К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

О патриархальности русского быта, о котором так любят

Гость
0 - 06.09.2012 - 13:23
говорить некоторые "народники" наши и сторонники традиций старины
...
Нашла ссылку на книгу и цитаты из неё интересные. Книга Жизнь "Ивана". Автор - Ольга Петровна Семенова-Тян-Шанская - дочь знаменитого русского путешественника. Книга вышла вышла в 1906 году, в т. 39 "Записок Императорского Русского географического общества".
Некоторые цитаты:
"Маленькие дети в крестьянском быту очень скоро развиваются. Это объясняется участием ребенка во всех почти работах и во всех событиях крестьянской жизни. Взрослые не стесняются все говорить при ребенке, напиваться и драться при нем. Нечего и говорить, что мальчик лет 7-12 и даже девочки этого возраста "ругаются". "Кобель", "сука", "сволочь", "[*****]" - очень употребительные детьми ругательства."
...
"С "распутевыми" девками или бабами чинится иногда расправа. "Распутевой" называется такая девка или баба, у которой несколько любовников. Эти любовники сговариваются иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. Побьют, затем подымут ей рубашку на голову, свяжут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до пояса она голая) и пустят так по деревне.
Девка, у которой один любовник, уже не считается "распутевой", и ей ворота дегтем не мажут."
...
"Бывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой, заменяли и здоровье, и ум, и доброе поведение..."
"Первые дети родятся слабыми и обыкновенно не выживают. Молодые матери также очень часто "засыпают" детей, то есть придушивают нечаянно во сне.
Первого ребенка ждут еще более или менее радостно".
"Отец проявляет интерес и ко второму, и к третьему сыну. Матери же начинают обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком. Если же баба начинает часто родить, в семье к этому относятся неодобрительно: "Обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила" .
""По закону" муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда родильница возьмет очистительную молитву. Но это редко бывает. После первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. Если выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три.
Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: "Аксинья, иди-ка сюда", - и все тут.

В трезвом виде муж бил жену редко, в пьяном - часто и чем попало. Бьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. Таскают за косы через порог. В селе Мураевне был случай, что пьяница муж убил свою жену "за гульбу". Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя в себя.
Если муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентаря, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.
Пьяный муж бьет иногда жену, если она откажется исполнить какое-нибудь его приказание, лечь с ним спать и т.д. Я знала одного мужика, который любил, когда был пьяный, так издеваться над женой: "Становись на колени, клади голову на порог, моя воля, захочу - убью тебя!". И баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети обыкновенно поднимали плач и крик. Тогда он произносил: "Детей жалко, а то бы не быть тебе живой", - и отпускал ее. Это называется "мудровать над женой".
"Профессионального разврата не существует, но очень легко купить всякую бабу деньгами и подарком. Одна баба очень наивно признавалась: "Прижила себе на горе сына и всего-то за пустяк, за десять яблоков!". Бабы и девки очень любят ходить за яблоками в сады к съемщикам, меняя яблоки на яйца или на самое себя. Нынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный яблоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку - и мать этой девочки (очень, правда, бедная) помирилась с обидчиком за 3 рубля. Два дня или три после этого кричала эта бедная девочка, и такой испуганный, забитый вид сделался у нее."
Бывает часто и вытравление плода. Жена одного из помещиков помогала бабам при трудных родах, давая им пить настой казацкого можжевельника, который рос у нее в саду. С тех пор, как на деревне прознали про свойства этого растения, чьи-то невидимые руки постоянно обрывали все кусты можжевельника по ночам - очевидно, для целей вытравления, потому что родильницам помещик никогда не отказывал в настое.
Случаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. Родит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.
...
Ну? кто у нас тут любит ратовать за благость дореволюционной России и мудрости и доброте патриархата?



Гость
81 - 06.09.2012 - 16:46
В нуль...А кто-то утверждал, что в дорреволюционой российской деревне ВСЕ было благо, добро и мудро? Всякое было, чай не ангелы там жили, а люди. И из одного источника делать выводы о том "как оно там было на самом деле" право, не очень умно, не по научному...)
Гость
82 - 06.09.2012 - 17:03
Цитата:
Сообщение от Юзефа Посмотреть сообщение
Жену, конечно, не спрашивают о ее желаниях: "Аксинья, иди-ка сюда", - и все тут.
Запишите, я - за.
Гость
83 - 06.09.2012 - 18:24
Речк, например, господин Михалков, тот который Никита.
82. Рек, записываю: "Ректор - шовинист махровый!"
Гость
84 - 06.09.2012 - 18:26
83 ну так что бы он настаиаал на том что ВСЕ хорошо, такого не слышала...)
Гость
85 - 06.09.2012 - 18:45
Речк, ты просто не вслушивалась в его посылы.
Кстати, есть ещё "письма из деревни" Энгельгардта.

"Василий вчера Еферову жену Хворосью избил чуть не до смерти.

— За что?

— Да за Петра. Мужики в деревне давно уже замечают, что Петр (Петр, крестьянин из чужой деревни, работает у нас на мельнице) за Хворосьей ходит. Хотели все подловить, да не удавалось, а сегодня поймали. (Мужики смотрят за бабами своей деревни, чтобы не баловались с чужими ребятами; со своими однодеревенцами ничего — это дело мужа, а с чужими не смей.)
Под вечер Василий подкараулил Хворосью, как та по воду пошла, выскочил из-за угла с поленом, да и ну ее возить; уж он ее бил, бил, смертным боем бил. Если бы бабы не услыхали, до смерти убил бы. Замертво домой принесли, почернела даже вся. Теперь на печке лежит, повернуться не может."
...
взбесилась говорит Авдотья, похудела, почернела; со всеми ссорится, бранится, придирается к пустякам, а не на ком сорвать злобу, так мучит свою грудную дочку — плод преступной любви. ... росто с ума сошла. Вчера дочку в хлеве бросила посреди коров. Пропадай она, говорит, — мне все равно."
...
"Я говорил, что баба летом обязана работать на двор, на хозяина, будет ли баба ему жена, сестра, невестка, как батрачка. К этой работе бабы большею частью, особенно в многосемейных домах, относятся, как батрачки: «хозяйской работы-де не переделаешь». Зиму баба работает на себя и главное ее занятие — прясть волну и лен ткать, сверх того, все, что баба зимою заработает на стороне, поступает в ее собственность. Мужчина ничего не дает бабе на покупку одежды, баба одевается на свой счет, мало того, баба должна одевать своего мужа и детей."
...
"Баба всегда падка и жадна на деньги, она всегда дорожит деньгами, всегда стремится их заработать. Между мужиками еще встречаются такие, которые работают только тогда, когда нет хлеба, а есть хлеб, проводят время в праздности, слоняясь из угла в угол, между бабами — никогда. Баба подвижна, охотно идет на работу, если видит себе в том пользу, потому что у бабы нет конца желаниям, и, как бы ни был богат двор, как бы ни была богата баба, она не откажется от нескольких копеек, которые достаются на ее долю, когда дарят на свадьбе игрицам, величающим молодых и гостей. Баба всегда копит, уже маленькой девочкой она бегает за ягодами и грибами, если есть кому продать их, и копит вырученные деньги на наряды — на платки, крали."
Гость
86 - 06.09.2012 - 18:52
ППЦ!Прочитав это поняла, что лучше я в это время поживу.Хотя и в наше время е...х среди мужиков достаточно.
Гость
87 - 06.09.2012 - 19:19
Это из воспоминаний Водовозовой о дворянах:
«Он и для того времени слишком строго расправлялся со своими крестьянами и сурово относился к домочадцам. За все время воспитания в институте моей матери он не только ни разу не навестил ее, но, будучи человеком весьма зажиточным, не посылал ей даже ни гостинцев, ни денег, хотя по натуре вовсе не был скупым. Он не выказывал ни жене, ни дочери никаких чувств, так как находил, вероятно, что простые человеческие отношения к близким могут уронить в их глазах его авторитет главы семейства, -- идеи Домостроя еще не совсем исчезли в русском обществе в первой половине XIX столетия.»

«для нее неприлично трещать с ним, как трещотка: она должна лишь почтительно и благопристойно обращаться к нему. Ни малейшего спора не только с дочерью, но и с женою он не допускал, усматривая в этом унизительную для себя фамильярность.»

«После свадьбы моей матери крутой и властный нрав дедушки настолько обострился, что он начал уже не только придираться ко всякому пустяку, но и давать волю рукам. Жизнь молодой женщины сделалась настоящей каторгой, и она однажды бросилась на колени перед своим мужем, умоляя его отпустить ее в монастырь. Но это-то окончательно и взбесило дедушку. Его ненависть к монастырям была всем известна: в разговорах с соседями он обыкновенно приравнивал их к "непотребным домам". Просьба жены показалась ему неслыханною дерзостью, презрением к его взглядам. Он тут же избил ее до полусмерти и объявил, что вместо монастыря он на другой же день отправит ее в Васильково.»

«жена зажиточного помещика, жившая до тех пор в довольстве и холе, должна была поселиться в болотистой местности и жить без всяких средств, так как муж ни при ее отъезде, ни впоследствии не давал ей ни денег, ни провизии, ни скота, ни прислуги. Чтобы сделать для жены это изгнание еще более унизительным и чувствительным, дедушка в день ее отъезда встал с рассветом и, увидав на дворе телегу, в которой обыкновенно вывозили навоз, закричал на весь двор так, чтобы его могли услышать все крестьяне, находившиеся там: "В этой телеге вы вывозите навоз из хлевов, а сегодня будете вывозить навоз из моего дома!" И он приказал запрячь в навозную телегу рабочую лошадь и везти свою жену в Васильково.»

«Детей, точно так же как и крепостных, наказывали за каждый проступок: давали подзатыльника, драли за волосы, за уши, толкали, колотили, стегали плеткой, секли розгами, а в очень многих семьях секли и драли беспощадно. »
Гость
88 - 06.09.2012 - 19:33
87-Юзефа > Это... Дворяне тоже были в крепости, если чо... И время было такое... Опять ты с современной меркой:)

Кста. Действие рождает противодействие.
«для нее неприлично трещать с ним, как трещотка: она должна лишь почтительно и благопристойно обращаться к нему. Ни малейшего спора не только с дочерью, но и с женою он не допускал, усматривая в этом унизительную для себя фамильярность.»
Наверное, трещала как не знаю кто, при каждом удобном и неудобном случае:)
Гость
89 - 06.09.2012 - 19:36
88-Оруэлл > + Стерва была безмозглая, громкоголосая и страдала словесным поносом - и немножко суфражистка.
Так он ее побил - только когда совсем доняла...
Гость
90 - 06.09.2012 - 19:38
88. Я с нормальной меркой, Оруэлл.
Гость
91 - 06.09.2012 - 19:41
89. Какие суфражистки, это ещё про период до отмены крепостного права, Оруэлл.
Гость
92 - 06.09.2012 - 19:48
91-Юзефа > А откуда они тогда взялись, эти гнойные нарывы современной цивилизации?
Гость
93 - 06.09.2012 - 19:52
Давайте вернёмся во времена рыцарей, там всё интереснее. ))
Гость
94 - 06.09.2012 - 19:54
Цитата:
Сообщение от Речка Посмотреть сообщение
В нуль...А кто-то утверждал, что в дорреволюционой российской деревне ВСЕ было благо, добро и мудро? Всякое было, чай не ангелы там жили, а люди. И из одного источника делать выводы о том "как оно там было на самом деле" право, не очень умно, не по научному...)
Это не один из источников, таков был быт. Бабы получили право открывать рот во второй половине 20 (ДВАДЦАТОГО) века, когда коммунисты из нищебродства поместили бабу и мужика на одно койкоместо (до этого совместного сна не было).
Гость
95 - 06.09.2012 - 20:22
скучно опылился от смута..это прискорбно(с)
Гость
96 - 06.09.2012 - 20:54
95-astili > Ты просто не видишь дальше своего носа, поэтому выглядит это всё именно так. :0
Гость
97 - 06.09.2012 - 21:43
96-скучно скучно > мне можно - я баба..
Гость
98 - 06.09.2012 - 21:48
94-скучно скучно > слава нищебродам-коммунистам. только вот про совместный сон из-а дефицита площади немного непонятно. Вы крестьянскую избу дореволюционную вообще в глаза видели?
Гость
99 - 06.09.2012 - 22:21
"Баба всегда падка и жадна на деньги"... Смут, где смут?!
*голосом Мягкова*
- а это, между прочим, докумеент...
Гость
100 - 06.09.2012 - 22:26
87-Юзефа >После свадьбы моей матери крутой и властный нрав дедушки - так он муж или дедушка?
94-скучно скучно >бабы всегда были разные. Вспомни Софью, сестру Петра первого или Екатерину вторую.
Гость
101 - 07.09.2012 - 06:44
100. Для автора книги - дедушка, который к моменту замужества своей дочери (матери автора книги) был женат второй раз, то есть в доме была мачеха.
99. Рек, там ещё про пахоту неумеренную.
94. Скучно, а вам бы всё, чтобы молчала и работала?
102 - 07.09.2012 - 07:17
бить или не бить? (с)
103 - 07.09.2012 - 07:17
101-Юзефа, ты почему работу прогуливаешь? хи-хи(с) )))
Гость
104 - 07.09.2012 - 07:20
муж убил свою жену "за гульбу". Он замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состояние, а через день умерла, не приходя в себя.

Все правильно сделал.

А ап чем тема то?Как было плохо жить при крепостном праве?Или как плохо жить сейчас?
Гость
105 - 07.09.2012 - 07:40
102. 13-й, и?
103. У меня выходной.
104. Лангоша, если мужчин за "гульбу" убивать, то вообще без оных можем остаться. Это первое. Второе, там может и не было ничего, померещилось ему с пьяных глаз.
Тема про патриархат. Причём тут крепостное право, в 0-посте описан период уже второй половины 19 в.
Гость
106 - 07.09.2012 - 07:43
Нафанька - ну обычно тема идет так, что у нас была вот так, а вот там... Собственно, я выше написал, что реально быт наших крестьян был ужасен в основной своей массе. Есть фильм - Жила была одна баба. Известный переводчик фильмов с прозвищем Гоблин очень понятно выразился об этом фильме - в том смысле, что все это чушь. А как на самом деле люди жили - об этом предпочитают помалкивать. Я книгу перелистывал - что-то вроде "Крестьянские образы конца 19 века" - там тихий ужас. Основная масса крестьян ходила босиком, читать\писать\считать умели единицы.
Юзефа - думаю, когда говорят о патриархальности того быта - в том числе и товарищ Никита - то они имеет в виду дворян, баронов, князей - у них, понятное дело, все было в шоколаде. А о тех крестьянах, которые в поте лица своего добывали хлеб свой - об этом предпочитают помалкивать.
Гость
107 - 07.09.2012 - 07:47
105-Юзефа >Нас мало,вас много,если мы все переженимся и не будем изменять,то представь какой всемирный армагедец случится,даже взять локально форум?!Ты то замужем тебе легко рассуждать,а ты на наших сироток,на наших брошенок посмотри,они то как будут?Сердца у тебя нет!!!
И эта...ты всерьез считаешь что при матриархате будет жить лучше?Город солнца?Утопия?Все поют и танцуют?Да этот унылый мир превратится в дерьмо,прийди вы к власти,вы и так все портите,а тут у руля вам дай постоять,кирдык всему)Третья мировая из-за того что одна приехала на саммит в таком же платье как другая,ядерный удар по Хорватии потому что та мужа увела,ввод войск в Европу из-за ссоры на форуме...вы же прости меня,порой такие дуры,куда вам миром править то?)))))
Гость
108 - 07.09.2012 - 07:48
И опять же,путаем теплое с мягким,при чем патриархат и становление по сути Руси?Ну ты еще мезозой вспомни или как там его,тоже махровый шовинизм,потому и жили в пещерах и жрали всякое говно))
Вообщем подобие темы Смута не получилось,хотя сабж по размерам и стилистике похож,но кучка получилась однобокой и нежизнеспособной)))
Гость
109 - 07.09.2012 - 07:51
106. Августин, прочитай про дворян, п. 87.
107. Лангоша, не строй из себя спасителя нации... Я ничего не считаю. Дело не в матриархате.
108. Лангоша, я просто нашла интересные этнографические факты.
Гость
110 - 07.09.2012 - 07:53
109-Юзефа >
Лангоша, не строй из себя спасителя нации...
Если не я,то кто?!
И такой вопрос себе задают тысячи мужчин по всему миру!!!
111 - 07.09.2012 - 07:54
108-Лангольер >Рафа, какя "Русь", тем паче - становление во второй половине 19го века ? Тут уж до развала рукой подать осталось...
107-Лангольер >Раф, уж какие вы...хм...бываете - маманигорюй... Кстати патриархальность, о которой говорит Юзефа и патриархат - не тождественные понятия.
Гость
112 - 07.09.2012 - 07:55
прочитала вчера
паранджу смерта
ну че
хусейн там - современный настоящий мужик
наляпал детей и смылся
Гость
113 - 07.09.2012 - 07:57
111-Нафанька >Я тоже очень по тебе скучал))
Я тебе про времена говорю,даже мезозой(слово то какое научное)для примеру привел,а ты меня начинаешь историей лечить)
От патриархальности до патриархата один шаг,не дожали,где-то остановились,где-то слабый был контроль на местах,жаль,очень жаль,я никогда никого вожжами не сек,а так хочется порой...эээх((
Гость
114 - 07.09.2012 - 08:12
112. Хэлловин, и?
Гость
115 - 07.09.2012 - 08:14
114-Юзефа >Тебе этого мало?Будь он проклят этот Хусейн,давайте сюда всех его жен,скопом,мы их жалеть сейчас будем.
Гость
116 - 07.09.2012 - 08:14
114-Юзефа > да наверное не в тему тиснула. Где-то вчера ссылку взяла на эту книгу, думала что здесь=)
Гость
117 - 07.09.2012 - 08:15
115. Лангоша, там просто до Хуссейна был ещё один муж, который просто жену избивал до выкидышей. Но он бы нормальный мужик - жену не бросал.
118 - 07.09.2012 - 08:16
сосайтники на высоте, да
какое счастье, что на недосягаемой и рядом не окажутся
Гость
119 - 07.09.2012 - 08:16
116. Хелловин, я тоже пролистала вчера.
Гость
120 - 07.09.2012 - 08:17
117-Юзефа > он тоже [*****]=) но драпать с двумя взрослыми или плюс три младенца - есть разница. Поэтому Хусеейн - мудее


К списку вопросов






Copyright ©, Все права защищены