два минимум дальше - но тут считать надо, тут навскидку не скажешь.
А Кузнечик затормозят. Всенепременно.
Более того - им площадку далеко от Канаверал просто негде делать, разве что [filolog]плав[/filolog]-базу - у них там далее по вектору пуска море-окиян.
Так что им садиться сподручнее именно в точку старта.
Как ни крути.
И дешевле, и проще.

nickd55 15.01.2013 08:24

[quote=Terek;28564072]Центр тяжести ступени естественно получается внизу, получается, в верхней части первой ступени достаточно разместить стабилизирующие элементы, чтобы этот "пальчик" превратился некое подобие "дротика".[/quote] - а если учесть аэродинамику сопел?
Попробуйте у дротика распушить острие.

nickd55 15.01.2013 08:27

[quote=Terek;28564364]у них там далее по вектору пуска море-окиян[/quote] - у них авианосцев дофига, пусть палубу используют. :)

Terek 15.01.2013 09:19

[quote=nickd55;28566444]- а если учесть аэродинамику сопел? Попробуйте у дротика распушить острие.[/quote]
Даже если распушить острие дротика - он всё равно полетит более тяжёлым концом вперёд. Просто менее устойчиво.
Работающее сопло ракеты (даже на минимальном режиме) формирует перед собой уплотнённый торможением газ, т.е. тут не распушенный кончик дротика, а скорее скользкий шарик воздуха перед соплом, который постоянно уплотнён, и очень хорошо обтекается менее плотными слоями. Этот шарик улучшает аэродинамику, в общем-то. Он тормозит ступень, а рулевые движки в верхней части - не позволяют ступени соскользнуть с этого уплотнённого шарика. Ракета как бы танцует на том, что её тормозит. Сама создаёт у себя под ногами область уплотнения, и удержаться на нём пытается. Устойчивость - вопрос баланса по функции времени, пока она падает быстро - устойчивость высока и так, самая эквилибристика начинается, когда они тормозят сильно - перед самой поверхностью.
Тогда боковые возмущения становятся сильны по сравнению со стабилизирующим воздействием самой среды. Воздух в высокой динамике очень упругий. На скоростях ракеты - даже похож на жидкость (на гипер-скоростях - даже на мёд, или твёрдое тело). Ты только начинаешь отклонятся, а он тебя обратно пихает, гидродинамика рулит. А притормозите - растекается невидимым газом, опереться не на что. И вот тут уже нужно маневрировать не только движками, но и соплом внизу - распределение сил меняется, вертикальные стабилизирующие усилия среды исчезают (скорости нет, начальник!), остаются только собственные моменты векторов тяги.
Это как раз - нижняя точка траектории приземления - самая сложная.
И вот тут нужно сплясать аккуратно.
Собственно, это и учится делать сейчас Кузнечик - плясать на одном факеле в основании. Когда вертикальной скорости почти нет. Лёгкими и быстрыми отклонениями вектора тяги.
Это можно.
Система управления тягой нужна - крутая.
Но то, что они прыгают и плавно спускаются уже на 40 метров, это говорит, что они на верном пути.

Terek 15.01.2013 11:32

[quote=nickd55;28566478]у них авианосцев дофига, пусть палубу используют.[/quote]У SpaceX дофига авианосцев?! Вы о чём?
Речь о частной конторе, которая сама за всё платит. Всё, что они арендуют на Канаверал - они оплачивают из своего кармана, из единого открытого бюджета, а вы предлагаете им ещё и авианосец арендовать? ;-)


Текущее время: 08:22. Часовой пояс GMT +3.