Форум на Kuban.ru (http://forums.kuban.ru/)
-   Языкознание (http://forums.kuban.ru/f1153/)
-   -   Родственные и однокоренные слова. (http://forums.kuban.ru/f1153/rodstvennye_i_odnokorennye_slova-4427393.html)

Zalivkresta 30.06.2013 18:11

Родственные и однокоренные слова.
 
Господа знающие, уточните пожалуйста разницу. В инете разницы между не видят. А она вроде должна быть. Или я не права?

Zanzara 30.06.2013 23:18

нам в школе сказал "родственные слова, то есть однокоренные". больше ничего нового по этой теме не слышала

Ахулита 01.07.2013 19:40

откровенно говоря, вообще такого "термина" не помню. значит, в универе не попадался. более ранние учения уже не помню, видимо :)
в нет не полезу, причислю себя к не-знающим :)
0-Zalivkresta >а почему в июле понадобилось это знать? репетиторствуете? или много лет мучит? :)

Zalivkresta 01.07.2013 22:32

2-Ахулита > Доброй ночи! Ну, вот, а я вас так ждала! Хны-ы-ык...
Делаю дочке большую тетрадь с правилами по р/яз. Занимаемся с ней (уже традиционно) летом по русскому, математике и англ. яз. Все ничего, но чую, что правила она не усваивает по русскому, знания их обрывочно-выборочные. Решила собрать их за 3 года и систематизировать. Учебников нет, потому подглядеть некуда. Инет и справочники только. Вот зависла на данной теме, потому как помню, что разница там была какая-то (по учебнику Виноградовой), а в инете эту разницу не видят. Оттого и спрашиваю здесь сведущих в предмете.

Ахулита 02.07.2013 08:35

3-Zalivkresta >Простите, что не оправдала надежд :) Полагаю, что подобные нюнсы могут объяснить именно учителя. Я честно потом все же полазила немного в нете, но увидела, исесьно, то же, что и вы :) А мой ЛЭС лежит дома у мамы. Хм, надо забрать..

Меркурий 03.07.2013 14:20

[quote=Ахулита;31108746]а почему в июле понадобилось это знать? [/quote]А вы таки надеялись на каникулы?

Меркурий 03.07.2013 14:22

3-Zalivkresta >Поясняю. Мыло и мойка - это родственные слова, но отнюдь не однокоренные. А когда-то были однокоренные, просто накатила тотальная москализация и все.

Zalivkresta 03.07.2013 15:56

6-Меркурий > Спасибо. Собственно в вашем примере это видно. В таком примере: красота, красить, красный, прекрасный - однокоренные они и родственные или не так?

Меркурий 03.07.2013 17:52

7-Zalivkresta >Они однокоренные, но не родственные, кроме первого и последнего.

Zalivkresta 03.07.2013 17:57

8-Меркурий > Наконец-то хоть что-то. Отсюда следует, что родственные слова близки по смыслу, а у однокоренных это не обязательное условие? Или не так?

Меркурий 03.07.2013 19:51

9-Zalivkresta >Давайте по порядку. Однокоренные слова - это те слова, у которых общий корень. В вашем примере этот корень "крас". Но слова "красный", "прекрасный" и "красить" не связаны общим смыслом, т.к. первое слово означает конкретный цвет, второе - эстетическую оценку, третье - действие по нанесению защитного покрытия безотносительно к его цвету. Поэтому они не родственные.
А вот слова "белый" и "белить", "черный" и "чернить" не только однокоренные, но и родственные, т.к. в слово "белить" указывает именно на действие, связанное с белым цветом, а "чернить", соответственно, с черным. И даже "очернять" в данном случае родственное слово, хотя его значение утратило физический смысл, оставив лишь переносный, но оно связано с черным цветом!
Выходит, что родственность слов обеспечивается:
1) общим корнем (необходимое условие);
2) фактом производности одного слова от другого (достаточное условие).
В парах белый-белить, черный-чернить глагол является производным от прилагательного, а в паре красный-красить - нет.

Меркурий 03.07.2013 20:02

Примеры родственных слов:
1. Красить - краска.
2. Красный - краснеть.
3. Прекрасный - красота - красить (в значении украшать).

Меркурий 03.07.2013 20:05

[quote=Ахулита;31108746]более ранние учения уже не помню, видимо[/quote]И не мудрено! Некоторым учениям тыщи лет.

Zalivkresta 03.07.2013 21:27

10-Меркурий >11-Меркурий >12-Меркурий > Огромное вам спасибище! Все ясно и понятно теперь.

lollapalyzza 08.07.2013 11:36

10-Меркурий > Ага, а как действовать в следующем случае?
Лес
Лесной
Лесник
Лесочек
В лесу
За лесом.
У детей во 2 классе был такой список, и они как-то умудрялись делить их на родственные и однокоренные.
А во втором варианте слова были:
Река
Речной
Речка
У реки
Еще чего-то связано с рекой, не помню...
И вы, Zalivkresta, раз всё так поняли, подключайтесь :-)

Zalivkresta 08.07.2013 16:36

14-lollapalyzza > В первом случае однокоренные все, кроме слова [em]лесник[/em] - оно родственное.
Во втором примере все однокоренные, а вот что-то, что вы не смогли вспомнить скорее всего было родственным словом.

mcAvity 09.07.2013 20:56

Извините, но чему родствен лесник? А то звучит как один я не в ногу.

Ахулита 10.07.2013 08:33

*усиленно молчу и готовлю базу для опровержения или подтверждения*

Zalivkresta 10.07.2013 13:16

16-mcAvity > Оно не связано общим смыслом с остальными. Лесник имеет отношение к определенной профессии, остальные слова имеют смысловое отношение к большому кол-ву деревьев, растущих на определенной территории (к лЕсу). Вроде так.

йцукeн 10.07.2013 19:11

IMHO, слова, перечисленные в #14 (в каждой группе), - однокоренные, потому что имеют один и тот же корень (с чередованием согласных).
[em]Родственные [/em]слова - это слова с разными, но родственными по происхождению корнями. Например: [em]дым - дуть - надменный[/em] (последнее по происхождению является причастием от старых форм глагола "дуть" - дъму, дъмеши, дъмутъ); [em]слово [/em]и [em]слава[/em]; [em]прямой [/em]и [em]правильный[/em]; [em]святой [/em]и [em]светлый [/em]и т.п.

lollapalyzza 13.07.2013 12:30

Люди! Я вас ввела в заблуждение! Писала по памяти, а сейчас посмотрела, в задании надо было поделить слова на [b]однокоренные[/b] и [b]формы слова[/b].
И слова такие: реки, речка, рекой, речной, речушка, до реки.
[em]Образец:[/em] [b]родственные слова [/b]- лес, лесной, лесник, лесничий, лесовичок. [b]Форма одного и того же слова [/b]- лес, леса, лесом, о лесе, в лесу.

Zalivkresta 13.07.2013 16:20

20-lollapalyzza > Скажите, учебник Виноградовой был?

lollapalyzza 16.07.2013 09:27

21-Zalivkresta > Ага, УМК "Начальная школа ХХI века" по Виноградовой. А задание - итоговая контрольная. В этих учебниках (ни по русскому, ни по матем.) никаких правил нет. Всё приходится добывать самим, ужас!

Ольха 18.07.2013 23:20

В программе средней школы родственные и однокоренные - синонимы. Не забивайте ребёнку голову нюансами. А вот научить отличать формы одного и того же слова (изменена категория числа, падежа, рода, лица, времени...) и однокоренные слова надо всенепременно. Обязательно обращайте внимание, что только приставки и суффиксы (или их отсутствие) образуют новые однокоренные слова, а окончание - показатель формы.

Ольха 18.07.2013 23:24

Лес
В лесу
За лесом - формы одного и того же слова ЛЕС.

Лес
Лесной
Лесник
Лесочек - однокоренные (родственные) слова.

йцукeн 19.07.2013 07:30

23-Ольха > Если Вы преподаватель, то Вашим ученикам можно позавидовать.

Zalivkresta 19.07.2013 16:12

23-Ольха > Это в интернете они синонимы, а в выше указанной школьной программе за 2-ой класс - нет.

Ольха 20.07.2013 00:39

Дочь учится в гимназии по программе Виноградовой. Закончила 2 класс, перешла в 3-ий. Нет там этих различий. Я уж начала переживать, что я не в теме: позвонила учителю и уточнила. Учитель подтвердила синонимичность терминов. Во 2 классе детей учили различать омонимы, многозначные слова и родственные слова. Возможно, именно это сбило вас с толку. Например: кисть винограда и кисть руки - многозначность, а лук (оружие) и лук (овощ) - омонимы. Корни одинаковые, но лексическое значение разное! Эти слова не являются однокоренными/родственными. Отличить омоним от многозначного слова легко: в толковом словаре омонимы даются в разных словарных статьях, а многозначные слова толкуются в одной словарной статье под разными номерами (1. ..., 2. ..., 3...) Родственные(однокоренные) слова даются в одном словообразовательном гнезде.

Ольха 20.07.2013 00:41

Ещё.
Сравните: начальная форма глагола=неопределённая форма глагола=инфинитив. Новый термин для обозначения старого понятия))) Вас в школе учили (и я учила)))), что есть бессуффиксальный способ образования, сейчас этот способ называется [em]бессуффиксный[/em]; возвратный постфикс -ся в некоторых программах называется частицей; частицы -то, -либо, -нибудь называют суффиксами.

Ольха 20.07.2013 00:54

[quote=Zalivkresta;31380343]Это в интернете они синонимы,[/quote]
Интернет - это огромная виртуальная библиотека современных учебников. Выбирайте ссылки на компетентные источники.

Ольха 20.07.2013 00:59

Шайтан-интернет выдал)))
Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Содержание программы

2 класс (170 ч)

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (57 ч)

Фонетика (10 ч)

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-1 глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение (6 ч)

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.

Состав слова (19 ч)

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. [b][u]Корень слова. Однокоренные слова.[/u][/b] Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика (22 ч)

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. [b][u]Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы[/u].[/b]

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.



«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (58 ч)

Правописание жи — ши. ча — ща. чу — шу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы.

Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка).

Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-.

Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-.

Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

«Развитие речи» (34 ч)

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.

Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам.

Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.

Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и абзацев.

План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенным планам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание повествование, рассуждение — их особенности

Повторение (5 ч)

Резервные уроки (16 ч) (с)

Ольха 20.07.2013 01:11

Нужное выделила, подчеркнула. Нет даже намёка на отдельную категорию [b]"[u]Родственные слова[/u]"[/b].
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

различать:
звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
слово и предложение;
слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
предложения по цели высказывания;
предлоги и приставки (на уровне правописания)


выделять, находить:
корень, суффикс, приставку, окончание;
лексическое значение слова в толковом словаре;
многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы;
основную мысль текста;

решать практические задачи:
составлять слово по заданной словообразовательной модели;
подбирать заголовок к данному тексту, озаглавливать собственный текст, определять по заголовкам содержание текста;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:
гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
заглавной буквы в изученных случаях;
безударных проверяемых гласных в корнях;
звонких и глухих согласных в корне;
словарных слов, определённых программой;
разделительного мягкого знака.

Zalivkresta 20.07.2013 12:27

29-Ольха > [em]Выбирайте ссылки[/em] По каким критериям?

Zalivkresta 20.07.2013 12:32

31-Ольха > Этот план у меня есть. Но я помню минимум пару упражнений по д/з во втором классе и одно в 3-ем, где в задании нужно было разделить слова на родственные и однокоренные. Как-то так. И почему-то крутится в голове эта разница сродни той, что объяснял Меркурий.

Zalivkresta 20.07.2013 12:33

32-Zalivkresta > - я о компетентности.

Ольха 20.07.2013 12:38

33-Zalivkresta > Так Меркурий и писал об омонимах (омофонах и омографах) и многозначных словах и их дифференциации с однокоренными=родственными словами!

Ольха 20.07.2013 12:44

Корень слова

Главная морфема в слове - это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить'. Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст-.

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду, очень, увы, многие собственные существительные, называющие географические названия.

Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол'. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник' - не выражен ни одной из морфем.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней в языке 6ольшинство. Те корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть - раз-у-ть, агит-ирова-ть - агит-ациj-я.

По некоторым примерам художественной, публицистической литературы и разговорной речи может сложиться впечатление, что возможны слова, состоящие только из приставок или суффиксов, например: «Демократизмы, гуманизмы - идут и идут за измами измы» (В. В. Маяковский). Но это не так: в подобных случаях суффикс превращается в корень и вместе с окончанием или без него образует имя существительное. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т.д.

[u][b]Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов:
1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик - корень -нос-;
2) нос, носовой, носик, носище, переносица - корень -нос-.

Слова с омонимичными корнями однокоренными (родственными) не являются.[/b][/u]

Ольха 20.07.2013 12:50

34-Zalivkresta > Выбирайте академические издания и словари, а не форумы.

Zalivkresta 20.07.2013 15:27

35-Ольха > Вообще-то о том, как из цепочки однокоренных выделить родственные.

Zalivkresta 20.07.2013 15:29

37-Ольха > В словарях мне не встречалась информация по интересующему меня вопросу. Это теория. Поэтому интересно мнение филологов в данном разделе форума.


Текущее время: 12:53. Часовой пояс GMT +3.