К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Космос, техника, полëты.

0 - 19.01.2021 - 13:23
О разных аспектах больших областей,
О том, что приносит поток новостей.



41 - 25.01.2021 - 10:45
Фото: SpaceX / YouTube.com
24 января американская космическая компания SpaceX осуществила успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9, которая вывела на орбиту сразу 143 спутника, установив новый рекорд по этому показателю - предыдущий рекорд составлял 104 спутника и был установлен индийской ракетой PSLV-XL в 2017 году. Трансляция миссии, Transporter-1 которая стала первой для SpaceX в рамках программы SmallSat Rideshare, велась на YouTube-канале SpaceX.

Через час после запуска вторая ступень ракеты начала постепенно выводить спутники на орбиту, а весь процесс чуть больше получаса. В частности, на орбиту были выведены 48 спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) SuperDove компании Planet, 17 спутников связи канадской компании Kepler и 30 спутников различных заказчиков из США и Европы, собранные вместе немецкой компанией Exolaunch, пишет The Verge. Также ракета доставила на орбиту несколько капсул с человеческим прахом - такую услугу предоставляет заказчикам космическая похоронная компания Celestis.

В самом конце миссии на орбиты были выведены 10 спутников разрабатываемой SpaceX системы спутникового интернета Starlink. Это первые аппараты из более чем 1 тыс. запущенных спутников Starlink, которые были выведены на так называемую полярную орбиту. Отметим также, что для вывода 13 аппаратов SpaceX впервые использовала третью ступень SHERPA-FX, разработанную компанией Spaceflight. В этот раз диспенсер был использован в версии без собственных двигателей, но в дальнейшем планируется использовать версии с двигателями, что превратит SHERPA-FX в полноценную третью ступень ракеты.

Ньюсру
42 - 25.01.2021 - 10:48
Ну что ж. Вот, наконец, и СпейсХ занялась ступенью разведения.) это решит множество задач. Тем более что задачи, судя по таким запускам, назревают. А там и на ГСО эта ступень разведения начнет возить, став разгонным блоком.
Как-то мало обратили на это внимание. Хотя это изменит полеты Фалкона-9 в части возможностей.
43 - 25.01.2021 - 16:47
Уже эту ступень, Шерпа, SHERPA-FX, называют космическим буксиром.
При этом большая часть спутников запущена на солнечно-синхронные орбиты, а десять Старлинков на полярную орбиту. То есть сделано как раз то, отсутствием чего пеняли совсем недавно на "Политике" - дескать, Союз с разгонным блоком так делать может (сентябрьский пуск прошлого года), а Фалкон-9 нет. Оказалось, может точно так же. Что и сделал во вчерашнем пуске.
_
44 - 25.01.2021 - 17:20
42-Ымыяхтахская культура > СпейсХ растёт вширь, заполняя ниши как вода при половодье.

1) в планах 3-я полноценная ступень
2) космос в розницу, на развес и на разлив: 5000$ за груз от 200кг, т.е. от 1 млн долл. https://www.spacex.com/rideshare/
3) к СпейсХ поступил заказ на изготовление спутника на базе конструкции Старлинка (пруфов у меня нету).

Это всё может вылиться в полноценное производство СпейсамиХ спутников и их доставку на рабочие орбиты СпейсамиХ опять же.

В 2020 году СпейсИкс вывела в космос больше спутников, чем весь остальной мир, вместе взятый. Прикол в том, что они и по массе вывели на орбиту больше, чем весь остальной мир, вместе взятый. Мало того, почти все, что они запустили в космос, они сами же и произвели. Вот мы и оказались незаметно в ситуации, когда СпейсИкс производит больше космических аппаратов, чем весь остальной мир, вместе взятый (причем как по количеству, так и по совокупной массе).

А, ну и они запустили в 2020 году 6 людей в космос, то есть столько же, сколько и Россия (а больше их не запустил никто).
45 - 25.01.2021 - 17:21
43+. Нет, нифига. Старлинки пошли тоже на какую-то, судя по параметрам, солнечно-синхронную орбиту, которую почему-то назвали полярной.
"SpaceX стремилась вывести спутники на орбиту высотой примерно 326 миль (525 километров) с наклоном 97,5 градусов к экватору."
Какая уж тут полярная орбита. Параметры классической солнечно-синхронной.

В то время как "Союз" В сентябре прошлого года сделал гораздо круче. Он, кстати, не вывел на полярную орбиту ничего. Запуск был ещё мощнее по разведению - часть спутников ушла на солнесно-синхроннуб, а три "Гонца", как обычно, на приполярную орбиту положительного наклонения, типа 83 градуса.
Итого разница наклонения орбиты "Гонцов" со спутниками на ССО составила около 15 градусов - это весьма круто. И потребовало больших энергозатрат.

Так что пока мАсковская Шерпа летает без двигателей, повторить достижения Союза по разведению плоскостей орбит аппаратов на 15 градусов Фалкону-9 явно не под силу.
Посмотрим, что будет дальше.
46 - 25.01.2021 - 17:27
44-Triton5 >
Как доделают свою Шерпу в полноценную ступень разведения, они отожрут ещё часть рынка. Получат возможность формировать достаточно широкий диапазон орбит в одном пуске. И будут набирать сотни аппаратов в один пуск.

Кстати, сильно осложняют работу следящих измерительных систем. Контрольные структуры плачутся, что будут определять параметры движения всего выведенного несколько недель. И призывают Маска делиться баллистическими данными расчетными перед пуском.)
47 - 25.01.2021 - 17:34
"SpaceX предоставила прогнозируемую орбитальную информацию сообществу по управлению космическим движением до миссии Transporter-1, но только для спутников и вспомогательного оборудования, которое будет отделяться непосредственно от верхней ступени Falcon 9, а не для полезных нагрузок на транспортных средствах-носителях или космических буксиров, предназначенных для развертывать небольшие спутники спустя несколько часов или дней.

«Они будут отслеживать их относительно быстро», - сказал Виден. «Они не будут идентифицировать и каталогизировать их, вероятно, в течение нескольких дней, если не недель».

Т.С. Келсо, астродинамик, который руководит Центром космических стандартов и инноваций AGI, согласился, что идентификация и каталогизация всех объектов миссии Transporter-1 могут занять несколько недель.

«Я действительно думаю, что важно, чтобы все операторы, способные независимо отслеживать свои спутники, публично делились своими данными для общего блага всех операторов на околоземной орбите», - написал Келсо в электронном письме в Spaceflight Now.
_
48 - 25.01.2021 - 17:39
Цитата:
Сообщение от Ымыяхтахская культура Посмотреть сообщение
сильно осложняют работу следящих измерительных систем
Ха, то ли ещё будет!)) Большая игра только началась:)

Однако, можно вывести следящие аппараты прямо в космическое пространство, где им не будут мешать другие аппараты и атмосфера. Услуги доставки и сами аппараты можно заказать в компании SpaceX.
49 - 25.01.2021 - 17:45
Цитата:
Сообщение от Triton5 Посмотреть сообщение
Однако, можно вывести следящие аппараты прямо в космическое пространство,
Не, не думаю что это решаемо в полном объеме. Много точной измерительной траекторной аппаратуры на Земле, и она достаточно громоздка - и многотонна, и геометрически протяжённая. И жрет много энергии. В космосе столько пока не вырабатывают.
50 - 25.01.2021 - 17:53
Вот тут про подобные
перипетии вчерашнего запуска довольно много -
https://spaceflightnow.com/2021/01/2...ll-satellites/
51 - 26.01.2021 - 00:45
"Ракета Falcon 9 стартовала с космодрома на мысе Канаверал в 18:00 по московскому времени. Спустя несколько минут первая ступень ракеты совершила свою пятую посадку, на этот раз на баржу Of Course I Still Love You. Вторая ступень вывела спутники на полярную солнечно-синхронную орбиту высотой 525 километров и начала их отделение."
https://nplus1.ru/news/2021/01/25/143
Вот так и тиражируются ляпы, и Григорий Копиев, который обычно пишет достаточно адекватно, лишь продолжил то, что пишут везде - что спутники Старлинк выведены в этом пуске на полярную орбиту. Купился на это и я, пока не почуял нестыковки в материалах и не проверил, какое же наклонение у орбиты "Старлинков" было в числах. в итоге выясняется, что "Старлинки" запущены на какую-то из солнечно-синхронных орбит, судя по наклонению и высоте.

И почему-то все издания и источники твердят при этом о полярной орбите. И Александр Железняков в своих Ноуостях Космонаутики - "В рамках этой миссии впервые на полярную орбиту планируется вывести 10 спутников Starlink. ... Они будут развёрнуты на полярной орбите".

И Стивен Кларк, парень вроде всегда подкованный, пишет многократно - "Ракета Falcon 9 также доставит в космос еще 10 интернет-спутников Starlink компании SpaceX, став первыми аппаратами Starlink, которые направится на полярную орбиту.

И тут же пишет параметры классической солнечно-синхронной орбиты -
SpaceX стремилась вывести спутники на орбиту высотой примерно 326 миль (525 километров) с наклоном 97,5 градусов к экватору.

Плоские спутники весом в четверть тонны являются первыми спутниками Starlink, которые вывели на полярную орбиту, присоединившись к более 1000 других платформ Starlink, летающих по орбитам с меньшим углом наклона из предыдущих полетов Falcon 9.

Сеть Starlink предназначена для обеспечения широкополосного подключения с малой задержкой. Спутники на полярной орбите расширят зону покрытия сети во всем мире."

Короче, все со всех источников принялись вдалбливать в головы читателям, что "Старлинки" запущены на полярную орбиту. Что в голове у Копиева объединилось в парадоксальную "полярную солнечно-синхронную орбиту высотой 525 км".

И никому из этих источников не колет глаз, что полярная орбита не может быть солнечно-синхронной в принципе, а солнечно-синхронная орбита в принципе не может быть полярной. В принципе, по своей самой базовой сути. Солнечно-синхронность и полярность - это два антагонистических свойства орбиты. Две принципиально разные сути: синхронность солнцу задаётся и обеспечивается правильно выбранной прецессией плоскости орбиты - именно в этом суть солнечной синхронности орбиты, повороте её плоскости в пространстве на градус с мелочью, или на полный оборот за год (360 градусов за 365 дней). для задания, обеспечения такой прецессии и выбираются связка высота-наклонение, или высоты 500-900 км при наклонениях слегка за 90 градусов, делая орбиту ретроградной, с движением по ней противоположным вращению Земли.

В то время как полярная орбита не знает прецессии своей плоскости. В принципе, вообще - прецессия плоскости орбиты тут напрочь отсутствует. Ведь "экваториальный горб" сплюснутости Земли спутник на полярной орбите пересекает не под косым углом, а под прямым. Соответственно, "гора экватора" будет подходить к нему не справа или слева, притягивая его гравитационно вправо или влево, и тем самым отклоняя его полёт по курсу и смещая точку пересечения экватора, изменяя её долготу - то есть тем самым и создавая смещение плоскости орбиты в виде её прецессии, поворота в пространстве. На полярной орбите приближающийся "экваториальный горб" подходит не справа или слева, а строго поперёк полёта, его правая и левая части находятся на одинаковом удалении от спутника, притягивают его одинаково как вправо, так и влево, и поэтому не отклоняют его полёта своей равной гравитацией, и не вызывают смещения точки пересечения экватора ни в какую сторону - прецессии плоскости орбиты на полярном движении не возникает. Для неё нет начала, движущей причины в виде гравитационной неравновестности справа-слева, как у орбит с наклонением, не равным 90 градусов (исключая экваториальную плоскость - там тоже нет прецессии плоскости орбиты, так как не возникает для этого боковых гравитационных сил).

Соответственно, когда источник пишет про "полярную солнечно-синхронную орбиту", сразу понятно, что он не понимает принципиальных отличий полярных орбит от солнечно-синхронных - то есть просто не понимает гравитационной физики полёта по этим орбитам. И смешивает в кучу два принципиально разных движения, с гравитационным отклонением курса - прецессией - и без неё, продолжая тиражировать нелепость, дезинформируя несведущих читателей, и профанируя область околоземных космических полётов. Не специально, но так и тем самым массовый пишущий дилетант постепенно отравляет понятийную область околоземной баллистики, насыщая её ахинеей и приучая к ней читателей.

И таких примеров, к сожалению, пруд пруди. Увы.
_
52 - 26.01.2021 - 01:38
SpaceX запускает ракеты либо с мыса Канаверал, это штат Флорида, что на востоке США, либо с базы Вандеберг, Калифорния, что на западе той же США.

С Вандеберга удобно и логично запускать спутники на полярную орбиту, тогда ракета безопасно летит над Тихим океаном, а с Канаверала - на солнечно-синхронные, тогда ракета летит над Атлантическим океаном. То есть, в зависимости от того, какая стоит задача, становится понятно, над каким океаном лететь ракете, соответственно выбирается место старта.

Собственно, в сабже оно с мыса Канаверал и полетело на солнечно-синхронную:)

Но! "Если очень хочется, то можно": Фалкон может вылететь с Канаверал, обогнуть с юга Флориду, перелететь через Кубу (её не жалко, ггг), и оказавшись над Тихим уже океаном, встать на полярную орбиту. Так, например, выводился спутник SAOCOM 1A ракетой Фалкон9 8октября 2018г.
53 - 26.01.2021 - 08:51
Цитата:
Сообщение от Triton5 Посмотреть сообщение
С Вандеберга удобно и логично запускать спутники на полярную орбиту, тогда ракета безопасно летит над Тихим океаном, а с Канаверала - на солнечно-синхронные, тогда ракета летит над Атлантическим океаном. То есть, в зависимости от того, какая стоит задача, становится понятно, над каким океаном лететь ракете, соответственно выбирается место старта. Собственно, в сабже оно с мыса Канаверал и полетело на солнечно-синхронную:) Но! "Если очень хочется, то можно": Фалкон может вылететь с Канаверал, обогнуть с юга Флориду, перелететь через Кубу (её не жалко, ггг), и оказавшись над Тихим уже океаном, встать на полярную орбиту.
Всё не так.)) Разница солнечно-синхронных и полярных орбит по наклонению несколько первых градусов, обычно 7-9. Поэтому с базы Ванденберг запускают и на солнечно-синхронные (чуть западнее направления на север), и на полярные орбиты и к северу и к югу, в обоих направлениях. Потому что везде Тихий океан, на всех этих направлениях.

SAOCOM 1A ракетой Фалкон9 8 октября 2018г выводился с базы Ванденберг. И не на полярную орбиту, а на солнечно-синхронную.

С мыса Канаверал на солнечно-синхронные орбиты раньше не запускали - для этого трасса должна идти на север-северо-запад, над населённым континентом. "Объезд" Флориды съедает много топлива и иррационален с точки зрения баллистики, поэтому его не делали. И СпейсХ запустила SAOCOM-1B с мыса Канаверал впервые с 1969 года. Но как именно проходила трасса выведения - надо посмотреть. В Википедии, как всегда, чушь:
" 3050-килограммовый спутник SAOCOM-1B выведен на полярную орбиту 606×623 км, 97,9° по изогнутой траектории на юг вдоль восточного побережья США с пролётом над Кубой."
)))) Какая же полярная, когда они тут же пишут наклонение 97,9° - это именно то, о чем написан пост 51. "По изогнутой траектории" - так может писать только профан. Все траектории выведения изогнутые). Речь, видимо, о трассе - проекции траектории за земную поверхность? Остаётся только гадать, о чем писали эти горе-писаки, для которых наклонение 97,9° - это полярная орбита.))

Тем не менее, как проходила трасса выведения при пуске с мыса Канаверал, было бы очень любопытно посмотреть. Где-то должна быть схема. Если найдёте, будет интересно оценить это.
54 - 26.01.2021 - 10:05
Все примерно понятно)
Вот тут немного деталей
https://spaceflightnow.com/2020/08/3...da-in-decades/
55 - 27.01.2021 - 13:34
Компании Роскосмоса заключили контракты с иностранными заказчиками на несколько десятков миллиардов рублей в прошлом году.
Об этом сообщил ТАСС заместитель гендиректора Роскосмоса по международному сотрудничеству Сергей Савельев.

"В результате проделанной работы в 2020 году при поддержке госкорпорации "Роскосмос" организациями корпорации были заключены контракты на несколько десятков миллиардов рублей", - отметил Савельев.

В частности, пояснил замгендиректора Роскосмоса, были подписаны контракты на создание космических аппаратов в интересах зарубежных заказчиков, осуществление полетов иностранных космонавтов, а также оказание услуг по запуску полезных нагрузок.

"Вместе с тем введенные ограничения на трансграничные перемещения, вызванные распространением коронавирусной инфекции, не позволили завершить предконтрактные работы по ряду контрактов", - добавил Савельев, уточнив, что диалог с иностранными партнерами продолжается, подписание этих контрактов ожидается в 2021 году.

А. Ж.
_
56 - 27.01.2021 - 13:38
55-Ымыяхтахская культура > а детализация есть?))
57 - 27.01.2021 - 13:41
56-Triton5 > неа.
58 - 27.01.2021 - 13:51
О лазерной связи на спутниках Старлинк из недавнего запуска:

"SpaceX в этой миссии запустила 10 собственных интернет-спутников Starlink, оснащенных лазерными линиями связи . Военные США планируют использовать Starlink для соединения самолетов и других платформ, а оптические межспутниковые каналы предпочтительнее, поскольку они более безопасны в киберпространстве, чем традиционные радиочастотные коммуникации.

Значительный интерес для военных представляют оптические межспутниковые линии связи, которые позволяют спутникам передавать огромные объемы данных на другие спутники и на наземные станции.

Другими небольшими спутниками, которые летали на SpaceX Transporter-1, были полезные нагрузки лазерной связи - известные как оптические межспутниковые линии - которые позволяют спутникам передавать огромные объемы данных другим спутникам и наземным станциям. Немецкая компания Tesat-Spacecom отправила на орбиту лазерный терминал связи, который, по утверждению компании, является самым маленьким в отрасли и весит менее фунта.

https://spacenews.com/spacexs-ridesh...-u-s-military/
59 - 27.01.2021 - 14:14
"Обеспокоенность безопасностью космических полетов создает возможности для таких стартапов, как Kayhan Space Corp., которая разработала облачное программное обеспечение, которое помогает операторам военных и коммерческих спутников планировать маневры, чтобы избежать столкновений.

"Есть много возможностей для улучшения отслеживания космических объектов», - сказал SpaceNews генеральный директор и соучредитель Kayhan Space Сиамак Хесар . По его словам, сегодня сложно точно установить местонахождение таких небольших объектов, как кубсаты."

Любопытная тема.
Одна из стратегий сокрытия спутников - их уменьшение. Если невозможно определить где, то невозможно прицельно уничтожить.
Другая сторона медали малоразмерности - многочисленность, когда можно создавать избыточную численность для гарантированного функционирования системы при большой потере спутников.
60 - 27.01.2021 - 15:05
Улыбнуться)
Стив Кларк, обычно адекватный автор, так характеризует солнечно-синхронные орбиты в своём Спейсфлайте :

"Солнечно-синхронная орбита, на которой спутники летают в направлении с севера на юг вокруг Земли, является популярным местом назначения спутников наблюдения Земли, "...

Sun-synchronous orbit, in which satellites fly in a north-south direction around Earth, is a popular destination for Earth observation satellites because it offers regular revisits over imaging targets at the same time of day, allowing the collection of imagery under the same lighting conditions.

https://spaceflightnow.com/2021/01/2...ll-satellites/

Кто бы ему напомнил, что кроме нисходящего узла, у орбиты всегда есть и восходящий узел.)) [за исключением экваториальных орбит, разумеется]. А при каждом проходе любого полюса изменение текущей широты спутника меняет знак.)
_
61 - 27.01.2021 - 23:47


1952 год. Марсианская ракета фон Брауна (так он ее представлял).

Кстати, в книге фон Брауна "The Mars Project" написано, что президента марсианской республики зовут Илон.
(с)
62 - 28.01.2021 - 09:46
Непонятно только, зачем такие крылья третьей ступени. Да и на первой непонятно зачем.
63 - 28.01.2021 - 11:20
Я вообще за сверхзвуковой электрический самолёт на Марсе. В его разреженной атмосфере сверхзвуковой полёт логичнее. Вопрос в движителе. Толкающие или тянущие винты на сверхзвуке вряд ли сгодятся. Но развитие электромоторов продолжается, и если сегодня они крутят винты, то завтра смогут крутить компрессор. А это выход на реактивное движение на электрическом приводе. Часть сжатия будет делаться сверхзвуковым воздухозаборником, вторая часть компрессором на электрическом приводе. Возможны и сверхзвуковые вентиляторы в корпусе, аналогично сегодняшним сверхзвуковым ступеням компрессора. Сейчас такая задача не ставится, но уверен, она будет сформулирована вскорости для полёта в разреженных атмосферах.
Источник энергии - солнечные панели или ядерный, реактор или изотопный.
64 - 28.01.2021 - 13:35
Также, видимо, впереди использование сверхзвуковых несущих винтов. На вертолетах со сверхзвуковыми лопастями можно летать в десять - сто раз более разреженных атмосферах по сравнению с Марсом. При этом сверхзвуковая область на лопасти всегда будет начинаться на некотором расстоянии от оси ротора, и занимать какую-то краевую или наружную часть лопасти. По соотношению сверхзвуковой/дозвуковой частей лопастей можно определить "степень сверхзвуковости" такого винта. Или процент сверхзвуковой зоны от всей длины лопасти - можно назвать его сверхзвуковым процентом винта. Какой процент винта работает в сверхзвуковом режиме. Сверхзвуковой винт делали на одном экспериментальном винтовом истребителе в Америке. Он летал. Но шум сверхзвукового вращения лопастей был крайне силен и затруднял пребывание пилота в кабине и техников возле самолёта.

Сверхзвуковой винт в разреженной атмосфере даст массу преимуществ. И будет легко технологически достижим сегодня - точнее, речь нужно вести о диаметре сверхзвукового винта, доступного сегодня по технологиям прочности.
Зато подъёмная сила изменится - главным станет сверхзвуковое сжатие под лопастью. Это позволит задействовать очень разреженные атмосферы.
65 - 28.01.2021 - 13:44
На самом деле применение сверхзвуковых несущих винтов нашлось бы и на Земле. Возможно, они могли бы работать и в верхней стратосфере (и в нижней ионосфере?))). Если решить вопрос питания двигателя винта, это могли бы быть быть очень хорошие пресловутые квазиспутники ретрансляционного или следящего назначения
на новом высотном эшелоне - не 20+, как планеры, не 30+, как аэростаты, а 40-50 км.
И Марс могли бы снимать с высоты 10 или 20 км. А не с 250-км орбиты.
66 - 28.01.2021 - 14:02
Возможно и построение сверхзвукового роторного волнолета. Его винты соосные, верхний дозвуковой, нижний сверхзвуковой. Дозвуковой винт создаёт своим движением малую подъёмную силу, меньше сверхзвукового винта. Но снизу на его лопасти падают ударные волны от сверхзвуковых лопастей нижнего сверхзвукового ротора. Сверхзвуковая часть лопасти создаёт клиновидную волну Маха, уходящую вверх и вниз. Уходя вверх, она ометает круг вращения верхнего винта, с периодическим давлением на его лопасти снизу. Что даст добавку волновой подъёмной силы верхнему винту. Оптимизация позволит найти оптимумы конструкции.
_
67 - 28.01.2021 - 14:20
Мне кажется, что сверхзвуковые лопасти в разрежённом марсианском воздухе имеют точно такие же проблемы, как и в плотном земном. Но я не особо копенгаген в этих вопросах.
68 - 28.01.2021 - 14:31
Но можно ещё проще. Над сверхзвуковым винтом на некотором расстоянии крепится тонкая прочная горизонтальная кольцевая полоса, находящаяся над сверхзвуковой зоной винта и соответствующая ей по геометрии. Волны Маха от сверхзвуковых частей лопастей винта постоянно ометают её снизу. В месте падения на кольцо они давят на своим высоким давлением. Пробегание по поверхности кольца этих волновых зон высокого давления, с такой-то частотой, создаёт интегральную подъёмную силу кольца.

Как на днище "Валькирии", только там зона приложения ударной волны была стоячая, статическая. А здесь будет несколько бегающих с высокой частотой зон. Надо оптимизировать нижний винт по созданию таких волн Маха, чтобы их волновое давление на кольцо было максимальным. При приемлемом режиме движения винта.
69 - 28.01.2021 - 14:34
67-Triton5 > в плотном земном сила сопротивления будет так велика, что либо лопасти не раскрутятся, либо сломаются.

А в сильно разреженной атмосфере и парашютист падает на сверхзвуке. И ничего ему от этого не становится. Он не чувствует разницы при переходе на сверхзвук и обратно. Сверхзвуковые лопасти не бог весть какое диво. Спроектировать их вполне доступная задача. Под соответствующие условия, конечно, типа Марса. Или под плотность низа ионосферы. Наверное.)
70 - 28.01.2021 - 15:24
NASA: марсоход Perseverance может собрать меняющие представления о появлении жизни данные

Специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) рассчитывают с помощью марсохода Perseverance, приближающегося к Марсу, получить научные данные, которые коренным образом изменят представления о происхождении жизни. Об этом сотрудники американского космического ведомства рассказали на состоявшейся в среду пресс-конференции, передает ТАСС.

Как констатировал руководитель научного директората NASA Томас Цурбухэн, в настоящее время Perseverance "преодолевает последние километры на пути к Марсу". Ракета-носитель Atlas V с марсоходом стартовала в июле 2020 года с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида).

Ожидается, что шестиколесная научная лаборатория массой более 1 тонны окажется на поверхности Марса 18 февраля.

А.Ж.


И чего там такого переворачивающего представления. Какие? О чем? Трупы марсиан найдут? С компроматом?
Ым.
_
71 - 28.01.2021 - 15:44
68-Ымыяхтахская культура > Вам не кажется, что Вы говорите про импеллер?:) И итоговая машина будет выглядеть примерно как в Аватаре?:)

72 - 28.01.2021 - 15:55
Но в аватаре импеллер явно дозвуковой. И грохот не тот, и лопасти должны быть побольше. И летает он в плотной атмосфере, раз в ней без проблем летают дозвуковые крылатые драконы. Хотя сверхзвуковой вентилятор тоже допустим. Раз есть сверхзвуковые первые ступени компрессора. Но чем ближе к оси вращения будет начинаться сверхзвуковая зона, тем больше будет разрывающее лопасть/лопатку центробежное ускорение.
73 - 28.01.2021 - 22:20
На боевом самолёте Су-9 стоял двигатель АЛ-7Ф. Его, быть может, проектировал в части контроля ещё сам Архип Люлька. Это шестидесятые. На этом двигателе первая ступень компрессора была сверхзвуковой. Первая ступень, будучи сверхзвуковой, сильно повышает эффективность всего компрессора, ибо закачивает в двигатель уже сжатый воздух. Например, в два раза. Потому что сверхзвуковые лопатки ротора компрессора, встретив воздух, нарежут его на уплотнённые сверхзвуковые "пастилы". Их принимает вторая ступень компрессора на дальнейшее сжатие, и сжимает; но она работает с уже сильно сжатым воздухом от первой сверхзвуковой ступени.

Словом, раскрутив ротор двигателя до оборотов, при которых лопатки первой ступени компрессора, встречающей воздух, станут двигаться со сверхзвуковыми скоростями, можно получить выигрыш по эффективности сжатия воздуха при такой схеме. Соответственно, это требовало высоких оборотов. В некоторых компрессорах лопатки "висят" в гнёздах свободно, ритмично позвякивая от выбирания зазоров при опускании этой части ротора рукой. Зазоры нужны на термическое расширение ступицы компрессора при нагревании, как и его лопаток. Сжатый в конце компрессора "холодный" поток имеет температуру 300-400 градусов. Мгновенно прогреваются его лопатки до температуры потока, и работают в них. Этих же температур достигает прилегающая часть ступицы, образующая своей поверхностью проточную часть.

Поток течёт - поток греет.
Он греет всё, где течёт.

Но, с другой стороны, зазор нужен и для центровки лопатки в растущей инерционной "центробежной" силе, которая достигает очень больших величин. Случались разрушения двигателя на полосе, обычно при посадке. Или при пожарах самолётов, их много случалось. При этом лопатки компрессора при его разрушении часто пробивали бетонные плиты, особенно старые, шестиугольные, хотя ими обычно выкладывали рулёжки. Лопатка средних ступеней компрессора - размером с ладонь. На неё действовало вырывающее усилие порядка шестнадцати тонн. С которым она прикладывалась своим узким торцом к плите, и уходила в бетон.

Правильная посадка лопатки в раскручивающемся роторе двигателя при запуске, видимо, проходит тысячи оборотов, пока постепенно не усадится в отведённую геометрию ступицы. За счёт множественного, с начальными оборотами, постепенного выбора люфтов. Лопатка долго играет в люфтах, пока не осаживается в их минимуме при рабочих оборотах. Так работает динамическая центровка лопатки.

Это всё примеры - возможные иллюстрации возникновения прочностных требований к сверхзвуковым несущим лопастям, на аналогиях с лопатками компрессоров, знакомых со сверхзвуковым сжатием. Но у сверхзвуковых лопастей будут свои особенности. Скорее всего, первыми - устойчивость длинной лопасти в обтекающем сверхвуковом потоке. Потеря устойчивость под нагрузкой - когда она будет происходить? Отчего разрушится лопасть? От превышения прочности на разрыв, или из-за потери устойчивости?
Шлейф вопросов сопровождает ракурс.
Можно разобрать основные.
74 - 29.01.2021 - 10:37
В НПО Энергомаш прошли испытания двигателей РД-171МВ и РД-191
В научно-испытательном комплексе Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») проведены огневые испытания жидкостного ракетного двигателя РД-171МВ, предназначенного для перспективной ракеты-носителя среднего класса «Союз-5».

Программа испытаний выполнена в полном объеме. Испытания прошли в штатном режиме. РД-171МВ — модернизированная версия базового двигателя РД-170/171, разработанного НПО Энергомаш в 1976-1986 гг. Модернизированный двигатель уже признан самым мощным в мире: при массе в 10 тонн — его тяга превышает 800 тонн.

Вместе с этим успешно и в полном объеме проведены огневые испытания ракетного двигателя РД-191, разработанного и производимого НПО Энергомаш для российской ракеты-носителя семейства «Ангара», сообщается на сайте Роскосмоса.

А.Ж.
75 - 29.01.2021 - 11:06
Между тем Рокетлаб планирует запуск полезной нагрузки на Луну. Для класса сверхлегких ракет это будет сильный ход.

"Демонстрация улучшенных характеристик ракеты - это первая из нескольких вех, которые планирует Rocket Lab на 2021 год. Следующий запуск Electron, который в настоящее время запланирован на март, будет включать в себя второй спутник компании Photon вместе с несколькими коммерческими полезными нагрузками.

Бек сказал, что Rocket Lab будет использовать Photon для проведения испытаний, чтобы подготовиться к запуску миссии NASA Cislunar Autonomous Positioning Technology Operations and Navigation Experiment (CAPSTONE) на Луну, в которой Photon будет использоваться в качестве ступени выведения к Луне. «Маневры для миссии CAPSTONE очень и очень трудны», - сказал он.
76 - 29.01.2021 - 11:19
Если сверхлегкими ракетами начутся запуски к Луне, то туда пойдет поток малоформатной полезной нагрузки. Спутники размером с микроволновку заселят окололунные орбиты. Объединятся в информационные сети. Свои лунные GPS создадут со временем.

А там и к планетам станет можно запускать ракетами типа "Электрона". На тот же Марс. Спутники массой 10-20 кг на ареоцентрические (околомарсианские) орбиты.

Интересно, появятся ли посадочные лунные модули массой 10-20 кг. А может, и марсианские такого формата?
77 - 29.01.2021 - 11:57
Цитата:
Сообщение от Ымыяхтахская культура Посмотреть сообщение
на Луну, в которой Photon будет использоваться в качестве ступени выведения к Луне.
В общем, как-то синхронно третьей ступенью решили обзавестись и Рокетлаб, и СпейсХ. Неспроста?))
78 - 29.01.2021 - 12:15
Послезавтра, в воскресенье, СпейсХ планирует очередной пуск партии 60 Старлинков - это будет четвёртый пуск за январь. Темп пусков СпейсХ плавно повышается, уже четыре за месяц. Для сокращения времени подготовки к запуску в предыдущих четырёх пусках не проводили предстартовые статические огневые испытания двигателей, которые СпейсХ делает уже десять лет. Но сегодня вроде должны были сделать, в преддверии воскресного пуска, видимо что-то к этому вынудило.
_
79 - 29.01.2021 - 14:11
Цитата:
Сообщение от Ымыяхтахская культура Посмотреть сообщение
Спутники размером с микроволновку заселят окололунные орбиты.
кубсаты вообще размером 10х10х10 см, летают кучами на земных орбитах:)
80 - 29.01.2021 - 14:37
79-Triton5 > их несколько категорий, градация по размеру от U1 ( юнит - одна единица 10х10х10) до U10.

Какой тип будет выполнять задачи на Луне? Не факт что самый маленький. Кубсаты не только возле Земли. Они запускались и к Марсу, как в ближайший запуск ровера. Но эти два кубсата пойдут по пролетной траектории, не выходя на ареоцентрическую орбиту.


К списку вопросов
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск




Copyright ©, Все права защищены