Форум на Kuban.ru (http://forums.kuban.ru/)
-   Родительство (http://forums.kuban.ru/f1066/)
-   -   Грамотность юных россиян (http://forums.kuban.ru/f1066/gramotnost-_yunyh_rossiyan-6057774.html)

Sophinat 03.09.2014 17:33

Грамотность юных россиян
 
Женщина накануне учебного года выложила в фейсбук свою коллекцию.
А давайте проверим своих детей ? :)))

Отсюда
[url]https://www.facebook.com/redheadlg/posts/728977160507433[/url]

Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики - это учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов - из Москвы, например - их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез - средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение - 10 занятий - у нас стоит как средняя зарплата по Питеру). В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Беларуси или Эстонии, кто написал "Песнь о вещем Олеге",с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, -приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое "кругозор"). Да что там - какой-то "кругозор" -подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов.. В старшей группе из 15 человек ( возраст 14 - 16 лет) только двое знали значение слова "иждивенец", остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный"," тот, кто живет один", "человек, который иждевал"," кто не подчиняется законам", "кто сбежал из тюрьмы", "кто нанялся к бандитам", "кто рано встает", "брет - именно так - брет сумашчечего" или просто "не знаю" - ставить прочерки вместо ответов им было запрещено. Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова "навзничь" (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут "дождь пошел навзничь", "пришел навзничь" и тд),практически никто не знает слов "кумачовый", "пунцовый"," бирюзовый","толченый", а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе , прошу заметить, не знает, что означает слово "попадья". На прямой вопрос "кто или что это такое" в ответ было напряженное молчание - пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ "жена попа", остальные отвечали так:" это прорубь на реке", "яма на стройке", "след от пули". Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек. Ни один - внимание - ни один человек не смог объяснить значение слова "амбразура". Ответы: "это когда вскрывают письма и посылки"," это клетки в зоопарке","старые ненужные машины", "это когда стреляют сразу много кто". О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это "Петор первый или третий", чуть меньше, что "Иван Грозный", кое-кто, что какой-то "Добрыня"(справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы - 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство - то есть все без исключения - не знают, кто написал "Песнь о вещем Олеге". Этот вопрос задаем и средним и старшим - разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать - у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох - и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают,кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме "не знаю"): "крестьянство"," нестер Летописец, "какой-то писатель", "композитор Великий", "музыкант", "никто","церковные люди", "Виктор Цой". Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой - слышал только, что он "песни поет", а когда он жил - узнать у него ответ невозможно, так как на вопрос "Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?" учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит "до революции"; отвечает: "Ну наверно... я не знаю...", а на попытку установить, что это за зверь такой - "революция"- только пожимает плечами. Зато его одногруппники фамилию "Цой" слышат впервые и вообще не знают, кто это такой. Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово "пресса", а уж выражение "желтая пресса" и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо "пресса" - "кресо" и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: "Растение, наверное, дерево какое-то...не знаю!". Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: "Мандельштам, Коллонтай, Бабель - кто из них женщина?".Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с "рыжей ветки" - а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает:про улицу-то они , может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина - это Бабель. Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь"," Манданштан" , а вчера наша картотека пополнилась вариантом" Миммельштой". Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: "Фалафель, Барто, Пухто - кто из них женщина?" Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали "Пухто (вариант - "Пахто"), большинство предпочли ответ "Фалафель" (у одной - "Палафель").

Есть миф, что, мол, "дети" ( "детишки" даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию - большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии. Мы заметили, что на вопрос "Кто изобрел социальную сеть Фейсбук" сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем : Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало - я тоже уже писала об этом год назад. А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса. Еще новенькое: столица Белоруссии - Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии - Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах ,где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе. А один написал, что нет такого народа - "это брет" (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья - "бочка на воде" - из двух вариантов ответа он сделал один. Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер.(некоторые пишут "немцы"). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (уч-ся 8 класса, есть 14 лет) указал 41-98г., а другой - 12 лет - с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы - правильные. Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: "В христианстве - Библия, а в мусульманстве?". Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: " мусульмане", "книга", "деньги", карант", "мангольство", "будда", "молитва",анти библия","история", "свитки","алах" и тд, а вчера коллекция пополнилась ответом "кармен" (отвечал ученик, перешедший в 8 класс). В конце идут вопросы "блиц" - любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: "нет".

Резеда 03.09.2014 17:52

Пухто...
Мне гуглить пришлось.

Klara_Cetkin 03.09.2014 18:04

А чего удивляться, если у нас мисс России, или кто она там была, не знает, кто такая Барто, мать между прочим))) но по некоторым вопросам так и хочется сказать "не верю"...

Резеда 03.09.2014 18:09

2-Клара Цеткин > не верит она. Ты поспрашивай у знакомых, когда вторая мировая началась.

Резеда 03.09.2014 18:10

2-Клара Цеткин > миссис - онажемать ;)

Klara_Cetkin 03.09.2014 18:13

3-Резеда > путают вторую мировую и ВОВ что ли?

Резеда 03.09.2014 18:16

5-Клара Цеткин > подавляющее большинство. А на вопрос, что такое Бухара, получила ответ "Это кабак такой"

Klara_Cetkin 03.09.2014 18:23

6-Резеда > а есть такой кабак?:))))
А касаемо главной книги мусульман, так откуда им знать, коли везде ОПК навязывают? (Ну у меня просто актуально:))

Мирина 03.09.2014 18:25

как ни печально, но это правда в большинстве своем:((

Klara_Cetkin 03.09.2014 18:26

Не, ну правда, столица Белоруссии - Украина, вообще анриал какой-то... Хоть бы ещё Киев написали, ладно, можно поверить, попутали, но ЭТО...

Резеда 03.09.2014 18:27

7-Клара Цеткин > угу, возле депо на Дзержинского. Самса дивная и свадебный плов ;)
Кстати, случай был, когда на вопрос, почему кабак называется Бухара, барышня ответила, мол, бухают там, отсюда и название. И, заметь, я не шучу.

Мирина 03.09.2014 18:29

7-Клара Цеткин >ну, у нас то вообще ничего такого не было, но мы знали, потому как читали, разное читали, [b]кругозор[/b] был широкий. передачи по ТВ были "Хочу все знать", "В мире животных", "Клуб путешественников" и т.д. да, и сейчас есть, да кто их смотреть будет, когда есть "Менты" и вконтакте.

martsipana86 03.09.2014 18:43

11-Мирина >Мои дети любят смотреть познавательные каналы, потому как приучила к этому, смотрим мы ВМЕСТЕ, обсуждая по ходу дела...Тоже касается и книг.

d_Olka 03.09.2014 18:43

Жесть, проблема еще в том, что нет сейчас авторитета учителя, каждый вправе ткнуть ему, соответственно и дети считают нормальным не слушать, не слышать то, что им "не интересно".

Мирина 03.09.2014 18:45

12-Марина Александровна >мы не об отдельных детям, мы в общем.

Арев 03.09.2014 19:26

Чет мне не верится в это

Batgirl 03.09.2014 19:34

3-Резеда >Это точно. Плюс ко всему сейчас и учителя такие есть. Дочка как-то пришла со школы и сказала, что учительница, замещавшая их классную, не знает что такое "полынья". Дети просветили ее конечно, когда она сказала что это какое-то болото (просто в слово в стишке было и кто-то из детей у учительницы спросил про него).

Резеда 03.09.2014 19:42

16-Batgirl > печально.

martsipana86 03.09.2014 20:01

14-Мирина >Я это к тому, что от родителей все это зависит. Если им лень заниматься детьми, то и подсовывают телефон-планшет-ТВ, лишь бы не напрягали. Вот потом такой результат получается.

Sakira 03.09.2014 20:15

А мне вот интересно, последний царь- кого имели ввиду в опроснике все-таки?:)
1-Резеда >и кто это? у меня только про бомжей гуглится...

Sakira 03.09.2014 20:16

16-Batgirl >плюсую, и родители такие есть, если ребенок спросит-ведь и объяснить то не смогут(

Резеда 03.09.2014 20:23

19-Sakira > ээээ... А много вариантов, по поводу царей-то?
19-Sakira > это "что", мусорка по питерски. Они б еще про бадлоны и поребрики спрашивали.

Пл тиновый DракоN 03.09.2014 20:23

то что они по истории не знают каких-то важных фактов это скорее пробелы именно образования, а по словам , например, "навзничь" его просто не употребляют, вот честно кто употребляет его и в каком контексте?

Sakira 03.09.2014 20:26

21-Резеда >блин, я думала, это человек)) так же не честно, фамилии с мусорками перемешивать)
...ну...по поводу царей варианты да, есть) кого все таки имели ввиду) :)

Sakira 03.09.2014 20:26

22-Пл тиновый DракоN >ну, это же есть в текстах школьных, наверняка

4екистка 03.09.2014 20:28

Поймала себя на мысли, что боюсь проверки своих знаний )))

Sakira 03.09.2014 20:29

мне про Бабель понравилось)))

Пл тиновый DракоN 03.09.2014 20:31

ха-ха... сейчас у старшей спросила, кто такая "попадья" она говорит "мама папы?"))) при этом мы читали с ней и не понятные слова я ей объясняю, когда тала ей отрывок из "Сказки о попе и его работнике Балде" цитировать, она вспомнила, вот тоже получается, слово это не употребляется и оно у нее не отложилось так, что бы сразу вспомнить?

Пл тиновый DракоN 03.09.2014 20:32

24-Sakira >есть, но прочиталось и забылось
24-Sakira >а как вы его понимаете если не гуглить?)))

Резеда 03.09.2014 20:33

23-Sakira >здрасьть :) А фалафель тебя не смутил? :)
23-Sakira > ну, я полагаю, что номинально Николай 2, конечно же император, но де-факто он царь, как ни крути :)

Резеда 03.09.2014 20:35

27-Пл тиновый DракоN > супер! Будет звонить ребенок - спрошу её :)

Klara_Cetkin 03.09.2014 20:39

23-Sakira >Путина!:)))))

Резеда 03.09.2014 20:46

31-Клара Цеткин > а мне Дед Пихто из присказки поимерещился :)

Sakira 03.09.2014 20:52

29-Резеда >ну вот и у нас мнения разделились, взрослое поколение отдало предпочтение Петру:)а стали гуглить, так Николай 2 сразу выпадает, но Википедия все таки пишет,что Петр 1))вот и интересно,кого имели ввиду в опроснике:)
28-Пл тиновый DракоN >а его понимаю и представляю, как упасть на спину, раскинув руки)) почему то представляется, что так упасть можно только в снег:))

Березка 03.09.2014 20:55

33-Sakira >Еще поскользнувшись можно навзничь опрокинуться. Или упав откуда-нибудь.

Березка 03.09.2014 20:56

Мне про Николая 2 подумалось. А про пухто я тоже не знала.

Sakira 03.09.2014 20:57

34-Берёзка >я это знаю, я ж пишу, что именно [u]мне[/u] представляется, как упасть на спину в снег, при объяснении ребенку, я про снег не уточняю или только снегом не ограничиваюсь

Klara_Cetkin 03.09.2014 20:58

32-Резеда > я про царя вообще-то:)))

Резеда 03.09.2014 21:02

33-Sakira > вопрос терминологии :) Но после Петра цари официально именовались императорами, так что Петр 1 :)
35-Берёзка > так это местный слэнг. Так же можно спросить у московских детей, что такое "повечерять кавуном".

Резеда 03.09.2014 21:03

37-Клара Цеткин > фу на тебя, запутала меня совсем :)


Текущее время: 18:32. Часовой пояс GMT +3.