К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Диалоги о движении

0 - 31.01.2024 - 01:05
Обмен частными мнениями по вопросам, связанным с движением и его особенностями, и конструкциям, осуществляющим это движение.


121 - 27.02.2024 - 12:36
Интересно, как классифицировать реактивные двигатели для сверхнизких орбит, воздухозаборником захватывающих атомы кислорода? Космическо-воздушно-электрореактивные? Для них есть устоявшееся название? Думаю над материалом о них. Но его трудно сформировать. Темы закрытые, технические требования и технологии никто не выкладывает в свободный доступ.
122 - 27.02.2024 - 13:02
Американский аппарат «Одиссей» закончит свою работу сегодня — так и не передав заметного объема данных

Вообще, исходя из сообщений Intuitive Machines, частной космической компании, создавшей «Одиссея», все могло быть гораздо хуже. Дело в том, что после наземных испытаний техник забыл активировать предохранитель, делающий штатные лазеры системы управления посадкой функциональными. От этого садиться пришлось с помощью импровизации — используя вместо штатных лазеров научную нагрузку уже для поверхности Селены.

Эх, опять человеческий фактор..
123 - 27.02.2024 - 13:40
Технику надо вставить предохранитель. И активировать его прямо в технике)
124 - 27.02.2024 - 14:42
122-Zingelshuher > в комментах к этой теме смотрю возникшую дискуссию. Любопытно)
125 - 28.02.2024 - 05:36
122-Zingelshuher >
Вот такое читаешь и возникает недоумение: а как же предстартовые проверки? Да там надо десять раз всё проверять-перепроверять!
126 - 28.02.2024 - 10:09
125-Ёроол Гуй >По всей видимости всё опять упирается в ограниченность бюджета, тем более это частники. Деньги были только на сделать, а на как следует проверить - уже не хватило.
127 - 28.02.2024 - 11:57
126-Zingelshuher >
Может быть и так. Космос это дело не только очень сложное, но и очень дорогое.
128 - 28.02.2024 - 15:51
2013, Протон с Глонассами
129 - 28.02.2024 - 16:14
128-KohaVasin > и что?
130 - 28.02.2024 - 16:31
Тоже возникает недоумение: а как же предстартовые проверки?
131 - 28.02.2024 - 16:37
Я бывало в начале стрелковой подготовки пару раз пытался выстрелить с предохранителем в небоевом положении. Пальцем ык, ык по спусковому крючку — а мишень уже ушла...) Потом прошло; глазами смотришь обстановку, а большим пальцем ощупываешь положение предохранителя. Циклограмму подготовки к старту надо детально прописывать, что тут скажешь. А потом выполнять.
132 - 28.02.2024 - 17:04
И софт проверять :)
Чтобы РБ не косячил при смене космодрома (Метеор-М №2-1 28 ноября 2017)
Кстати, завтра Метеор-М №2-4 запускать собираются.
133 - 28.02.2024 - 17:16
Да вообще чтобы крышки на заправочных горловинах топливных баков не забывали навинтить. Кто его знает...)
134 - 28.02.2024 - 18:05
И болты чтобы не на трамвайном заводе делали :)
135 - 28.02.2024 - 21:21
Я, видимо, немного погружусь в орбитальную баллистику крупногабаритных конструкций. Есть одна задача. Это отнимет время для частых заходов сюда, но продлится лишь до 8 марта. Буду заглядывать накоротке, возможно возникнет некоторое обсуждалово по отдельным моментам, по орбитальным станциям. Ну уж не обессудьте. )) Приветы и интересных обменов мнениями.
136 - 29.02.2024 - 08:58
Мимо: российский и американский спутники разминулись на орбите
Компания спутникового мониторинга LeoLabs сообщила, что два космических аппарата, находящиеся на орбите, на высоте около 608 километров, разошлись друг с другом, избежав столкновения. Расстояние между ними составило 20 метров.
https://naked-science.ru/

Интересно, 20 метров по вертикали или по горизонтали. Это разные угрозы.
137 - 29.02.2024 - 10:20
"Последняя моя встреча с самолетом Су-25 состоялась в марте 1985 года. На Тбилисском авиационном заводе военными была остановлена приемка самолетов. Целый полк готовых штурмовиков стоял на заводском аэродроме, но военные к ним не подходили: все чаще и чаще стал проявляться один и тот же дефект - некоторые из только что собранных машин при первом облете на восходящих маневрах непроизвольно переворачивались на спину. Потребовалось вмешательство ОКБ, и я вылетел в Тбилиси вместе с нашим летчиком-испытателем А. Исаковым и специалистами по динамике полета. Прежде всего мы затребовали данные по нивелировке самолетов и ужаснулись "ножницы" по углам закрутки концевых сечений крыла у некоторых самолетов превышали 3o. Это могло быть только следствием нарушения технологии. Я пошел по линии сборки крыла и был поражен тем, что заключительная операция - закрытие кессона крыла верхней панелью - производится не в стапеле, а на ложементах. Кроме того винты устанавливались не в шахматном порядке с постепенным уменьшением шага, а в строчку. Потребовал документацию и убедился, что новая технология сборки, значительно сокращающая трудоемкость, была санкционирована филиалом нашего ОКБ на ТАЗ. В результате этой новой технологии в конструкции возникали большие внутренние напряжения и крыло закручивалось. Мало того, не производился замер угла закрутки концевого сечения крыла относительно корневого и селекция (подбор) крыльев с близким значениями закрутки. Мы отобрали два самолета: "плохой" - с максимальным значением "ножниц", и "хороший" - с минимальным. Аэродинамики рассчитали значение перегрузки, при которой "плохой самолет" "ляжет на спину". Была составлена программа летных испытаний, предусматривавшая полеты нашего (А. Исаков) и военного летчиков. Испытания полностью подтвердили наши расчеты, причина валежки была установлена. Довольные тем, что все разрешилось, мы составили план мероприятий по доводке самолетов, военные возобновили их приемку. Но через два дня, уже перед самым отлетом домой, я зашел в цех сборки крыла и обнаружил, что там ничего не изменилось - крылья так и собирались по старой технологии. Я вызвал в цех директора завода и старшего военпреда... В такой ярости я видел В. Тордию в первый раз. Он громко матерился по-грузински и тряс за грудки начальника цеха. Технолог, на его счастье, отсутствовал, а то б и ему досталось. Столь суровые меры возымели свое действие - технология сборки была восстановлена. Как тут не вспомнить Павла Осиповича Сухого, утверждавшего, что конструктор, и прежде всего - отдела проектов, ответственен за свой самолет на любом этапе его создания. К сожалению, довести характеристики управляемости до тех, что мы получили на Т8-4, на последующих машинах нам не удалось. Каждый новый самолет вел себя непредсказуемо."
138 - 29.02.2024 - 10:38
130-KohaVasin > хм, неужели, у америкаецев тоже есть свои Рогозины и прочие "эффективные менеджеры"? )))
139 - 29.02.2024 - 10:47
У меня вопрос по поводу полетов к планетам-гигантам. К примеру, мы послали аппарат, взять пробу с Энцелада или Каллисто. Аппарат сел, взял пробу. Чтобы ему взлететь и вернуться на Землю, какую космическую скорость ему нкжно набрать? Втлрую для Энцелада или вторую для Юпитера/Сатурна?
140 - 29.02.2024 - 10:50
То есть, вопрос такой, а сможет ли, вообще, такой аппарат оторваться с орбиты планеты гиганта или он там уже навсегда?
Конечно же, речь про имеющиеся ЖРД, а не какие-нибудь фантастические двигатели будущего.
141 - 29.02.2024 - 20:45
Так спутник летит уже с соответствующей Юпитеру первой космической на высоте орбиты. Добавить до второй на той орбите и помахать ручкой.
142 - 29.02.2024 - 22:45
Цитата:
Сообщение от KohaVasin Посмотреть сообщение
с соответствующей Юпитеру первой космической на высоте орбиты.
Правильнее назвать орбитальной скоростью. Ибо первая космическая по определению относится к поверхности небесного тела, в этом, именно в этом, на поверхности, и заключается смысл первой космической. В покидании тела, а оно происходит на поверхности.
143 - 29.02.2024 - 23:30
До весны полчаса. Прикольное время, с учётом редкого дня сегодня. Раз в четыре года такие последние полчаса зимы.
144 - 29.02.2024 - 23:44
Про сверхзвуковую весну писал много, не буду повторяться. Но она подходит уже к нашей долготе, в виде накатывающейся полуночи и с ней смене времён года. Уже прямо близко к нам линия полуночи и фронт весны.
145 - 01.03.2024 - 07:44
142-Куэнка > по... как правильно. Я написал как понятней, чтобы не растекаться мыслью с доп. пояснениями.
146 - 01.03.2024 - 11:14
Ну, то есть, нужно набрать вторую космическую именно для основного тела? Для Юпитера или Сатурна.
И, выходит, вовсе не факт, что с нынешними двигателями это возможно?
147 - 01.03.2024 - 11:45
145-KohaVasin > да, можно и так, в общем. Тоже так иногда делаю, упрощаю для понятности.
148 - 01.03.2024 - 22:16
146-Ёроол Гуй
А потихоньку спираль раскручивать, как индусы в перелёте к Луне боролись с Землёй. Куэнка наводку давал на эффект Оберта, помогающий в таких случаях.
149 - 02.03.2024 - 22:02
148-KohaVasin >Точно. Двигатель не при чем. И слабенький подойдёт. Он же не с основной планеты будет взлетать. Правильной баллистикой надо решать задачу. А я обзор про станции HERачу... Заглянуть некогда.
150 - 03.03.2024 - 14:21
Москва. 3 марта. INTERFAX.RU - Запуск американского корабля Crew Dragon, в состав экипажа которого входит космонавт "Роскосмоса" Александр Гребенкин, к Международной космической станции (МКС) перенесен на 4 марта по московскому времени из-за неблагоприятных погодных условий, сообщило NASA.

Первоначально запуск должен был состояться 1 марта, затем старт назначался на 2 марта в 23:16 по времени Восточного побережья США (3 марта в 07:16 по Москве).

Запуск корабля с помощью ракеты Falcon 9 компании SpaceX к МКС теперь планируется осуществить в воскресенье в 22:53 по времени Восточного побережья США (в понедельник в 06:53 по Москве) со стартового комплекса 39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде.

В состав международного экипажа миссии Crew-8 помимо Гребенкина входят астронавты NASA Мэттью Доминик, Майкл Барратт и Дженнет Эппс. Они проведут на станции около шести месяцев.
151 - 03.03.2024 - 20:57










152 - 03.03.2024 - 21:08
Оставшиеся отобранные снимки МКС, а именно Интегрированной ферменной конструкции. Этим гигантским силовым элементом (общая длина 100 м) элементом из алюминия и нержавеющей стали МКС конструктивно существенно отличается от станции Мир. На снимках виден масштаб МКС, как мне кажется. Например, опорные поворотные крепления солнечных панелей - насколько они крупные в реальности.

И насколько насыщенна всякими устройствами сама ферменная конструкция. Каждую отдельную ферму привозил Шаттл отдельным полётом, потом ферма монтировалась к другим фермам, и к привезённому элементу подключались все устройства, включая солнечные панели ( все прикреплены к фермам), радиаторы охлаждения модулей и солнечных панелей ( солнечные панели имеют жидкостное охлаждение), и пр. и пр. Например, гиродины, управляющие ориентацией МКС, тоже размещены в фермах. И хотя Интегрированная ферменная конструкция негерметичная, она покрыта всякими матами, панелями, и трубопроводы внутри неё (аммиак и пр.) и кабели защищены от воздействия излучения и микрометеоритов.
153 - 03.03.2024 - 21:26
Можно добавить, что на этот ферменный скелет МКС приходится 30% всей массы станции - он весит 134 т. Для сравнения: масса всего российского сегмента МКС в общей сложности составляет 17 % (или одна шестая часть) от общей массы МКС, или 76 т.
154 - 03.03.2024 - 22:15
149-Куэнка, возник вопрос: в какую сторону раскручивать спираль?
Еретическая мысль: одесную или ошую в сторону Юпитера, чтобы он своей гравитацией помогал поднять апоцентр и с меньшими затратами топлива позволил разорвать эллипс в параболу. Ну типа "оверсан" от незабвенного штурмана Крутикова. :)
155 - 03.03.2024 - 23:00
Понятно, что для минимизации надо начинать обращение вокруг Юпитера в том же направлении, что и орбитальное движение естественного спутника. А дальше задача оптимизации распадается на варианты, определяемые параметрами этого спутника: каковы его орбитальная скорость, радиус, направление вращения, период суточного обращения, широта точки старта и соответственно линейная скорость точки старта. Взлетать со спутника надо в азимуте его линейной скорости, чтобы проще оторваться от спутника. Насколько она окажется велика и как окажется направлена, и определит выбор начала оборота вокруг Юпитера: ближе к Юпитеру (между спутником и Юпитером, то есть ниже орбиты спутника) или дальше от Юпитера (выше орбиты спутника). Расклад может радикально меняться от сочетания этих начальных факторов. Цель - при векторном сложении орбитальной скорости спутника и линейной скорости точки старта получить наибольшую орбитальную скорость относительно Юпитера. Она может сложиться как ближе к Юпитеру, чем спутник, так и дальше от него, выше спутника. По максимальной скорости и выбирать начальную орбиту.

Но допустим, теоретически/гипотетически/фантастически, орбитальная скорость относительно Юпитера будет одинаковой и ниже, и выше спутника. Тогда как выбрать? Тоже задача распадается на два решения. Они определятся двумя параметрами: насколько большая разность высот у этих двух вариантов (то есть насколько разный потенциал гравитационного поля у этих высот), и насколько много осталось добавить скорости для отлёта. Если много, то лучше сжигать ближе к Юпитеру, используя эффект Оберта главным образом. Если немножко скорости осталось добавить, а разность высот небольшая, то проще использовать верхнюю орбиту. Но это интуитивно и может оказаться на проверку ошибочным мнением. Для обоих случаев лучше сделать расчет по балансу энергий: сколько даст экономии энергии чистый перепад высот (с верхней орбиты потребуется меньше характеристической скорости для отлёта), и сколько добавочной характеристической скорости даст эффект Оберта, но при этом одновременно отнимет меньшая высота. Это определится разностью гравитационного потенциала на большей и меньшей высоте. Так что нужно учитывать ещё, насколько близко к центру поля происходят события, и насколько существенный между верхней и нижней орбитой разность поля.

В общем случае, без начальных условий, я бы однозначного ответа не дал - начальные условия могут ответ поменять и так и этак. Надо задаваться всеми начальными параметрами задачи и считать конкретный баланс энергий.
156 - 04.03.2024 - 06:35
И все равно фигня получается.
Уйдя от Юпитера на его второй орбитальной, это ж сколько топлива потребуется тормозить потом до первой космической Земли.
Напрасно старушка ждёт сына домой :(
157 - 04.03.2024 - 09:10
Не так и много. Во-первых, на гиперболы возле Земли будут любопытные вещи: если, например и допустим, изменить скорость в перигее гиперболы на 300 м/с, то это уменьшит гиперболической остаток скорости (то есть саму гиперболическую перелетную скорость) на 1200 м/с. Так что тормозить в перигее гиперболы можно гораздо эффективнее, чем далеко на подлёте.
А если нужна посадка на Землю, то можно и не гасить гиперболическую скорость, входить в атмосферу сразу на ней.
158 - 04.03.2024 - 09:26
Цитата:
Сообщение от KohaVasin Посмотреть сообщение
Уйдя от Юпитера на его второй орбитальной, это ж сколько топлива потребуется тормозить потом до первой космической Земли.
Строго говоря, нисколько. Вторая космическая/орбитальная - это орбита убегания. Она означает, что тело бесконечно далеко удалится от планеты и покинет его поле тяготения. Но! - там и остановится, не имея остатка скорости. Поэтому вторую космическую никогда не используют на практике, а только гиперболические, на которых остаётся остаток скорости, становящейся перелётной скоростью. Он называется гиперболическим избытком скорости. И может составлять и 10 м/м, и 1 км/с, и 10 км/с - сколько оставят для перелёта.

А до первой космической Земли тормозить не надо - можно около Земли перейти, например, на высокоэллиптическую орбиту. В перигее скорость на ней может намного превышать первую космическую Земли. И тем не менее тело уже будет на околоземном эллипсе, правда, высоком. И далее апогей можно постепенно снижать, выходя на круговую околоземную орбиту нужной высоты, меняя перигей и апогей.
159 - 04.03.2024 - 09:27
Про эту физическую, баллистическую суть параболы ( второй космической ) и гипербол уже рассказывал популярно, рекомендую освежить), если интересуют эти дела:
Гиперболический путь Perseverance
https://naked-science.ru/article/cos...olicheskij-put

Глава "Кривые поражения и победы":
"А при равенстве удельных энергий скорости и тяготения? Разность их даст ноль — удельная орбитальная энергия тела нулевая, е = 0. Здесь не побеждает никто: скоростное тело улетает в бесконечность, но там и останавливается; а гравитирующий партнер останавливает скоростное тело, но бесконечно далеко, вне пределов своей хватки. И не может подтянуть его к себе оттуда. Патовая ситуация. И это вторая космическая скорость: быстрое тело покинет гравитационное поле тяжелого, уйдя бесконечно далеко, но действием этого поля в итоге остановится и перестанет быть бегуном.

Какова будет форма этой тропы абсолютного равенства? Приближаясь к ней с разгоном тела, эллиптическая траектория получает все более высокий и далекий апогей, высшую точку орбиты. И когда апогей поднимется в бесконечность — произойдет разрыв эллипса. Орбита станет незамкнутой кривой — параболой.

Параболическая орбита делит все орбиты на до и после, разделяя бесконечность эллипсов и бесконечность гипербол, дальнейших разомкнутых траекторий с преобладанием энергии движения. Это очень тонкая грань, чисто расчетная; для поверхности сферического гравитирующего тела парабола только одна, в отличие от бесчисленного множества замкнутых эллипсов и такого же бесчисленного множества разомкнутых гипербол. Для параболической орбиты во всех ее точках скорость всегда равна скорости убегания от гравитирующего тела. Чуть меньше энергии — и полет замкнется в эллипс. Чуть больше энергии — полет уйдет в бесконечность и там продолжится."
160 - 04.03.2024 - 09:36
Цитата:
Сообщение от KohaVasin Посмотреть сообщение
Уйдя от Юпитера на его второй орбитальной, это ж сколько топлива потребуется тормозить потом до первой космической Земли.
А так вопрос мне понравился. :) его можно использовать как провокационный вопрос-подвох, проверяя у курсантов понимание физической сути второй космической скорости (или скорости убегания). :))


К списку вопросов






Copyright ©, Все права защищены