К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Народный календарь

Baz
0 - 07.01.2016 - 09:29
Народные приметы на 7 января.
На Рождество погода, снег — к урожайному году
Если о Рождестве пригревина будет — к зеленому году: Снеги глубоки — дак травы хороши и хлеб.
Суметы высоки набило — к хорошему году.
Зима без снегу — не быть хлебу.
Снег глубок — год хорош.
Много снегу — много хлеба; вода разольется, сена наберется.
Снегу надует, хлеба прибудет.
Снег вьется до крыши — рожь будет выше.
Снежный год хлеб принесет.
В Рождество день теплый — хлеб будет темный, густой.
На Рождество метель — пчелы хорошо роиться будут.
Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.
На Рождество иней — урожай на хлеб, небо звездисто — урожай на горох.
Хороший санный путь — урожай на гречу.
Темные святки — молочные коровы, светлые — ноские куры.
Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя — к урожаю.

Какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля)
На Рождество нехорошо, если первой войдет в хату (из чужих) женщина,— «весь год будут хворать бабы в той хате и в том году».
В розговена, в первый день Рождества, за завтраком нельзя пить воду: будешь пить часто на сенокосе.
Во время обеда на Рождество нельзя пить; кто не пьет, тому не захочется воды, когда ее негде взять: в дороге или в поле во время работы.
На Рождество надевают новую рубаху,
чистую (но не новую) нельзя, а то жди неурожая.
Гнутой работы не работают (обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.
В Рождество лапти плести — родится кривой, шить — уродится слепой.
Ради большого приплода ягнят некоторые сажают на шубу первого гостя, пришедшего «славить» в день Рождества Христова.
В день Рождества хозяину не годится со двора идти — овцы заблудятся.
На Рождество спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал.
Во многих селениях есть обыкновение, когда священник ходит по домам славить Христа, просить его присесть на несколько времени, для чего постилают на то место, где ему надо сесть, кусок холста; или при выходе священника из избы хозяйка дома берет его за рясу незаметным образом.Это делается для умножения наседок и роев,которых покрывают куском холста в свое время.
Если на Рождество разговеться воробьями, то на весь год будешь легок и скор.

В период от Рождества до масленицы заключается наибольшее количество зимних договоров, словесных и письменных. Например, в Архангельской губ. в это время шла усиленная подготовка крестьян к уходу в «бурлаки». Земля поручалась «казаку» (работнику) или сдавалась в аренду, а вещи— на хранение; брались займы для покрытия дорожных расходов, продавались для той же цели различные вещи; «десятники» (подрядчики) набирали артели рабочих.



Baz
41 - 30.01.2016 - 10:18
30 января — Антон-перезимник

Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет — все морозом стянет.

Хитер Антон со всех сторон.

До наших дней дошло очень мало информации о преподобном Антонии (в простонародье — Антон). Время его деяний относится к 16 столетию. Известно что им был основан монастырь и храм (в честь Рождества Пресвятой Богородицы) в Череповецком уезде Новгородской губернии. Монастырь этот находится на берегу Чёрного озера, недалеко от реки Шексны на северо-востоке от Череповца. Неизвестно какого чина был сам Антоний и по чьему указанию построил монастырь. Мощи Антония захоронены в храме, от которого до наших дней сохранился лишь фундамент. Известно что Антоний начал почитаться верующими раньше чем был учреждён Святейший Синод, т.е раньше 1721 года.

А так же, 30 января — День Мороза и Снегурки




В тот день почитали противника Перуна - Мороза— ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз — зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) — весенняя.
Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Кощея. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь — Снегурочка.
В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и о Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только ее пригрело Солнце, она растаяла.
Гаханбар, посвященный Воху-Ману
Гаханбар, посвященный Воху-Ману, празднуют 29-30 января при стоянии Солнца в 10 градусе Водолея.
В этот праздник проигрывается мистерия Благой Мысли. Любое дело начинается с закладки, т. е. сначала появляется мысль, потом слово и дело. Момент зарождения мысли должен быть благим, и за это отвечает Воху-Ман. Поэтому в этот день благотворно задумывать новые дела, особенно связанные с обучением, знаниями.
В мистерию праздника входит гадание по снам, обретение имени, освящение шляп, книг, ворот, ключей, дверей.
Ритуальная пища молочные продукты. Воху-Ман считается покровителем скота.
Зажигают 8 огней.
Baz
42 - 31.01.2016 - 07:24
31 января — Афанасий-ломонос, береги нос. Кирилл



В полдень солнце - весна ранняя, если на Афанасия вьюга да метель - весна затянется.
Чистый закат солнца в морозную погоду - морозы будут и дальше.
Сережки у луны — к пурге и морозу.

На Афанасия знахари выгоняют ведьм.
Только на афанасьевские морозы можно выгнать ведьм. В эти дни, по преданиям, ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. Ведьма влетает в дом через трубу, но как только колдун заговорит печные трубы, посыпет на них золу из семи печей, так сразу весь дом и двор освободятся от ее проказ.

Продолжается свадебная пора. К кому не приехали сваты или кто не выбрал невесту, начинают беспокоиться и теряют надежду, по тому что кто до Афанасия не успел посвататься - до масленицы свадьбу не сыграет.



Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз.)
Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет. Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.) Вырос лес, белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (Морозный узор на окне.)
Baz
43 - 01.02.2016 - 04:58
1 февраля — Макарьев день, Громница



Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут «Свjетло».
Посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления детей.
Громница напоминает в разгар зимы нам о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света - как ярая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда. Славяне чествовали Маланьицу за то, что она даёт им надежду на скорейшую весну.
«Ой Додола-Додолюшка,
Перуница светлая!
Муж твой в походе,
Правь воеводит;
Дива в лесах,
Крышень - в небесах.
Сойди к славянам
Молнией рьяной!
У нас вдоволь хлеба –
Сойди к нам с неба!
У нас вдоволь соли –
Не лиши нас доли!
Сойди громливо,
Сойди счастливо,
Сойди красиво –
Честным людям на диво!
Додола славна,
На надежду дана!»
Какова погода первого числа - таков и весь февраль. Ясный, солнечный день - ранняя весна.
На Громницу капель - в весну раннюю верь, если метель разгуляется - долго будет погода метельная, до конца месяца.
Baz
44 - 02.02.2016 - 10:26
2 февраля — Ефимий Зимний

[img]https://resize.yandex.net/0_c53ea_bd97f1e0_M?url=https%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F16102%2F32819862.31e%2F0_c 53ea_bd97f1e0_M&width=222&height=0&typemap=gif%3Ag if%3Bpng%3Apng%3B*%3Ajpeg%3B&timestamp=1448622646& crop=no&enlarge=no&key=1b96168557937ead9bc9b3d35b8 d086b[/img]

На Макария да на Ефимия метель — вся масляна метельная.

Помело метлой на масляну, придет государыня метельная.

Завизжит метелица — всю неделю прометелится.

На Ефимья в полдень солнце — ранняя весна.

Второй день февраля весну показывает: солнечно — к красной весне, пасмурно — жди поздних метелей.

Ефимий против сурка, кому верить?

День сурка (англ. Groundhog Day) — традиционный народный праздник в США и Канаде, отмечаемый ежегодно 2 февраля. Считается, что в этот день нужно наблюдать за сурком, вылезающим из своей норы. По его поведению можно судить о близости наступления весны. Согласно поверью, если день пасмурный, сурок не видит своей тени и спокойно покидает нору — значит, зима скоро закончится и весна будет ранняя. Если же день солнечный, сурок видит свою тень и прячется обратно в нору — будет ещё шесть недель зимы.

Наряду с днём святого Валентина и днём святого Патрика этот праздник скоро прочно перекочует из-за границы к нам, перекочует и осядет. Причина во внезапной раскрутке, которая выгодна в первую очередь ночным клубам и ресторанам. «Сурок», «Валентин» и «Патрик» стали хорошими лейблами, зазывающими посетить то или иное заведение, так же как торгаш Санта Клаус, который говорит каждый Новый год «Йо-хо-хо! Купи!». Разве может Синий чудак Дед Мороз что-то продать? Нет, только подарить, вот и меняют ему кафтан на красный...

Однако мы отвлеклись. А хотелось рассказать просто интересный факт. Есть и русские традиции, связанные со 2 февраля, а почитали в этот день в России (однако ж, давно это было) некоего Ефимия. И приметы о погоде были точно противоположными тем, что иностранные, «сурковкие». Одно сходство — по этому дню точно так же примечали, какой будет весна.

Конечно, это всего лишь приметы, и вопрос о том кому верить каждый решит для себя сам. Сурок такой милый, пушистый, а Ефимий, кто это вообще такой? Да и имя странное, нет сейчас таких. А вы кому бы поверили? (с)
Baz
45 - 04.02.2016 - 05:15
4 февраля — Тимофей-полузимник

Тимофей-полузимник разрубает студеную зиму Пополам.
Начинаются тимофеевские морозы.
Если в мороз вспотели оконницы и рамы - жди потепления. Вверх по стеклу поднимаются узоры — к морозам, наклонились — к оттепели.
Если в этот день в полдень видно солнце, весна будет ранняя, если метет метель - вся неделя метельная. Чем больше выпадет снега, тем выше урожай зерновых.
Если с Крещения (19 января) трескучий мороз стоит неделю, потом следует неделя оттепели, а за ней - тимофеевские морозы, которые обычно сильнее крещенских, но держатся всего 2-3 дня, а потом устанавливаются легкие морозцы.
Гость
46 - 04.02.2016 - 05:51
==

Ап. Тимофея (ок. 97).
Baz
47 - 06.02.2016 - 06:44
6 февраля — Аксинья (Ксения) полузимница, полухлебница

Какова Аксинья, такова и весна.
Коли до Аксиньи-полухлебницы жита хватит, то до новых новин станет (останется) половина, а до корма (подножного) — треть.
Вёдро на полузимницу — придёт красная весна.
Метель на Аксинью-полузимницу — сметет корма.
Baz
48 - 07.02.2016 - 05:17
7 февраля — Григорий Богослов
В этот день наблюдают за погодой.
Каков день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы, а с полудня до вечера — предвещает другую половину.
Гость
49 - 07.02.2016 - 09:59
Свт. Григорий Богослов. В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие - григорианами, третьи - иоаннитами. По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры... [pravoslavie.ru].
Baz
50 - 08.02.2016 - 10:15
8 февраля — Ефрем, запечник, прибаутник, сверчковый заступник



Ha Ефрема ветер понесся — к сырому году.

В Ефремов день домовой глумится на дворах: для него ставят кашу на загнетке.

На Ефрема Сирина домового закармливают. Оставляя ему еду, говорят: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку», «Хо-зяинушка, батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води», «Дедушка-соседушка, люби мою скотинку», «Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко».

Русский крестьянин был твердо уверен в существовании домового, правда, в одних местах считали, что в доме хозяйни-чает домовой, а на дворе — дворовый, в других же такого разделения обязанностей не проводили, отдавая и избу, и двор, и все дворовые строения во власть одного домового.

Жители Вологодской губернии, по словам собирателей. прошлого века, «убеждены, что в каждом доме есть домовой живет он преимущественно в хлевах и поветях (сенниках), но разгуливает и по всему дому... Многие из крестьян рассказывают, что не раз слыхали, как домовой ходит по хлеву кормит лошадей и разговаривает с ними». «Домовой обязательно есть в каждом доме, без него и дом стоять не будет»,—заверяли смоленские крестьяне. «Домовой в каждой избе есть. Без этого нельзя»,—вторили им воронежцы.

Домовой обычно воспринимался как рачительный, заботливый хозяин, помогающий трудолюбивой, дружной семье; тех, кто плохо вел хозяйство, не заботился о чистоте и по-рядке, ленился, он пугал, по-своему вредничал, пытался проучить. В Симбирской губ. рассказывали, что домовой, который живет в ладу с хозяевами избы, обязательно предупредит о могущем случиться несчастье: он стонет, плачет «под печкой или в переднем углу подпола и непременно басом — ух, ух, к худу». В Казанской губ. при переходе в новый дом приглашали с собой своего домового: «Домовой, домовой, не оставайся тут, а иди с нашей семьей».

Любопытно, каким представлялся домовой в разных уголках России. Для жителей Смоленской губ. это «седой старик с непокрытой головой, одетый в длинную белую рубаху»; в Вологодском крае — «небольшой старик с длинными седыми волосами и бровями, с сердитым выражением лица, кривыми ногами, тело, кроме рук с длинными когтями и лица, покрыто шерстью белого цвета»; орловский крестьянин уверял, что домовой — «черный, лохматый, здоровый, как медведь, на голове шапка»; на Русском Севере он являлся в облике хозяина того дома, где обитал, или же маленького старичка, покрытого шерстью, но мог принять вид кошки, собаки, мыши, даже тени на стене.

Про встречи с домовым рассказывали много, особенно в дни, гда по традиции его надо было задабривать, кормить.

«Я еще девчонкой была, а помню. Как-то в память все позапало. Лошаденка у нас тогда была. Наповадился к нам в стайку кто-то ходить да косичку заплетать. Вот как-то однажды дед пошел в сарай — у лошади опять заплетены косички. Он про себя говорит: «Наверно, домовой». А смотрит: старичок сидит. Он и говорит: «Сидишь?» А тот сжался, малюхонь-кий такой стал, да так тихонечко прокряхтел. А сам косу-то плетет.
Мать моя частенько тоже поговаривала, мол, уйдет куда-то, вернется —а в избе-то уж все прибрано».

«Это уж я своими ушами слышала. Построил в Травяной пади один наш мужичок зимовье. Скот там пасти, то, друго... Скотину перегнал. А перед тем попросился у домового:
— Хозяин, хозяин, пусти меня к себе и скотину мою пожалуй.
На ночь каши наварил полный горшок, сам не тронул, а на шесток домовому поставил. Ну вот. Загнал во дворы скотину, стал жить, пасти. И как-то раз дождь был. Он промок весь, к вечеру загнал во дворы, пошел, согрелся и уснул. Спит, вдруг кто-то его за плечо встряхнул:
— Хозяин, хозяин! А быки-то твои стамовик разбили, ушли вверх по паде!
Соскочил он. Выбежал: правда, дворы пусты. Он — на коня и вверх по паде. И уже в вершине догнал, заворотил» (Нерчинск.).

Вечером на Ефрема Сирина, кроме рассказов про домового принято было забавляться и разными прибаутками, слушать которые особенно любили дети.

«Сошлись два свата. Один из них и говорит другому: «Здорово, сват!» А тот на это отвечает ему: «По репу».— «Женил, сват, сына-то?» — «Тележки с две».—«Хороша ли неве-ста-та?» — «Доеду до деревни-то, так и ночую»,— отвечал сват, в самом деле глухой. «Тебе, сват, наплевать!» — «Зима-то долга: ребята съедят».— «Толкуй с глухим хоть до завтра!» — сказал сват и пошел своей дорогой».

Стучит, брянчит по улице.
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке —
Туды ж по дорожке.
— Куды, Фома, едешь,
Куды погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Робяток поить.
Baz
51 - 14.02.2016 - 09:48
Трифонов день. Трифон Звездистый. Трифон с кошкой.

Каков Трифон, таковы и оставшиеся дни февраля.
Февраль — месяц свадеб, девушки молились Трифону, чтобы он послал им жениха.
В старину на Руси заклинали мышей на Трифона, чтобы они не портили скирды.
Если ветер сильный и холодный, то и весна не будет баловать теплом, а лето будет дождливым.
Если на улице штиль, то весна будет тёплой.
Если небо на Трифона звездно — весна поздняя.
Звездопад на Трифона предвещает тихую весну.
Если под вечер небо покрывается туманным слоем прозрачного белого облака, то жди хорошую погоду.
Если на Трифона идёт снег — весна будет дождливая.
Если в Трифонов день холода начнутся — весна будет поздняя и холодная.
Гость
52 - 14.02.2016 - 10:01
охренеть))))))) как там в Библии - суеверие божественному огню будет...))))))))))трындец)))))
Гость
53 - 14.02.2016 - 10:03
Ребят, вы ж еретики)))))
Гость
54 - 14.02.2016 - 10:05
или даже чуть верующие? :) ))))))))
Гость
55 - 14.02.2016 - 16:30
С днём святого Трифона!

Baz
56 - 15.02.2016 - 05:22
15 февраля — Сретенье, Сустретьев день

Сретенье — зима с летом встретились. На этот день зима борется с летом: кому идти вперед,кому назад.

Сретенские морозы. Сретенские оттепели.

Солнце на лето, зима на мороз.

Покров не лето, а Сретенье не зима.

Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет.

У дня больше света, у ночи меньше стужи.

Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.

На Сретеньев день снежок — весною дожжок.

Снег метет через дорогу — будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя. Если в Сустретьев день по дороге несет снег, значит, в квашни поведет—уродится хлеб.

На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов, если в полдень — средних, если к вечеру — поздних.

Если на Сретенье петух напьется воды — наберется пахарь беды (зима будет еще долго продолжаться, почему хозяева берегут хлеб и пшено).

Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.

Если на Сретенье будет переметывать дорогу, зима протяжная.

Снег через дорогу передувает — сей просо; если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу.

По погоде в Сретенье судят также об урожае трав, для чего бросают поперек дороги палку и наблюдают: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги.

Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны.

В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, трясут деревья руками, чтоб были с плодами.

В Сустретьев день начинали закармливать племенных птиц и кормить кур овсом, утверждая: «Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом».

Тепло льды пятнает, старик шубу снимает.
Baz
57 - 16.02.2016 - 05:06
16 февраля — Симеон и Анна — расчинай починки, Власий

Починки — праздник, который издавна отмечается среди славян 16 февраля, на следующий день после того, как на Руси православными христианами отмечалось Сретение Господне. Починки не похожи на остальные праздники в привычном понимании этого слова, ибо суть его не в празднестве, а в труде. Характер праздника буквально передаёт не только его название — «Починки», но и вторая часть русской народной поговорки: «Готовь сани летом, а телегу зимой».

Починки - по сохе поминки.
Семен и Анна сбрую починяют.
Дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да борону столетнюю.
Варили саламат (мучную кашу) в знак предстоящей страды.
Наступило время ремонта и подготовки к весне полевого инвентаря.
Чтобы домовой не баловал, пока хозяева сбрую починяют, к лошади привязывали кнут, рукавицы и онучи: домовой их за хозяина примет и лошадь не тронет.
На Власия большие лужи. По 24 февраля бывает семь крутых утренников: три до Власия, четыре после Власия.
Baz
58 - 17.02.2016 - 10:11
17 февраля — Николай студёный

В народе день прозвали «Николай Студеный», поскольку 17 февраля обычно ударяют сильные морозы. Крестьяне старались не выходить из дома без особой надобности. Существовало поверье, что именно в этот день звери устраивали игрища, а потому, появляться на их пути было очень опасно. 17 февраля женщины старались переделать всю домашнюю работу. Они убирали в хлеву, ухаживали за животными, читали над скотиной специальные охранные молитвы, чтобы уберечь их от заблудших из леса зверей, что случалось достаточно часто. Также 17 февраля знахари заговаривали ветер, делали отвороты и привороты, лечили болезни поджелудочной железы и желудка.
Baz
59 - 18.02.2016 - 06:02
18 февраля — Агафья-коровница




Агафья-коровница, береги коров.

Агафья коров оберегает от болезней.

Агафья — коровница, береги коров.

Агафья коров оберегает от болезней.

Корова без клички — мясо.

Корова в тепле — молоко на столе.

У коровы молоко на языке.

Корова на дворе — харч на столе.

Корову палкой бить — молока не пить.

С маслом да со сметаной бабушкин лапоть съешь.

Избил дед бычка, да хватился молочка.

Сметану любить — коровку кормить.

Крестьянин скотинкой жив.

Животину водить — не разиня рот ходить.

Домашний теленок лучше заморской коровы.

Была бы корова, найдем и подойник.

КРОШЕЧКА-ХАВРОШЕЧКА (сказка)

Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся; к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглаз-ка» но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно — ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает как ей тяжко жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему Да. ли пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать» А коровушка ей в ответ: «Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь— все будет сработано». Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка —все готово: и наткано, и побелено, и покатано. Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.

Дивится старуха, зовет Одноглазку: «Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?» Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает: «Спи, глазок, спи глазок!» Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает: «Спи глазок, спи, другой!» Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет: «Спи, глазок, спи, другой!» — а об третьем забыла. Два глаза заснули, а третий глядит и все видит, все — как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу: «Режь рябую корову!» Старик так, сяк: «Что ты, жена, в уме ли? корова молодая, хорошая!» Режь, да и только! Наточил ножик...

Побежала Хаврошечка к коровушке: «Коровушка-матушка! Тебя хотят резать».—«А ты, красная девица, не ешь моего мяса: косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай». Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала; голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается.

Случилось раз — девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин — богатый, кудреватый, молоденький. Увидал яблочки, затрогал девушек: «Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучья косы расплетают; как ни бились, ни метаюсь—ручки изодрали, а достать не могли. Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать».

На Агафью коровья смерть ходит.В селениях Нижегородской губернии есть поверье, что на этот день пробегает по селам «коровья смерть», олицетворяемая в виде старой отвратительной женщины, имеющей руки граблями.

По случаю падежа скота или для предотвращения его существовал во многих местах России обряд опахивания деревни: собирались ночью скрытно все бабы в одних рубахах, с распу щенными волосами, брали в руки кто дубину, кто косу, на вдову надевали хомут без шлеи, запрягали ее в соху и гурьбой обходили деревню. Обязательно захватывали с собой петуха, кошку и собаку. Во время «опахивания» выкрикивали: «Смерть, смерть коровья — не губи нашу скотину; мы зароем тебя с кошкой, собакой и кочетом в землю!»
Baz
60 - 19.02.2016 - 05:09
19 февраля — Вукола-телятник

Во многих селениях есть обыкновение: когда телится корова, то по истечении двенадцати удоев, когда пройдет молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варят молочную некрутую кашу. Старшая в семействе женщина берет горшок этой каши, обкладывает его сеном и становит в чашку с овсом. Потом трижды поднимает чашку над головой и при каждом разе произносит: «На сто бычков! На тысячу телушек!» Затем, снявши приволоку, т. е. пленку, садятся за стол и едят. Этот обряд называется «моление молока», который обыкновенно совершается перед обедом. Сено и овес отдаются корове и телку, а приволока — одному теленку.
Baz
61 - 20.02.2016 - 10:26
20 февраля — Лука

На Руси на Луку пекли пироги с луком.
Полуденный ветер в этот день сулит добрый урожай яровых.
Baz
62 - 21.02.2016 - 06:00
21 Февраля - Захарий Серповидец.
Святцы называют Захария Серповидцем потому, что в одном из своих пророческих откровений, Захарий видел свиток, летающий по воздуху (напоминающий огромный серп).
На Захария крестьяне кропили серпы крещенской водой.
Глядели на Захария серпы на лето. Говорили в этот день: «Не тогда серпы точить, когда на жниво» идти.
В этот день крестьяне доставали заткнутый в притолоку серп, которым жали, и верили, что углядит Серповидец крестьянский серп — и наточит остро, и силу спорую в серп вдохнет.
Захарию-серповидцу молились бабы-жницы.
Подмечено, что чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте месяце.
Гость
63 - 21.02.2016 - 10:10


Прор. Захария Серповидец из 12-ти малых пророков (ок. 520 до Р.Х.).
Пророк Захария Серповидец - один из 12-ти малых пророков;
происходил из колена Левиина, в книге Неемии назван главою священнического рода.
Он был с юношеского возраста призван к пророческому служению и стал,
по дивному слову церковного песнопения, "зрителем премирных видений".
Именно в книге пророка Захарии содержатся вдохновенные подробности:
о пришествии Мессии (6, 12), о последних днях земной жизни Спасителя,
о входе Господнем в Иерусалим на молодом осле (9, 9),
о предании Господа за 30 сребреников и покупке на них земли горшечника (11, 12 - 13),
о прободении ребра Спасителя (12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7),
о затмении солнца во время крестных страданий Спасителя (14, 6 - 7) [pravoslavie.ru].
Baz
64 - 22.02.2016 - 05:07
22 февраля — Никифоры-Панкраты



На Никифора ночь темна — убегает зима.
Лаптев день: в этот день на Руси плели лапти.
Говаривали: «Не всяк Панкрат хлебом богат».
65 - 22.02.2016 - 09:06
64-Baz >спасибо. Очень итересно.)))
Ты так весь год будешь расписывать?
Гость
66 - 22.02.2016 - 11:27
Цитата:
Сообщение от Зима Посмотреть сообщение
Ты так весь год будешь расписывать?
можно заглянуть в хорар темы и кое-что там узнать по твоему вопросу))
67 - 22.02.2016 - 11:44
66-Tutschka >это в данном случае не интересно. Интресно намерение автора)
Гость
68 - 22.02.2016 - 12:13
67-Зима >намерение автора будет видно в хораре 99%...но раз не интересно...займусь гороскопами...
69 - 22.02.2016 - 12:29
68-Tutschka >не, давай хорар, а потом сравним с мнением автора)
Гость
70 - 22.02.2016 - 12:54
а знаешь...храр (как и всё что связано с автором, очень рабочий!) но..
в хораре солнце и меркурий стоят в 12м доме тайн...то есть автор не будет ничего говоритьо своем замысле сам и более того посчитает уместным оставаться "за кадром"...он некий кукловод как сказали бы или серый кардинал, хотя мне лично более импонирует образ человека "свыше" стоящего над ситуацией и имеющего на то весомые причины (например: личный обет с конкретно вложенным намерением)
поскольку асцендент карты в водолее, то можно сказать автор создал тему на волне национального духа, с целью придать силу и энергию славянскому эгрегору - Водолей это знак России, что он и делает максимально безлично.
Теперь второе...какой срок ...ээээ...__) вот тут надо быть осторожной (мне) потому что там где стоит тема духовоного намерения лучше не париться..а тоже занять место в сторонке и понаблюдать...
могу сказать что ведение данной колонки отразится на трансформации личности автора...ему многое откроется в себе и социуме..но денег не подарит...скорее он обретет внутренний стержень.
автору удачи)
Гость
71 - 22.02.2016 - 12:55
Цитата:
Сообщение от Tutschka Посмотреть сообщение
он обретет внутренний стержень
+духовную глубину...в нем появится понимание объема собственной личности...
Baz
72 - 23.02.2016 - 11:16
Девчата, сколько будет продолжаться эта тема, я не знаю. Скажем так — Как получиться. Тема вне рамок религиозных конфессий. Я уже не раз высказывал свою точку зрения по поводу того, что каждый видит в написанном то что хочет, а пишет исключительно о себе, не страшно будет и повториться, но тема о приметах, народных, из народа )
Работают приметы или нет, пусть каждый для себя решит сам. В том природном пространстве, в котором нахожусь я, приметы работают с поправкой на широту, в 90 %



23 февраля — Прохор и Харлампий

Пришёл Прохор да Влас — скоро весна у нас.
На Прохора и зимушка-зима заохает, а февраль бушует, но весну чует.
Baz
73 - 24.02.2016 - 06:26
24 Февраля - Власьев день.

Считалось, что именно на Власьев день начинаются три последних по-настоящему морозных дня. Хотя по другой версии, это были три дня до Власия и три дня после 24 февраля. Еще со времен язычества крестьяне очень почитали 24 февраля, поскольку именно 24 февраля предки поклонялись Велесу – богу, который известен как покровитель домашнего скота. Молились о здоровье домашних животных, о приплоде, приносили Велесу жертвы. И, несмотря на то, что православные каноны постепенно вошли в жизнь сельского жителя, все равно Власия считали покровителем скота, а 24 февраля величали не иначе, как «коровьим праздником». Старались в этот день особенно тщательно ухаживать за домашними животными, проводили различные обряды и даже предсказывали различные явления, обращая внимание на поведение скотины. Существовал обычай зарезать животных именно на Власия, 24 февраля. Верили, что жаркое на столе обязательно принесет счастье в дом. Однако ни в коем случае нельзя было 24 февраля резать именно корову, поскольку к ней на Руси отношение было особым – она была кормилицей для всей семьи.
Baz
74 - 25.02.2016 - 05:15
25 февраля — Мелетий и Алексий

Именно на Алексея старались промораживать семена, что сулило хороший урожай, поскольку семена «закалятся» и дадут лучшие всходы при посадке весной. Поэтому, зерно выставляли на мороз, а потом относили в теплое место. Верили, что так зерно закаляется и заряжается Божьей силой, поскольку Бог в этот день смотрит с небес на людей.

Для хозяек на Руси 25 февраля - особенный день. Верили, что если пряжу положить на снег, подержать ее на морозе, то работа будет спориться, а вещи, сшитые из такой пряжи, прослужат своим владельцам намного дольше. Кроме того, в старину знахари старались именно 25 февраля лечить испуг. Считалось, если человек испугался очень сильно, то исцелять его необходимо особым образом, иначе он впоследствии заболеет.
Baz
75 - 27.02.2016 - 07:08
27 февраля — Кирилл



Говорят, что Кирилл – указчик летней погоды. Старались удержать снег на грядках. Для этого выходили на огороды и утаптывали его. Крестьяне считали, что почва в таком случае будет более плодородной. Что касается работ в огороде, то в основном этим занимались женщины – они же и утаптывали землю, иногда привлекая к работе детей.

В старину день 27 февраля называли «Бабьими взбрыксами». Существовала традиция ходить 27 февраля в гости к бабам-повитухам, которые помогали роженицам разрешиться от бремени. Их угощали пирогами, сладостями, вином. Мужчины готовили для женщин особое пиво, смешивая его с водой, собранной из семи святых источников. Также пивом 27 февраля угощали и повитух, благодарили их за помощь в рождении детей. На столах 27 февраля обязательно стоял безалкогольный напиток на основе пряностей и меда. Говорили, что сны в ночь на 27 февраля являются вещими. Например, тарелка и горшок снятся к неудаче в крупных делах, рыба – к неожиданным вестям, кладбище - к долгой и счастливой жизни, часы – к временным трудностям, письмо – к расставанию с близким человеком, разговор по телефону – к неправдивым слухам, ребенок на руках – к стабильности и покою. Погоня 27 февраля снится к судебному разбирательству, а сумка сулит разорение.
Гость
76 - 27.02.2016 - 07:22
Цитата:
Сообщение от pravoslavie.ru

Равноап. Кирилла , учителя Словенского (869)
. . .
Baz
77 - 28.02.2016 - 05:36
28 февраля — Онисим-овчар



Говорят, что это время, когда зима на весну злится за то, что последняя прогоняет ее из своих владений. Именно поэтому, очень часто в такой день устанавливается не самая теплая погода. На Руси день 28 февраля всегда ожидали с большой радостью, потому что с его наступлением начинались проводы зимы. Иногда день этот выпадает на Масленицу – русский праздник, который предполагает множество развлечений. В любом случае, 28 февраля люди радуются тому, что весна уже на подходе. Также Онисима считают покровителем пастухов. Продолжали делать заговор на звезды. Для этого 28 февраля выходили на улицу и произносили особые заклинания. Также говорили, что в этот день нужно успеть защитить себя от злословия и сплетен – для этого читались специальные молитвы. Знахарки 28 февраля могут отчитывать мужей, которые бьют своих жен.
Baz
78 - 29.02.2016 - 11:11
29 февраля — Касьян завистливый, злопамятный, недоброжелатель, немилостивый, скупой



Чтобы как-то ублажить несговорчивого святого, самые осмотрительные хозяева три четверга в году его поминали, ставя свечку и молясь на Кассианов образ на седьмицкой, масленой и святой неделях. Не забывая при этом «чаркой угоститься и песней насладиться». Ведь на Руси испокон веку принято было пить и петь как в горе, так и в радости. В православном календаре этот последний зимний день посвящается памяти святого Иоанна Кассиана Римлянина. А в народе его просто Касьяном называют, добавляя обидные, но отнюдь не лишенные смысла прозвища: скупой, остудник, злопамятный, завистник, корыстник, немилосердный, немилостливый, недоброжелатель. С горечью и страхом отмечая: «Касьян на что взглянет - то вянет, скотина дохнет, а человек сохнет». Говорят, Касьян от того на целый мир зол, что его чтут редко, лишь раз в четыре года отмечая Касьяновы именины, да и то с опаской, считая этот день самым страшным в году. «Завистник Касьян - зол на крестьян, потому и худ приплод в високосный год».
Зинул Касьян на крестьян. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево—дерево сохнет.
Касьян на народ — народу тяжело; Касьян на траву — трава сохнет; Касьян на скот — скот дохнет.
Високосный год тяжелый на людей и на скотину.
Касьян все косой косит. Худ приплод в високосный год.

Новгородцы так объясняют, почему день Касьяна празднуется только раз в четыре года: «Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся...— вот почему и положено ему быть именинником через три года раз!»

В Вологодской губернии говорят, что Касьяну подчинены все ветры, он держит их на двадцати цепях за двадцатью замками. «В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор».
Baz
79 - 01.03.2016 - 07:45
30 февраля в 1930 и 1931 годах в СССР

В 1929 году в СССР предлагалось ввести советский революционный календарь, где каждая неделя имела бы пять дней (пятидневки) и каждый месяц длился бы 30 дней или ровно шесть недель. Оставшиеся 5 или 6 дней становились так называемыми "безмесячными каникулами"

Весна



Март - зимобор, протальник, сухий, берёзозол
Апрель - снегогон, зажги снега, заиграй овражки
Май - травник, травень



Март (лат. mensis Martius) — третий месяц Григорианского календаря, первый месяц староримского года, начинавшегося до реформы Цезаря с него. Своё название он получил в честь древнеримского бога войны Марса. Состоит из 31 дня.

Название «март» пришло в русский язык из Византии. В древней Руси, до начала XV века, март считался первым месяцем в году; когда год начали считать с сентября, он был седьмым; с 1700 — третий.

С марта месяца начиналось русское пролетие (весна, слово, вышедшее ныне из книжного употребления).

1 марта — Мариамна, Маремьяна праведная, Меремьяна-Кикимора (одноглазая), день Данилы, Ярило

Это был своеобразный перелом зимы, и с ним связано большое количество народных поверий и рассказов о духах. Так, 1 марта отмечается день Маремьяны-кикиморы. Маремьяна равнозначна языческим названиям Мармор, Марена, Маремьяна Праведная, Мааре. Этнографы до сих пор спорят о том, в каком календаре возможно было произведение смены праведницы и святой Мариамны, которая была сестрой апостола Филиппа, на Маремьяну-кикимору. В народе последнюю описывали по-разному, говорив о том, что это то ли уродливая старуха, то ли девушка с длинными черными волосами, черноглазая и белолицая. Считали, что Маремьяна – жена домового и хозяйка дома, которую можно было увидеть, например, в курятнике или бане. в одной из вологодских деревень рассказывали, что она «так мала и суха» что не выходит на улицу, боясь быть унесенной ветром». Славяне приписывали ей негативную роль и даже доказывали справедливость своих слов тем, что на Маремьяну практически всегда ударяли морозы. Говорили: «Теплый мартовский день обманчив», «Марток – надевай семь порток». «Кикиморой одноглазым» в той же Вологодчине называли камень с отверстием («куриный бог»), который здесь подбивали в курятнике для охраны птиц от кикиморы. Кикимора может жить не только в доме, но также в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике, в пустых строениях и далее, по мнению жителей Самарской губернии, в кабаке. Чаще всего кикимора по мелочам вредит обитателям дома, иногда помогает хозяевам, предупреждает о надвигающейся беде —выходит из подполья или плачет. "На святках рождает детей. Новорожденные вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, — это шулыканы".
В любом случае, даже несмотря на такую, отнюдь не радостную дату праздника, люди верили, что теперь, 1 марта, природа постепенно начинает оправляться от холодов. Для всех встреча весны была по-настоящему радостным событием. Поэтому, 1 марта проводились всевозможные гуляния. Предки считали 1 марта началом года, а потому, старались в этот день прославить бога плодородия - Ярилу. Даже после принятия христианства эта традиция частично сохранилась. Нельзя было 1 марта работать и делать домашние дела – полагалось радоваться и молиться богам. Так что, люди старались провести время весело, не обременяя себя заботами. Тем более что впереди был сезон полевых работ – успели бы еще нахлопотаться. Согласно преданию, в этот день, 1 марта, повесился Иуда, который предал Иисуса Христа. Поэтому, было положено молиться за близких людей, чтобы в роду не было самоубийц.

"После Крещения цыган шубу продает, а морозов жди на Афанасия-пучеглаза, на Федора-тирана и Меремьяну-Кикимору".
Baz
81 - 02.03.2016 - 05:02
2 марта — Фёдор Тирон

Обычно в этот день ударяли морозы, и впервые за прошедшие три месяца на небе появлялись кучевые облака. В православной церкви 2 марта почитают память святого Феодора Тирона и святой Мариамны. При жизни эти люди отличались добротой и благочестием, но удивителен тот факт, что впоследствии их образы трансформировались в негативных персонажей и стали частью славянской мифологии. Например, Феодор Тирон предстал в облике тирана, который в какой-то момент раскаялся и стал помогать людям. Поэтому, Феодору Тирону молятся о защите от разбойников, злых людей и преступников. Что касается святой Мариамны, то она впоследствии стала известна как жена домового, увидеть которую – к несчастью. Накануне, 1 марта, даже отмечается день Мариамны или день кикиморы. Люди верили, что это именно Мариамна похищает младенцев, а потому, очень многие приметы 2 марта имеют предостерегающий характер.

Нельзя смотреть на вечернее небо, иначе увидишь падающую звезду, что предвещает тяжелые болезни и смерть
Туман 2 марта – май будет холодным
Чтобы кикимора не докучала, в углу дома на ночь оставляют небольшой горшочек с кашей. Считается, что так ее можно задобрить
Над ребенком 2 марта читают молитву, а также вешают в изголовье кровати образ, чтобы защитить его от кикиморы Нельзя оставлять на ночь рукоделие, не помолившись над ним, потому что в противном случае, по примете, его может испортить жена домового
Если помолиться в этот день святому Феодору Тирону о пропавшем человеке или вещи, то вскоре они найдутся
Какой 2 марта будет погода, таким будет и все лето. С западной стороны плывут перистые облака – на следующий день будет дождь
Черные кучевые облака утром 2 марта – будет первый дождь в марте
Туман висит утром – примета того, что май будет холодным
Птицы возвращаются 2 марта из теплых краев – жди раннюю весну
Если незамужняя девушка выйдет в этот день на улицу и встретит женщину, значит, она найдет мужа в этом году.


К списку вопросов






Copyright ©, Все права защищены