0
- 04.01.2022 - 03:04
| С раздела ЖВ. Там ещё Кан и значок огня не поленился, добавил.) До чего доводит ненависть.)
| | |
1
- 04.01.2022 - 03:07
| Как-то на полосе нижнетагильского аэродрома, ныне известного как Салка, а раньше Сокол, в самом начале его работы, садился Як-52. Аэродром был постороен в самом начале 60-х, для прежде всего полка самых первых высотных стратосферных истребителей Су-9. Но там был и авиаремонтный завод Тышевского, и ещё отдельный испытательный полк бомбардировщиков. Позже были Ту-16, а так, в начале, и Як-25. | | |
3
- 04.01.2022 - 03:11
| Як-25 был старый реактивный самолёт, с двумя двимгателями под стреловиным крылом, напоминавший компоновочно ещё первые английские "Глостер-метеоры", но сверхзвуковой уже, конечно. Скошенное крыло, острый "стеклянный" нос. Там впереди сидел штурман, он же штурман-бомбардировщик, а сверху него пилот, обозревавший пространство из обычной кабины, ипилотировавший самолёт до захода на цель - тогда применение оружитя брал на себя штурман-бомбардировщик, или штурман-бомбометатель, сейчас уже термины разнятся. | | |
4
- 04.01.2022 - 03:14
|
2-Мерлин > Я нет, никоим образом. Аутодафе. Пусть сожгут.) И ваш прогноз по росту активности на Паноптикуме - если это вдруг про меня, то хорошая сейсмология, Мерлин.) Тоже не люблю охоту на неугодных, и под действием в том числе и вашего замечания решил выйти в эфир. Продолжу понемогу. Пару рассказов про сожжение - почему нет?) Это не из интернета, а из практики.) Не копипаста, вы уж, наверное, сняли свои замечания в копипасте) Это незачем, жизнь была и так богаче чьих-то ненужных мне копипаст. Продолжу. Время ПИ, между прочим - то есть 3,14. ) Как у Ефремова - час быка.) | | |
5
- 04.01.2022 - 03:23
| Дальнейшее развитие Як-25 был самолёт Як-28. Многоцелевой сверхзвуковой самолёт. В те времена посадочная скорость таких самолётов была очень высокой. Это было связано со сверхзвуковым профилем крыла, да и вообще во всей сверхзвуковой компоновкой самолёта. Ещё хуже посадка была у самолётов с треугольным крылом, типа Су-9. Но те были вообще чисто стратосферные сверхзвуковики, хотя, конечно, и выполняли рад боевых задач на дозвуке. Посадочная скорость их была порядка 280 кмч - как сегодня взлётная у гражданских самолётов. | | |
7
- 04.01.2022 - 03:29
| Что такое высокая посадочная скорость? Она требовала высокой точности подхода к полосе издали. Обычно на удалении 12 км располгался дальний радио привод, на расстоянии порядка 4 км от торца полосы - ближний привод. Над каждым нужно было выдерживать определённую и высоту, и вертикальную скорость самолёта. Это делал пилот. Но в силу высоких скоростей посадки и снижения всё происходило очень быстро, не так как у гражданских самолётов - бывало, видишь, как он дымит на недорежиме двигателей, с копотью, при заходе - и вот он висит иам и висит, ползёт и ползёт, чернит и чернит небо, как приклееный. Боевой садится совсем не так. Только оператор СКП (Стартово-командный пункт) разглядел в бинокль (стационарный 30-кратный на турели) , что шасси выпущены, с удаления 5-10 км - самолёт уже на торце полосы, задрал нос, и садится. Мало секунд, большая динамика снижения. | | |
8
- 04.01.2022 - 03:31
| 6-Мерлин > Спасибо. Як-28 ещё найдите, о котором далее речь. А Як-25 были и с острым носом. Более поздние. Со штангой приемника воздушного давления ПВД на носу, такой "иглой". Я их уже такими видел.) | | |
9
- 04.01.2022 - 03:35
|
Короче, высокая скорость захода на посадку просто не даёт времени на компенсацию ошибок. А ошибка видна воочию только уже перед торцом полосы. Если зашёл сбоку - уже быстро не исправишь. Ну, там куча деталей, с быстрой посадочной скоростью. Короче, экипаж Як-28 зашёл сильно не по оси полосы, и попытался довернуть с креном, не одним рулём направления (килём) - видно, сильно промазал. С креном ударился об полосу боковым шасси. Стойка шасси от удара об бетон ушла в крыльевой бак и пробила его. | | |
11
- 04.01.2022 - 03:38
| Из бака полился керосин. А раз стойка подломилась, самолёт упал крылом на полосу. там сразу фонтаны огненных брызг, такие снопы огня - как от кресала, об бетон металл крешет неслабо. От этих фонтанов искр керосин сразу вспыхнуд, горячий двигатель тут же загорелся. Самолёт остановился на полосе, горит. И ветерком пламя поволокло от двигателя и крыла как раз на кабину. | | |
12
- 04.01.2022 - 03:41
| 10-Мерлин >О, точно. Спасибо.) Вот там в кабине лётчик, а в этой стеклянной фигне на носу штурман. Для того стекло ему и нужно, смотреть местность и цели. И производить бомбометание - это делал там штурман, а не пилот. Вот такой и сел с недопустимым креном и загорелся. Продолжу. | | |
13
- 04.01.2022 - 03:44
|
Лётчики были молодые, недостаточно опытные. Надо было сначала отвязаться от привязной системы, притягивающей их к креслу, потом отстреливать (пиропатронами, за красную рукоятку сброса фонаря) фонарь (прозрачную сдвимжную часть кабины сверху). Они, в шоке, сразу отстрелили фонарь, и только потом стали отвязываться. А сбросили фонарь - и оказались сидящими в огне, в керосиновом пламени, которым их накрыло от горящего двигателя. | | |
14
- 04.01.2022 - 03:47
| Кто был близко к месту приземления - все побежали, а чем тушить? Керосиновое пламя страшная горелка, не потушишь. Каким-то образом нашлись поблизости брезентовые чехлы от ракет, может, рядом стояли тележки с ракетами, они не всегда под чехлами, но всяко бывает. Сдёрнули чехол, накинули на двигатель. На несколько секунд это уняло шлейф пламени, вытащили лётчика из верхней кабины. | | |
16
- 04.01.2022 - 03:50
| А далее снова загорелось через чехол. И сколько штурман ни кричал - помогите, помогите - не могли его вытащить. Потом то ли ветер переменился, то ли шлейф огня от двигателя поднялся вертикально и перестал захлёстывать нос самолёта - вытащили штурмана. У него уже сгорели шлемофон, волосы, уши, нос, губы, глаза, голова сильно обгорела. Но всё ещё шептал - помогите, помогите. Умер вскоре после того, как его вытащили из носовой кабины. | | |
17
- 04.01.2022 - 03:52
|
15-Мерлин >Там тысячи причин. Обычно ошибка в заходе - хочется выровнять. Плюс боковой снос ветром. Что угодно может быть. Хорошо заходить на Як-18 - скорсоть 120, едешь как по шоссе. Дорулил, куда надо, сел. Но там обычно полоса грунт, не промахнёшься. ) | | |
18
- 04.01.2022 - 03:53
| Другой случай, как горел лётчик. На другом типе, МиГ-19. Это другой, одноместный самолёт, первый сверхзвуковой. Тоже заходил на полосу, подломилась соновная стойка шасси ( они у него, в отличие от первого примера, не под фюзеляжем, а под крыльями). | | |
20
- 04.01.2022 - 03:56
| Впереди были пушки. А позади них крыльевые баки. Вообще пушки у МиГ-19 под фюзеляжем, три штуки - тут, видимо, был контейнер с пушкеой, подвешенный на крыльевом пилоне для ракет. Удар об полосу пушкой - она пошла назад, пробила казённой (задней) частью топливный бак, далее загорелось по обычному сценарию. Красное пламя, черный дым, горит с треском. Причем горит и металл, алюминий, и течёт струями расплава по бетону. | | |
22
- 04.01.2022 - 03:58
| 19-Мерлин > Она не успела подъехать. Часто не успевает, когда всё занимает пару минут. Иногда бьются просто в пикировании с большими углоами на полосу - так тоже бывало, на моих глазах. Расскажу, если интересно; какая там пожарная машина. Вспышка, столб черного дыма - и все. Про ошибке при просадке чуть позже, если интересно. | | |
24
- 04.01.2022 - 04:00
| 21-Мерлин > Сам собой. Шасси из магниевого сплава. НО часто, когда, например, у Су-9 отрывалось колесо при посадке, оно летело по полосе, делая огромные скачки метров по 150-200, и при ударах об бетон с него вывывало (с его зёлёного магниевого обода) магниевые щепы размером с ладонь; они не воспламенялись, просто потом валялись на полосе. Можно было пойти, пособирать. | | |
25
- 04.01.2022 - 04:03
|
23-Мерлин > А те кресла не обеспечивали выживания при наземном катапультировании. КС-2, или КС-3, сейчас могу путать - им нужен был запас высоты; с земли не забрасывали так высоко, чтобы успевал открыться парашют лётчика. Там же целая система ввода разных парашютов. Это уже более поздние крела могли катапультировать с земли. А на тогдашних самолётах нет. Разбились бы гарантированно. Про работу системы катапультирования отдельный рассказ; хотите, расскажу. Интересные процессы, на самлом деле. Но вернёмся к посадке МиГ-19. | | |
26
- 04.01.2022 - 04:06
| В общем, МиГ-19 остановился на полосе, горит. Фонарь заклинило - не срабатывает пиропатрон сброса, и вручную не открыть, погнулся фюзеляж и в районе кабины тоже. Лётчик достал пистолет, стал стрелять в узлы замков. Но не помогает. А борт горит, в керосиновом огне. | | |
27
- 04.01.2022 - 04:09
| И никто не подходит, запертили - на борту боекомплект 210 осколочно-фугасных снарядо, по 70 на каждую пушку, горят вместе с кабиной. Когда начнут взрываться - всё в паштет. Лётчик сидит в кабине, горит, вылезти не может. Сидел в огне, пока не проплавился борт кабины настолько, что он смог, обгорелый, оттуда выпасть. | | |
28
- 04.01.2022 - 04:11
| И в шоковом состоянии убежал от самолёта к людям, метров 70. Прибежал - ноги дымятся, он стал развязывать обгорелые шнурки ботинок - а к пальцам мясо со ступней прилипает, сгорели ступни. Руки были целые, а ноги сгорели. Умер минут через двадцать. Там шансов не было. | | |
29
- 04.01.2022 - 04:16
|
Вообще лётчики горели, конечно, часто. Испытательный полк был. Испытывали самолёты с этого самого авиаремонтного завода Тышевского - после капитального ремонта самолёта его надо было облетать перед передачей в войска, два полёта на дозвуке, два на сверхзвуке, причем на экстремальных режимах. В лётную книжку летчика-истребителя так и записывали вылет - "облёт самолёта". С указанием основных параметров этого полёта, конечно. Минутку, может, покажу вскоре, надо пойти лётную книжку отснять. Если интересно, как это выглядит) Вот там и бились, и горели испытатели. И, увы, довольно часто. Ежегодно. | | |
30
- 04.01.2022 - 04:18
| Мерлин, все вопросы, конечно, задавайте, расскажу подробнее, по существу. Сжечь Куэнку так сжечь, мне терять нечего.) | | |
32
- 04.01.2022 - 04:42
|
Про испытательные облёты самолёта. Эти облёты (испытательне полёты) происходили так. На этих двух фиото видно дозвуковой облёт самолёта (где написано "облёт самолёта") - это боевой самолёт Су-9, высота полёта 3 км, простые метеоусловия (ПМУ) - это облёты дозвуковые. 31 - 40 минут. И один облёт МиГ-15 УТИ - после ремонта. Его облёт попроще, 21 минута. 1. 2. | | |
34
- 04.01.2022 - 04:50
|
А вот это - облёты боевых самолётов на сверхзвуке. Откуда это видно? Для развития максимальной сверхзвуковой скорости самолёт пришлось поднимать в стратосферу. Нижняя запись на фото 3.: Су-9, Д - днём, (ночью облёты не выполняются), длительность 35 минут, и далее в колонке "В стратосфере" стоит дробь 0,15/0,06. это означает, что в стратосфере самолёт провел 15 минут, из них 6 минут - на боевом потолке, максимальной рабочей высоте. А в стратосфере, тем более на потолке, Су-9 без сверхзвука держаться не мог. 3. Аналогично здесь: вторая запись сверху, Су-9, облёт самолёта, Д днём, в стратосфере, 0,33/0,12 - 33 минуты в стратосфере (сложный сверхзвуковой облёт), из низ 12 минут на потолке (максимальной высоте). Обе цифры - на сверхзвуке. Иначем там было не удержаться. 4. | | |
35
- 04.01.2022 - 04:50
| 33-Мерлин > ;))) Учебно-тренировочный истребитель, УТИ. ) | | |
36
- 04.01.2022 - 04:58
| 31-Мерлин > Сегодня катапультные кресла КС-36 и прочие - у них мощные пороховые ракеты (две штуки на спинке), уносящие лётчика на высоту безопасного раскрытия парашюта. Системы пожаротушения самые разные, автоматические, неавтоматические, речевые голосовые информаторы о пожаре. Насчёт непрожигаемой гондолы не знаю - если загорится керосин тонн восемь, то гондолу не прожжёт, наверное (?) но лётчик зажарится. Когда горит керосин, не только дюраль, но и железо течёт ручейками по полосе. Сталь плавится и течёт. Не каждый раз, но потом застывшие эти потоки железа подбирали с бетона. Поэтому насчёт непрожиагемых гондол, честно говоря, не слышал. Может, не знаком с теми типами самолётов, на которых они есть. | | |
37
- 04.01.2022 - 05:19
|
Можно продолжить истории, как горели люди. А так, любил сидеть на площади Цветов в Риме, возле места сожжения Джордано Бруно. Сидеть и думать об истории. Там и сегодня много цветов продают. Ничего не изменилось. | | |
38
- 04.01.2022 - 05:22
|
Можно вспомнить, как работал ЛПО-50 "Бабочка", лёгкий пехотный огнемет ранцевого типа. Или станковый тяжёлый пехотный огнемет, три больщих баллона на тележке. Можно вспомнить и "Буратино" и "Солнцепёк". Можно и Куэнку сжечь, как пишет Кан. И огонёк нарисовал. Его-то не забанят за этот призыв) Не нюхал, видать, как сгоревшие люди пахнут.) В огне с людьми вряд ли бывал юрист, или подходил близко. Но за доброту спасибо. Буду иметь в виду уровень цивилизованности этого персонажа. | | |
39
- 04.01.2022 - 05:43
| Цитата:
...Но наши скромные прыжки на скорости 140 км/ч были детским удовольствием по сравнению с катапультированием. Кстати, не припомню случаев про катапультирование из самолётов в стратосфере. Там как-то ничего такого не происходило настолько срочного, что требовало покидания самолёта прямо там. Пожаров в стратосфере не припомню. А так процесс катапультирования был быстр, но насыщен. Команда на катапультирование звучит как "принять изготовочную позу, катапультироваться." Сначала просто говорили "катапультироваться", но в ряде случаев лётчик не убирал ноги из-под приборной панели (там, где она нависает), и ноги отрывало по колено при выбросе кресла. Такие случаи были, летчики приземлялись и истекали кровью до обнаружения. Кроме того, лётчик может быть к моменту катапультирования в полубессознательном состоянии, например из-за перегрузки, или обгоревшим, или раненым, и не отдать отчёт в необходимости убирания ног на подножку. Поэтому такая фраза в команде на катапультирование была введена. Кроме того, висящую ногу может оторвать об конструкцию самолёта, если она уже разрушается, и пр. Соответственно, после получения команды лётчик должен доложить о выполнении, отстрелить фонарь (подвижную стеклянную часть кабины), поставить ноги на подножку и поджать красную рукоятку катапультирования на кресле возле бедра, или дёрнуть за кольцо катапультирования. Смотря какое кресло. На первых креслах рукоятка была только с одной стороны, но потом оказалось, что вторая рука может быть ранена, оторвана или обгореть, или иначе не действовать. Стали делать рукоятки с обоих сторон, а позже треугольное кольцо катапультирования между ног – туда можно дотянуться любой рукой. Соответственно, после отстрела фонаря под креслом срабатывает пиропатрон, выбрасывающий кресло с ускорением двенадцать единиц вверх (на истребителях – на бомбёрах кресла могут уходить вниз, причем предварительно отъезжать на салазках, и т.д.). Это делается для того, чтобы кресло с лётчиком не ударилось об киль самолёта, на который кресло снесёт потоком (возможно, сверхзвуковым - то есть очень быстро). Этой же перегрузкой автоматически опускается щиток гермошлема, если был открыт, чтобы потоком не разорвало мягкие ткани лица, без него рот (если без кислородной маски) может разрываться до ушей, и глазные щели рвутся до висков. В этот же момент происходит рассоединение кислородной системы, переход на кресельное кислородное питание, наддув кресельным кислородом шлангов на ВКК, высотном компенсирующем костюме, для создания давления в конечностях лётчика (через обжатие их тканью костюма) в компенсацию падения давления при резкой разгерметизации кабины, и т.п. Одновременно же происходит закрытие механизма удержания конечностей на кресле, так называемая система притяга рук и ног, для избежания отрыва конечностей потоком или об конструкцию самолёта. Далее две пороховых ракеты на спинке кресла оттаскивали кресло ещё на 60-70 метров от самолёта, на случай взрыва самолёта или его боекомплекта. В это время в заголовнике кресла выпускалась стальная штанга со стальным парашютом диаметром сантиметров двадцать – он разворачивал кресло поперёк потока, для наибольшего торможения и минимальной протяжённости кровяного столба в теле лётчика. Через 1,2 секунды стальной парашют свинчивался и улетал в поток, и выпускался первый кресельный парашют из брезента со стальными вплетениями, тормозивший кресло до 500 км/ч. После него второй кресельный парашют тормозил кресло до вертикального снижения. Далее по барометрическому датчику автомат Дронина (или Дорохина, не помню уж) выбивал лётчика из кресла. Ранее, без него, летчики в бессознательном состоянии падали вместе с креслом и разбивались. И при вышибании из кресла под лётчиком разматывалась на двадцатиметровом фале лодка, которая сама надувалась из углекислотного баллона при контакте с водой. Помню, этот углекислотный баллон, черного цвета, весом килограмм примерно, длинный как батон сервелата, техники решили задействовать ради любопытства. Сняли с надувной парашютной лодки (он там зашнурован в тканевой охватке), развинтили гайки соединения, и привели в действие, держа в руке. Баллон сработал, и под действием реактивной силы вырвался из руки и полностью рассёк своими гайками мясо на руке возле большим и указательным пальцами. Я лодку эту много лет хранил дома, сразу сняв и выбросив баллон. На лодке в комплекте к ней наладонный насос для подкачки, четыре больших затычки для проколов в мешочке, похожие на черные морковки с резьбой, и складной тканевый черпак, привязанный к лодке для отчерпывания воды. Ну и лётчиков ежегодно тренировали на катапультирование, чтобы не было страха перед этим процессом. Будет страх – может замешкаться при реальном катапультировании. А полсекунды задержки могут решить всё, и решали, летчики гибли из-за этой не хватавшей полусекунды. Так погиб Боря Шевченко. Успел выйти из кабины только по пояс вместе с креслом, и в этот момент в таком положении погиб. Поэтому все проходят регулярно наземное катапультирование. Есть такая наземная катапультная установка, выполнявшая реальное катапультирование кресла, реальным пиропатроном (он двухкапсюльный, для надёжности срабатывания – не один капсюль по центру, как у обычных патронов, а два рядом). Лётчик с перегрузкой двенадцать g поднимался по стальной штанге метров на десять или выше, затормаживаясь, стукаясь слегка уже об ограничитель наверху штанги, и опускался обратно. Делалось это как минимум ежегодно, А иногда и два раза в год. Довольно неприятная процедура, но неизбежная и обязательная для каждого лётчика, допущенного к полётам. Встряску эту с двенадцатикратной перегрузкой делали только одну в данный день, лётчик в этот день не летал. | | |
40
- 04.01.2022 - 06:56
| 0-Куэнка >привет, как жизнь молодая? думаю куда пропал | | |
41
- 04.01.2022 - 09:10
|
Гори, гори, моя звездааа... Куэнка, рада видеть в добром здравии. А то Новый год, фейерверки, всякое такоэ. | | |
42
- 04.01.2022 - 09:31
|
Куэнка, если сгорать, то только от любви и обожания вашими поклонницами. Вы такой.....мужчина мужчина...мужественный, бесстрашный, самый умный на форуме и вообще... Салют в честь Куэнки | | |
43
- 04.01.2022 - 10:04
| А Куэнка женат? Просто интересно | | |
44
- 04.01.2022 - 10:57
| 38-Куэнка > не принимайте близко к сердцу слова Кана. он не думал, что для Вас это не шутка. | | |
45
- 04.01.2022 - 11:00
| 0-Куэнка > и, кстати, Кан почитывает Паноптикум? прикольно, однако | | |
46
- 04.01.2022 - 11:20
|
Всем привет, рад видеть.) Иногда возникают паузы разной длины и Разной, словно у врачей, этиологии, Или генезиса, как любят в геологии. Фейерверки, всякое такое, Остановки сердца и апноэ. Все причины здесь поведать трудно, Неуместно, долго, и занудно. | | |
47
- 04.01.2022 - 11:27
|
43-Alisalisa >Алиса, никаких поклонниц, пожалуйста); вот собеседники и собеседницы другое дело. И никакой мужественности, это лишь, так сказать, сложившийся сценический образ, не более того. Просто перекладываю сюда всякие истории из интернета, да сосед по лестничной клетке, отставник, рассказывает чего-то иногда. Героизация фальшь и надувание щёк, не будем в это ни вляпываться, ни погружаться. Евро, понятия не имею, честно говоря. Такие статусы не входят в обсуждаемые предметы и как-то всегда остаются за бортом обмена мнениями, как полностью несущественные. | | |
48
- 04.01.2022 - 11:33
| 45-AlisaSelezneva > спасибо; этот драматизм тоже шуточный. Но у Кана про сожжение без смайликов, и тут тоже без них. Так уж выходит, и, конечно, ничего страшного в этом нет. Читает, небось, ну и пусть читает на здоровье. По крайней мере, отсюда его вряд ли погонят. Здесь терпимость выше, но, как вы верно заметили, народу меньше. Что ценнее, терпимость или многолюдность, вопрос относительный и неоднозначный. Его оптимумы могут сильно различаться для разных собеседников. На мой взгляд. | |