0
- 30.06.2013 - 18:11
|
Господа знающие, уточните пожалуйста разницу. В инете разницы между не видят. А она вроде должна быть. Или я не права?
| |
1
- 30.06.2013 - 23:18
| нам в школе сказал "родственные слова, то есть однокоренные". больше ничего нового по этой теме не слышала | |
Модератор 2
- 01.07.2013 - 19:40
|
откровенно говоря, вообще такого "термина" не помню. значит, в универе не попадался. более ранние учения уже не помню, видимо :) в нет не полезу, причислю себя к не-знающим :) 0-Zalivkresta >а почему в июле понадобилось это знать? репетиторствуете? или много лет мучит? :) | |
3
- 01.07.2013 - 22:32
|
2-Ахулита > Доброй ночи! Ну, вот, а я вас так ждала! Хны-ы-ык... Делаю дочке большую тетрадь с правилами по р/яз. Занимаемся с ней (уже традиционно) летом по русскому, математике и англ. яз. Все ничего, но чую, что правила она не усваивает по русскому, знания их обрывочно-выборочные. Решила собрать их за 3 года и систематизировать. Учебников нет, потому подглядеть некуда. Инет и справочники только. Вот зависла на данной теме, потому как помню, что разница там была какая-то (по учебнику Виноградовой), а в инете эту разницу не видят. Оттого и спрашиваю здесь сведущих в предмете. | |
Модератор 4
- 02.07.2013 - 08:35
| 3-Zalivkresta >Простите, что не оправдала надежд :) Полагаю, что подобные нюнсы могут объяснить именно учителя. Я честно потом все же полазила немного в нете, но увидела, исесьно, то же, что и вы :) А мой ЛЭС лежит дома у мамы. Хм, надо забрать.. | |
5
- 03.07.2013 - 14:20
| А вы таки надеялись на каникулы? | |
6
- 03.07.2013 - 14:22
| 3-Zalivkresta >Поясняю. Мыло и мойка - это родственные слова, но отнюдь не однокоренные. А когда-то были однокоренные, просто накатила тотальная москализация и все. | |
7
- 03.07.2013 - 15:56
| 6-Меркурий > Спасибо. Собственно в вашем примере это видно. В таком примере: красота, красить, красный, прекрасный - однокоренные они и родственные или не так? | |
8
- 03.07.2013 - 17:52
| 7-Zalivkresta >Они однокоренные, но не родственные, кроме первого и последнего. | |
9
- 03.07.2013 - 17:57
| 8-Меркурий > Наконец-то хоть что-то. Отсюда следует, что родственные слова близки по смыслу, а у однокоренных это не обязательное условие? Или не так? | |
10
- 03.07.2013 - 19:51
|
9-Zalivkresta >Давайте по порядку. Однокоренные слова - это те слова, у которых общий корень. В вашем примере этот корень "крас". Но слова "красный", "прекрасный" и "красить" не связаны общим смыслом, т.к. первое слово означает конкретный цвет, второе - эстетическую оценку, третье - действие по нанесению защитного покрытия безотносительно к его цвету. Поэтому они не родственные. А вот слова "белый" и "белить", "черный" и "чернить" не только однокоренные, но и родственные, т.к. в слово "белить" указывает именно на действие, связанное с белым цветом, а "чернить", соответственно, с черным. И даже "очернять" в данном случае родственное слово, хотя его значение утратило физический смысл, оставив лишь переносный, но оно связано с черным цветом! Выходит, что родственность слов обеспечивается: 1) общим корнем (необходимое условие); 2) фактом производности одного слова от другого (достаточное условие). В парах белый-белить, черный-чернить глагол является производным от прилагательного, а в паре красный-красить - нет. | |
11
- 03.07.2013 - 20:02
|
Примеры родственных слов: 1. Красить - краска. 2. Красный - краснеть. 3. Прекрасный - красота - красить (в значении украшать). | |
12
- 03.07.2013 - 20:05
| И не мудрено! Некоторым учениям тыщи лет. | |
13
- 03.07.2013 - 21:27
| 10-Меркурий >11-Меркурий >12-Меркурий > Огромное вам спасибище! Все ясно и понятно теперь. | |
14
- 08.07.2013 - 11:36
|
10-Меркурий > Ага, а как действовать в следующем случае? Лес Лесной Лесник Лесочек В лесу За лесом. У детей во 2 классе был такой список, и они как-то умудрялись делить их на родственные и однокоренные. А во втором варианте слова были: Река Речной Речка У реки Еще чего-то связано с рекой, не помню... И вы, Zalivkresta, раз всё так поняли, подключайтесь :-) | |
15
- 08.07.2013 - 16:36
|
14-lollapalyzza > В первом случае однокоренные все, кроме слова лесник - оно родственное. Во втором примере все однокоренные, а вот что-то, что вы не смогли вспомнить скорее всего было родственным словом. | |
16
- 09.07.2013 - 20:56
| Извините, но чему родствен лесник? А то звучит как один я не в ногу. | |
Модератор 17
- 10.07.2013 - 08:33
| *усиленно молчу и готовлю базу для опровержения или подтверждения* | |
18
- 10.07.2013 - 13:16
| 16-mcAvity > Оно не связано общим смыслом с остальными. Лесник имеет отношение к определенной профессии, остальные слова имеют смысловое отношение к большому кол-ву деревьев, растущих на определенной территории (к лЕсу). Вроде так. | |
19
- 10.07.2013 - 19:11
|
IMHO, слова, перечисленные в #14 (в каждой группе), - однокоренные, потому что имеют один и тот же корень (с чередованием согласных). Родственные слова - это слова с разными, но родственными по происхождению корнями. Например: дым - дуть - надменный (последнее по происхождению является причастием от старых форм глагола "дуть" - дъму, дъмеши, дъмутъ); слово и слава; прямой и правильный; святой и светлый и т.п. | |
20
- 13.07.2013 - 12:30
|
Люди! Я вас ввела в заблуждение! Писала по памяти, а сейчас посмотрела, в задании надо было поделить слова на однокоренные и формы слова. И слова такие: реки, речка, рекой, речной, речушка, до реки. Образец: родственные слова - лес, лесной, лесник, лесничий, лесовичок. Форма одного и того же слова - лес, леса, лесом, о лесе, в лесу. | |
21
- 13.07.2013 - 16:20
| 20-lollapalyzza > Скажите, учебник Виноградовой был? | |
22
- 16.07.2013 - 09:27
| 21-Zalivkresta > Ага, УМК "Начальная школа ХХI века" по Виноградовой. А задание - итоговая контрольная. В этих учебниках (ни по русскому, ни по матем.) никаких правил нет. Всё приходится добывать самим, ужас! | |
23
- 18.07.2013 - 23:20
| В программе средней школы родственные и однокоренные - синонимы. Не забивайте ребёнку голову нюансами. А вот научить отличать формы одного и того же слова (изменена категория числа, падежа, рода, лица, времени...) и однокоренные слова надо всенепременно. Обязательно обращайте внимание, что только приставки и суффиксы (или их отсутствие) образуют новые однокоренные слова, а окончание - показатель формы. | |
24
- 18.07.2013 - 23:24
|
Лес В лесу За лесом - формы одного и того же слова ЛЕС. Лес Лесной Лесник Лесочек - однокоренные (родственные) слова. | |
25
- 19.07.2013 - 07:30
| 23-Ольха > Если Вы преподаватель, то Вашим ученикам можно позавидовать. | |
26
- 19.07.2013 - 16:12
| 23-Ольха > Это в интернете они синонимы, а в выше указанной школьной программе за 2-ой класс - нет. | |
27
- 20.07.2013 - 00:39
| Дочь учится в гимназии по программе Виноградовой. Закончила 2 класс, перешла в 3-ий. Нет там этих различий. Я уж начала переживать, что я не в теме: позвонила учителю и уточнила. Учитель подтвердила синонимичность терминов. Во 2 классе детей учили различать омонимы, многозначные слова и родственные слова. Возможно, именно это сбило вас с толку. Например: кисть винограда и кисть руки - многозначность, а лук (оружие) и лук (овощ) - омонимы. Корни одинаковые, но лексическое значение разное! Эти слова не являются однокоренными/родственными. Отличить омоним от многозначного слова легко: в толковом словаре омонимы даются в разных словарных статьях, а многозначные слова толкуются в одной словарной статье под разными номерами (1. ..., 2. ..., 3...) Родственные(однокоренные) слова даются в одном словообразовательном гнезде. | |
28
- 20.07.2013 - 00:41
|
Ещё. Сравните: начальная форма глагола=неопределённая форма глагола=инфинитив. Новый термин для обозначения старого понятия))) Вас в школе учили (и я учила)))), что есть бессуффиксальный способ образования, сейчас этот способ называется бессуффиксный; возвратный постфикс -ся в некоторых программах называется частицей; частицы -то, -либо, -нибудь называют суффиксами. | |
29
- 20.07.2013 - 00:54
| Интернет - это огромная виртуальная библиотека современных учебников. Выбирайте ссылки на компетентные источники. | |
30
- 20.07.2013 - 00:59
|
Шайтан-интернет выдал))) Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой Содержание программы 2 класс (170 ч) «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч) Фонетика (10 ч) Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-1 глухости. Слог. Ударение. Перенос. Слово и предложение (6 ч) Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. Состав слова (19 ч) Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов. Лексика (22 ч) Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч) Правописание жи — ши. ча — ща. чу — шу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка). Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок. «Развитие речи» (34 ч) Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенным планам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание повествование, рассуждение — их особенности Повторение (5 ч) Резервные уроки (16 ч) (с) | |
31
- 20.07.2013 - 01:11
|
Нужное выделила, подчеркнула. Нет даже намёка на отдельную категорию "Родственные слова". К концу обучения во 2 классе учащиеся должны: различать: звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; слово и предложение; слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета; предложения по цели высказывания; предлоги и приставки (на уровне правописания) выделять, находить: корень, суффикс, приставку, окончание; лексическое значение слова в толковом словаре; многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы; основную мысль текста; решать практические задачи: составлять слово по заданной словообразовательной модели; подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста; исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей); применять правила правописания: гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу); заглавной буквы в изученных случаях; безударных проверяемых гласных в корнях; звонких и глухих согласных в корне; словарных слов, определённых программой; разделительного мягкого знака. | |
32
- 20.07.2013 - 12:27
| 29-Ольха > Выбирайте ссылки По каким критериям? | |
33
- 20.07.2013 - 12:32
| 31-Ольха > Этот план у меня есть. Но я помню минимум пару упражнений по д/з во втором классе и одно в 3-ем, где в задании нужно было разделить слова на родственные и однокоренные. Как-то так. И почему-то крутится в голове эта разница сродни той, что объяснял Меркурий. | |
34
- 20.07.2013 - 12:33
| 32-Zalivkresta > - я о компетентности. | |
35
- 20.07.2013 - 12:38
| 33-Zalivkresta > Так Меркурий и писал об омонимах (омофонах и омографах) и многозначных словах и их дифференциации с однокоренными=родственными словами! | |
36
- 20.07.2013 - 12:44
|
Корень слова Главная морфема в слове - это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить'. Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст-. Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями. Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия. Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол'. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник' - не выражен ни одной из морфем. Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти. Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть - раз-у-ть, агит-ирова-ть - агит-ациj-я. По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы - идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д. Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос-; 2) нос, носовой, носик, носище, переносица - корень -нос-. Слова с омонимичными корнями однокоренными (родственными) не являются. | |
37
- 20.07.2013 - 12:50
| 34-Zalivkresta > Выбирайте академические издания и словари, а не форумы. | |
38
- 20.07.2013 - 15:27
| 35-Ольха > Вообще-то о том, как из цепочки однокоренных выделить родственные. | |
39
- 20.07.2013 - 15:29
| 37-Ольха > В словарях мне не встречалась информация по интересующему меня вопросу. Это теория. Поэтому интересно мнение филологов в данном разделе форума. | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |