![]() |
[quote=Альфа Икс;35826551]Вот с таким "уклонением" от оси стартовой колонны стартует Делта-IV[/quote]Нет тут смещения. Вообще. Надо различать визуальное смещение вследствие выбранной оператором точки съёмки, и смещением в процесс движения в трубке траекторий. |
[quote=Terek;35826932]Наклона на 10 градусов по вашему видео нет на самом деле, там очень малый наклон. В пределах 2 градусов[/quote] Та песец, слепота наступила у тебя на масковский кивок, что ли? Или тебе раскадровку надо, чтоб воотчию представить и момент кивка, с тем что факел вообще на 30 градусов отклонился чтоб его скомпенсировать? Ладно, я так понял что объяснить на деле ты нихрена не можешь, а свовеса твои тот самый пустопоржний треп, о котором речь раньше и была. Так что давай по фактическим результатам - Ангара прошла успешно первый |
[quote=Злобный;35827141]я так понял что объяснить на деле ты нихрена не можешь[/quote]Первым спросили причину у вас. Конкретно. Если вы признаете, что ответа у вас нет - я поясню, повторюсь, мне не сложно. [quote=Злобный;35827141]с тем что факел вообще на 30 градусов отклонился чтоб его скомпенсировать?[/quote]А это уже чистый бред. Мало того, что по видео (плохонькому, кстати) этого нет (там есть боковые выбросы дренажа, которые не создают тяги). Вы просто явно не знаете [b]предельные[/b] границы углов отклонений оси сопел тяговых двигателей. Такие углы отклонения, о которых вы пишете, доступны, пожалуй, только ракетам-перехватчикам, которым оно понятно для чего нужны... |
243-Terek > Ага, тебе Маск лично всю телеметрию скинул что ты так уверенено гонишь пургу? А уж за "боковой выброс дренажа" это ваще даже не 5 а все 25, направленое дренирование это нечто новое в ракетостроении! :)))))))) А вот подача большего количесва топлива в 2-4 "Мерлина" с одного бока - вот тебе и факельный выброс, и очень надо сказать своевременный, завал был знатный. |
[quote=Злобный;35828147]направленое дренирование это нечто новое в ракетостроении[/quote]А есть ненаправленное?! Чудны дела твои, Господи! Вы что - никогда ЖРД не видели? Трубка дренирования [b]одна[/b]. Мне неизвестны схемы с несколькими или ненаправленными точками дренирования. Каким же чудом дренаж может быть ненаправленным?! Вы это... перестаньте нести столь откровенный бред. Скучно же уже становится. |
245-Terek > Чудо в том, что дренаж факела у ЕДЕНИЧНОГО двигателя ну никак не может бытьт в разных местах, а вот у группы ИЗ 9 ДВИГАТЕЛЕЙ просто обязан быть выведен осисимметрично. А факелок-то на съемке с отдной стороны! так что пЕшЫ ИЗЧО. |
[quote=Злобный;35828994]Чудо в том, что дренаж факела у ЕДЕНИЧНОГО двигателя ну никак не может бытьт в разных местах, а вот у группы ИЗ 9 ДВИГАТЕЛЕЙ просто обязан быть выведен осисимметрично[/quote]Чудо из чудес в том, что дренаж - это почти всегда [b]направленное[/b] явление, [b]независимо от того, сколько там камер сгорания[/b]. Ненаправленным он будет [b]только при равенстве давления в дренаже всех двигателей[/b]. Что статистически маловероятно. Дренаж же всегда - направлен в одну сторону (какую именно - это вопрос отдельный). Ибо он в большинстве своём суть следствия асимметрии давления подачи компонентов, и, чтобы она не привела к асимметрии тяги - его сбрасывают. Асимметрия давления = асимметрия дренажа = визуальная асимметрия факела. Асимметрия выливается в направленность, естественно. Потому дренаж всегда, собственно, так хорошо и видно. |
Ладно, поскольку Злобный по сути заданного (не мной) ему вопроса молчит, а его компетенция ясна уже, поясню немного я. Заранее извиняюсь за многословность, но я вижу, что некоторые тут не понимают. Хотя всё просто. Суть в том, что РН при старте выполняет сразу несколько косвенных задач (относительно основной - набора скорости и выхода на основную траекторию), выполнение которых выливаются в некоторые девиации динамики её движения. Задачи это прежде всего обеспечения безопасности старта. Потому что мощь и температура продуктов горания способна натворить многое (видели бы вы старт после запуска Энергии!), а нерасчётное движение самой РН в горизонтали способно запросто... ну, ладно,в общем, понятно, что опасно это. Т.е., по простому - взлетать РН должна максимально безопасно для тех, кто остаётся на грешной Земле. Даже если пойдёт не так что-то. Механизмы же увода РН тягой двигателей могут попросту не сработать (на первых секундах - запросто, и для их инициации нужна определённая высота). Одним из первых следствий является выработанное правило контролируемого "заваливания" оси РН относительно горизонтали пускового основания. В сторону, противоположную (в большинстве случаев, но не всегда - строго) расположения пусковой (заправочной, инженерной - они разные бывают) башни. Достигают это несколькими способами. Например, наклонением самого основания пуска (просто и надёжно), или асимметрией тяги, или просто сразу при старте убирают башню подальше от потенциального греха совокупления с телом РН (для тяжёлых РН сие сложно, там быстро убрать можно только часть - захваты там, инженерные стыковки и прочая). Т.е. если падать - то падай вот сюда, а стартовый комплекс стоит дороже самой РН в несколько раз. Этот стартовый крен требуется устранять - потому есть иногда явные "качания" оси, неспециалистами принимаемые за неполадки. Потом есть ветер. Порой весьма крепкий (при старте упомянутой мной выше на картинке Энергии с Полюсом - ветер был в пределах 10-20 м/с). Что из основного... а, точно! Нагрузка. Асимметрия ЦМ и аэродинамики оной. Иногда это очень значимо. Как показательный пример - посмотрите на ту же Энергию. Полюс, особенно сбоку, особенно с массогабаритными параметрами, не соответствующими расчётному там Бурану (кстати, пуск Энергии с Бураном закономерно был намного "ровнее", любой может убедится). В общем, это тоже надо компенсировать. Тягой, векторами. Неидеальность и запаздывания реакции приводят как раз к пляске и смещению. Теперь о компенсации. Старт - тяжёлый процесс. И тяговооружённость многих РН на старте низкая (точнее, минимально допустимая по границам). Ибо тяговооружённость выливается в худшие энергетические параметры вывода ПН, а это деньги. Во что выливается малая тяговооружённость? В слабые (предельно рассчитанные) возможности РН по компенсированию всего этого добра. Потому РН и сильно "гулять" может, смещаясь относительно проекции точки старта. Где это не так? Упомянутые выше перехватчики (да и военные старты, те же МБР), которые стартуют так резво, и с такой дикой тяговооружённостью, что пятки могут оставить на старте. У них вы этих гуляний почти не найдёте (почти и не везде, потому что, например, для миномётных стартов порой возмущения таковы, что там даже их тяговооружённость приводит к заметным пляскам). В общем это основное. Пляски эти должны происходить... ну, у специалистов это называется трубка траекторий (в артиллерии кстати, допустимые траектории движения снаряда при выходе из ствола называют пучком или снопом траекторий), в общем, это некоторый трёхмерный объём радиус-вектора вращения относительно идеально рассчитанной траектории (частность - вертикальной). Пока ты в трубке - беспокоиться нечего. Стабильное и явное наклонение РН, когда она уже значимо выше пусковых инженерных сооружений - являются уже частью вывода на нужное наклонение запуска (с каждого космодрома доступно не одно, а целый веер оных), но это уже немного иное, там проще. |
[quote=Terek;35829673]видели бы вы старт после запуска Энергии![/quote] А можно подробней? Где увидеть? Что почитать? |
[quote=Злобный;35828994]у группы ИЗ 9 ДВИГАТЕЛЕЙ просто обязан быть выведен осисимметрично[/quote]Кстати, вы и тут неправы. Никто никому не обязан этого. Дренаж выводят так, чтобы он был с одной стороны РН. Сознательно, аха... Даже в случае того же симметричного по расположению сопел Флакона. Почему и зачем - подумайте на досуге... |
248-Terek > Вот ради этого и стоит продолжать читать этот форум. Спасибо за интересный пост. |
250-Terek > Я тут на досуге подумал и советую тебе Маска сместить и быстренько в его кресло запрыгнуть. А то он что-то в последнее время стал не слишком сильно по ушам кататься, видимо хватает и реальных успехов чтоб просчеты закрывать. А по поводу твоей писанины... Если б все было так ЗАРАНЕЕ предсказуемо то и нафик все эти запуски испытательные... Посчитал, прикинул палец к жопе - и давай, стартуй! :)))) А на счет военных запусков... Ты абсолютно забываешь про то что в военной сфере надобность в регламентируемой нагрузке практически никакая, все с такими запасами что выдерживает выплев ракеты из шахты взрывом, а только потом включаются маршевые двигатели. Представляю, что остантся при взрывном старте с ИСЗ из серии Евростаров, на которые прям таки жестко требуют перегруз не более 4G, иначе ничего не гарантируют! :)))) В общем, сотрясение воздухОв продолжается - а по факту конкретных отклонений в конкретных запусках такая "вода" не прокатывает, поскольку фактическая сторона запуска лежит в сейфах за кучей замков, а без нее сотряс воздухОв и не более того. И уж тем более смешны рассуждения за дренаж газогенераторов в одном направлении - это при том что функциолал у дренажа не только охлаждение сопла, но и как управление по крену. А в этом случае для многодвигательной системы направить дренажи в одну сторону - убрать нахрен это самое управление по крену. Так что напиши Маску - он лох, с тобой забыл посоветоваться когда свой девятидвигательный Флакон компоновал - развернул, панимаш, дренажки наружу у всей группы! А срань с его первым Флаконом-1 была именно потому, что он задумал креном управлять через перемещаемый выхлопной патрубок. На 9 Флаконе уже система выхлопа фиксирована жестко, и крен с ЛЮБОЙ стороны устраняется соответственно использованием конкретного пихла из группы. |
Ну Злобный у нас типа спец...Чичас навалит ебуков полный вагон.... Да фигня с твоей Ангарой..... Кстати речка вроде ничего, Чукча по ней плавал. |
[quote=Чукча;35831965]Ну Злобный у нас типа спец...[/quote] Этого не отнять , коллега Lomma и Фотона... |
Мне кажется, что весь этот всплеск флуда по поводу отклонения/уклонения или персональных наездов на Злобного - только ради того, чтобы утопить в абсолютно несущественной болтовне реально существенные факты по состоявшемуся событию : - новая российская ракета "родилась" и успешно полетела - новая ракетная (модульная) технология в России - уже на стадии фактической реализации - перспективы развития космических технологий имеются и над ними успешно работают Я нисколько не сомневаюсь, что телеметрия свежесостоявшегося пуска выдаст разработчикам кучу информации - где еще сыровато, где надо доработать ... В том числе может быть и по уклонению/отклонению. Я лично, как чайник, вообще не возьмусь судить что есть нормально или ненормально - только на уровне агрегированного конечного результат. Из некоторого common sence и опыта - сильно бы поостерегся доверять мнению заведомо маск-ангажированного (или как говорят американцы - biased attitude) Terek-а насчет Ангары. Примерно так же, уже на профессиональной основе, я совершенно не принимаю к рассмотрению мнение фанатов Linux по поводу Windows и наоборот. Нюансы ракетных технологий - это темы для реальных профи. Вот пусть они и обсуждают там где положено. Важно - что успешное начало положено, есть что анализировать, и есть кому и над чем работать. Было бы странно обсуждать тонкости и школы эндоскопической хирургии в стандартной обывательской среде. |
[quote=Альфа Икс;35834071]новая ракетная (модульная) технология в России [/quote] Тут пока рано что то говорить. В модульном варианте Ангара не летала. Также примечательно что до полета Ангары потцреоты хаяли модульную технологию Фалкона. |
То 255: Т.н. "маск-аганжированность" объясняется очень просто. Проекты Маска - это новое в космонавтике, шаг вперёд. А вот в Ангаре нового - кот наплакал. Это всего лишь попытка реализации старых идей (создание тяжелой модульной РН классической схемы) в новых условиях и на новом технологическом уровне. Причём попытка - третья по счёту, после провала Н1 и успеха Энергии, убитой распадом СССР. Я искренне рад за наших ракетчиков, но восторгов понять не могу. |
[quote=aivariz;35834791] ... Также примечательно что до полета Ангары потцреоты хаяли модульную технологию Фалкона. [/quote] Я не знаю, кто такие потцреоты и чего они хаяли. Но Фалкон не является ни лидером ни зачинателем перспективной технологии модульных ракет. В данном случае я имел в виду технологические возможности "переменного" состава используемых двигателей в ракете в зависимости от планируемой нагрузки. Первые и уже работающие - американские Делты и Атласы - лень выяснять кто из них первый. Можно еще упомянуть Ариан - но та летает так редко, что и вспомнить то сложно. Мне кажется, что постоянное (и часто не к месту) и по-любому поводу вылизывание Маска удивляет и раздражает не только меня. Такое ощущение, что своим "агрессивным маркетингом" себя любимого он уже достал даже НАСА. |
Terek, вы пересказали общие сведения, которые можно почерпнуть в популярной литературе. Конкретно по пуску Ангары ни слова. После слива воды в сухом остатке остается: - плоско-параллельный уход Ангары вбок (именно вбок, а не наклон-кивок подальше от башни) изначально заложен в программу - низкая тяговооруженность на старте даже для заброса груза всего лишь на Камчатку - нормальное явление Так? На сайте Хруничевцев дают цифры тяга двигателя Рп = 2080 кН (212,6 т.с.) стартовый вес ракеты приблизительно 171 тонна [url]http://www.khrunichev.ru/main.php?id=102[/url] [url]http://www.khrunichev.ru/main.php?id=44[/url] Я никакой ракетчик, но при таких цифрах стартовать должна была резвее. PS Я нисколько не сомневаюсь, что телеметрия свежесостоявшегося пуска выдаст разработчикам кучу информации - где еще сыровато, где надо доработать. Может программу уточнят. Может керосин ослиной мочой разбавлять перестанут. Это все рабочие моменты. С очередной победой, друзья. Слава России! |
[quote=VanDerGraaf;35834911] То 255: Т.н. "маск-аганжированность" объясняется очень просто. Проекты Маска - это новое в космонавтике, шаг вперёд. А вот в Ангаре нового - кот наплакал. Это всего лишь попытка реализации старых идей (создание тяжелой модульной РН классической схемы) в новых условиях и на новом технологическом уровне. Причём попытка - третья по счёту, после провала Н1 и успеха Энергии, убитой распадом СССР. Я искренне рад за наших ракетчиков, но восторгов понять не могу. [/quote] 1) довольно большая когорта местных "любителей космоса" просто не в состоянии выдавить из себя - "Ангара успешно стартовала" - очевидно в предвкушении возможности громко завопить "про..ли все полимеры"; всего навсего - "успешно" - какое там уж про "восторг"; при этом умудряются пиарить "превосходство Маска" даже без малейшего повода 2) попробуйте перечислить, что нового в ракете Маска, чего не было до него? ЖРД? расчет многоступенчатости по формулам Циолковского? 3) Ангара - просто новая; как серия новых КАМАЗ-ов - которые дают новые возможности по сравнению с заслуженным но старым ЗИЛ-ом и естествено превосходят его |
[quote=Злобный;35830746]И уж тем более смешны рассуждения за дренаж газогенераторов в одном направлении[/quote]Так, стоп. А где я говорю за дренаж [b]именно продуктов газогенераторов[/b]? Или вы думаете, что в ЖРД только одна единственная дренажная система? А о дренаже избытков заправки баков не слышали? А о дренаже [b]и дожиге[/b] избытков давления компонентов топлива? Речь (весьма конкретно) о тех красивых факелах, которые очень часто проявляются явно в факелах двигателей. Отчего они есть, и чем образованы. И у двигателей [b]закрытой схемы - они есть тоже[/b]. Хотя, и уж это-то даже школьникам раньше на астрономии давали (нам - давали), закрытая схема - это впрыск дренажа газогенератора напрямую в камеру сгорания. Завеса же и прочая в закритике сопла - это открытая схема (Флакон как раз), а на Протоне, и на Ангаре - двигатели закрытого цикла. Но на них эти факелы тоже есть. Когнитивного диссонанса не возникает? Дренаж газогенеретароных газов завесы вы вообще не различите в пламени (специалисты - да, и то, нужно хорошее увеличение и в определённом спектре смотреть). Визуально виден (и очень ярко и мощно порой), и всегда - направленно - дожиг компонентов топливных. Избытки балансов. Использовать его в завесе или маневровых нельзя по причине нестабильности. Сейчас есть избыток в системе дренажа, а через секунду его нет, а ЖРД - это очень точно рассчитанный баланс компонент. Результат работы газонератора там использовать можно (хотя и непросто), но дренаж избытков системы, вызванных нестабильностью работы реальных систем - это совсем другая песня, которая стоном зовётся. Это просто сбрасывают через клапаны, иногда дожигают... [quote=Альфа Икс;35834071]сильно бы поостерегся доверять мнению заведомо маск-ангажированного (или как говорят американцы - biased attitude) Terek-а насчет Ангары[/quote]Экий вы предусмотрительный. Заранее стелите соломку, оберегая души младых сих от тлетворного влияния? ;-) А я хоть где-то в теме отзываюсь [b]негативно[/b] о технической стороне Ангары? Или даже - не технической её стороне? Вы правы в том, что серьёзные технические вопросы (как и вопросы перспективности самой платформы) поднимаются на других форумах, и на некоторых из них я, в меру скромных сил, участвую. Здесь же я просто проясняю некоторые общие моменты ракетной техники. Причём весьма и весьма общие, не касаясь деталей, конечно. А здесь - действительно, достаточно общего факта - Ангара полетела. Лёгкая. Таки. Впрочем, если угодно, могу и покритиковать-таки. Причём можно даже совершенно без технических аспектов. Впрочем, вы так настойчиво дискредитируете моё imho (заранее!), что вашей fidei явно не нужен promotor. |
[quote=VanDerGraaf;35834911]Проекты Маска - это новое в космонавтике, шаг вперёд[/quote]Структурно, на уровне технических принципов - нет. Пока. Организационно, финансово, используя новейшие технологические достижения - да. |
[quote=KohaVasin;35835077]Конкретно по пуску Ангары ни слова.[/quote]Ну да. А зачем людей нервировать? Если брать общее - причина плоско-параллельного движения в данном конкретном пуске - низкая тяговооружённость на старте и "задумчивость" СУ. Но в рамках допустимого. [quote=KohaVasin;35835077]тяга двигателя Рп = 2080 кН (212,6 т.с.)[/quote]В вакууме - да. На уровне земли, в штатном режиме - 196, в момент отрыва от стола естественно ещё меньше. [b]Реальную тягу[/b] (и её динамику) двигателя любой желающий может просчитать через вертикальное ускорение РН на основе её массы (балансом расхода массы в первые секунды можно пренебречь). |
То 262: Я правильно понимаю вас (и Альфа Икс), что в попытках Маска разработать полностью многоразовую тяжелую РН и в проекте "Grasshopper" вы не видите ничего нового? |
[quote=KohaVasin;35835077]плоско-параллельный уход Ангары вбок (именно вбок, а не наклон-кивок подальше от башни) изначально заложен в программу[/quote]Вы точно прочитали то, что писал выше? Да, там ничего нового, любой то же самое может нарыть в Сети, я просто это дал в одном месте, чтобы не лазить другим, выискивая по крупицам. В программу закладывают [b]не само движение[/b], а компенсацию различных возмущающих факторов. По куче алгоритмов. Выльется ли это в плоско-параллельное движение, и в какой степени - в программе нет, поверьте. Иногда выливается. Иногда - нет. Если характеристики движения в рамках допустимого - причин для волнений нет. |
[quote=VanDerGraaf;35836136]То 262: Я правильно понимаю вас (и Альфа Икс), что в попытках Маска разработать полностью многоразовую тяжелую РН и в проекте "Grasshopper" вы не видите ничего нового?[/quote] VTVL очень давняя тема. Очень. Мечта многих ракетчиков. И в железе попыток было немало. На уровне [b]принципов[/b] - Маск не делает ничего нового. Но [b]конкретное воплощение[/b] (пока, будем честны - только попытки, но движется он весьма хорошо и планомерно) давней задумки (очень многих его предшественников по области) в реальном железе, конкретные технологические новшества, что ему приходится применять, и прочая - конечно новое. |
264-VanDerGraaf > Просто, понимаете, надо отделять мясо конкретных котлет от кулинарных моментов новых технологических принципов. |
248 "Одним из первых следствий является выработанное правило контролируемого "заваливания" оси РН относительно горизонтали пускового основания" 265 "В программу закладывают не само движение, а компенсацию различных возмущающих факторов" ... Вы определитесь, нужно ли контролируемо заваливать или только компенсировать. |
[quote=KohaVasin;35836584]Вы определитесь, нужно ли контролируемо заваливать или только компенсировать.[/quote]А что мешает заложить и первое, и второе? Закладывается в программу не движение, закладываются действия увода и компенсации, которые в некоторых частных случаях могут привести к этому движению. Они не цель алгоритма, они - следствие. Если движение это в норме, следствие признаётся незначащим. Приведёт ли реализация алгоритма к плоско-параллельному движению - СУ ни сном ни байтом, уверяю вас! |
Ну в общем-то да. В репортаже об Ангаре, начиная с 11:34, хорошо видно, как ракета компенсирует возмущающее воздействие ветра боковым сносом, а не изменением направления оси, отчего напоминает собаку, бегущую боком. Интересно, как находясь в воздухе, ракета определяет направление ветра относительно земли? [url]http://www.vesti.ru/only_video.html?vid=608799[/url] |
| Текущее время: 04:11. Часовой пояс GMT +3. |