0
- 24.04.2017 - 22:36
|
"Орешек знаний тверд", и ТыДы Давайте тут вместе его раскалывать, а также грызть гранит, ломать копья, штурмовать мозгом и все такое научное. Выкладываем видео, смотрим, обсуждаем. Вэлкам. | | |
241
- 21.06.2018 - 13:00
| Внутренний трезгранный угол в граните: https://vk.com/video-110924669_456239543 | | |
242
- 21.06.2018 - 13:13
| 241-rесни4ка > работала Ольга Вдовина, скульптор, хрупкая симпатичная девушка. На всю работу затрачено 40-50 часов, точно она не считала. | | |
243
- 21.06.2018 - 16:48
|
А зачем этот угол?:) Ну, железными и каменными инструментами сделала, молодец, вопрос ведь не в этом, а в точности сочленений и вообще нафига именно так было сделано а не так, как сейчас делают - накидали и цементом закрепили. P.S. в мультике в самом начале у девушки макияж неправильный:) глаз Гора рядом же, по нему можно ориентироваться как по шпаргалке. Линия после век шла прямо к уху. | | |
244
- 21.06.2018 - 17:21
|
В Калифорнии в возрасте 46 лет умерла знаменитая "говорящая" горилла Коко. Она была уникальна тем, что владела американским языком жестов. Кроме того, IQ Коко был равен 95 – стандартному значению для обычного человека. https://www.vesti.ru/doc.html?id=3030469&cid=8 | | |
245
- 21.06.2018 - 17:22
|
243-Мерлин > каменными сделала, не железными. Это из области экспериментальной археологии. Насчет точности сочленинй, так очень много преувеличений в этом вопросе. | | |
246
- 29.06.2018 - 15:30
|
Риск смерти перестал расти после 105 лет Анализ данных о почти четырех тысячах итальянских долгожителей подтвердил, что риск смерти экспоненциально растет с годами только до определенного момента, а затем выходит на плато. Авторы исследования, опубликованного в Science, выяснили, что это происходит после 105 лет. Риск смерти для человека и большинства животных описывается закономерностью, известной как распределение Гомпертца, которая была сформулирована еще в XIX веке. Она гласит, что вероятность смерти с возрастом увеличивается экспоненциально. Однако в XX веке, когда продолжительность жизни людей во многих странах существенно выросла, стало понятно, что закон Гомпертца хорошо описывает статистику смертности только в возрасте до 80 лет, а после этого рубежа скорость сокращения старой части популяции замедляется. Так как в последнее время количество очень старых людей выросло, у ученых появилась возможность строить демографические модели на большом количестве данных. Если раньше ученые все же считали, что риск смерти с возрастом продолжает расти, хоть и медленнее, последние исследования предполагают, что после некоторого возраста, который ранее обозначили в 110 лет, этот риск выходит на плато. В новой работе ученые подтвердили эту гипотезу на примере итальянских долгожителей, и при этом снизили «пограничный» возраст до 105 лет. Статистики из нескольких римских университетов и университета Калифорнии в Беркли с участием известного европейского демографа Джеймса Вопеля (James Vaupel) воспользовались данными Национального института статистики Италии о жителях, которым к началу периода наблюдений было 105 лет или больше, с 2009 по 2015 годы. Всего база содержала записи о 3836 таких людях, из которых было только 463 мужчины. За время наблюдений из них умерли 2883 человека. Исследователи отметили, что в предыдущих работах их коллеги пользовались данными, где все люди старше определенного возраста (например, 110) были отнесены к одной когорте, а в их работе анализ был проведен более детально с разбивкой по годам. Для возраста меньше 105 лет авторы использовали данные базы смертности людей (HMD - Human Mortality Database), которая включает в себя информацию о жителях многих стран, в том числе об итальянцах. На основании собранных данных исследователи построили свою модель, связывающую смертность от всех причин с возрастом, для людей старше 65 лет. Полученная кривая до 80 лет хорошо согласовывалась с законом Гомпертца, но после этого вероятность смертности начала сокращаться и к 105 годам вышла на плато. По мнению авторов работы, их данные говорят, что предел продолжительности человеческой жизни не достигнут и со временем продолжит отодвигаться. Объяснения найденному феномену с точки зрения современных теорий старения они, тем не менее, не дают. На сегодняшний день старейшим человеком, чей возраст был подтвержен документально, остается Жанна Кальман, которая умерла в 1997 году в 122 года. Источник: https://nplus1.ru/news/2018/06/28/older-and-older | | |
247
- 29.06.2018 - 20:49
|
Многабукоф, но вдруг кому будет интересно, что изображено на этой картине. Мясоедов. Земство обедает: что на самом деле изображено на картине. Картина Мясоедова "Земство обедает", написанная в 1872 году, на первый взгляд кажется типично передвижнической. Маловнимательные советские искусствоведы были склонны считать, что на картине изображены крестьяне, пришедшие с какими–то просьбами в "земство", но заставшие время обеда. Обед "земцев" обставлен солидно (в окне виден то ли буфетчик, то ли официант), а бедные мужики вынуждены удовлетворяться хлебом и луком. Более внимательные искусствоведы замечали, что настоящие название картины — "Уездное земское собрание в обеденное время". Появилось другое объяснение — участники земского собрания–баре обедают со смаком, выгнав участников–мужиков на улицу, и те глодают краюху хлеба. Что же изображено на картине на самом деле, кто такие земцы, чем занимается земство и какие вопросы решаются на земском собрании? Для начала разберемся, где происходит действие. Григорий Мясоедов был помещиком Новосильского уезда Тульской губернии, он учился в гимназии в Орле, потом поступил в Академию художеств и по ее окончании уехал в Европу, где и находился до 1870 года. Резонным будет предположить, что художник нарисовал именно знакомый ему Новосиль, единственное место, где он мог ознакомиться с уездной жизнью. Описание здания в отчетах земства — двухэтажное, деревянное, оштукатуренное под камень — также сходится с картиной. Новосиль — маленький город, в то время в нем жило чуть более 4 тысяч человек. Теперь разберемся, чем было земство. Земства Тульской губернии были открыты в 1865 году, одновременно с 33 другими губерниями Центральной и Южной России. Земства были органами местного общественного самоуправления, существовавшими на двух уровнях — губернском и уездном. Уездное земство состояло из периодически собираемого земского собрания, выборных членов которого называли гласными, и постоянно действующей управы из председателя и 4 членов. Деятельность земств на момент написания картины была чрезвычайно малоинтенсивной. Что именно делало Новосильское земство? Это прекрасно видно из сохранившихся печатных отчетов. Во–первых, у земства были твердые обязанности перед государством: оно обеспечивало постоем (то есть проживанием) проходившие через уезд войска (получая за это компенсацию), постоем и лошадьми для разъездов полицию, чиновников и судейских, если у тех оказывались дела в сельской местности уезда (бесплатно). Земство выступало оператором сельских продовольственных капиталов — запаса зерна и денег, который крестьяне держали на случай неурожая. Всеми остальными разрешенными видами деятельности — медициной, начальным образованием, местными дорогами, страхованием от огня, ветеринарией — земство занималось в том объеме, в каком желало. Объем этот был очень и очень невелик. При 115 тысячах населения в уезде земство поддерживало в рабочем состоянии 46 деревянных мостиков через речушки и овраги (сами дороги крестьяне чинили в порядке натуральной повинности в размере 3 рабочих дней в году). Медицины почти что и не было — земство содержало 2 врачей, 8 фельдшеров и больничку на 20 кроватей. Земского образования не было вовсе — земство платило мизерную дотацию в 6000 рублей суммарно всем содержателям школ и даже само не знало, сколько школ в уезде. На благотворительность уходила ничтожная сумма — 2000 рублей в год. Земской ветеринарии не было вовсе, а страхование находилось в зачаточном состоянии. Нетрудно догадаться, что обходился этот небольшой набор социальных сервисов тоже недорого — годовой бюджет земства составлял 48 тыс. рублей, причем с крестьян собирали только 22 тысячи, около 20 копеек в год на человека. Чтобы понять масштаб такого бюджета, надо указать, что он сопоставим с обычным для той эпохи годовым жалованьем наемного управляющего железной дорогой или коммерческим банком. Вот почему крестьяне на картине держатся так хладнокровно — что бы не постановило уездное земское собрание, в конце концов с них соберут очень мало налогов, на которые они получат очень мало услуг. Беспокоиться тут не о чем. Крестьяне даже не пытаются обсуждать между собой малоинтересную повестку собрания. Теперь расскажем о самом земском собрании. Собрание выбиралось по сословиям. Новосильские помещики, имевшие более 200 десятин (215га), собирались на общий съезд и выбирали 17 гласных. Горожане с высоким имущественным цензом (на практике домовладельцы с крупными домами и купцы 1й гильдии) на своем собрании выбирали 2 гласных. Крестьяне выбирали на 35 волостных сходах выборщиков, а те на своем съезде выбирали еще 18 гласных. Кроме того, в собрании по должности участвовали уездный предводитель дворянства (он был председателем) и городской голова. Итого, у крестьян (а их было 96 тысяч, то есть 14–16 тысяч домохозяйств) было 18 голосов из 39, а у дворян (около 80 семей помещиков) — тоже 18 голосов. Не очень–то честно. Впрочем, несостоятельные горожане не были представлены в собрании вообще. Собрание проводилось один раз в году, и новосильские дворяне повели себя по–джентльменски — стали устраивать его в конце сентября, а не в декабре, как то было в большинстве земств. В чем была вежливость? На зиму многие крестьяне уходили из деревни — подрабатывали извозом, находили временную работу в городе. В конце сентября все были еще дома, и такое время для собрание давало гласным–крестьянам возможность совместить поездку в город с продажей урожая и, в ожидании окончания обеда, погреться на последнем солнышке у дверей. Правый мужик, не теряя времени даром, прикупил себе в городе подойник (надо думать, емкость, в которую доили корову). Кем были баре, на существование которых художник только намекает, и как выглядел их обед? Земство занимало наемный купеческий дом (свой дом оно начнет строить только на следующий год), и, разумеется, 39 членов собрания еле–еле помещались в самую большую из его комнат. Земство было так бедно, что располагало только 2 креслами и 10 стульями — даже стулья к собранию приходилось выклянчивать у соседей (наверное, в трактире). Так что обедающие в здании дворяне сидят на разношерстной сборной мебели и в страшной тесноте. Хочется верить, что кто–то из помещиков побогаче привез своего повара, и им хотя бы досталась вкусная еда. Разумеется, обед проводится не за счет земства, и участники оплачивают его вскладчину. По этой причине гласные–крестьяне не посчитали необходимым тратить на ненужный им обед с дворянами 2–3 рубля в день в течение 5–6 дней, которые занимало собрание, и спокойно ожидают его окончания на улице. Что мы знаем о самих барах? Почти ничего, из заметных людей в здании только четверо Сухотиных, членов старой дворянской семьи с большими литературными и светскими связями в столицах. Председатель собрания, штабс–ротмистр в отставке Алексей Михайлович — приятель и постоянный корреспондент Тургенева, его брат Сергей, чиновник московского дворцового ведомства — знакомец и сослуживец по Севастополю Льва Толстого, сын Сергея в дальнейшем станет зятем писателя. Уход жены Сергея Сухотина к новосильскому же помещику Лодыженскому — один из источников сюжета "Анны Карениной"; непосредственно этих людей на собрании нет, но большинство местных дворян с ними знакомо; один из Лодыженских — член управы. Имена всех остальных участников обеда покрыты ныне мраком безвестности. Кстати, а почему на картине 8 крестьян, ведь гласных от крестьян было 17? Как ни странно, все остальные гласные от крестьян были дворянами, один из них был полковником, а еще один князем. Эпоха была патриархальной, население было пока что небольшим, земли хватало, многие крестьяне были еще довольны условиями наделения землей — так что довольно часто крестьяне доверяли представительство своих интересов помещикам. Кроме того, наделение землей бывших крепостных в губернии было еще не окончено, и там, где оно предстояло, крестьяне хотели как–то подмаслить барина бесплатным для себя способом — а выбор в гласные для этого отлично годился. Заметим, что в земской управе из четырех членов двое были крестьянами. Сколько получали земцы? Зарплата была только у управы, председатель получал 700 рублей в год, члены по 600. Это было умеренное жалованье — земским врачам платили 1000, бухгалтеру управы — 330, писцам по 200. Для сравнения, губернатор получал 10000, профессор — 3000, учитель гимназии — 1300. В земствах, за редчайшими исключениями, не воровали. Так что обедающие дворяне не нажили от земской деятельности капиталов; и обед, и участие в собрании для всех его участников есть чистый расход денег. Надо понимать, что дворяне не лечились у земских врачей бесплатно, не ходили в земские школы — из всех земских сервисов им сами были полезны лишь дороги (едва существовавшие), в то время как налог с земли они платили по единой с крестьянами ставке. Теперь перейдем к предполагаемой бедности крестьян. Двое из крестьян одеты в синие полосатые штаны и сапоги, на одном голубая рубашка, а на одном — даже алая верхняя одежда (полукафтан?). Напомним, что синтетические красители (и ярко окрашенные ткани) все еще являются дорогой импортной новинкой, производство первого из них — мовеина — начали всего лишь 15 лет назад, а одежда спящего окрашена еще более дорогим и модным фуксином. Да у губернаторши платье от модистки–француженки приблизительно из такой же ткани! Так что как минимум двое владельцев сапог не бедствуют, а спящий в алом — просто предмет зависти целой волости. Третий справа мужик не имел ничего цветного, но, чтобы не отставать от Джонсонов, надел очень основательный полушубок, хотя на улице еще и не холодно. Одежда и обувь на всех крестьянах полностью исправна. У стоящего мужика с полосатой сумкой — не крестьянская лохматая борода, а подбритая и подстриженная эспаньолка, для той эпохи — барского фасона, то есть перед нами модник. Почему обед мужиков так скуден? Всё очень просто, крестьяне работали на полях и не имели времени возвращаться в дом, так что они привыкли днем только слегка перекусывать холодным, а горячую еду есть лишь вечером. И даже не каждый день –летом большую русскую печь не топят ежедневно, в ней варят еду сразу на 3–4 дня. Так что крестьяне (и неработающие аристократы) в то время следовали обычаю плотно есть вечером, а все работающие горожане (в том числе и служащие дворяне) обедали в привычное для нас время. Таким образом, обеды дворян и крестьян на картине контрастируют не по калорийности, а по времени — дворяне к середине дня проголодались, а крестьянам пока и не хочется ничего, кроме куска хлеба; еще раз напомним, что у спящего в алом уж точно хватает денег на сытнейший обед в трактире. Интересно и то, что крестьяне почти ничего не пьют, крынка (с квасом?) есть только у одного из них — воду из городских колодцев и речек ни в коем случае не следовало пить некипяченой, а у бар, видимо, еще не закипел самовар (разумеется, кипятком–то с крестьянами поделятся). Теперь, после объяснения, содержимое картины вырисовывается по–иному. Крестьяне не показывают никаких признаков бедствий, и их никто не выгонял с барского обеда — обед им не очень–то и интересен, у них другие привычки и обычаи. Крестьяне никуда не торопятся и ничего не ждут — они уже приехали в город на собрание, которое занимает целую неделю. Они мирно, пользуясь хорошей погодой, сидят у крыльца как ящерицы, в состоянии оцепенения, обычном для земледельца, привыкшего ничего не делать полгода. Если что–то в картине и можно считать объектом критики, то это разлитая в воздухе провинциальная лень и спокойствие. Крестьяне выглядят скорее осоловевшими, чем возбужденными от дискуссий на важные для них темы. Это же их земство, их дела, можно было бы и поволноваться, ну хотя бы обсудить постановленное в утреннем заседании! Но не факт, что художник вкладывал в картину именно такие мысли. Быть может, земско–провинциальная лень казалась ему столь же очевидной и неизбежной, как и персонажам картины. | | |
248
- 29.06.2018 - 21:12
|
вот изображение качеством получше | | |
249
- 29.06.2018 - 21:29
| мне очень нравится изображение полотенца, перекинутого из окна | | |
250
- 01.07.2018 - 12:39
|
Отличная статья про Сезарию Эвора с биографией, психологическим портретом и даже разбором песен и текстами(!!!) http://markfreidkin.com/lectures/evora.html | | |
251
- 01.07.2018 - 13:12
|
250-rесни4ка > неожиданно из статьи про Сезарию: Вот сейчас я хочу поставить одну из моих любимых песен с альбома «Сезария» и предложить вам попытаться хотя бы примерно угадать, о чем поется в ее единственном куплете, обрамленном невероятно изобретательными соло на тенор-саксофоне, скрипке и гитаре. Когда у меня впервые появился этот альбом, у нас дома в силу некоторых не слишком благоприятных обстоятельств жил сын моего друга — довольно продвинутый юноша, не чуждый тяге к прекрасному. И, слушая эту песню, он говорил мне, что представляет себе, как в сверкающем белом костюме едет на роскошном кабриолете вдоль какого-то тропического побережья, свежий бриз обдувает его волосы, а из проигрывателя звучит эта песня. Интересно, какие ассоциации она вызовет у вас. https://youtu.be/RqA-CMg4Xcc Так вот, эта песня по содержанию должна быть очень близка россиянам. Она называется «Пенсионная реформа», и поется в ней о том, как трудно старым людям прожить на нищенскую пенсию. Только отношение к этому делу у них там совсем другое. Но это еще не самый яркий пример несоответствия формы и содержания — разумеется, в нашем представлении. | | |
252
- 02.07.2018 - 10:47
|
Как клетки зародыша понимают, что одни должны стать волосами, другие костями, третьи мозгами и т. п.? И из какого центра подается команда? http://elementy.ru/email/4995754/Kak...aetsya_komanda | | |
253
- 20.07.2018 - 11:54
|
Человеческий организм в условиях голода. В 1944 году В Штатах начался Миннесотский голодный эксперимент – первое долгосрочное, контролируемое исследование эффектов недоедания. Основной его целью была методика помощи жертвам голода в Европе и Азии в конце Второй мировой войны. Проект возглавил доктор Энсел Кис, директор лаборатории гигиены Миннесотского университета, недавно разработавший стандартные армейские пайки. Добровольцами стали отказники из числа квакеров и меннонитов, желавшие, тем не менее, послужить обществу и делу победы. Участвовать в эксперименте вызвались более 200 человек. Из них было отобрано 36 участников. Все должны были быть в хорошей форме, иметь отменное здоровье, физическое и умственное. Они должны были обладать хорошими социальными навыками и уметь ладить с окружающими в условиях, где силы каждого будут подвергнуты самым серьезным испытаниям. Им было от двадцати до тридцати трех лет. Все белой расы, с как минимум годом образования в ВУЗе. У 18 уже были дипломы. Они были разного телосложения и были выходцами из всех слоев общества. Исследования начались в ноябре с трехмесячного контрольного периода, за которым последовали шесть месяцев полуголодного существования и три месяца восстановления. Целью каждого участника было потерять 24% веса, что отражало потери, наблюдавшиеся при голоде. (Аутопсии в Варшавском гетто показывали, что при голодной смерти жертвы теряли от 30 до 50 процентов веса). Диета участника показалась бы вполне знакомой любому варшавскому еврею: черный хлеб, картофель, злаки, репа и капуста, с редкими вкраплениями мяса, масла и сахара. Никогда прежде и никогда после у ученых не было возможности провести подобный эксперимент. Они работали по пятнадцать часов в неделю. Посещали двадцать пять часов занятий в классах по политической подготовке и иностранным языкам. Им вменялось в обязанность проходить 35 километров в неделю по улице, спокойным шагом, и еще полчаса на беговой дорожке. В дополнение к этому они должны были пройти различные тесты – физиологические и психологические. Им предстояли тесты по математике, на запоминание, на слух. Надо было сдавать образцы крови, мочи, стула, слюны, спермы и костного мозга. Первые три месяца они получали в среднем 3500 калорий в день, что было нормой по американским стандартам. Каждый участник должен был достигнуть своего идеального веса к концу двенадцати недель. Те, кто весил больше, получали урезанные пайки, а худые – усиленное питание. В среднем группа закончила период подготовки чуть ниже идеального веса. На протяжении последующих шести месяцев, их кормили лишь дважды в день. Картофель и белый хлеб, злаки, капуста, репы и брюквы. В редких случаях включались малые порции мяса, сахара, молока или масла. Средняя дневная калорийность составляла 1570 ккал и включала 48 г белков и 28 г жира. Индивидуальные особенности телосложения учитывались. Худощавые должны были потерять только 19% своего веса, более упитанные – до 28%. Если первые недели люди выдерживали хорошо, жалуясь лишь на головокружения, то в последующие недели им пришлось уже хуже. Чувство голода увеличивалось и никогда не уменьшалось. Люди быстро теряли терпение в очереди, если обслуживающий их персонал мешкал. Люди стали ревностно относится к своей пище. Они скрючивались над подносами с едой, использовали локти, чтобы защищать свои блюда. В основном они молчали, тщательно концентрируясь на еде. Все больше и больше людей начинали играть со своей пищей, перемешивая ингредиенты, разбавляя все водой и придумывая все новые и новые сочетания. Они злоупотребляли солью и увлекались специями. Отвращению к каким-то отдельным продуктам, например к брюкве, исчезло. Вся пища съедалась без остатка. Тарелки вылизывались. Началась озабоченность поваренными книгами и меню из местных ресторанов. Некоторые часами сравнивали цены на овощи и фрукты из одной газеты с другой. Многие твердо решили посвятить себя сельскому хозяйству. Мечтали о том, чтобы открыть ресторан. К шестнадцатой неделе физиологические изменения стали заметны невооруженным взглядом. Продолжительный голод изменяет внешний вид тела. Черты лица утончаются, скулы выпирают. Атрофированные мышцы лица делают его лишенным всякой выразительности, апатичным – «голодной маской». Ключицы торчат, как лезвия. Широкие плечи сжимаются. Ребра выдаются. Лопатки смотрятся, как крылья. Позвоночник превращается в линию, состоящую из узлов. Колени обвисают, а ноги напоминают палки. Жировые ткани ягодиц исчезают, и кожа начинает болтаться складками. Подопытные теперь всегда брали с собой подушки, если им предстояло сидеть, потому что сидение стало причинять дискомфорт. Их почки работали нормально. Обмен веществ в полном покое замедлился на 40%, что по подсчетам ученых помогало организму экономить 600 ккал в день. Сердца уменьшились. После шести месяцев массы их тел уменьшились на 24%, а сердца сжались на 17%. Мозг и центральная нервная система оказались на редкость устойчивыми. Серии тестов продемонстрировали отсутствия снижения в умственных способностях, хотя наблюдаемые и стали менее умственно активными. Они стали равнодушными ко всему, кроме поваренных книг. Личная гигиена теперь представляла проблему. Подъем вверх по лестнице, переноска грузов, открытие бутылки чернил – представляли сложность. Почерк стал менее разборчивым, процесс одевания – более продолжительным. Они стали неуклюжими, роняя книги и постоянно заплетаясь в собственных ногах. Бег на беговой дорожке превратился в муку, они часто падали. Миннесотским добровольцам было постоянно холодно, они страдали анемией. Даже летом, в июле, они носили куртки. В то же время их чувствительность к теплу снизилась: они легко держали очень горячие предметы и умоляли подавать им еду как можно более теплой. Их зрение осталось нормальным, слух улучшился. Они не переносили громкой музыки и шумных разговоров, общаясь между собой почти что шепотом. Своим состоянием добровольцы теперь во всем походили на изможденных европейцев. Но были и существенные различия. Люди, жившие в лаборатории, не страдали от истощающей диареи, столь распространенной в Варшавском гетто, концлагерях и многих других случаях голода. Не было у них метеоризма или желудочных колик. Ученые предложили, что это случилось благодаря стерильности условий, постоянной гигиене и тому, что в отличие от европейцев, подопытные не ели, траву, кору, листья, опилки или же даже землю. В отличие от варшавян, у миннесотцев не было потери плотности костей, что, видимо, вызывалось более продолжительным периодом недоедания. Миннесотский эксперимент не подвергал исследуемых холодам и морозам, отсутствию одежды и обуви. Он не воссоздавал страха, знания того, что тебя могут убить в любой момент, что тебя всегда могут искалечить, оскорбить, изнасиловать, пытать. Он не воссоздавал убийства соседей, трупов на улице и потери человеческого достоинства. Как говорил один из участников: «В конце концов, мы всегда знали, что когда-то это все закончится». И все же, несмотря на лабораторные условия исследования, миннесотские добровольцы чувствовали, что их души и умы меняются. Веселая и шумная компания, которой они были в первые месяцы, стала унылой и апатичной, неспособной к планированию и принятию решений. Они были грубы с посетителями и предпочитали одиночество. Терпимость и выдержка покинули их. Вспышки гнева и эмоций были постоянны. Они ворчали , жаловались и постоянно преувеличивали дискомфорт своих условий. Те, кто опускались ниже всех – социально и в быту – были особо презираемы. Один человек превратился в козла отпущения всей группы. На прогулках в городе они совершали спонтанные, необдуманные покупки, о предназначении которых недоумевали по возвращении в лабораторию: кипа старых книг, помятый кофейник, коллекция ложечек. Столовые манеры стали просто неузнаваемы: некоторые набрасывались на еду, как голодные собаки, в момент съедая все, что было на тарелке, другие часами растягивали ощущения. Либидо сначала уменьшилось, а затем и вовсе исчезло. Любовные сцены в кино казались им скучными, ничто не казалось смешным, и лишь сцены с едой вызывали интерес. 29 июля 1945 г. полуголодание завершилось, и начался двенадцатинедельный период реабилитации. Основной задачей Миннесотского исследования было определить как откормить голодающее население при минимальной затрате ресурсов. Иными словами, как мало можно давать человеку, чтобы он при этом еще и восстанавливался? Оставшиеся участники были произвольным образом разделены на четыре группы. Одна первые шесть недель получала на 400 ккал больше в день, следующая – на 800, тертья – на 1200 и последняя на 1600. Люди в первой суммарно получали около 2000 ккал, а в четвертой – около 3000. Эти четыре группы были также подразделены пополам каждая, где одна из половин получала дополнительный белок в форме соевого порошка, запекаемого в их хлеб. Белковые подгруппы были также поделены пополам так, что одна половина получала витаминные добавки, а другая плацебо. Реабилитационная диета не означала какого-то разнообразия или изменения меню – лишь увеличение порций. Как вспоминал один из участников: «Нас предупреждали, что еда может показаться однообразной. Но она была совсем не однообразной. Она была едой, а еда это всегда вкусно. До сих пор, самой вкусной едой я считаю обычный вареный картофель». Люди набирали вес очень медленно. Через шесть недель первая группа набрала лишь 0,3% массы, потерянной во время полуголода. По сути они ничуть не изменились внешне: все те же угрюмые скелеты. Вторая группа набрала 9,1%, третья 11,1%, а четвертая целых 19,2%. Сахар в крови повысился незначительно, давление и пульс оставались слабыми. Они были уставшими и подавленными. Либидо так и не проснулось. По-прежнему присутствовали отеки. И по-прежнему хотелось есть. Некоторым даже больше, чем прежде. К концу шестой недели восстановления почти все, теперь уже пациенты, были в состоянии активного бунта. Они постоянно спорили с исследователями, подвергали сомнению ценность проводимых ими работ и уровень их компетентности. Тем не менее, потихоньку жизненная энергия возвращалась к ним. Они стали более отзывчивыми и восприимчивыми, правда, со знаком «минус». Их раздражал режим, они отказались от института напарников, отказывались работать. Позднее исследователи сравнили это с тем, что они узнали от сотрудников гуманитарных миссий, работавших в Европе. Эти люди были потрясены нарастающей агрессивностью и «отсутствием благодарности» со стороны мужчин и женщин, которые незадолго до этого были унылы и апатичны от голода. Еще через четыре недели все получили очередную прибавку в 259 ккал на группу, и группа белковых добавок тоже получила увеличение дозы. К концу эксперимента первая группа потребляла около 3000 ккал, а четвертая – 4000. Первой группе удалось набрать лишь 21% от потерянного веса, а четвертой – 57%. Прибавка в весе в основном выразилась в накоплении жира, а не в мускульной массе. Чем больше калорий человек получал, тем больше он жирел, и большую пропорцию жира в организме приобретал. Люди по-прежнему разбавляли свои блюда, злоупотребляли жидкостями и солью, испытывали навязчивый интерес к еде и безобразно вели себя за столом. После трех месяцев реабилитации, группа, принимавшая витамины, не показала никаких особо выдающихся улучшений. Излишки белка тоже ни к чему не привели. Эти прибавки не увеличили ни число эритроцитов, ни ускорили метаболизм. Они не помогли в нормализации кровяного давления и пульса, улучшении силы и выносливости и общей физической формы. Вообще, те, кто не получал дополнительного белка, восстановили силу хватки руки быстрее, чем те, кто принимал. Война и эксперимент подошли к концу практически одновременно. Доктор Энсел Кис подготовил рекомендации союзникам, готовившимся к реабилитации населения Европы. Во-первых, союзникам надо будет осуществить физическую реабилитацию пострадавших, и лишь потом разговаривать с ними о демократии. Усиленная раздача витаминов и белка – бесполезная мера. И никакая реабилитация невозможна при 2000 ккал в день; настоящее восстановление начинается при 4000. Тем, кто после окончания эксперимента согласился задержаться еще на два месяца, открыли шведский стол. Люди просто объедались, потребляя иногда до 10000 ккал в день. В конечном итоге, через четыре месяца после окончания голодания, почти все возвратились к умеренному потреблению в 3200-4200 калорий в день. Они все превзошли свой вес, имевшийся до начала эксперимента, и исследователи отмечали, что «округлость форм стала доминантным признаком» мужчин, что вступили в эксперимент сухими и подтянутыми. Через пять месяцев их либидо полностью восстановилось. Сердца стали нормального размера. Объем легких восстановился до нормы. Спустя восемь месяцев ученые все еще продолжали наблюдать шестнадцать участников. Никаких жалоб, кроме одышки, не раздавалось. У большинства был избыточный вес. Их хорошие манеры вернулись в норму. | | |
254
- 20.07.2018 - 12:44
| 253-rесни4ка > хороший материал, спасибо. | | |
255
- 20.07.2018 - 12:54
| 254-Мерлин > всегда пожалуйста:) | | |
256
- 20.07.2018 - 12:56
|
может, кому интересно будет. Как построить многоэтажный дом и не утонуть в грунтовых водах. https://nplus1.ru/material/2018/07/1...mpaign=partner | | |
257
- 21.07.2018 - 15:22
| Цитата:
| | |
258
- 31.07.2018 - 14:22
|
Немного практичных знаний про эпилепсию. Сначала история. 18+ Врач-невролог Павел Бранд: "Я сам врач, а ложку эту в жопу себе засунь!" #эпилепсия Как правильно оказывать помощь при эпилепсии. Популяризатор доказательной медицины Бранд — о «дебильном» эпилептическом мифе, распространённом и среди врачей Вас когда-нибудь хотела разорвать толпа? Меня сегодня чуть не разорвали. Буквально. Зашёл утром в магазин. Внутри небольшое кафе со столиками. Как раз в тот момент, когда проходил мимо кафе мне буквально под ноги падает парень лет двадцати. Классический генерализованный судорожный припадок. Пол кафельный, рядом полки. Чисто машинально стягиваю подушку со стула, на котором он только что сидел, кладу ему под голову и немного ограничиваю движение головы коленями. Сижу, жду, когда приступ закончится никого не трогаю. Вокруг моментально человек 5-7 собралось. Кто-то начал спрашивать, что случилось. Кто-то набирать скорую. В этот момент краем глаза замечаю тетку лет 45-50, которая прям бежит ко мне через кафе с бешеными глазами. Подбегает, расталкивает любопытных и начинает меня отталкивать с криками: «Пустите, я врач!». Я даже прифигел слегка от ее напора... И тут замечаю у неё в руках ложку. Она понимает, что оттолкнуть меня не удаётся начинает голосить на весь магазин: «Помогите, скорее, нужно ему в рот засунуть ложку пока он язык не проглотил, а этот не даёт! Уберите его скорее!!!» Народ, как-то подозрительно напрягся и два мужика уже двинулись ко мне с явным намерением помочь безумной тётке. Я успел только громко и чётко сказать: «Я сам врач, а ложку эту в жопу себе засунь!» Тетка-врач аж отпрыгнула. Одного мужика удержала, видимо жена, сказав что-то из серии: «Не надо Ваня, посмотри, какой он здоровый!» Второй уже взял меня за плечо, когда понял, что остался в одиночестве и передумал. А тетка все не унималась и продолжала орать. Толпа явно нервничала, а я с надеждой смотрел на большие часы над прилавком. Припадок длился уже полторы минуты, что заставляло нервничать меня. Ещё секунд пятнадцать я сидел и спиной чувствовал, что если припадок не прекратиться в течение ближайших 30 секунд, меня ударят чем-нибудь тяжелым по голове. Тетка продолжала науськивать толпу, утверждая, что у неё 25 лет стажа, а этот в синем пиджаке «сейчас убьёт мальчишку!» В тот момент, когда толпа уже была готова нанести мне тяжкие телесные, парень внезапно выпрямился и затих. Все про все заняло 1 минуту 45 секунд. Но но это были крайне неприятные 1 минута 45 секунд. Даже удивительно, сколько всего может произойти за неполные две минуты. Ощущения я вам скажу очень своеобразные, когда ты понимаешь, что тебя сейчас будут убивать по наущению какой-то безумной тетки с ложкой и медицинским дипломом. Тетка, кстати исчезла сразу, как прекратился припадок. Не стала даже проверять был ли проглочен язык. Парень сел, встряхнул головой и ещё минуты две приходил в себя. Народ потихоньку рассосался. Шоу закончилось. Не удивлюсь, если сегодня-завтра на ютюбе будет запись. По-моему какая-то девчонка снимала на телефон. Запомните люди, ни в коем случае нельзя засовывать в рот человеку с эпилептическим припадком никакие предметы!!! Этот дебильный миф тянется сквозь столетия и он неистребим даже среди медработников... ЗЫ. С парнем поговорил. У него давно эпилепсия. Приступов не было почти год, в связи с чем он расслабился, пропустил приём таблеток и полночи играл в танчики. Ну, и закономерно получил приступ. Обещал исправиться и больше таблетки не пропускать. Тут и Скорая подтянулась. Пришлось скорой объяснять, что не надо его госпитализировать. Отдельная история, кстати... https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1569291696513.. | | |
259
- 13.08.2018 - 18:20
| https://zen.yandex.ru/id/5b3dc778d150d600a93665bb весьма интересный товарищ. Рассказывает о быте царских семей. Девочки, женщины, обычаи, привычки, повседневная жизнь | | |
260
- 28.08.2018 - 20:59
| Конструктивная критика Илона Маска https://vk.com/@cavemanstech-ilon-mask-eto-ne-buduschee | | |
261
- 28.08.2018 - 21:45
| 260-rесни4ка > нет там ничего конструктивного, очень поверхностная статья. | | |
262
- 28.08.2018 - 21:49
| 261-Мерлин > а на мой взгляд - есть. Будущее все же за общественным транспортом. | | |
263
- 28.08.2018 - 21:51
|
251-rесни4ка >ах, какая песня..мммм...и голос, и инструменты...чудесно..)) Удивилась, прочитав в названии слово реформа, подумала-может перевод типа изменения какие-нибудь, но про бедных стариков даже в голову не пришло...а виделись молодые смуглые тела, танцующие сальсу.. | | |
264
- 28.08.2018 - 21:54
| 263-Maniana > там еще о-бал-денная статья про Сезарию! Я давно искала про нее почитать не выдуманное. | | |
265
- 28.08.2018 - 21:59
|
264-rесни4ка >обязательно прочту на днях. И про царский быт обязательно. Благо, скоро будет на это время. Спасибо тебе за статьи, ты молодец:) | | |
266
- 28.08.2018 - 22:01
| 265-Maniana > всегда пожалуйста. Приятно узнать, что эта тема кому-то интересна:) | | |
267
- 28.08.2018 - 22:29
|
262-rесни4ка > а если подумать?:) "Однако все эти фантазии богатых директоров технокомпаний только этим и остаются – фантазиями." - вообще-то, ракеты у Маска летают и электромобили ездят. Это реально. "Нездоровый культ Маска" - противопоставьте ему здоровый культ Дерипаски, какие проблемы-то?:) "SolarCity рекламирует пригородное жильё, зависящее от автомобилей. " - хрень какая-то. "Boring Company – неэффективная и нерабочая попытка решить проблемы пробок, не уменьшая количество автомобилей." - эта компани занимается бурением ващета. Если речь про "!метро для автомобилей", то это проект который может сработатать, а может и нет. Про Hyperloop. Этой идеей занимаются НЕСКОЛЬКО независимых компаний. "Задержка прогресса в личных целях" - феерический бред сивой кобылы. Прямо стоит и лошадь за хвост держит)) "людям предлагаются автономные средства передвижения и поиск попутчиков" - вообще-то, блаблакар при отсутсвии личного автотранспорта весьма полезная штука. "чтобы оттолкнуть их от финансирования автобусов и метро" - общественный инансируют государственные службы. При чём тут Илон Маск? "В нашем мире, где урбанизация растёт, транспорт необходим для быстрого и эффективного перемещения большого количества людей." - если это поездки из квартала с многоэтажками на завод, тогда да, а для людей, живущих в многокилометровых субурбиях, никакой общественный транспорт не поможет. Там исключительно личный транспорт, и да, это удовольствие не для бедных. Общественный транспорт рулит только при высокой концентрации населения в городах, но и там личная машина в любом случае комфортнее. Так что будущее не за общественным транспортом, а за его разнообразием. "И пока инфраструктура США рушится, и в основном все занимаются ремонтом уже существующих проектов, а не строительством новых, Китай и Европа строят развитые сети высокоскоростных поездов и системы общественного транспорта. " - про деградацию железных дорог в Штатах можно почитать отличные статьи в ЖЖ. Там и про причины и всё такое. Личный транспорт это прежде всего комфорт и удобство, свобода и независимость. Если у человека есть деньги, он не ездит в автобусе и прочих скотовозках, а покупает машину. Если ещё больше бабла - то покупает частный самолёт вместо летания на боингах, которые также скотовозки, только авиа. Общественный транспорт без гиперконцентрации населения в многоэтажках - смысла не имеет. | | |
268
- 28.08.2018 - 22:36
|
267-Мерлин > ты же хочешь сказать, что я не думаю? Я вижу ситуацию не так, как ты. Хотя я не читаю "отличные статьи в ЖЖ". Принципиально. А вектор на разделение богатых и бедных ущербен изначально. Поэтому вместо нормального общественного транспорта имеем скотовозки. Страны, у которых есть мозги имеют нормальный транспорт. Насчет комфорта в машинах - очень однобокий взгляд. Ооочень. Поэтому ты ничего интересного не оппонировал статье. Увы. | | |
269
- 28.08.2018 - 22:39
| Херовый принцип. | | |
270
- 28.08.2018 - 22:43
|
269-Мерлин > как сказать. Я предпочитаю мнение специалистов, а в ЖЖ слишком часто пишут борзописцы. Мне некогда фильтровать:) Но тут тема не о принципах. | | |
271
- 29.08.2018 - 00:20
|
Мнение специалистов и просто умных людей - в комментах на Хабре https://habr.com/post/421085/ | | |
272
- 29.08.2018 - 11:34
| 271-Мерлин > обычные срачи и совершенно неправильно понятая статья, цепляние за вырванные из контекста фразы. Сорри. | | |
273
- 29.08.2018 - 12:51
| 272-rесни4ка > всё понятно, не читала. | | |
274
- 29.08.2018 - 12:59
|
273-Мерлин > да читала, читала. Но в комментах приходится продираться сквозь тонны срачей и шелухи. Основная претензия к Маску: упор на индивидуальный транспорт и попытка протащить подыхающую тушку в будущее любыми целями. Это не будущее. Будущее за другими решениями. При прогнозируемом росте населения и скученности в мегаполисах, надо искать решение именно в этих местах, а не строить нечто, быстрее транспотирующее немногих в индивидуальных машинах из одного города в другой. Основная проблема именно в больших городах. | | |
275
- 29.08.2018 - 14:53
|
Очень люблю озвучку "Студии Райдо". Сергей Калугин здесь был еще и переводчиком. Три документалки об Аляске. http://seasonvar.ru/serial-19658-Aly...-1-season.html | | |
276
- 01.09.2018 - 12:39
|
В свете дня знаний несколько статей об образовании. Пещерное представление о пещерном человеке. Как дубины искажают представление о древних людях, почему в эволюцию верит сельский батюшка и не верит учитель и как спасти детей от лженауки в школе, отделу науки «Газеты.Ru» рассказал Александр Соколов — автор книги «Мифы об эволюции человека», финалист премии «Просветитель», главный редактор сайта«Антропогенез.Ру». Вот реальная ситуация, свидетелем которой я стал пару лет назад. Обычное село. Сельский батюшка, выпускник истфака, с интересом прочитал мою книгу «Мифы об эволюции человека» и рекомендовал ее библиотеке Духовной академии. Образованный священник, представьте себе, принимает эволюцию, уважает Дарвина, считает, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва. Учительница физики в школе этого же села начиталась креационистских брошюрок. Она рассказывает детям, что эволюции не было, Земля возникла 6 тыс. лет назад, первыми людьми были Адам и Ева. Сельский батюшка, узнав об этом, приходит в ужас и пытается образумить креационистку. Но тщетно — ведь привезенные из Москвы брошюрки не врут! Россия, XXI век. Перевернутый мир. Кто в данной ситуации представляет бóльшую угрозу для детских умов — сельский батюшка или сельская учительница?.. Школа была и остается местом, где огромное число людей единственный раз в жизни получает научную информацию. Конечно, школа как источник знаний для ребенка сейчас во многом потеряла свое значение — приходится конкурировать с телевизором и интернетом. Вдвойне важно, чтобы хотя бы в школе учащиеся получали достоверные сведения об устройстве окружающего мира с позиции современной науки. И, в частности, о происхождении человека. Происхождение человека не только предмет внимания ученых, но и вопрос, ответ на который фактически формирует наше мировоззрение. Тема острейшая, почти скандальная. Как мне кажется, в современной российской школе существует шесть ключевых проблем, связанных с преподаванием антропогенеза. Устаревшие учебники Я поступил очень просто: сравнил два школьных учебника по «Истории древнего мира»: Коровкин Ф.П. (1962) и Годер Г.И. (2010). Между двумя учебниками — почти полвека. Список самых важных открытий, сделанных антропологами и археологами за это время, займет несколько страниц. Сколько видов описано! Человек умелый, человек рудольфский, человек работающий, человек грузинский; австралопитеки афарский, анамский, гарри, бахрэльгазальский, седиба; парантропы бойса и эфиопский. На рубеже веков антропологами найдены останки древнейших гоминид — сахелантропа, оррорина, ардипитека, благодаря чему непрерывная эволюционная цепочка наших предков удревнилась вдвое — до 7 млн лет. Невероятные хоббиты с острова Флорес открыты в 2004 году. Генетиками окончательно обоснована африканская прародина человечества (1988 год). Давайте же посмотрим, что говорится в учебниках о древних людях: 1962 г.: «Древнейшие люди, жившие 700–600 тыс. лет назад, значительно отличались от людей нашего времени. Они были похожи на крупных обезьян. Лбы у них были низкие и покатые. При ходьбе люди сильно наклонялись вперед, а их руки свешивались ниже колен». 2010 г.: «Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Археологи находят здесь при раскопках кости людей, живших более 2 млн лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далеких предков. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен». Вероятно, в варианте 2010 года отразилась информация об открытии в Восточной Африке человека умелого — напомню, что это произошло в 1964 году. В остальном смысл не поменялся. Рассказ о длинных, свисающих ниже колен руках древнейших людей был анахронизмом уже в 1962 году — так наших предков представляли в соответствии с первыми реконструкциями неандертальцев начала XX века. Мы уже много десятилетий знаем, что рук до колен не было даже у австралопитеков — ранних предков человека, более 3 млн лет назад. Откуда автор учебника взял, что у первых людей была «прыгающая» походка, — загадка для меня. Удивительно, но в обоих учебниках не говорится ни слова о том, откуда люди вообще взялись. Свалились с неба? Выросли как грибы? Идея о происхождении от обезьяны стыдливо замалчивается авторами. Ничего не сказано про австралопитеков и других гоминид. Почему наши предки встали на две ноги? Почему у них увеличился головной мозг? Куда делась шерсть? В учебнике юный читатель ответов не найдет. А ведь вопросы на эти важные темы дети задавали мне много раз. Ученики наверняка будут спрашивать учителя — и что он им ответит? Лучше нам не знать... Описание быта древних людей в современном учебнике не только мало изменилось за последние полвека, но почти не отличается от текста из учебника Р.Ю. Виппера 1913 (!) года — я не шучу. Рассказ об охоте и собирательстве, о добывании огня, о появлении искусства весьма похож. Правда, у Виппера описание интереснее с литературной точки зрения. Сравните: Виппер, 1913: «Он мало и отрывисто говорил; небесные явления не занимали его. Он не различал добрых и злых поступков, не помышлял о карающем божестве, не задавал себе вопроса, откуда происходит все окружающее, кто правит видимым ему миром. Он умел только шумно радоваться, когда была удача, и тяжело стонать, когда его постигало несчастье». Коровкин, 1962: «Люди издавали лишь немногие отрывистые звуки. Этими звуками они выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности». У меня создалось впечатление, что авторы учебников из года год (чуть не сказал «из века в век»), без особого творческого напряжения, пересказывают одно и то же, с вечными иллюстрациями по мотивам картин Зденека Бурана. Более приемлемо изложение эволюции человека в учебнике биологии 10–11-х классов (В.И. Сивоглазов и др., 2010 г.). По крайней мере, здесь упоминаются австралопитеки, человек умелый, неандертальцы; говорится об обезьяноподобных предках. Однако в учебнике по-прежнему царит стадиальная концепция, согласно которой эволюция человека происходила путем последовательно сменяющихся стадий: архантропы — палеоантропы — неоантропы. Эта красивая схема была актуальна лет 40–50 назад, однако сейчас выглядит явным анахронизмом. Итак, бедные дети получают в школе сильно устаревшую информацию. 2. Заблуждения и ошибки в учебниках Впечатление, создавшееся у меня в процессе чтения учебников, — что их составители не утруждали себя тщательным изучением предмета. Это неудивительно — специалистов по антропогенезу в стране можно пересчитать по пальцам. Однако автор учебника мог бы, по крайней мере, корректно пересказать научные источники. К сожалению, на практике этого не происходит. Вот пара примеров из учебника 2010 года. Рядом с реконструкцией синантропа красуется подпись «человек, живший около млн лет назад» (на самом деле — полмиллиона). Выясняется, что каменные орудия нужны были людям, чтобы «вырубать дубины» и «обтачивать палки-копалки». На следующей странице мы видим изображение дубины… Вообще-то нет ни археологических находок дубин, ни этнографических аналогов этого виртуального «орудия древних». Знает ли об этом автор учебника? Представления о «пещерном человеке, вооруженном дубиной» идут из популярной литературы XIX века, рассказы о человеческом стаде и родовой общине — видимо, из работ Фридриха Энгельса. В XXI веке хотелось бы сменить пластинку. Но, похоже, ни желания, ни способностей для переработку текста у авторов нет. 3. Скучно! Современный школьник воспитан на ярких мультфильмах, на кино с фантастическими спецэффектами, на телепередачах, где обязательно что-то взрывается; на прикольных картинках из «ВКонтакте», на YouТube-роликах, стремящихся завладеть вашим вниманием с первой секунды. Что же предлагает ему учебник? Блеклые репродукции Буриана. Скука! Стоит ли удивляться, что при разговорах о древнем человеке подросток вспоминает мультик про Флинстоунов или обезьяноподобных персонажей из фильма «Ночь в музее», а отнюдь не школьный урок? По идее, ответственно относящиеся к своему делу учителя должны помимо учебника использовать на уроках дополнительные материалы. Просмотр фильмов? Но я не слышал о научно-популярных фильмах по антропогенезу, ориентированных на детей. Публикации из интернета? Их качество вам известно. Хороший вариант — организовать для детей экскурсию в музей. Только в каком музее за пределами Москвы школьники смогут увидеть экспозицию по антропогенезу? Даже в Петербурге ничего подобного в музеях нет. Совместная выставка «Антропогенез.Ру» и Государственного биологического музея сейчас колесит по стране, но это капля в море. А еще для того, чтобы давать детям что-то сверх учебника, у учителей должно быть желание и понимание важности этой темы. 4. Отношение учителей А каким бывает отношение учителей — ясно из примера, которым я начал эту статью. Если учитель сам «не верит в теорию Дарвина» — а это, увы, обычное дело, — ожидать от него рвения глупо. Вот и получается, что учитель сообщает детям (почти цитата): «Ученые когда-то утверждали, что человек произошел от обезьяны. Мы с вами понимаем, что это чушь, но по программе я обязан вам это рассказать». Еще одна учительница, движимая благородными побуждениями, предлагает учащимся обсудить, какая теория происхождения человека кажется им более убедительной — «религиозная, биологическая или инопланетная». Свое мнение по сложнейшей научной теме 11-летние мальчишки и девчонки должны составить в течение 10 минут… Но, может быть, самое распространенное явление — обычное учительское равнодушие. С этой проблемой я столкнулся недавно: в Нижнем Новгороде проводился «круглый стол» на тему проблем преподавания теории эволюции в школе. Хотя в местные школы были разосланы приглашения, на мероприятие не явился ни один учитель. Зато пришел один псих и несколько старшеклассников. Школьники поделились бедой: у них в школе введен — правда, в качестве дополнительного — предмет «Проблемные вопросы истории» (за точное название не ручаюсь). Что же дети узнают в рамках нового предмета? Ну, например, знакомятся с «новой хронологией» Фоменко. А еще учитель рассказывает ничего не подозревающим слушателям про Велесову книгу. Когда я сообщил, что Велесова книга — известная подделка, для школьников это было новостью. Так мы подходим к следующей проблеме. 5. Учительская отсебятина В России — почти полтора миллиона учителей. В столицах и в глубинке, в крупных городах и в маленьких сельских школах… Огромная армия! Огромная и плохо управляемая. Возможно ли проследить за тем, чтобы учитель излагал тему антропогенеза хотя бы в соответствии с программой? А в частных школах программа может меняться вообще как угодно. И никто не гарантирует, что ваш ребенок не будет в 10-м классе учить биологию по учебнику Вертьянова «на православной основе», не наслушается рассказов про всемирный потоп и грехопадение или про происхождение человека от атлантов-лемурийцев, как учит спятивший офтальмолог Мулдашев. А почему бы и нет? Учителя и директора школ — живые люди, они тоже читают блоги и смотрят РЕН ТВ. Выше я критиковал учебники, но, если честно, мне кажется, пусть учитель лучше рассказывает детям «как в учебнике», чем несет отсебятину! Учебник, пусть устаревший, по крайней мере не содержит явной лженауки. Но как быть, если учительница в школе твердо стоит на антинаучных позициях? Что делать учащимся? Такой вопрос слушатели задавали мне неоднократно. К сожалению, у меня нет хорошего ответа. Переходить в другую школу? Жаловаться? Молча терпеть и уповать на домашнее образование? 6. Методическая проблема «Нам в школе рисовали простую и стройную картину, — сетует читатель. — А через много лет я узнал, что на самом деле все сложно и запутанно. Что же, выходит, учителя мне врали?» Стоп. Давайте разберемся. Выше мы рассматривали учебник истории древнего мира. Друзья, это 5-й класс. Про каменный век и происхождение человека детки узнают в 11 лет, одновременно с дробями и натуральными числами. Обратите внимание на методическую проблему. Математику мы постигаем, двигаясь от простого к сложному. Сначала — таблица умножения, затем — дроби, далее — квадратные уравнения. А в истории не так. Разве история Древнего мира проще новейшей истории? Отнюдь. Однако Древний мир проходят вместе с дробями, а новейшую историю — в 9-м классе, с квадратными уравнениями и прогрессиями. Если вы забыли, каков уровень подачи информации пятикласснику, вот фрагмент из методического пособия для учителей (1988 г., Годер Г.И.): «Прочтите, сколько (примерно) лет назад жили на Земле древнейшие люди, — говорит учитель и пишет на доске: «2 000 000 лет назад». Задание привлекает внимание к огромному возрасту человечества и одновременно побуждает учащихся самостоятельно назвать дату. Получив ответ, полезно проверить, понятно ли пятиклассникам выражение «столько-то лет назад». Обращаясь к отдельным ученикам, учитель спрашивает: «Сколько лет назад ты родился? пошел в школу?» (с. 8)». Учитель должен убедиться, понимают ли дети фразу «2 млн лет назад». Вот на такой уровень слушателей рассчитана программа. Будет ли кто-то, находясь в здравом уме, грузить пятиклассников латинскими названиями древних гоминид, археологическими терминами, особенностями радиоуглеродного анализа? Проходит пять лет, и тема происхождения человека снова всплывает, на этот раз в рамках уроков биологии. Теперь учащиеся достаточно взрослые, но не поздно ли? Уроки 5-летней давности давно вылетели из головы — их заместили телевизор, кино, компьютерные игры. Мировоззрение 16-летнего подростка уже сформировалось — если ему хотели промыть мозги религией или оккультятиной, то дело уже сделано… | | |
277
- 01.09.2018 - 12:42
|
Что же делать? Как я уже сказал, у меня нет хорошего и простого ответа на вопрос, как спасти детей от человека с дипломом пединститута, несущего антинаучную ахинею на уроке. По-моему, стоит, не рассчитывая на качественное преподавание в школе, брать дело в свои руки (я сейчас обращаюсь прежде всего к родителям). Книг о происхождении человека для детей мало, но они есть — недавно у нас на сайте был опубликован их краткий обзор. Хорошая школьная энциклопедия под редакцией Константина Задорожного «От обезьяны к человеку» была издана в сотрудничестве с «Антропогенез.Ру», правда, на Украине, но на русском языке. Материалы сайта «Антропогенез.Ру», конечно, предназначены взрослым, однако мы несколько раз публиковали ответы на детские вопросы и даже устраивали конкурс на лучший детский вопрос. Так что любой ребенок может мне написать — и я постараюсь обеспечить ответы настоящих ученых. Обещаю, что каждому вопросу будет уделено внимание. Помимо книг хотел бы порекомендовать научно-популярное кино… Хотел бы, да выбор тут крайне скуден. Пожалуй, сериал BBC «Прогулки с пещерным человеком» неплох. Правда, фильм ориентирован отнюдь не на детей, поэтому родителям и детям стоит смотреть его вместе. Выше я уже говорил о посещении музеев и выставок. К сожалению, в России экспозиции на тему антропогенеза есть фактически только в Москве. Москвичи могут выбирать между Дарвиновским, Палеонтологическим и Биологическим музеями, а осенью к этому списку добавится наша передвижная выставка «17 черепов и зуб». Я имел возможность наблюдать, как дети реагируют на экспонаты выставки? — было приятно видеть горящие глаза, а у некоторых экспонатов юные посетители зависали подолгу. И еще одно наблюдение — вопросы, задаваемые детьми на выставке, мало отличаются от тех, что присылают мне взрослые, солидные, образованные дяди и тети. Существует еще одна возможность получения знаний из источника, альтернативного школе. Делюсь впечатлениями по горячим следам. Эту статью я пишу, находясь в археологической экспедиции. С некоторых пор на раскоп стали наведываться местные детишки. Молча стояли и наблюдали за работой археологов. Наконец две девочки 10 лет попросились помогать. Начальник экспедиции — человек добрый, не стал отказывать, тем более что помощники на раскопках всегда нужны! Несколько дней под наблюдением взрослых — и девочки уже работали в раскопе наравне со всеми. А заодно слушали рассказы о неандертальцах, населявших здешние места 30 тыс. лет назад. Задавали наивные, но здравые вопросы. И получали подробные ответы не от сельской учительницы, а от специалистов из Института истории материальной культуры РАН. Обе юные «копательницы» заявили, что когда вырастут, обязательно станут археологами. Хотите научить ваших детей антропогенезу? Возьмите их с собой в археологическую экспедицию! | | |
278
- 01.09.2018 - 12:56
|
Записки на полях методических рекомендаций. Записка номер два. Часть первая. Обзор учебников по математике для первого класса. Математику рассмотрю первой. Я предвзята, это мой предмет, и здесь мне проще высказывать суждения. Но даже объективно, математика среди прочих предметов выделяется отсутствием возможности манипуляции. Если, например, в исторической науке есть факт, и есть его интерпретации, то в математике нет толкований, только факты. Именно изучение математики даёт нам базу для самостоятельного построения разнообразных суждений. Если человек может оперировать абстракциями, то он способен строить любые умозаключения с конкретными понятиями, поэтому математика является универсальным научным языком, а математические модели в качестве метода исследования применяются сейчас практически во всех науках. Итак, к разбору учебников. Первый учебник, попавший ко мне в руки, автора Л.Петерсон ("Перспектива"). Учебник+рабочая тетрадь, три части. Он известен многим родителям как "своеобразный", "сложный" и "развивающий". Задания в нем действительно очень разнообразны. Много внимания уделяется развитию логики. Однако зачастую логика автора не понятна даже взрослому человеку. Учебник приучает первоклассника к взрослым, умным словам. Например, формулировка "в таблице указаны свойства льва" (цвет, размер, среда обитания). Много работы с абстракциями (если К+Т=Ф, то Ф-Т=?). Присутствует понятие "прямоугольный параллелепипед", которое первокласснику и прочитать-то сложно. Учебник, по словам моей подруги, учителя начальных классов, хорош для сильных учеников. Слабые на нем скатываются совсем. Иными словами, программа направлена на отделение элиты (тех, у кого есть время и деньги на дополнительные занятия) от всех остальных. Рассмотрим же, как у остальных. Начальная школа XXI века. Учебник математики+рабочая тетрадь. Три части. Активно используются карточки и фишки. Работа с абстракциями отсутствует. Пересчёт предметов-это на уровень слабее, чем "7+2=?". Очень много измерений линейкой. Очень много ярких картинок. Уже на 39м уроке подводят к понятию умножения, при этом отработка сложения практически отсутствует. Школа 2100. Математика в трёх частях. Немного больше обычного счёта. Картинки яркие. В целом - та же программа. В двух последних программах меньше примеров типа "7-3=?", чем в "элитной" Петерсон. Когда я показала своей подруге учебник арифметики 1955 года, она была удивлена, что эта методика на моем ребенке даёт хороший результат. Ведь в нем нет ни ярких картинок, ни даже рабочих тетрадей не прилагается. Учебники наподобие этого используются в коррекционных школах. Так в чем же дело? Напомню "парадокс", замеченный в первой заметке. Чем больше ребенок решает - тем лучше он решает. В советском учебнике перед тем, как получить таблицу сложения (примерно середина-конец второй четверти) ученик должен был решить 1108 (!) примеров. А в учебнике Петерсон почти в два раза меньше - 613. * Фактически, то учебное время, которое в старой системе тратилось на отработку навыков и закрепление знаний, сейчас тратится на рисунки в рабочих тетрадях и разглядывание картинок, что было бы наверное более уместно на уроках ИЗО, но уж никак не на математике. Получается, при приблизительном сохранении количества учебных часов, современные школьники тратят на действительное усвоение нужных знаний только половину своего времени, остальное расходуется неэффективно, и образовательная программа такое положение вещей поощряет. Параллельно ученики получают ощущение, что математика - это нечто такое запредельно непонятное, раз так тяжело решается. Ведь нынешние школьники учат четыре года то, что советские дети учили за три. Время для усвоения элементарных понятий излишне растянуто и, когда к пятому классу темп внезапно сменяется на нормальный школьный, это зачастую подрывает успеваемость тех, кто послабее. Родители, считая, что программа усложнилась, спешат к репетитору, или просто смиряются с неизбежным. А на самом деле достаточно просто купить второй учебник. И решать. Не меньше заниматься, а больше заниматься, но только тем, что действительно развивает навык. Решать классические примеры и задачки, без использования "свойств льва". Это создаёт прочную базу, на которую потом можно поставить любую абстракцию. Нашему обществу нужны инженеры, программисты, экономисты и математики, на этом стоит современный мир. И нам нужна эффективная система образования, где каждый миг учебного времени будет расходоваться с пользой, а не на раскрашивание картинок. Нашему государству нужно то время, которое вынуждены тратить родители на учебу детей после учебы. Родители должны трудиться на благо общества. Дети должны тратить свое время на получение знаний, а не на присутствие в школе. Нам нужна система образования, а не система уничтожения времени. *Подсчет примеров произведен вручную, возможны некоторые неточности. | | |
279
- 01.09.2018 - 12:57
|
Записка номер два. Часть вторая. "И тут он мне говорит: Я наклонных линий не чувствую! А я ему говорю: У тебя их и нет!" Major Payne. Сравним прописи в разных школьных программах. Сначала рассмотрим программу "школа 2100". Первое, что бросается в глаза, это отсутствие наклонных линий в прописях для детей, учащихся писать. Наклонных линий нет. Совсем, нигде. Если хотите, чтоб у ребенка был хороший почерк, линуйте вручную. Да, в 2018-м году. С современным уровнем прогресса. Совершенно однотипные задания, "спиши", "нарисуй" (не перепутайте, предмет называется не рисование, а русский язык), "определи по картинке, как зовут мальчика". Программа очень грешит недостатком строк для задания, когда к печатному тексту из 5 строк даётся только 4 строки чтоб его переписать. Вспоминаем, что на дворе 2018 и, поминая добрым словом авторов, дорисовываем строки вручную. Я не преподаю этот предмет, но, черт возьми, какое отношение имеет задание "изменить порядок слов в предложении в соответствии с их нумерацией" к изучению речи, и почему авторы относят его к работе над предложением? Ведь если вы пронумеровали слова, то о какой работе по структурированию предложения может идти речь? Ведь первоклассник должен сам догадаться, какие слова главные, какие второстепенные, а этот навык в прописях данной программы отсутствует как таковой, а точнее, заменён на свою иллюзию. О каком развитии речи можно говорить, если сами авторы дают текст, начинающийся так: "Были в космосе и собаки. Собаки-космонавты Белка и Стрелка". Получается, что вместо прививания навыков по выделению главных частей, мы ломаем то, что случайно могло сформироваться. Чтоб, не дай бог, первоклассник не смог к концу года понимать то, что он механически читает. Для меня очевидно разделение детей по этим программам, явно направленное на стратификацию общества. Перейдем же к другой программе, "перспектива", в которую входит ранее рассмотренный учебник Петерсон по математике. Прописи с наклонной чертой. Это невероятно. Чудо современных технологий. Однако количество строк для письма всё же не соответствует количеству строк, которые необходимо туда вписать. Печально. Задания очень разнообразны. Тут и ребусы, и скороговорки, и пословицы с поговорками. Схемы слова. Звонкие/глухие-твердые/мягкие. "Собаки Гав и Тяф говорят слоги" (ба-бя, та-тя - догадайся, кто что сказал). "Соотнеси слова с рисунком. Допиши предложение. Придумай рассказ". Очевидно, что для ребенка, у которого речь не развита, это не простые задания. Значит, чтоб учиться по такой программе, надо иметь время/деньги на дополнительные занятия. Это подчеркивает отрыв одних детей от других, элиты от всех остальных. Хочется сказать несколько слов о программе "начальная школа XXI века". Несмотря на то, что программа общая, то есть для всех, в ней исправлены многие недоработки ее предшественницы, рассмотренной в первой части. Присутствует разбор состава слова, гораздо лучше работа по развитию речи. Тексты не начинаются с середины. Очень много внимания уделяется разбиению слов на слоги и текста на предложения (когда надо исправить маленькую букву на заглавную). Внезапно обнаружила пословицы и поговорки. Словом, вполне неплохая программа, несмотря на необходимость рисовать наклонные линии в прописях. Разумеется, их там нет. Мы с вами понимаем, что уважаемые люди не должны тратить свое время на рисование наклонных линий в тетрадях своих деток. А все остальные... Конечно, сами нарисуют, ведь ничего в этом такого нет. Возможно, после осознания вышесказанного, кому-нибудь взгрустнется. Ведь в старых прописях не было ни весёлых картинок, ни разнообразных заданий. Было списывание. И простор для творчества. Никаких рамок. Пустые страницы. С наклонными линиями. И, как странно бы это ни звучало, чем больше мы пишем - тем лучше мы пишем. К сожалению, у меня нет возможности сосчитать, сколько тетрадей исписывал за год средний советский школьник, но что-то мне подсказывает, что если не тратить на занятиях время на рисование картинок, то навык прививается быстрее, и закрепляется лучше. | | |
280
- 01.09.2018 - 13:47
| Цитата:
| |
|
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |