0
- 03.09.2014 - 17:33
|
Женщина накануне учебного года выложила в фейсбук свою коллекцию. А давайте проверим своих детей ? :))) Отсюда https://www.facebook.com/redheadlg/p...28977160507433 Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики - это учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру). В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Беларуси или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге",с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, -приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там - какой-то "кругозор" -подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.. В старшей группе из 15 человек ( возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный"," тот, кто живет один", "человек, который иждевал"," кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчечего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено. Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и тд),практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый"," бирюзовый","толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе , прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья". На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание - пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так:" это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули". Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один - внимание - ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки"," это клетки в зоопарке","старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто". О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня"(справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы - 12 лет, шестиклассник). Абсолютное большинство - то есть все без исключения - не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох - и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают,кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто","церковные люди", "Виктор Цой". Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой - слышал только, что он "песни поет", а когда он жил - узнать у него ответ невозможно, так как на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой - "революция"- только пожимает плечами. Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно. В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?".Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки" - а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает:про улицу-то они , может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина - это Бабель. Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь"," Манданштан" , а вчера наша картотека пополнилась вариантом" Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто - кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант - "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной - "Палафель"). Есть миф, что, мол, "дети" ( "детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию - большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии. Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем : Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало - я тоже уже писала об этом год назад. А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии - Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии - Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах ,где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе. А один написал, что нет такого народа - "это брет" (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья - "бочка на воде" - из двух вариантов ответа он сделал один. Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер.(некоторые пишут "немцы"). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (уч-ся 8 класса, есть 14 лет) указал 41-98г., а другой - 12 лет - с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы - правильные. Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве - Библия, а в мусульманстве?". Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: " мусульмане", "книга", "деньги", карант", "мангольство", "будда", "молитва",анти библия","история", "свитки","алах" и тд, а вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик, перешедший в 8 класс). В конце идут вопросы "блиц" - любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет". | |
41
- 03.09.2014 - 21:06
|
38-Резеда > я не московское дите, но я не знаю))) повечерять понятно, а дальше, это кто?))) 39-Резеда > блин, вопрос был кого имели ввиду, отвечаю, Путина:))) | |
42
- 03.09.2014 - 21:06
| вот я тоже не местная, могу догадаться , что это типа "поужинать арбузом" , но я зная кто такая "балька" и "вачега")))) | |
43
- 03.09.2014 - 21:24
|
42-Пл тиновый DракоN > бинго! 41-Клара Цеткин > см 42 ;) | |
44
- 03.09.2014 - 21:43
| А меня в детстве учили не вечерять кавуном, дабы не бегать потом пол ночи в туалет... | |
45
- 03.09.2014 - 21:53
| 44-Клара Цеткин > :))) | |
46
- 03.09.2014 - 22:01
|
ИМХО. Автор явно сгущает краски. Как дети могут не знать слово "пресса", если постоянно его слышат, хотя бы по телевизору? Про Николая 2 тоже не верю. Курс истории в школе есть) Ну и "толченый" тоже за гранью моего понимания. Завтра сын проснется - протестирую. Но уже сейчас точно знаю, что на большинство вопросов он ответит правильно. Сомнения в отношении Колонтай - скорей всего он не знает, кто это такая))) В общем или в Питере все "тупыыые", во что слабо вериться, либо автор просто напросто нагнетает | |
47
- 03.09.2014 - 22:02
| А мне интересно- что за курсы то? | |
Модератор 48
- 04.09.2014 - 08:52
|
А зачем узнавать, что такое\кто такое пухто? Достаточно знать, что Барто - Агния, женщина. имхо :) Про царя - голосую за Николая2 :) | |
49
- 04.09.2014 - 09:24
| А я проголосую за Петра 1. Все-таки это наша история и будем точны в определениях. Только вот вопрос - насколько образованы учителя наших деток? Знают ли они сами о тонкостях: кто у нас царь, а кто император? | |
50
- 04.09.2014 - 09:29
| 22-Пл тиновый DракоN > *почувствовала себя древней старушкой* я употребляю "навзничь" в нужном контексте, а как еще сказать, если кто то упал на спину?:) | |
51
- 04.09.2014 - 09:30
| вечерять кавуном, "балька" и "вачега"...первый раз такие слова услышала:) в городе так не говорят:) | |
52
- 04.09.2014 - 09:32
| 50-Мирина >90% так и скажет, упал на спину)))) | |
53
- 04.09.2014 - 09:36
| 51-Мирина >а как же кругозор?:) | |
54
- 04.09.2014 - 09:40
|
53-Пл тиновый DракоN > кругозор и "местный фольклор", это разные вещи:) я балакать не умею:) ну, прям, 90%. мое и старше поколение скажет "навзничь", дети мои тоже так скажут:) | |
55
- 04.09.2014 - 09:44
| Ехал однажды по степи зимой в санях В.И.Даль. Дело было к вечеру. Мороз крепчал. Кучер посмотрел на небо и произнёс :"Замолаживает". Даль достал блокнот и написал: "Замолаживает - быстро холодает". А кучер продолжает: "Видать не скоЛо, баЛин, до гоЛода добеЛёмся". Так начал своё происхождение знаменитый словарь В.И.Даля... | |
56
- 04.09.2014 - 09:46
| 55-bau >:))))) | |
57
- 04.09.2014 - 09:48
| Молодое поколение безусловно туповато, но то, что учителей толковых все меньше и меньше - это факт. Чтобы знания были, нужно уметь увлечь своим предметом, уметь объяснять доходчиво, самому, в конце-концов, иметь твердые знания, а не так, как учитель русского и литературы Кожевникова проводила краткий диктант на чередующиеся гласные в корне: пишите дети - "Я ложу книги в портфель"... | |
58
- 04.09.2014 - 09:50
| 54-Мирина > я тоже не балакаю, у нас никто не балакает, мы ни с Кубани))) но знать знаю))) | |
59
- 04.09.2014 - 09:56
|
50-Мирина > и я часто употребляю это выражение :) "упасть навзничь". Балька, вачега... ну вас, пошла гуглить. | |
60
- 04.09.2014 - 10:01
|
гм.. тоже использую выражение "упасть навзничь", это же не просто на спину! Велик и могуч русский язык, разнообразен (прочем как и английский))) Мне кажется, кто много читает, тот и использует в речи разные оттенки действий/состояния. Нда "ложу" - это до сих пор проблема у населения... | |
61
- 04.09.2014 - 10:06
| 58-Пл тиновый DракоN > все. пошла знакомиться с местным диалектом, а то 40 лет в живу в Краснодаре и ничего, оказывается не знаю:) | |
62
- 04.09.2014 - 10:08
| 60-Астра >в нашей школе учительница физики только так и говорит "ложу" и пОняла", а за историчкой мы записывали в свое время, эти перлы можно было издавать:) | |
63
- 04.09.2014 - 10:11
| а как? для меня это просто синонимы...я рисую одну и туже картинку в голове. Причем можно просто лежать навзничь, а не только упасть, скорее у вас тоже срабатывает , если навзничь , то упал...реже что лежал. Но дело даже не в том кто и как его употребляет, а в том, что можно допустить, что в 12 лет можно и не знать это слово, как и иждевенец, в силу того, что ребенок с ним не сталкивался. А вот в 30 лет думаю ,что многие эти слова уже знают.. | |
64
- 04.09.2014 - 10:12
| не соглашусь. Русский гораздо более глубокий язык. Упасть навзничь - ну, не знаю, мы часто используем в речи это выражение. | |
65
- 04.09.2014 - 10:15
| 63-Пл тиновый DракоN >на спину можно по разному упасть, сгруппировавшись, например.Это как уточнение на какую часть тела упал. А навзничь - сразу понятно, что плашмя, раскинув руки. Не, можно, конечно допустить, я писала только о часто/не часто употребляется. "Иждивенец" - я точно не знала в школе))) И не помню, чтобы в школьной литературе встречалось... | |
66
- 04.09.2014 - 10:17
| ну, если в семье употребляю это слово, как ребенок может его и подобные не знать? | |
67
- 04.09.2014 - 10:17
| 64-Своясобственная > я тоже раньше так думала. Дело в глубоком знании и употреблении и того и другого языка. Я не имею в виду английский бытовой. | |
68
- 04.09.2014 - 10:20
| ну, это, все таки "специальные" слова. если родители будут бросать ребенку "ты нахлебник, иждивенец" то будет знать:) | |
Модератор 69
- 04.09.2014 - 10:26
| да-да! и трава в России зеленее! :)) | |
70
- 04.09.2014 - 10:26
| 66-Мирина >ну, а если не употребляют))) знать знают, но не употребляют))) | |
71
- 04.09.2014 - 10:27
|
Дочка сейчас нас постоянно поправляет, в слове "баловаться" знаете куда ударение - на 3 слог. Мы говорим сыну " не ба`луйся", а она исправляет " не балу`йся" Режет слух, правда? | |
72
- 04.09.2014 - 10:30
|
70-Пл тиновый DракоN > знают, но молчат?:)) сейчас язык, к сожалению, беднеет. но с другой стороны наполняется всяким сленгом и сокращениями. даже на форуме "ре, деть, чел и т.д". по мне, это очень печально:( имхо(вот, например):))) | |
Модератор 73
- 04.09.2014 - 10:32
| 71-Oliva >нам этот вариант как единственный еще на курсе втором 10 раз повторили. ну, стала я ударять на 3 слог. а к концу учебы сказали, что оба варианта щас допустимы :) так что надо каждый год уточнять :)) | |
74
- 04.09.2014 - 10:33
| 71-Oliva >мне не режет:) у нас была и есть великолепная учительница русского языка. поэтому тОрты, бАнты, баловАться, их, и т.д для меня как Отче наш:) | |
75
- 04.09.2014 - 10:34
| 73-Ахулита >сейчас, по моему, уже все допустимо:) | |
76
- 04.09.2014 - 10:35
|
72-Мирина >да, не употребляют))) вот вы ж иждивенец знаете, а детям не говорите:))) беднеет, люди между собой не разговаривают, а все больше переписываются, причем как правило на ходу и с помощью Т9. | |
77
- 04.09.2014 - 10:37
| будут выпендриваться-узнают это слово:) | |
78
- 04.09.2014 - 10:39
|
Эх, а я откуда-то знаю, что такое балька, вачега, кавун. пухто и т.д. Еще употребляю навзничь... уверена, что автор сильно преувеличил тупость. Конечно, спрашивать у сегодняшних школьников про Коллонтай - довольно странно. Никогда не поверю, что не знают. что такое пресса, ладно попадья - действительно, редко употребляемое слово. | |
79
- 04.09.2014 - 10:57
|
недавно ехала в автобусе, там обьява про тех кого ищет милиция(тьху, полиция) "розыскивается гражданин такойтович" это вам не форум где каждый пишет как.. может))) | |
80
- 04.09.2014 - 11:00
|
попадья в сказках встречается, там по контексту понятно вполне "шо цэ такэ" про коллонтай так там вроде по ээээ ну кароч ощущается ка4к то что это и есть женщина))) не обязательно прям знать | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |