К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Народный календарь

Baz
0 - 07.01.2016 - 09:29
Народные приметы на 7 января.
На Рождество погода, снег — к урожайному году
Если о Рождестве пригревина будет — к зеленому году: Снеги глубоки — дак травы хороши и хлеб.
Суметы высоки набило — к хорошему году.
Зима без снегу — не быть хлебу.
Снег глубок — год хорош.
Много снегу — много хлеба; вода разольется, сена наберется.
Снегу надует, хлеба прибудет.
Снег вьется до крыши — рожь будет выше.
Снежный год хлеб принесет.
В Рождество день теплый — хлеб будет темный, густой.
На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут.
Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.
На Рождество иней — урожай на хлеб, небо звездисто — урожай на горох.
Хороший санный путь — урожай на гречу.
Темные святки — молочные коровы, светлые — ноские куры.
Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя — к урожаю.

Какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля)
На Рождество нехорошо, если первой войдет в хату (из чужих) женщина,— «весь год будут хворать бабы в той хате и в том году».
В розговена, в первый день Рождества, за завтраком нельзя пить воду: будешь пить часто на сенокосе.
Во время обеда на Рождество нельзя пить; кто не пьет, тому не захочется воды, когда ее негде взять: в дороге или в поле во время работы.
На Рождество надевают новую рубаху,
чистую (но не новую) нельзя, а то жди неурожая.
Гнутой работы не работают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.
В Рождество лапти плести — родится кривой, шить — уродится слепой.
Ради большого приплода ягнят некоторые сажают на шубу первого гостя, пришедшего «славить» в день Рождества Христова.
В день Рождества хозяину не годится со двора идти — овцы заблудятся.
На Рождество спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал.
Во многих селениях есть обыкновение, когда священник ходит по домам славить Христа, просить его присесть на несколько времени, для чего постилают на то место, где ему надо сесть, кусок холста; или при выходе священника из избы хозяйка дома берет его за рясу незаметным образом.Это делается для умножения наседок и роев,которых покрывают куском холста в свое время.
Если на Рождество разговеться воробьями, то на весь год будешь легок и скор.

В период от Рождества до масленицы заключается наибольшее количество зимних договоров, словесных и письменных. Например, в Архангельской губ. в это время шла усиленная подготовка крестьян к уходу в «бурлаки». Земля поручалась «казаку» (работнику) или сдавалась в аренду, а вещи— на хранение; брались займы для покрытия дорожных расходов, продавались для той же цели различные вещи; «десятники» (подрядчики) набирали артели рабочих.



Baz
81 - 03.03.2016 - 11:22
Baz
82 - 05.03.2016 - 05:34
5 марта — Лев Катанский

На Тимофея-весновея тепло у дверей.
На Тимофея-весновея весна греет.
Корнилий и Лев (Лев Катанский, Катальник).

Зиму на Руси провожали с размахом. Так, например, 5 марта выпекали масленичные блины, устраивали маскарады, водили хороводы, ходили в гости, просили прощения у тех, с кем были в ссоре, лакомились мясными и сладкими блюдами, потому что вскоре наступал Великий пост, во время которого вкушать скоромную пищу было запрещено. По-прежнему запрещалось5 марта смотреть вечером на звезды, поскольку в противном случае беду на себя накликаешь. Говорили, что в начале марта небо счастье уносит. Пророчили жуткие явления тем, кто нарушит запрет. Верили, что 5 марта в образе падающих звезд предстают духи, и на ночь они ложатся в постель к замужним женщинам, когда их супруги отсутствуют.
Baz
83 - 06.03.2016 - 10:52
6 марта — Тимофей-весновей

Говорили: «Теплом долгожданным веет – стариковские кости греет», «Начался Тимофей, теплом пахнуло от дверей». В старину именно в этот день впервые старики выходили во двор для того чтобы встретиться и обменяться последними новостями, потому что зимой из-за холодов этого сделать не получалось. Садились на завалинку и грелись в лучах солнца. Именно по Дню Тимофея судили о том, какой будет дальнейшая весна. Если в этот день было тепло, значит, и все три месяца будут теплыми. Говорили: «Тимофей Весновей – вестник теплых дней». Считалось, что именно 6 марта начинается сокодвижение в березах. Старики также советовали молодежи 6 марта проводить больше времени на свежем воздухе, потому что это позволит укрепить здоровье и уберечься от болезней. Собирались шумными компаниями, рассказывали истории, шутки и прибаутки. Молодежь также проводила время6 марта в работах по дому.
Baz
84 - 07.03.2016 - 07:26
7 марта – День Маврикия? Пасха




Вопреки распространённому мнению, Масленица – языческий праздник, изменивший «формат» под воздействием православной церкви. Изначально, в дохристианской Руси, это весёлое празднество называлось «Проводы зимы». Многие жители небольших населённых пунктов СССР, наверняка помнят весёлые воскресные гуляния с одноимённым названием, которые устраивались местными администрациями в «застойные» годы. Сейчас мы снова говорим «Масленица», но не все знают, что это? – один день, или несколько, как праздновали Масленицу наши предки, какие традиции связаны с этим событием? Давайте же вспомним, откуда появилась эта разудалая Масленица…

Как известно, церковный календарь заимствовал многие языческие праздники. Масленица – не исключение. Праздник радости и удальства, с пиром горой и кулачными побоищами, Масленица широкая, пьяная, разорительная — аналог латиноамериканского «карнавала» с танцами на площадях и демонстрациями откровенных нарядов. И Масленица, и карнавалы вот уже более тысячи лет подвергаются гонениям со стороны церкви, которая надеется обуздать их дикий нрав. Но только всё без толку…

Откуда веселье-то? А чего ж ему не быть? — весна же скоро, вот и веселимся!

Наши предки почитали солнышко, как Бога, и в благодарность за то, что оно начинало пригревать всё сильнее и сильнее, пекли сначала пресные лепёшки (круглые, как солнце), а когда узнали заквасное тесто, то в традицию вошло печь блины. Съедая блин, наши прапрапра… дедушки и бабушки верили, что с ним они получают частичку солнечного тепла и света.

После того, как Православная Церковь придала новый статус проводам зимы, Масленица стала неделей, предваряющей пост. По задумке церкви, в эти дни люди должны были заниматься примирением с ближними, прощением обид, подготовкой к «покаянному пути к Богу» — ведь до Великого Поста оставалось всё меньше дней. Кстати, из-за близости к посту у Масленицы есть второе название — «сырная седьмица», означающая, что в эту неделю ещё можно было есть молочные продукты. Но мясо уже было под запретом.

Итак, церковные патриархи призывали «не веселиться, теряя голову и совесть». Давайте посмотрим, так ли было на самом деле?

Гулянья на Масленицу длились всю неделю. Не было другого праздника, который проходил бы так разгульно и весело. Ведь народ говорил – «Если вволю не потешишься на Масленицу – жить будешь в горькой беде»!

… В понедельник, который назывался «Чистая Масленица – широкая боярыня», катали на санях Масленика и Масленицу, а после торжественно усаживали их на самом видном и высоком месте, как жениха и невесту. Кто такой Масленик? – спросите вы, и удивитесь, узнав, что прообразом этого персонажа был бог-громовик из языческих мифов. А «прототипом» Масленицы была Снегурочка – божество, дающее и забирающее жизнь.

Свёкор и свекровь с утра отправляли невестку к отцу и матери, чтобы вечером самим придти в гости к сватам. Тут, за чаркой и договаривались, каким образом проводить время масленичной недели, когда кататься по улицам, и кого звать в гости.
Во вторник, на «Заигрыш», на рассвете, Масленица вывозилась на центральную площадь, вокруг водились хороводы, молодёжь каталась на качелях и с гор, почтенные семейные пары ходили друг к другу в гости. По улицам гуляли группы одетых в маски ряженых, которые устраивали импровизированные концерты везде, где заблагорассудится. Отдельно стоит сказать о «позыватках» — людях, через которых одни семьи приглашали к себе в гости других. «Позываток» при встрече угощали вином и блинами, оказывая почёт и уважение, прося поклониться хозяевам с детками и всем домочадцам. Отказ от посещения звучал в виде выражения: « У нас у самих состроены горы и гости прошены». Такой отказ был, обычно истолкован тем, «дочку хотят выдать за другого». Здесь, как и во многих русских забавах и потехах заметны мотивы сватовства, ведь, при положительном развитии событий, по окончании Великого поста можно было сыграть на Красную горку свадьбу.

Среда – «Лакомка» — дала «путёвку в жизнь» поговорке «Не житьё, а масленица». В этот день ели столько, сколько приемлет душа, повсюду устанавливались палатки с горячим сбитнем, калёными орехами и медовыми пряниками. Начинали работу передвижные театры, проводились народные гуляния и ярмарки. В семьях накрывали столы с угощениями, среди которых на первом месте были блины.
«Разгульный четверток» имел ещё одно название «Четверг-перелом», которое напоминает о последствиях кулачных боёв, залихватских катаний с горок и провозов по улицам и спускам подожженных телег. Часто на улицах можно было видеть, как везли мужика-балагура, сидящего на специальных санях. У мужика было горящее колесо – один из символов праздника, а за санями шёл народ с прибаутками и песнями. Другим символом Масленицы был медведь – или настоящий, закованный в цепи, или переодетый медведем человек. Одной из забав русских мужиков была борьба с этим медведем, разумеется, с настоящим.

Пятница, «Тёщины вечерки» – день, в который наиболее ярко проявлялась особенность многих русских обрядов: содействовать знакомствам и свадьбам молодёжи. Молодожёны в этот день были в почёте: выезжали в нарядных и расписных санях, приходили в гости ко всем, кто был у них на свадьбе. Но главным событием являлись визиты зятей к тёщам, которые пекли блины специально для этого случая. Не придти к тёще считалось равносильным оскорблению, и такая обида могла быть источником вечной вражды между тёщей и зятем.

Суббота – «Золовкины посиделки», считалась семейным днём. В субботу невестки принимали у себя гостей, родных мужа. А если сёстры мужа – золовки – были ещё не замужем, то, в таком случае, невестка приглашала и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка одаривала подарками своих золовок.

Воскресенье, «Прощённое воскресенье», называли ещё «Целовальник». Люди ходили по дворам, целовали встречных и просили прощения друг у друга. Завидев знакомого, обычно говорили: «Прости меня, пожалуй», а другой отвечал: «Бог тебя простит». Смысл прощения – в очищении от грехов перед Великим постом.

Новобрачные проезжали на санях по своим родным, одаривая тестя и тёщу, дружек и сватов в ответ за свадебные подарки. В этот, кульминационный день празднества, многие рядились в шкуры животных, изображая злых духов. Жители деревни палками выгоняли их за околицу вместе с чучелом соломенной Масленицы, где инсценировалось избиение нечисти, там же сжигалась и Масленица на костре из соломы и старых вещей. В костёр бросали всё, что не пригодится в новом году, освобождаясь, таким образом, от хлама. Оставшийся от «хозяйки зимы» пепел развеивали по полям в честь будущего урожая. Детям выпекали «куликов» и «жаворонков» из теста. Ребятишки, с печёными «птицами» в руках забирались на крыши сараев и домов, зазывая раннюю и тёплую весну.
… Позже, когда в привычки народа уже вошла проповедь «покаяния, примирения и всепрощения», праздники стали проходить не в пример спокойней.
Baz
85 - 09.03.2016 - 09:58
9 марта – Иванов день

Считалось, что именно 9 марта можно увидеть прилет первых аистов и жаворонков. В народе говорили: «На Обретение пернатые стремятся к гнездам, детишки к хлебушку, а супруг к делам и женушке». Крестьяне знали, что увидеть этих птиц – к счастью и удаче на весь год. 9 марта уже начинали готовить скворечники и развешивать их на деревьях.
Ясный день – примета того, что погода на Пасху тоже будет хорошим, в апреле будет тепло
Baz
86 - 10.03.2016 - 06:37
10 марта — Тарасий-кумошник

Славяне верили, что именно 10 марта необходимо молиться Тарасу Бессонному, который помогает избавиться от лихорадки (кумохи). Эта болезнь представлялась в виде злой старухи, которая являлась ночью в избы и проникала в спящих людей. Поэтому, старались 10 марта не ложиться спать в дневное время.

Тарасий-кумошник запрещает с этого времени спать днем, иначе нападет кумоха, т. е. лихорадка.
Baz
87 - 12.03.2016 - 10:29
12 марта — Прокоп-дорогорушитель

День, когда отмечают Прокопа-Перезимника. В народе говорили, что именно с 12 марта зима окончательно уходит из своих владений, уступая место весне. Снег начинает таять, но есть огромный минус этого явления – распутница. Если дороги 12 марта размывало талой водой, то санный путь был очень трудным и даже опасным. Дороги были грязными, в них вязли повозки с лошадьми. Именно поэтому, начиная с дня Прокопа, 12 марта, и до тех пор, пока дороги немного не подсохнут, старались не отправляться в дальние поездки без особой нужды. В этот день крестьяне ходили в баню, коротали время, выполняя несложную работу. А вот, что касается охотников, то они наПрокопа точно не сидели дома, поскольку в это время очень хорошо ловилась дичь, можно было поймать зайца. Рыбакам 12 марта тоже везло с уловом, поскольку большие реки вскрывались ото льда. Крестьяне по-прежнему готовились к началу посевных работ. Так, в день 12 марта они также проверяли семена, делали магические обряды на добрую страду и хороший урожай, чинили инвентарь.

Наверное в этот день можно менять зимнюю резину на летнюю, я так думаю...
Baz
88 - 13.03.2016 - 06:33
13 марта — Василий-капельник, дроворуб, тёплый






В народе говорили, что появилась капель, и это значит, что Зима плачет. В это время начинали запасаться сосновыми почками, которые использовались в лечебных целях. Девушки 13 марта распевали веснянки и занимались выпечкой калачей. Считалось, что 13 марта нужно обязательно съесть калач натощак – это к счастью. Весна в это время чувствовалась все больше и больше. В частности, значительно увеличивалась продолжительность светового дня. Появлялись капели, и именно поэтому, 13 марта называли днем святого Василия, Василия-капельника. Анализировали 13 марта природные явления и старались предсказать погоду на следующие месяцы и дни.

Если именно 13 марта поставить в доме веточку ели или сосны, то члены семьи будут здоровы весь год. Также в народе заваривали и пили в этот день чай из сосновых почек – это сулило благополучие.


Василий-капельник в Тюменском крае — дроворуб, поскольку спиленные дрова по насту на санях вывозят к берегу
реки для лесосплава.

Не хочешь холоду, полюбишь лес смолоду.

В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.

Любить тепло—в лес за дровами ехать.

За один раз дерева не срубишь.

Лес сечь — не жалеть плеч.

Не срубить дубка, не надсадя пупка.

Мужику не покор, что за поясом топор.

Топор одевает, топор обувает.

С топора не разбогатеешь, а огорбатеешь.

Кабы бог не дал топора, так бы топиться давно пора.
Baz
89 - 14.03.2016 - 05:11
14 марта — Евдокия (Авдотья) — плющиха, подмочи порог, свистунья, весновка, замочи подол

Поскольку по старому стилю Евдокия выпадала на 1 марта, т. е. открывала весну, с ней было связано много примет и обычаев.

Какова Евдокея, таково и лето.

На Плющиху погоже, все лето пригоже.

Авдотья-весновка весну сряжает.

Авдотья красна, и весна красна.

Откуда ветер на Плющиху подует, оттоль придет и весна.

Если на Евдокию ясно — год прекрасный; если пасмурно, год плохой.

Новичок (народившийся месяц) под Евдокею с дождем — быть лету мокрому. (!)

Ясная погода в этот день предвещает хороший урожай пшеницы, ржи и трав.

День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай. — У Евдокеи вода — у Егорья (6 мая) трава. (!)

Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка на Егорья наестся.

Если грач прилетел до 14 марта — быть лету мокрому, а снег рано сойдет.

С Евдокии начинаются первые оттепели:

Евдокия-замочи подол, под порогом мокро.

Нередко, однако, день этот бывал и как бы возвратом зимы.

Евдокия благоволит, да насорит. Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает — либо снег, либо дождь.

На Евдокию еще собачку в сидячку снегом заносит.

С Евдокии снегу с сидячего кобеля нанесет.

На Евдокию мороз прилучится, так и март на нос садится.

На Евдокию снег — к урожаю.

Коли на Евдокию холодно, скот кормить лишние две недели.

Примерно с этого времени начинают дуть весенние ветры.

Евдокии-свистуньи: ветры свищут.

Если снег помело — сарай наголо.

С какой стороны в этот день дует ветер, с той будут ветры весной и летом. На Евдокию теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное лето.

***

На Евдокию сурок просыпается и свищет. Это первый признак весны. Увидевшие в этот день ласточку, бросают в нее горсть земли, приговаривая при этом: «На тебе, ласточка, на гнездо!». Пора думать о предстоящих полевых и огородных работах: Посеянная в этот день рассада в горшочках, по народному убеждению, не может пострадать от мороза. Обычно на Авдотью сеют капусту.

Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху точить, борону чинить.

Бабы верили, что на Авдотью «все подземные ключи закипают», поэтому начинали белить холсты.

С Евдокеи довольно часто женщины брались по-настоящему за ткачество, занимаясь этим делом до посевных работ.

В разных местностях крестьяне «приносят в этот день из лесу сучьев, топят избы, чтобы весна была теплая, скидывают с кровли снег, а вечером примечают: если на крышах сосульки долгие, то и лен будет хороший, в особенности куделью».

По давно установившемуся обычаю в сельскохозяйственном быту днем Евдокии оканчивались сроки зимних наймов и на-чинались весенние: «С Евдокии до Егорья», «С Евдокии по Петров день (12 июля)» и т. п.

Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали «кликать весну», для чего влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки:

Благослови, мати,
Весну закликати.
Рано, рано,
Весну закликати.

Весну закликати.
Зиму провожати,
Рано, рано.
Зиму провожати.

Зймочку в возбчку,
Летечко в челночку.
Рано, рано,
Летечко в челночку.

***

Благослови, боже,
На взгорочку сести,
Весну загукати,
Летечко отмыкати.
Зиму замыкати:
Летечко тёпленько,
Зима студеная,
Летечко в каточку,
Зима в полозочку.

***

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою.
Со пшеничкой золотистою
С овсом кучерявыим, ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиною-малиною,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

***

Благослови, боже,
Благослови, Христос,
Нам весну зачати,
А зиму проклясти!
Ой, весна красна,
Тепло летечко!
Что нам вынесла?
— Короб житушка,
Два — пшеничушки.
Малым детушкам —
По яичушку,
Красным девушкам —
По перстёнечку,
Молодым молодушкам —
По детёнышку.
Старым старушкам —
По рублевику.

***

Дай, весна,
Добрые годы,
Годы добрые,
Хлебородные!
Зароди жито
Густое,
Жито густое,
Колосистое,
Колосистое,
Ядринистое, —
Чтобы было с чего
Пиво варити,
Пиво варити,
Ребят женити.
Ребят женити,
Девок отдавати;
(Курская гу6.)

***

Весна красна,
На чем пришла?
На кнутике.
На хомутике,
На овсяном пучке,
На пшеничном колоске
(Курская губ.)

***

Солнышко-ведрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко.
До вешней поры!
Видело ль ты, вёдрышко.
Красную весну?
Встретило ли, красное,
Ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старую ягу,
Бабу ли ягу —
Ведьму-зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла.
От красной бегла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла.
Сама оступилась.
Под гору покатилась.
Baz
90 - 15.03.2016 - 11:43
15 марта — Федот

Ожидается последняя оттепель. Пословица «Федот, да не тот» применяется к этому дню, когда вместо оттепели случается мороз.

На Федота занос — все сено снесешь (так как долго не будет травы).

На Федота — суметы.

Ветронос везде сует нос, задирает курам хвост.
А так же в этот день в народе говорили: «Федот злой-злой – не быть маю с травой». Наблюдали 15 марта за природными явлениями и судили о том, какой будет погода в ближайшие месяцы и дни.Крестьяне в этот день надеялись на оттепель, потому что в этом случае сенокос богатым будет. В народе 15 марта известен как Агафонов День, Ветры-Вихровеи, Агафон-гуменник, Федот-овчинник, Федот-ветрогон, Федотов день. Говорили, что дуют очень сильные ветры, но трескучих морозов больше не предвидится. Хотя и старались лишний раз на улицу не выходить, чтобы не простудиться. Говорили: «Авдотья Федота не спросила – весну снарядила. А Федот то крышу сорвет, то поленницу разворотит – все мужиков заботит». Это означало, что ветреный день 15 марта мог быть достаточно опасным. Поскольку день выпадал обычно на Великий Пост, рекомендовалось его не нарушать и следовать монастырскому уставу. Старались 15 марта придерживаться сухоядения, то есть употреблять в пищу овощи без какой-либо термической обработки. Принимать пищу нужно было только 1 раз в день после захода солнца. Помимо этого, старались воздерживаться от развлечений, дурных мыслей и сквернословия. Анализировали природные явления и старались предсказать погоду на ближайшие месяцы и дни.
Baz
91 - 17.03.2016 - 05:34
17 марта — Герасим-грачевник




Прилетает первая весенняя птица — грач.

Герасим-грачевник грачей пригнал.

Увидел грача — весну встречай.

Грач на горе — весна на дворе.

Грач зиму расклевал.

Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.

Коли грачи прямо на гнездо летят — дружная весна.

Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.

В день Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей.

На Герасима кикимору выживают (заговорами).

В отличие от домового присутствие ее в крестьянском доме не только необязательно, но и нежелательно, так как она обычно наносит хозяйству вред, причиняет всякие мелкие неприятности (может разбить горшок, стучать вьюшкой, ощипать кур, кидаться луковицами из подполья), особенно любит безобразничать с пряжей: то кудель сожжет, то нитки спутает, то замусолит. Избавиться от кикиморы можно с помощью верблюжьей шерсти, положенной под шесток, или заговором: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

Кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрыпеть.
Baz
92 - 18.03.2016 - 10:32
18 марта — Конон-огородник, Конон-градарь

С этого дня должно начинать копать огороды.

В старинных месяцесловах писалось: «Хотя бы в день Конона Градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр, и овощу будет много».

Новгородцы 18 марта выкапывают в огородах три лунки приговором: «Одна лунка для суши, другая для мошки, третья Для червей». Уверяют, что этот заговор оказывает благотворное действие на растительность: огородная зелень не страдает летом ни от засухи, ни от мошки, ни от червя.

Если на Конона вёдро, то града летом не будет.
Baz
93 - 22.03.2016 - 06:36
22 марта — Сороки, Сорок мучеников

Сороки — праздник наступающей весны: в этот день сорок птиц прилетает, день с ночью меряется.
Коли на Сороки будет тепло, то оно простоит ещё сорок дней, а если холодно — жди сорок холодных утренников-морозов.
Теплый ветер в этот день сулит дождливое лето.
Первый гром над голым лесом — предвестие голода.
В старину на Русь пекли в этот день жаворонков да куличков. Также пекли из теста фигурки жаворонков.
Сорока мученикам традиционно молились женщины, чтобы муж или сын благополучно вернулись с войны.
Коли утренники с этого дня продолжаются постоянно — быть тёплому лету.
Коли на Сорок святых ударил мороз, значит будет добрый урожай просо.
Гречку следует сеять пропустя сорок морозов после Сорока мучеников.
На Сороки крестьянки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков — «сороки святые — колобаны золотые».
Гость
94 - 22.03.2016 - 06:50
40 мучеников


К списку вопросов






Copyright ©, Все права защищены