Модератор 0
- 29.08.2017 - 01:48
|
Такая разная любовь: чем отношения в США отличаются от отношений у нас Любовь на Западе потребительская — мы выбираем партнера, чтобы он дал нам то, в чем, как нам кажется, мы нуждаемся. Но у русских все по-другому. В 1996 я уехала из России первый раз, чтобы провести в США один учебный год. Это был престижный грант; мне было 16, и родители очень радовались моей потенциальной возможности впоследствии попасть в Йель или Гарвард. Но я могла думать только об одном: как найти себе американского бойфренда. В своем столе я хранила драгоценный образчик американской жизни, отправленный мне подругой, переехавшей в Нью-Йорк годом ранее — статью о противозачаточных таблетках, вырванную из американского девчачьего журнала Seventeen. Я читала ее, лежа в кровати, и чувствовала, как у меня пересыхает в горле. Глядя на эти глянцевые страницы, я мечтала, что там, в другой стране, превращусь в кого-то прекрасного, на кого будут заглядываться мальчики. Я мечтала, что мне тоже понадобятся такого рода таблетки. Спустя два месяца, в свой первый день в старшей школе Уолнат Хиллз в Цинциннати, штат Огайо, я пошла в библиотеку и взяла там стопку журналов Seventeen, которая была выше меня. Я намеревалась узнать, что именно происходит между американскими мальчиками и девочками, когда они начинают нравиться друг другу, и что именно я должна говорить и делать, чтобы добраться до стадии, когда мне понадобится «таблетка». Вооружившись текстовыделителем и ручкой, я искала слова и выражения, связанные с поведением американцев во время ухаживания, и выписывала их на отдельные карточки, как учил поступать со словами мой преподаватель английского в Санкт-Петербурге. Скоро я поняла, что в жизненном цикле отношений, показанных в этом журнале, было несколько четких этапов. Сначала, ты «западаешь» на парня, который обычно старше тебя на год или два. Потом ты расспрашиваешь о нем, чтобы понять, «милашка» он или «придурок». Если он «милашка», то Seventeen дает добро на то, чтобы ты «пересеклась» с ним пару раз до того, как «пригласишь на свидание». Во время этого процесса надо поставить галочки напротив нескольких пунктов: чувствовала ли ты, что молодой человек «уважает твои потребности?» Было ли тебе комфортно «отстаивать свои права» — а именно, отказывать или инициировать «физический контакт»? Понравилось ли тебе «общение»? Если какой-то из этих пунктов остался неотмеченным, надо «бросать» этого парня и начинать искать замену, пока не попадется «материал получше». Затем ты начнешь «целоваться на диване» и постепенно станешь пользоваться таблетками. Сидя в американской школьной библиотеке, я смотрела на десятки своих рукописных заметок и видела открывающуюся пропасть между идеалами любви, с которыми я росла, и той экзотикой, с которой я сейчас столкнулась. Там, откуда я была родом, мальчики и девочки «влюблялись» и «встречались»; остальное было тайной. Подростковый драматический фильм, на котором выросло мое поколение русских — социалистический аналог «Ромео и Джульетты», снятый в Подмосковье (речь идет о фильме 1980 года «Вам и не снилось») — был очаровательно не конкретен в отношении объяснений в любви. Чтобы выразить свои чувства к героине, главный герой декламировал таблицу умножения: «Трижды три будет девять, трижды шесть — восемнадцать, и это потрясающе, потому что после восемнадцати мы с тобой поженимся!» Что еще тут сказать? Даже наши 1000-страничные русские романы не могли соревноваться по сложности с романтической системой журнала Seventeen. Когда графини и офицеры становились участниками любовных интриг, они были не особенно красноречивы; они совершали поступки, прежде чем что-либо сказать, и потом, если они не умирали в результате своих рисковых предприятий, то молчаливо осматривались и почесывали головы в поисках объяснений. Несмотря на то, что у меня еще не было научной степени в социологии, оказалось, что я делала с журналами Seventeen как раз то, чем занимаются социологи, изучающие эмоции, чтобы понять, как мы формируем свое представление о любви. Анализируя язык популярных журналов, телевизионных сериалов, книг практических советов и опрашивая мужчин и женщин из разных стран, такие ученые, как Ева Иллуз, Лора Кипнис и Фрэнк Фуреди четко показали, что на наши представления о любви влияют мощные политические, экономические и социальные факторы. Вместе эти силы ведут к установлению того, что мы называем романтическими режимами: это системы эмоционального поведения, которые влияют на то, как мы говорим о наших чувствах, определяют «нормальное» поведение и устанавливают, кто подходит для любви, а кто — нет. Столкновение романтических режимов — именно это я испытывала в тот день, сидя в школьной библиотеке. Девочка, следующая инструкциям журнала Seventeen, была обучена выбирать, с кем ей сближаться. Она логически обосновывала свои эмоции «потребностями» и «правами» и отвергала отношения, которые им не соответствовали. Она была воспитана при Режиме выбора. Напротив, русская классическая литература (которая, когда я достигла совершеннолетия, оставалась главным источником романтических норм в моей стране), описывала то, как люди уступали любви, будто она была сверхъестественной силой, даже когда она была губительна для спокойствия, здравомыслия и самой жизни. Другими словами, я росла при Режиме судьбы. В основе этих режимов лежат противоположные принципы. Каждый из них своим определенным образом превращает любовь в суровое испытание. Тем не менее, в большинстве стран Западной культуры (включая современную Россию) Режим выбора господствует над всеми формами романтических отношений. Похоже, что причины этого заключаются в этических принципах неолиберальных демократических обществ, которые воспринимают свободу как наивысшее благо. Однако есть веские основания для того, чтобы пересмотреть свои убеждения и увидеть, как они на самом деле могут незаметно вредить нам. Чтобы понять триумф выбора в романтической сфере, нам надо рассматривать его в контексте более широкого обращения Возрождения к индивидууму. В сфере экономики потребитель теперь важнее производителя. В религии верующий теперь важнее Церкви. И в любви объект постепенно стал не так важен, как ее субъект. В XIV веке Петрарка, глядя на золотые локоны Лауры, называл ее «божественной» и верил, что она является самым совершенным доказательством существования Бога. Спустя 600 лет другой мужчина, ослепленный блеском другого вороха золотых локонов — герой Томаса Манна Густав фон Ашенбах — пришел к выводу, что это он, а не прекрасный Тадзио был эталоном любви: «И тут, лукавый ухаживатель, он высказал острую мысль: любящий-де ближе к божеству, чем любимый, ибо из этих двоих только в нем живет бог, — претонкую мысль, самую насмешливую из всех когда-либо приходивших на ум человеку, мысль, от которой взялось начало всего лукавства, всего тайного сладострастия, любовной тоски» (фрагмент из «Смерть в Венеции», Томас Манн. Перевод: Н. Ман). Это наблюдение из новеллы Манна «Смерть в Венеции» (1912) воплощает большой культурный скачок, произошедший где-то в начале XX века. Каким-то образом Любящий сместил Любимого с первого плана. Божественный, неизвестный, недостижимый Другой больше не является предметом наших любовных историй. Вместо этого мы интересуемся Собой, со всеми детскими травмами, эротическими снами и особенностями характера. Изучать и защищать хрупкое Я, обучив его тщательно выбирать свои привязанности — это главная цель Режима выбора — цель, достигаемая с помощью популяризованной версии психотерапевтических приемов. Самое важное требование для выбора — это не иметь множество вариантов, а уметь практично и независимо выбирать, осознавая при этом свои потребности и действуя на основе собственных интересов. В отличие от влюбленных прошлого, которые теряли над собой контроль и вели себя как потерявшиеся дети, новый романтический герой подходит к своим эмоциям методически и рационально. Он посещает психоаналитика, читает книги по самосовершенствованию и участвует в терапии для пар. Более того, он может выучить «языки любви», пользоваться нейролингвистическим программированием или дать оценку своим чувствам по шкале от одного до десяти. Американский философ Филип Рифф назвал этот тип личности «психологическим человеком». В своей книге «Фрейд: ум моралиста» (1959) Рифф описывает его так: «анти-героический, расчетливый, тщательно ведущий счет тому, чем он доволен, а чем — нет, рассматривающий отношения, не приносящие выгоды, как грехи, которых надо избегать». Психологический человек — это романтичный технократ, который верит, что применение правильных средств в правильное время может расправить спутанную природу наших эмоций. Это, конечно, применимо к обоим полам: психологическая женщина тоже следует этим правилам, или, скорее «Проверенным временем секретам для завоевания сердца Настоящего Мужчины» (1995). Вот несколько проверенных временем секретов, предлагаемых авторами книги Эллен Фейн и Шерри Шнайдер: 1) Не заговаривать первой (и не предлагать потанцевать). 2) Не разглядывать мужчину и не говорить слишком много. 3) Не встречать его на полпути и не делить счет на свидании. 4) Не звонить ему и редко перезванивать. 5) Всегда заканчивать телефонный разговор первой. Посыл этой книги прост: поскольку «охота» на женщин записана в генетическом коде мужчин, если женщины проявляют хоть малейшую долю участия или интереса, то это нарушает биологическое равновесие, «кастрирует» мужчину и низводит женщину до статуса несчастной покинутой самки. Эта книга была раскритикована за практически идиотскую степень биологического детерминизма. Тем не менее, новые издания продолжают выходить, и «труднодоступная» женственность, которая в них пропагандируется, стала встречаться во многих актуальных советах относительно любовных отношений. Почему книга остается такой популярной? Причина этого, несомненно, может быть найдена в основном ее положении: «Одной из самых главных наград за выполнение Правил будет то, что вы научитесь любить только тех, кто любит вас. Если вы последуете советам, предложенным в этой книге, вы научитесь заботиться о себе. <…> Вы будете заняты своими интересами, увлечениями и отношениями, а не погоней за мужчинами. <…> Вы будете любить головой, а не только сердцем» При Режиме выбора ничейная территория любви — минное поле неотвеченных звонков, двусмысленных электронных писем, удаленных профилей и неловких пауз — должна быть минимизирована. Больше никаких раздумий в духе «а что если» и «почему». Больше никаких слез. Никаких суицидов. Никакой поэзии, романов, сонат, симфоний, картин, писем, мифов, скульптур. Человеку психологическому нужно одно: стабильный прогресс по направлению к здоровым отношениям между двумя независимыми индивидами, удовлетворяющими эмоциональные потребности друг друга — пока новый выбор не разлучит их. Правильность этого триумфа выбора доказывается и социобиологическими аргументами. Быть всю жизнь в плену плохих отношений — это для неандертальцев, говорят нам. Хелен Фишер, профессор антропологии в университете Ратгера и самый известный исследователь любви в мире, полагает, что мы выросли из своего тысячелетнего сельскохозяйственного прошлого и больше не нуждаемся в моногамных отношениях. Теперь сама эволюция побуждает нас искать разных партнеров для разных потребностей — если не одновременно, то хотя бы на разных стадиях жизни. Фишер возносит хвалу нынешнему отсутствию обязательств в отношениях: все мы, в идеале, должны провести с кем-то как минимум 18 месяцев, чтобы понять, подходят ли они нам и хорошая ли мы пара. С повсеместной доступностью контрацептивов нежелательные беременности и болезни уходят в прошлое, а рождение потомства полностью отделяется от романтических ухаживаний, так что мы можем, не торопясь, устроить потенциальному партнеру пробный период и не бояться последствий. В сравнении с другими историческими воззрениями на любовь, Режим выбора смотрится как водонепроницаемая куртка рядом с шерстяной рубахой. Его самое заманчивое обещание — любовь не должна причинять боль. Согласно логике, которую демонстрирует Кипнис в книге «Против любви» (2003), единственный тип страданий, который признает Режим выбора — это возможное продуктивное напряжение от «работы над отношениями»: слезы, пролитые в кабинете семейного психолога, неудачные брачные ночи, ежедневное внимание к потребностям друг друга, разочарование от расставания с кем-то, кто «не подходит» тебе. Можно перетрудить мышцы, но нельзя получить травму. Превратив «разбитые сердца» в создателей собственных неприятностей, популярные советы дают начало новой форме общественной иерархии: эмоциональной стратификации на основе ложного отождествления зрелости с самодостаточностью. И как раз поэтому, считает Иллуз, любовь XXI века все еще причиняет боль. Во-первых, мы лишены авторитета романтичных дуэлянтов и самоубийц прошлых столетий. Они хотя бы признавались обществом, которое в своих оценках основывалось на представлении о любви как о безумной, необъяснимой силе, которой неспособны противостоять даже лучшие умы. Сегодня же тоска по конкретным глазам (да и ногам) больше не является достойным занятием, и поэтому любовные терзания усиливаются осознанием собственной социальной и психологической неадекватности. С точки зрения Режима выбора, страдающие Эммы, Вертеры и Анны XIX века не просто неумелые любовники — они психологические неучи, если вообще не устаревший эволюционный материал. Консультант по отношениям Марк Мэнсон, у которого два миллиона читателей в сети, пишет: «Наша культура идеализирует романтическую жертву. Покажите мне почти любой романтический фильм, и я вам там найду несчастного и неудовлетворенного персонажа, который с собой обращается как с мусором ради любви к кому-то» В Режиме выбора любить слишком сильно, слишком рано, слишком явно — признак инфантилизма. Все это демонстрирует пугающую готовность отбросить личный интерес, столь важный в нашей культуре. Во-вторых, что еще важнее, Режим выбора слеп к структурным ограничениям, из-за которых некоторые люди не хотят или не могут выбирать в той же степени, что и остальные. Это происходит не только из-за неравного распределения того, что британский социолог Кэтрин Хаким называет «эротическим капиталом» (проще говоря, не все мы одинаково красивы). На самом деле, важнейшая проблема выбора в том, что целые категории людей могут из-за него быть в невыгодном положении. Иллуз, профессор социологии в Еврейском университете Иерусалима, убедительно доказывает, что Режим выбора в своем индивидуализме ставит на серьезных романтических намерениях клеймо «чрезмерной любви», то есть любви в ущерб собственным интересам. Хотя на свете достаточно несчастных мужчин, которых презирают за «потребность в других» и «неспособность расставаться с прошлым», в основном в категории «созависимых» и «незрелых» попадают женщины. Независимо от классовых и расовых факторов, всех их тренируют быть самодостаточными: не «любить слишком сильно», «жить для себя» (как в вышеуказанных «Правилах»). | | |
Модератор 81
- 30.08.2017 - 18:55
|
79-Veritas >к счастью, нет. Процент примерно одинаков. Но есть перекос в сторону детоцентризма, да. Слишком уж оберегают детей. От всего. | | |
Модератор 82
- 30.08.2017 - 18:56
| вот обзавидовалась. Не шучу. | | |
83
- 30.08.2017 - 18:58
| 75-астро > про тезис, что такое переживание как любовь появилось только в средние века просто интересно: Елену Троянскую и войну из-за любви к ней, например, считать не будем?)) | | |
Модератор 84
- 30.08.2017 - 18:59
| 83-Silki2110 >там о любви речи не идет. Почитайте первоисточники. | | |
85
- 30.08.2017 - 18:59
| 80-Silki2110 >вам повезло с дедушкой | | |
86
- 30.08.2017 - 19:00
| 82-астро > чему завидовать?) просто адекватные люди вокруг) | | |
Модератор 87
- 30.08.2017 - 19:01
| 83-Silki2110 >я, пожалуй, неточно высказалась: речь идет о романтической любви. О той, которую понимаем мы, современные люди. | | |
88
- 30.08.2017 - 19:01
| 83-Silki2110 > у греков и римлян понятие любви очень отличалось от того, что под этим словом мы понимаем сейчас.... | | |
89
- 30.08.2017 - 19:02
| 85-Veritas > это да, без шуток) хотя в семье был не такой ж легкий человек) но те лекции о жизни которые он нам читал (реально сажал и рассказывал), которые мы тогда слушали в полуха и думали что это же и так понятно, я бы хотела чтобы он повторил моей дочке) | | |
Модератор 90
- 30.08.2017 - 19:04
| 88-Мелисса >дадада! Я именно про это. | | |
91
- 30.08.2017 - 19:04
| 81-астро >детоцентризм вижу. Много) | | |
92
- 30.08.2017 - 19:08
| 89-Silki2110 >а я и не шучу. Я, например, не могу похвастаться такими родственниками. Сплошные страдальцы и жервенники. Разве что бабушка по отцовой линии, но она не говорила, она жила правильно, и до сих пор живет. *я тоже без шуток и осуждений. Но вот так оно есть. | | |
93
- 30.08.2017 - 19:16
| 87-астро > про романтическую любовь согласна) а вот про то какую любовь понимают современные люди могут быть разночтения, потому что разве современные люди не могут понимать ту любовь которая была в Древней Греции?) люди ведь совершенно разные и в наше время. | | |
94
- 30.08.2017 - 19:17
| 88-Мелисса > а чем оно отличалось радикально? | | |
95
- 30.08.2017 - 19:18
| 92-Veritas > ну среди ваших родственников страдальцев и жертвенников может быть не более половины потому что ради кого-то же они страдали и жертвовали и вот эта вторая сторона уже ведь не была страдальцем и жертвенником, а они же тоже ваши родственники | | |
Модератор 96
- 30.08.2017 - 19:19
| Цитата:
Мировосприятие иное и мировоззрение. | | |
97
- 30.08.2017 - 19:20
| 96-астро > чем любовь в Древней Греции радикально отличалась от теперешней настолько, что мы теперь не можем ее понимать? | | |
Модератор 98
- 30.08.2017 - 19:22
| 97-Silki2110 >мы по-разному воспринимаем мир. | | |
99
- 30.08.2017 - 19:22
|
94-Silki2110 > ну, например тем, что проституция была почетной профессией, а мужеложство и скотоложство - нормой. :) | | |
100
- 30.08.2017 - 19:31
| 95-Silki2110 >нуууу... я не видела счастливых жертв жертвенности) - ни среди близких, ни среди дальних | | |
101
- 30.08.2017 - 19:46
| 99-Мелисса > какое отношение это имеет к любви? | | |
Модератор 102
- 30.08.2017 - 19:47
| 101-Silki2110 >для кого? Для современных людей? | | |
103
- 30.08.2017 - 19:48
| 100-Veritas > я же не говорила про жертв жертвенности, я же правильно понимаю, что это те кто жертвуют? я говорила про тех ради кого они жертвовали, раз у нас разговор о любви, то и жертвенность видимо была в любовных отношениях, а в них две стороны и вторая сторона, которая принимала жертвы тоже ведь ваши родственники, или тот кто принимал жертвы тоже от этого страдал? | | |
Модератор 104
- 30.08.2017 - 19:54
| 103-Silki2110 >подумайте, вот, ради вас другой человек принес в жертву свою жизнь. Вам после этого каково? | | |
105
- 30.08.2017 - 19:59
|
103-Silki2110 >ну чего далеко ходить) - мама мне всегда подчеркивала, что живет для меня и ради меня и проч и проч и проч. Мне не нужны были ее жертвы. Кроме того, от ее заботы я бежала, роняя тапки, в 17 лет уже) Моя сколько-то юродная сестра прожила жизнь с мужем-алкашом - себя в жертву принесла с ее же слов - ни она не была счастлива, ни он. Примеров масса. *оч хорошо, что вы не понимаете, о чем я говорю) | | |
Модератор 106
- 30.08.2017 - 20:02
| И все под флагами любви, ага. | | |
107
- 30.08.2017 - 20:02
| 106-астро >исессьно) | | |
108
- 30.08.2017 - 20:07
|
101-Silki2110 > к романтической - никакого. К чувственной самое прямое. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%...B0%D0%BF%D1%8D http://www.psychologos.ru/articles/v...skoy-filosofii | | |
109
- 30.08.2017 - 20:33
| 104-астро > а какое значение имеет каково было бы мне?) Я вообще за равноправие и не хочу чтобы ради меня приносили жертвы или чтобы я приносила жертвы) но я очень хорошо понимаю, что если человек принимает жертвы на протяжении многих лет (раз речь идет о всей жизни) и ничего не делает чтобы это прекратить, то значит это ему нравится и совесть его по этоиу поводу не мучает) он даже может искренне не понимать что ему приносят какие-то жертвы, он просто живет как считает нужным и все) я знаю несколько таких людей в жизни, причем как мужчин так и женщин, никакая совесть их точно не мучает) я даже приводила пример такого человека в теме по эффективность психоанализа. Неужели вы в жизни или практике ни разу не встречались с такими людьми? | | |
110
- 30.08.2017 - 20:41
| 98-астро > это очень общая фраза, как это отражается на восприятии любви? | | |
Модератор 111
- 30.08.2017 - 20:41
| помогает понять. | | |
112
- 30.08.2017 - 20:42
| 102-астро > вообще) и для современных людей и для несовременных | | |
Модератор 113
- 30.08.2017 - 20:46
| 112-Silki2110 >вообще- это ни о чем. Мы отличаемся от др. греков. | | |
114
- 30.08.2017 - 20:50
|
105-Veritas > ну ваша мама больше вами манипулировала видимо, я видела одну маму которая рассказывала мыну что он родился в результате того, что ее бедную неопытную 30-ти летнюю девушку обманул его негодяй отец, потом развелся с ней и она всю жизнь положила на воспитание сына и т.д. и т.п. включая то, что она стирала постельное белье руками и говорила что желает это для сына, хотя он предлагал ей купить машинку автомат, но она говорила что машинка так не отстирает) и еще она рассказывала что у нее слабое здоровье, хотя внешний вид у нее был угрожающий и явно здоровый) в общем классический случай) и жертвой в том случае явно был сын, как видимо и в вашем случае. А муж-алкпш почему не был счастлив? Потому что пил или у него были другие причины? | | |
Модератор 115
- 30.08.2017 - 20:53
| :)))))) Милота прям:)))) Классика! Жертвенность всегда требует оплаты. И если вам посвятили жизнь, то чем вы можете опалить такую жертву? | | |
116
- 30.08.2017 - 20:55
| 106-астро > разве в этом случае мать это жертва?) Что вы скажете как психолог? | | |
Модератор 117
- 30.08.2017 - 20:57
| 116-Silki2110 >ну она типа себя в жертву принесла. И продолжает приносить белье-то вона как отстирывает! Так что все ее требования- это оплата. | | |
118
- 30.08.2017 - 20:59
| 108-Мелисса > первая ссылка на "агапе" и написано что это вид мягкой жертвенной любви (на телефоне сложно копировать поэтому без цитаты) какое отношение она имеет к проституции и остальному что вы упоминали? | | |
119
- 30.08.2017 - 21:00
| 111-астро > что понять? | | |
Модератор 120
- 30.08.2017 - 21:02
| 119-Silki2110 >что происходит с человеком, которому принесли свою жизнь в жертву. | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |