Регистрация Правила Главная форума Поиск |
0
- 12.02.2019 - 18:27
| https://3dnews.ru/982615 Британская Mars One не была аэрокосмической компанией, у нее не было ни оборудования, ни патентов, ни даже денег для продвижения проекта. Тем не менее, перспектива стать первыми марсианскими колонистами воодушевила немало начинающих космонавтов, если верить заявлениям организации. Часть Mars One, которая представляла собой коммерческую публичную компанию с ограниченной ответственностью и в 2016 году была приобретена швейцарской финансовой фирмой, будет ликвидирована вследствие банкротства. О второй же части — некоммерческом фонде Mars One, который мог бы продолжать свою работу, — ни слова не сообщается. Пока те, кто вложил в него средства, не решат обратиться в суд. _____________________________________ Чуда не случилось! | | ||
81
- 22.02.2019 - 15:00
|
78-Ёроол Гуй > психика - это инстинкты, и инстинкты эти заточены под так же заточенную конструкцию тела и среду обитания. Не можешь контролировать инстинкты или компенсировать их при помощи разума, тебе не место в абсолютно чуждой среде обитания. Даже сейчас, например, в пилотируемых орбитальных полётах, больше всего затрат уходит на подчинение инстинктов целевой деятельности, а там, где подчинить инстинкты нет возможности, придумывают всякие штучки-дрючки, чтобы адаптировать среду под инстинкты человека. Космонавты проходят очень длительные тренировки, в том числе и психологические, чтобы уметь контролировать свои инстинкты, эмоциональные реакции. Без этих изнурительных тренировок, без специальных технических средств, орбитальный полёт становится смертельно опасным уже после двух недель. ПЫТАТЬСЯ надо! Но пытаться надо С УМОМ! Залезть на дерево - это не просто твоё желание, это генетическая возможность, выработанная миллионами лет эволюции. Рыба, как она желала, как бы не стремилась в познании неизведанного, на дерево она не залезет, а если и залезет, то это будет последнее, что она сделала в своей жизни. Понимаешь ли, есть пределы и ограничения твоего тела, которые ни как не преодолеть. Тебя, например, может привлекать свое загадочностью радиоактивность, ты даже можешь достаточно легко достать радиоактивный источник, ставить эксперименты с ним, носить в качестве талисмана, даже спать и купаться с ним. Можешь даже пойти дальше, в изучении этого загадочного, а иногда даже светящегося объекта своего интереса - лизнуть его или попробовать на вкус, как призывают тебя твои эмоции. Скажи, достигнешь ли таким образом успеха и мудрости? Цитата:
Увы, такой возможности нет. ЭТО ОЧЕНЬ ДОРОГО. Теоретически - да, возможность есть, а практически оказывается, что йух не вырос. :( Практически ни у кого нет возможности, даже отправить на низкую орбиту Луны относительно простой аппарат с отличной оптикой, чтобы произвести детальное картографирование (можно даже со спектрометрией) поверхности, а заодно доказать или опровергнуть, что американские астронавты были на Луне. Ни у кого нет возможности даже на то, чтобы преодолеть распри и договориться о совместной научно-исследовательской миссии на Луну. Люди предпочитают тратить миллиарды на дорогие яхты, престижные часы или "квадраты Малевича", и на уничтожение друг друга. ((( Именно поэтому я всегда скептически ухмыляюсь, когда слышу о разумности человека как вида. Понты - это не просто какие-то ничего не значащие рисовки, это психический механизм, выработанный эволюцией, просто так их не выкинешь. Человеческая психика так устроена, что этот метод не работает. Нравится тебе это или нет. | | ||
82
- 22.02.2019 - 15:20
| Цитата:
| | ||
83
- 22.02.2019 - 15:45
|
82-KohaVasin > записывай: Когда вся стая полетела зимовать на юг, одна маленькая, но гордая птичка... Потому, что у неё был сбой инстинктов, её психика... | | ||
84
- 23.02.2019 - 07:33
| Цитата:
Цитата:
| | ||
85
- 23.02.2019 - 08:37
| Цитата:
Это я к тому, что с происхождением человека не всё ясно и утверждение "где родился" весьма спорно. P.S. Если что, теории Дарвина и академика Опарина лично меня устраивают. | | ||
86
- 23.02.2019 - 09:42
| Цитата:
Фото Марса после начала бури: Ну да, это пылевая буря, но сила её весьма значительна и продолжительна, это не низовая поземка. | | ||
87
- 23.02.2019 - 11:41
| Цитата:
Вас сбивает с толку понятие "силы бури". Что она сильная. На Земле это непосредственно силовая характеристика - потому что земная буря оказывает силовое воздействие на местность и объекты на ней. Этим самым скоростным напором. Умножаем его на площадь объекта и соответствующий (для такого дозвука) аэродинамический коэффициент объекта - вот вам и сила воздействия. Силовое воздействие земной бури действительно велико - оно проявляется в перемещениях объектов, деформациях объектов, разрушениях объектов. Повозки разбрасывает, людей и лошадей уносит, палатки срывает, паруса рвёт, крыши хижин уносит, ветви и деревья ломает, и т.д. Наиболее страшные бури описывал исследователь Центральной Азии Певцов, например ( сменивший Пржевальского в качестве командира его экспедиционной группы после скоропостижной смерти Николая Михайловича Пржевальского ) - в одном ущелье случавшиеся там бури были такой силы, что бесследно и многократно пропадали навсегда целые караваны. Певцов был офицер, педант, и описывал достаточно сухо измерения метеоданных, факты и проверенные в нескольких источниках данные. Поэтому к его официальным полевым дневникам стоит прислушаться. Однако применительно к Марсу понятие силы бури меняется. Силовое воздействие тамошних бурь ровно на порядок меньше земных. Плотность воздуха Марса меньше в сто раз - значит, при извлечении квадратного корня (при решении уравнения квадратов скоростей) получим разницу силы в десять раз. Марсианские бури не способны шевельнуть ни один элемент посадочного аппарата - ни его раскидистые солнечные панели (у кого они есть), ни вынесенные камеры, антенны, и т.п. "Физическое" проявление пыльной бури на Марсе, самой-самой сильной - это тончайшая пыль, неслышно и малозаметно сеющаяся из марсианской атмосферы. Поэтому в привычном понятии "сильная буря" на Марсе нет силового проявления. Это как в рекламе шампуни непременно муссируется выражение "сильные волосы" - волосы не могут быть сильными в принципе, они могут быть, например, прочными на разрыв, но не сильными. Это слово используется для женщин, подсознательно ценящих силу, мужскую, свою, силу защиты, им это важно на подсознательном уровне. Это образы, это психология, к реальной физике не имеющая отношения. Возможно, вы читали/смотрели "Марсианина", когда из-за воздействия бури там что-то начало шататься, чуть ли не разрушаться, заставив срочно улетать экипаж станции - это полная чушь на потребу обывателя, эксплуатация понятия силы в его сознании точно так же, как в образе "сильных волос" для женщин. "Убила" марсоход буря только путём засыпания его панелей слоем пыли и снижения выработки электроэнергии, создания критического дефицита бортового питания. Эта пыль даже эрозионного воздействия не оказывает практически никакого. Только засыпает фотоэлементы батарей. Был бы иной источник энергии - проблемы пыльной бури не существовало бы для этих аппаратов. Насчёт низовой позёмки. Только вчера обсуждал с одной третьеклассницей, чем пурга принципиально отличается от метели. Метель - это снегопад из формирующих его облаков с умеренным ветром. При усилениии ветра перерастает в буран - снежную бурю. Пурга - это отсутствие снегопада. Это большая позёмка, покрывающая все объекты на ландшафте. Поднимитесь на пятьдесят метров над пургой - там может быть чистое небо, ночью звёзды как на ладони. Это хорошо видно при взлёте в умеренную пургу на вертолёте. То есть пурга - это гигантская позёмка. Верховая, если можно так выразиться. Для Марса пылевые позёмки должны происходить стопроцентно - ведь пыль поднимается с поверхности ландшафта. Поэтому пыльная буря на Марсе - это пылевая пурга, верховая пылевая позёмка. Не низовая, это вы верно заметили, ибо плотности воздуха Марса не хватает, чтобы силовым воздействием гнать уплотнённую низовую позёмку - в столь разрежённом воздухе уплотнения пылевой позёмки просто не может происходить, если брать масштаб уплотнения метры. | | ||
88
- 23.02.2019 - 12:17
|
Добавлю насчёт земных бурь - речь не идёт о диванных комментаторах-теоретиках таких явлений ))) Сегодня 23 феврала, можно и стоит вспомнить, в каких обстоятельствах и условиях иногда осуществлялись функции "защитника отечества" )))). Вот пару непосредственных, причём, так сказать, авторских, зарисовок с натуры, если хотите. "Наряду с колоссальным фактором снега на Лызыке существовал такой же колоссальный фактор – ветер. Над ровной поверхностью океана привольно лететь ветру, не встречая препятствий в виде рельефа. Шторма, ветра и шквалы набирают силу от взаимодействия тепла и холода вод и воздуха, влажности, солнечной энергии, и прочих ингредиентов рецепта приготовления ветра. И когда на природу - великого повара - находит вдохновение, она приготовляет на плите океана, поджаривая на солнце, отличные, высококачественные шторма. Скользя беспрепятственно по водной глади, они вылетают на низменную равнину полигона и мчатся по ней, не теряя силы и нрава. Первым их встречал на береговой линии измерительный пункт Ука – там, как рассказывали, ледяные брызги волн или снежная крупка так секли кожу лица, что иногда для спасения кожных покровов при передвижении вдоль береговой кромки приходилось надевать противогазы. Отхлестав наотмашь укинцев, взбодрившись, шторма врывались на равнину полигона. Южнее они вспарывались грядой Шивелуча, разбиваясь на локальные потоки; здесь же они удивлённо и радостно встречали одинокую, покатую, округлую сопку Лызык, на четыре с половиной сотни метров поднимающуюся над рельефом - в самый раз для расцветания аэродинамических эффектов во всей их красе. При обтекании любой плавной выпуклости воздушный поток всегда увеличивает скорость своего течения на этой выпуклости, местную, локальную скорость его обтекания ( ещё немного, добавьте лишь снижение давления при этом – и вот вам закон Бернулли. ). Именно поэтому летит дозвуковой самолет – сверху его крыло из-за выпуклости поверхности крыла обтекается быстрее, чем плоскость крыла снизу; из-за этого ( виват магистру Бернулли! ) на выпуклой верхней части крыла давление воздуха ниже. Это снижение давления сверху крыла и «подсасывает» самолет за крыло, держа его в воздухе. При обтекании разогнавшимся ветром пологой выпуклости Лызыка происходил тот же самый эффект. Только в итоге летали совершенно неавиационные предметы. Патриотические щиты из тонкого железа, с нарисованными мордатыми солдатами в касках, с большими подбородками и надписями «Служи Отчизне!», находили потом в тундре за два, за три километра от сопки. Сдувало незакреплённые автомашины. Говорили, что сдуло как-то и гусеничную ГТСку ( гусеничный транспортёр–снегоболотоход ), но я сомневаюсь – баллистический коэффициент полностью железной, при небольших размерах ( по плечо человеку! ) ГТСки все же повыше, чем у большого ЗИЛ-131 с кунгом приличной парусности… Хотя, впрочем, всякое могло быть. И, возможно, когда-то бывало. Анемометры – приборы для измерения ветра с вращающейся на носу крыльчаткой – фиксировали скорость в порывах до пятидесяти метров в секунду, после чего ломались. Антенные устройства «Жемчуг» для приёма телеметрических сигналов с неба, выглядевшие как наклонный гриб со шляпкой, вдавленной в кусок больших пчелиных сот, имели специальные ветрокомпенсаторы – такие большие лопухи на стальных кронштейнах, вынесенные назад устройства. Они напоминали крылья осы, и не позволяли воздушному потоку развернуть гриб с сотами по ветру насильственным путем, уравновешивая своими силами парусность самого гриба и поворачивающий момент ветра. Впрочем, не позволяли только ветру до тридцати метров в секунду. В таких условиях были свои правила существования. По получении штормового предупреждения все антенные штанги и мачты, которые могли быть опущены, ложились на крышу (для этого основания всех этих мачт были шарнирными) и привязывались к ней в специальных точках крепления. Дневальный получал штормовое предупреждение и записывал его в журнал, одновременно оповещая личный состав роты о грядущем шторме. С этого момента запрещалось посещение наружного туалета в одиночку, как и вообще любой выход из казармы вне группы минимум из трёх человек. Выход в туалет записывался дневальным в журнале, словно выход на западную вершину Эльбруса – с регистрацией времени и фамилиями участников штурмгруппы. Возвращение также регистрировалось в журнале. Поход бойцов в столовую превращался в спецоперацию. Вот тут-то и применялся «камчатский трамвай» - туго натянутый трос с множеством стальных колец, свободно болтающихся на нем. Очередная группа героев выдвигается в тамбур казармы и готовится к броску. Шапки-ушанки сидят на головах с опущенными и завязанными ушами – иначе шапка, несмотря на совершенно нелётные метеоусловия, немедленно выполнит персональный полёт с удалением порядка трёх-пяти километров. Далее солдат, в спину своему товарищу, выныривает в ревущую мглу и крепко вцепляется в кольцо на тросу. Чем-то всё это сильно напоминает прыжок с парашютом. Теперь не надо никуда смотреть (это всё равно практически невозможно), никого слушать (аналогично), и ни о чем думать (вряд ли выйдет). Надо только крепко работать ногами и не отпускать из руки кольца, скользящего по тросу; трос сам приведёт тебя, куда протянут. Например, к снежной яме у входа в столовую, в которую ты можешь с разбегу нырнуть, уже отпустивши кольцо – и, скатившись по ней в тамбур, отдышаться и вспомнить, что ты пришёл скушать завтрак. А по завершении завтрака – комплектующимися группами обратно «на трамвае» до казармы. После шторма, после отбоя штормового предупреждения, осматривают повреждения: что где поломало, что где сдуло, где искать, опять поднимают мачты антенн, и занимаются прочими поисково-восстановительными делами - до следующего штормового. Надо сказать, что такие ветры дули не всё время – они случались время от времени. Погода в течение моего пребывания была большей частью солнечная, спокойная, в небе часто висели так называемые облака хорошей погоды – симпатичная плоская кучёвка нижнего и среднего ярусов. " | | ||
89
- 23.02.2019 - 12:32
|
Вот ещё, с натуры. "Зима длилась долго. Она не была однообразной. Иногда устанавливалась тихая погода, при разном небе – и прозрачно-голубом, и мутно-серым, с просвечивающим размытым свечением солнца. Снегопады сменяли друг друга по виду и интенсивности – иногда из воздуха неслышно и медленно оседала какая-то лёгкая морозная взвесь, иногда падали редкие крупинки, иногда снежинки, вплоть до крупных. Усиления снегопадов могли происходить не только в метели, но и в полный штиль, до такой интенсивности, что снег валил сплошной плотной стеной, поглощая любые звуки и стирая, словно ластиком, все детали местности. За один снегопад в течение часов могло выпасть метр-полтора свежего снега. Сильно теплело. Во время метелей тоже всегда резко теплело, иногда уменьшая мороз на десять градусов. Это, одновременно с осаждением из воздуха снежинок, выделялась теплота конденсации - чем больше образовывалось снежинок, тем больше теплоты конденсации выделялось в воздух. За следующие насколько часов полтора метра свежевыпавшего снега оседали до полуметра, уплотняясь на глазах. Огромные свежие сугробы, возникавшие по бокам дорожки при чистке, хорошо демонстрировали такое оседание – они ещё и наклонялись набок, визуально показывая перемены. Под конец зимы сугробы поднимались выше бетонного козырька над крыльцом входа в техническое здание, и на козырек свободно можно было зайти по этим сугробам в апреле, когда снег уплотнялся ещё сильнее, и легко держал вес человека. Метели и пурги случались и в апреле, и дули с не меньшей силой, чем февральские или мартовские. Порою они достигали силы бурана. Один такой буран запомнился на всю жизнь. Нам предстояло пройти обычный путь до технического здания, для заступления в ночную смену боевого дежурства. Выйдя из казармы, группа погрузилась в жуткую круговерть снега и ветра, налетавшую из чёрного пространства. Но возле двухэтажного здания роты это воспринималось как-то не в полной мере. Когда группа прошла до начала дороги и ступила на неё – дороги там не оказалось. Её просто не было. То, что днём было дорогой, оказалось полностью заметённой, выровненной снежной равниной, достигавшей бойцам до верха груди. Стали пробиваться. Бросаясь на этот снежный слой грудью в буквальном смысле слова, бойцы делали какое-то подобие прохода, в котором как бы плыли, ибо шагать было невозможно: даже проваливаясь по пояс, они не доставали ногами твёрдой поверхности. Снег сразу набился везде, в каждую щель, каждый карман, за пазуху. Люди с ночной едой для смены и котелком с чаем были поставлены в самый хвост отряда. Поскольку не было дороги, не было и ориентиров, и пробиваться приходилось почти наугад. Память тела подсказывала, что где-то здесь была недавно дорога. А в воздухе в это время творилось что-то совершенно невообразимое. Дышать было почти невозможно – только судорожными вздохами, прикрывая рот рукой. Глаза секло снегом с такой силой, что лишь сильно прищурившись, с отчаянной гримасой, можно было бросать короткие взгляды по сторонам. Там, по сторонам, еле проступали чёрные пятна леса, но их было едва видно из-за летящего снега. Пару раз люди упирались прямо в деревья, сбиваясь с дороги и пересекая кювет, которого уже не ощущали. Но самым необычным был звук, заполнявший всю эту жуть. Звук порождался лесом. Хотя было не до того, всё же специально отметилась про себя особенность этого звука. Это был не свист, не вой и завывания, и даже не рёв. Это был грохот. Вокруг стоял немыслимый грохот, похожий на грохот авиационного реактивного двигателя на форсажном режиме. Многие годы я слушал этот звук постоянно, и потому сразу узнал его. Лес грохотал. Без басов, без гула, рёва, вообще без мелодических тонов – они не различались, тонули в грохоте. Лишь стена колоссального шума, от которого не было слышно криков товарищей, и приходилось, задыхаясь, орать во всё горло соседу в ухо. Группа шла раза в три дольше обычного. Или в четыре. Главное было не прозевать поворот дороги вправо к зданию, и не упереться в стену леса на повороте. Кое-как уловили уходящую вправо прогалину поворота. Когда подошли, наконец, к калитке ограждения объекта, она была занесена снегом практически полностью, на всю свою двухметровую высоту. Открыть её не смогли, просто перелезли поверху и пробились по снижающемуся снежному склону до входа в здание. Ввалившись внутрь, группа имела страшный вид. Напрочь облепленные снегом, частью оледенелые, задыхающиеся, с перекошенными лицами, промокшие внутри до нательного белья включительно. Снег пришлось выгребать из карманов штанов и шинелей, вытаскивать из-за пазухи, из рукавов. Полураздетые, бойцы принимали дежурство у своих сменщиков, сушились в своих теплых аппаратных, и думали о том, каково сейчас будет идти обратно сменившимся пацанам… К счастью, такие бураны разыгрывались нечасто – такие помнятся ещё один-два; обычно же всё бывало мощно, но не до такой свирепости. «Камчатского трамвая» там не было – всё же спасал лес, росший вокруг. Иногда, напротив, было тихо и морозно. Морозы не пугали, не достигая жестокости заполярных или резко континентальных морозов. Тридцать градусов ниже нуля случалось редко, чаще морозило на двадцать пять – двадцать градусов, причем за несколько часов интенсивной метели холод мог уменьшится сразу на десяток градусов. Когда метелей не было, могли наступить череды дней классического белого безмолвия, в точности по Джеку Лондону. В такие дни обычно случались поразительно красивые закаты – очень долгие и очень красочные. Солнце медленно прижималось к горизонту, чисто красное, в длинных красных лучах. Эти лучи ползли по снегу вместе с солнцем, порождая удивительную чёрно-красную картину освещённых огненных полос на снегу и вспышек на горизонте из-за чёрных стволов деревьев. Оранжевых оттенков не было – лишь яркий кроваво-красный огонь. Погружаясь в горизонт, солнце ещё долго пробивалось сквозь мрак леса своими вспыхивающими красными взрывами, словно боролось с этой побеждающей чернотой ночи и леса. Провалившись в снега окончательно, уже невидимое светило выбрасывало на всё небо огромный веер последних красных лучей. Быстро угасая, они превращались в короткое мощное зарево, словно отгорающее тут же в сочный сиренево-фиолетовый отсвет, окончательно растворявшийся в ночной черноте." | | ||
90
- 23.02.2019 - 12:43
|
И ещё. Но на этом остановлюсь. ))) "Но однажды… как мы уже отмечали, любое правило однажды не срабатывает, и история идёт по другому, нестандартному пути. Так было и в этот раз. Ничто не предвещало никаких отклонений. Группа шла через пургу к техническому зданию по глухой черноте, через которую стремительно перебегали крутящиеся призраки снежных уплотнений, носясь вокруг подобно белёсым и призрачным гигантским футболистам. Отряд старался не вступать с ними в игру. Но свободы выбора не было, и периодические схватки напрочь лишали вечер томности. Пурга явилась развитием метели, которая, в свою очередь, постепенно раздулась из плотного, густого снегопада, и пару суток надувала высокие искривленные формы отлагающихся снегов. Надувы, заструги, барханы, какие-то снежные переходы и склоны на стенах здания возникали, оседали, клонились набок, иногда обваливались под своей собственной тяжестью, или валились под напором налетавшего ветра. Прищурившись, отплёвываясь от налипавшего снега и тающей воды, наклонив голову вниз, как быки, чтобы меньше секло лицо, бойцы добрели до здания. Словом, все было привычно и обыденно. А в это время в недрах одного бойцовского тела… Не знаю, в силу каких сложных химико-перистальтических причин так сложились обстоятельства, и почему судьбе было угодно выбрать одного этого товарища, но её невидимый указующий перст властно ткнул в его персону. С судьбой не поспоришь! В какой-то момент, после периода внутренних прислушиваний, он ощутил себя не то Ключевской сопкой, не то Шивелучем – наверное, последним, потому что он был ближе. Шивелучем за несколько минут до катастрофы. Цейтнот достиг своего апогея ещё и потому, что боец всячески не верил в ужасавшую его необходимость выходить в забортное пространство. И пробираться по напрочь заметённой пургою тропинке, набирая полные сапоги снега, и вообще выходить в ту круговерть, из которой они так счастливо выбрались, нырнув в техническое здание. И надежда не подвела – бойцу действительно не пришлось пробираться по этой занесенной тропинке. Просто потому, что на это уже не оставалось времени. Час «икс» пробил, и он судорожно выскочил из главного входа, даже не захватив в руку никакого обрывка ( «ничего, снегом как-нибудь» - мелькнуло в голове ). Мысли стали короткими, быстрыми и сосредоточенными, как одиночные выстрелы. Пурга свистела вдоль здания. Поэтому проход вдоль стены был продут и почти свободен. Торец здания был подветренной стороной, зоной аэродинамического затенения. Направо к калитке, вдоль стены здания, к торцу! Скованными прыжками достиг боец угла и завернул к спасительному торцу. Снега там было только по колено, и не свистело, а просто крутилось. Отчаянными двумя-тремя ударами ног, как стартующий заяц, в последние имевшиеся секунды, он вытоптал подобие площадки ( не садиться же прямо в снег этим самым! ), и отпущенное время в тот же миг закончилось. Боец успел. Какое это было счастье – успеть! Всё остальное не имело значения – морозец, кружение снега, свист пурги в метре за углом. Отчаяние ушло с лица, и подобие улыбки разгладило черты. Именно так, с этой улыбкой, в классической позе орла, боец принял на себя внезапный обвал огромного снежного надува с крыши здания в двух этажах над ним. Быстро взращённый наверху метелью, свежий, из рассыпчатого морозного снега, в пару кубометров объемом, он почти бесшумно ухнул сверху и накрыл по самое горло. Окутав и облепив всё, проникнув всюду и заполнив каждую пядь своей колючей морозной хваткой. Спасибо судьбе, что сердце не разорвалось и не остановилось. Наклонившись вперед и раскорячившись в позу борца сумо, он по-крабьи отполз в этом внезапно возникшем сугробе от возможного соприкосновения с прорывом лавы, распрямился и стал невероятно быстрыми движениями освобождать от снега сначала стратегические части тела, которые немедленно начало нестерпимо ломить, а затем и полости штанов. Отчаянно метнулся герой к крыльцу и запрыгнул в тамбур, где продолжил ужимки и изгибы до полного очищения и растирания пострадавших мест. Долго потом в тёплой аппаратной его пробирала налетавшая дрожь – то ли остаточный озноб, то ли отпускало нервное напряжение." | | ||
91
- 23.02.2019 - 13:02
|
Кстати, о птичках (скорости ветра на Марсе). Здесь https://www.space.com/42738-insight-...ting-work.html описан принцип измерения скорости и направления ветра (охлаждение ветром терморезистора, "мокрый палец"). Меня заинтересовало: Mars, it has to be a very sensitive measurement, because the air density is down by this factor of 100 or more, and so the air doesn't actually drag away that much heat from your wet finger or the probe. It has to be very carefully calibrated. As those calibrations take place, TWINS is slowly gaining the capability to measure winds at all hours of the Martian day and night. At the moment, the data is only usable for part of the day. But eventually, it will be able to return readings constantly. Как понял, калибровку прибора продолжают уже на Марсе. Для калибровки нужен эталон. Что в данном случае служит эталоном? | | ||
92
- 23.02.2019 - 13:25
|
91-KohaVasin > Интересная область - калибровка. Например, для приёма телеметрического сигнала с боеголовок, летящих ещё в космосе, применяются наземные приёмные устройства, типа того же "Жемчуга". Сигналы с такого удаления, до двух тысяч километров, причем со сферического излучателя (на боеголовку другую диаграмму направленности ставить нельзя), очень слабы. Точная калибровка под них, под их особенности, позволяет различать и начинать дешифрировать их на максимальной дальности технических средств приёма. Калибровка приёмных систем под тип принимаемых сигналов. Поэтому на другой стороне поляны, отделяющей приёмную зону, метрах в пятидесяти ставится большая башня-труба, на вершине которой смонтирован так называемый "свисток" - он выдаёт необходимый сигнал, как радиолокационная ложная боеголовка. По нему настраиваются приёмные антенны по прогнозируемой расчётной картине, которую должен создать в реальности предстоящий пуск. То есть тут идут калибровки по каждому предстоящему событию, с помощью вот таких техсредств. Они могут очень сильно повлиять на приём сигнала, соответственно на объёмы записи телеметрических данных, и в итоге на оценку части. Поставят пункту(измерительному) двойку – будут мутузить потом. Поэтому калибровка измерительных средств, на измерительном (!) пункте, всегда не что-то побочное, но непосредственно формирующее оценку части по данной боевой работе. Поэтому калибровка и её результаты всегда понятно интересна. Но это лишь просто поддержать вопрос. Как там устроено это у них в аппарате, не знаю. Если интересно вникнуть, можно попробовать покопать источники, у вас это быстро получается, и взглянем на результаты промывки. У меня данных нет, увы. Добудем? ))) | | ||
93
- 23.02.2019 - 13:40
| 86-бродяжник > Метеоусловия - интереснейшая вещь. Поэтому, одновременно с теоретическими изысканиями философских обоснований заселения Марса, можно тем временем и знакомиться детальнее с обстановкой на Марсе, рассматриваемом месте событий. Надо ли, не надо ли, лезть туда, не лезть - это дискуссиии; технические же средства уже сейчас решают техническую задачу и поставляют оттуда текущие измерения - прямую иноформацию о предмете. Какое метео на Марсе - к нему надо ещё привыкнуть и его понять. Вообще метеорология Марса и Земли должны, понятное дело, отличаться. Разные газовые системы, разная гравитация и освещённость Солнцем. Каждое метео будет иметь свои планетарные особенности. Какие-то. Наверное. В силу разности ситуаций происходящего. Эту разность можно ощутить по данным цифири и описать логически. Но я не спец в метеорологии Марса. Есть тут таковые? Интересны были бы мнения. И с калибровкой интересно. | | ||
94
- 23.02.2019 - 14:13
| 91-KohaVasin > но также, уважаемый KohaVasin, интересна и геодезическая привязка на Марсе. Как образована там геодезическая сеть? Чем формируется.К чему привязана? как и от чего измерить точку посадки или текущего месторасположения? Как определены экватор и полюса? По каким измерениям? Главные особенности геодезии Марса. Вы явный геодезист, знаток эллипоидов. А что в плане "геоида" представляет собой Марс? Геоид Земли я представляю, "геоид" (есть специальное название типа "марсоида"?) Марса нет. В чем сходства и расхождения. Есть ли принципиальные. | | ||
95
- 23.02.2019 - 15:18
| :))) Совершенно не интересовался марсоидом. До точного земледелия на Марсе я точно не доживу. | | ||
96
- 23.02.2019 - 15:30
| Земледелие вряд ли. А вот привязка точки или трассы к координатам местным как-то делается. К каким реперами, опорным точкам или кривым? Как эти реперы выбраны. Ну и чисто особенности формы интересны, в чем они. О чем говорить могут на допросе.))) | | ||
97
- 23.02.2019 - 15:42
| Можно сказать и иначе: какова на Марсе основная координатная система. Как выбрана, к каким понятиям и точкам отсчёта привязана. Объект рассмотрения должен быть координирован. Тогда возможны измерения, появление данных. И учёт их в представлениях - точнее, построение представлений на базе численных значений объекта и его явлений. Измерения - это бухгалтерия наших пониманий, численная их сторона. Как на базе данных чисел бухгалтерии формируется представление о финансовом состоянии, так на базе данных чисел измерений формируется представление об измеренном происходящем. Как координирован Марс? - один из первых вопросов подлетающего космонавта. | | ||
98
- 23.02.2019 - 15:46
| Это вопрос к астрономам (AlexMal). Они параметры Марса как тела вращения с достаточной точностью знают. Понятно, без датумов и местных систем, пока нет необходимости рассчитывать координаты для марсианских баллистических ракет. | | ||
99
- 23.02.2019 - 15:58
|
Вопрос, кстати, не праздный. Вход в атмосферу Марса осуществляется посадочными ступенями не с низких опорных орбит, а сразу с подлетной гиперболы. Правда, торможение уже в атмосфере, куда заранее погружают перигей этой гиперболы, требует меньше импульса скорости, чем на подлетной траектории, согласно понятию избыточной гиперболической скорости. Для Земли, подлетая к ней с гиперболический превышением скорости (над параболой) в три километра в секунду, в перигей высотой 150 км достаточно дать импульс всего в 400 м/с, и он "съест" эти три километра в секунду начальной подлетной гиперболической скорости. Поэтому посадочные модули зачастую нет смысла переводить на околомарсианские орбиты, выгоднее сразу загонять в атмосферу с подлетной гиперболы. Но для этого нужна точность процесса - в геометрии и движениях. Угол входа нужно удерживать в десятых градуса. Диапазон входа всего пару градусов. Соответственно, нужна и точность представлений по высоте над планетой. Чтобы точно рассчитать так называемый прицельный параметр для гиперболы. Взять его больше - снизится атмосферное торможение. Взять мало - можно разбиться об поверхность. И тут как раз измерения планеты важны практически. Это важно и для Земли. Были случаи, когда экипажи на спарке Су-9 на околозвуковой скорости вошли в верхушку горы в облаках, потому что на данных в летной карте были неверные геодезические данные, высота была указана на сто пятьдесят метров ниже, чем на самом деле. Спарка рассчитывала пройти с запасом сто метров над максимальными высотами по карте. И ударилась об Средний Урал. Двое погибли мгновенно. Для Марса практическая задача измерений, в связи с посадками на него, не менее актуальна. На мой взгляд. | | ||
100
- 23.02.2019 - 16:03
| )))) ну, уважаемый AlexMal обитает в теме, куда мне путь заказан ревнивым ее охранителем. Быть посему. Поэтому задать вопросы астрономам, видимо, не судьба. )) | | ||
101
- 23.02.2019 - 16:17
| Так на Марсе, насколько помню, коридор широкий, можно вообще вертикально садиться (автоматам без человека). Рельеф не столь актуален, как вы излагаете. | | ||
102
- 23.02.2019 - 16:30
| смотря с какой начальной скоростью подхода к атмосфере. Мы говорим о баллистике, баллистическом входе в атмосферу, а не о финальном снижении на парашюте. Чем выше скорость, тем меньше диапазон допустимых углов входа. Точно сейчас не помню для Марса и подлетных скоростей аппаратов, но мне кажется там пару градусов возможный коридор углов. Когда Аполлоны возвращались с Луны, коридор входа был тоже очень узкий. 11,3 градуса (?) угол наклона траектории, и изменения в очень небольших пределах. Для Марса скорее всего такая же ситуация. Запуск к Марсу с полярной орбиты обсуждали - давайте рассмотрим финиш полета и сценарии входа, типа? )))) | | ||
103
- 23.02.2019 - 16:40
| 101-KohaVasin > широким на Марсе "коридор входа", то есть диапазон допустимых углов, быть не может из-за высокой скорости межпланетного перелета в сочетании с разреженностью атмосферы Марса. Чтобы не пробить сходу такую тонкую атмосферу до поверхности. При такой высокой скорости. Силы торможения атмосферой слишком малы, чтобы быстро снять энергию прибытия. Поэтому вход проводят с очень малыми углами к местному горизонту, чтобы продлить действие аэродинамического торможения. Крайне полого аппарат летит и летит, тормозится и тормозится. По-моему, порядка шести минут идет в плазме. С очень малыми снижением. На Земле такого не бывает. Никогда. | | ||
104
- 23.02.2019 - 17:02
|
Ориентировочно и сравнительно Нижняя граница для Марса близка к вертикали. Подобную картинку я еще киндером видел в какой-то науч.-попул. книжке. Может что-то с тех пор уточнилось. | | ||
105
- 23.02.2019 - 17:23
|
Думаю, что на картинке показано грубо и не в точном масштабе углов, то есть не верно. Можно посмотреть сценарии входа американских посадочных модулей, в виде анимации с расчетной телеметрией. Это будет гораздо вернее с точки зрения представлений. Последние посадки - что там садилось? Инсайт, Куриосити? Просто нереально при крутых углах входа и таких скоростях и диаметрах аэродинамического тела затормозить аппарат на коротком околовертикальном отрезке. Сила аэродинамического сопротивления мала по сравнению с земной атмосферой и даёт маленькую перегрузку. Маленькая перегрузка - значит, скорость снижается медленно. При входе с крутым углом и большой скоростью на коротком отрезке небольшая возникающая перегрузка не успеет снизить скорость до целевой, необходимой/допустимой для выпуска парашюта. Ступень разобьётся об поверхность. Я могу ошибаться, проще всего посмотреть расчетную (хотя бы) телеметрию. Она покажет как на самом деле, с какими реальными параметрами происходит вход, неважно в данном случае, расчетные они или измеренные. | | ||
106
- 23.02.2019 - 18:43
| Так американские сценарии оптимальны для конкретных систем. А на рисунке предельные границы, выйдя за которые либо сгоришь, либо проскочишь. Второй вариант не отрицает последующего нырка. | | ||
107
- 23.02.2019 - 19:31
| Крутая траектория входа в атмосферу Марса мне видится неверной, нереализуемой для задачи снижения основной части скорости аппарата путем аэродинамического торможения. Воздействия марсианской атмосферы для этого окажется недостаточно. При таком большом угле наклона траектории. Сгореть не сгорит, при оснащении теплозащитным щитом, но разобьётся. Рисунок неточный. Он схематичен, но нереалистичен. | | ||
108
- 23.02.2019 - 19:40
| Но о недостаточности торможения на крутой траектории я говорю для гиперболической скорости, о входе в атмосферу Марса с крейсерской гиперболы. А если с ареоцентрической, околомарсианской орбиты - вполне, там скорость невысокая будет. Может, об этом и рисунок: касательная верхняя граница для гиперболы, крутой угол для входа с низкой опорной орбиты. | | ||
109
- 23.02.2019 - 19:50
|
87-90-Манупорт >Не очень я понял к чему эти многобуквенные литературные тексты о земных явлениях. Спишем на праздничное лирическое настроение. Этот момент мне сильно не понравился в фильме. Уж лучше бы придумали землятресение или оползень. | | ||
110
- 23.02.2019 - 20:22
| Цитата:
| | ||
111
- 24.02.2019 - 19:31
| Цитата:
ПУРГА, пурга, ж. сев. вост. и сиб. буран, метель, вьюга, хурта, падера, снежный вихрь; иногда снег с дождем, при ветре; мелкий дождь с сильным и холодным ветром и пр. | | ||
112
- 25.02.2019 - 09:37
|
Подумал немного и посмотрел ещё несколько источников. Ссылки можно найти по образцам текста. Даль лингвист с благими вестями, но не метеоролог. У него "мелкий дождь с сильным ветром" - это пурга? "Круто..." ))) Блажит явно.)))) Вики: "Пурга́ (от карел. purgu, фин. purku) — сильная низовая метель, преимущественно возникающая в равнинных безлесных местностях при вторжениях холодного воздуха. Пурга может идти при отсутствии снегопада и ясном небе. Источники: Хромов С. П., Петросянц М. А. Метеорология и климатология — М.: МГУ, 1994. Пурга // Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / Под ред. А. Ф. Трёшникова. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — С. 252." "Пурга - сильная низовая метель при вторжении холодного воздуха, часто при безоблачном небе. Пурга характерна для северных районов России и Финляндии. (Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру)" "Пурга является одной из разновидностей метели, а именно – низовой метели. Ее вызывает ветер, дующий со скоростью не меньше чем 7 м/с. Во время пурги с поверхности земли поднимается свежий снеговой покров, которого не коснулся процесс таянья и который не успел покрыться ледовой корочкой. Особенностью пурги является то, что она может перемещать снег даже при отсутствии атмосферных осадков, при абсолютно чистом, безоблачном небе. Появление пурги вызывают антициклоны, пришедшие с Арктики." "Итак, метель – это атмосферное явление, во время которого ветер поднимает вверх обильное количество снега. Из-за этого кажется, что все вокруг затянуло белым покрывалом из мелких и крупных снежинок. Если так, то что значит пурга? В целом это то же самое. Вот только в отличие от метели, пурга поднимает в воздух лишь лежащий на земле снег. То есть, данное атмосферное явление не может произойти во время снегопадов или после того, как снег покрылся ледяной корочкой. В этом есть фундаментальное отличие этих двух метеорологических понятий. Что правда, с научной точки зрения пургу принято считать одним из видов низовой метели." "Пурга – это сильная метель. Отличается от метели более интенсивным поднятием уже выпавшего снега с помощью холодного ветра. Очень часто это явление можно наблюдать при безоблачном небе. Данное понятие используется более редко, чем метель или вьюга." "В пурге ветром переносятся обломки снежинок. В метели переносятся цельные снежинки. В результате метели снег укладывается на поверхность земли равномерно, с небольшой плотностью. После пурги снег уложен неравномерно – в виде дюн и барханов, с повышенной плотностью. 1. Пурга – понятие менее объемное и распространенное, чем метель. 2. Пурга формируется антициклональными ветровыми вихрями, а метель – циклональными и антициклональными. 3. Пурга «поднимает» лишь снег с земной поверхности, а метель «гоняет» снег, падающий с неба или поднятый с земли. 4. Снег после метели равномерно «выложен» по земной поверхности, а после пурги образуется рельеф, подобный пустынному, только со снежными дюнами и барханами" | | ||
113
- 25.02.2019 - 10:23
| Пурга - явление уникальное. Всем известно выражение `гнать пургу`. | | ||
114
- 25.02.2019 - 10:42
|
Харош пургу гнать!!))) К Марсу это отношения не имеет ) | | ||
115
- 25.02.2019 - 11:11
| О пыльной буре на Марсе был вопрос. Отличие марсианской пылевой бури от пурги в том, что марсианская пылевая буря не ограничивается низовым явлением, а распространяется на большую толщу атмосферы. И на Земле пылевые бури ведут себя сходным образом. | | ||
116
- 25.02.2019 - 11:28
|
115-х0577216 > Новые марсоходы уже делают с ритэгами, так что пыльная буря пофигу. Соответственно, и все потенциальные пилотируемые миссии будут с ритегами. Пыль им не навредит. | | ||
117
- 25.02.2019 - 11:36
|
Понятно почему пыльная буря обычно занимает большую атмосферную толщу, механизм очевиден. Пылинки в пыльной буре могут быть практически сколь угодно малого размера. Вопрос лишь в их генезисе, каким набором процессов они образованы. Дробление в пустыне, или тонкое распыление в проявлениях вулканизма, ударно-метеоритные дела или осаждение тонких водных осадков с дальнейшим выходом их на поверхность и ветровым распылением, и другие. К возникновению добавляется последующая дискриминация по размерам, вроде отмучивания осадка гидросредой или выдувание ветром лёссовых масс. Фракции могут получаться очень мелкие, их число Рейнольдса способно удерживать их в вязком воздухе сутками и неделями, позволяя распространяться на достаточно большие высоты. А с ледяными частичками так не получится. Они либо слипнутся в более крупные за счёт адгезии льда и начнут быстро осаждаться, либо наоборот попросту испарятся при подмесе в другую воздушную массу, при очень мелком размере за минуты. Лёд способен к возгонке, минеральная пыль нет. Поэтому минеральная пыль может висеть и распространяться в воздушной массе долго и далеко, в то время как мелкие ледяные частицы просто испарятся. 116-Ёроол Гуй > В плане энергозатрат да, с ритэгами не страшно. Разве что нужна защита оптики и возможно других элементов конструкции. Лидары могут плохо работать, если будут. И ещё какие-нить мелочи могут быть отзывчивы к запылению. | | ||
118
- 25.02.2019 - 12:33
| Цитата:
Сегодня - ситуация мягко говоря иная. Эффективность - это всегда соотношение. Получаемого к затраченному. Времени, ресурсам, деньгам, рискам... Люди могут сделать (в плане исследований) больше. Быстрее. Но комплексная стоимость этих научных объёмов и скорости настолько высока, что автоматы - уверенно лидируют на сегодняшний день. В целом, последние десятилетия стоимость человека в космосе неуклонно растёт. Требования к рискам - повышаются. Причём на мнение самих смертников, которые готовы хоть в огонь и в воду "ради блага человечества" - обосновано плевать. Не им определять допустимые риски. Как и определение уровня получаемых благ. А автоматы дешевы. И, чем дальше, тем могут больше. Так что... всё закономерно. За стоимость крайне редкой (миссии раз в 2-3 года, скажем) пилотируемой программы на Марс можно его утыкать автоматами в десятках мест. Которые будут работать годами. С возвратными модулями для отсылки собранных материалов. И сделают автоматы в результате - больше. Для науки. А пилотируемые экспедиции будет на 90% не работать на науку, а "превозмогать". | | ||
119
- 25.02.2019 - 12:56
|
118-Лапусёночек > как думаешь, за каким длинным горьким белым корнем из семейства крестоцветных лезут сегодня в пилотируемый космос амеры, европейцы, японцы, китайцы и индусы. И наши, разумеется. Еспешиалли - зачем амеры с японцами и Европой лезут в свои ворота ("Gateway"), в пилотируемый лунный проект. Луна далеко, сложно и дорого. Считать не умеют, арифмометры поломались, или им просто делать нечего? Что ими движет в этом их устремлении? | | ||
120
- 25.02.2019 - 14:35
| Есть такое состояние, к нему приходят в разных областях, по разным причинам, с разными потерями в пути, и прочая. Но суть его в нашем великом и могучем можно выразить кратко: "и нести тяжело, и просить жалко". Синдром чемодана без ручки. Причём, что забавно, признаться (самому себе прежде всего), что чемодан в результате набит на 90% ненужным тебе барахлом - тоже воли нет. Это часто, повторюсь, бывает. Особенно в области пиар-проектов, с огромной историчностью, политическими амбициями, и "накачанные" масс-медиа. Пилотируемая космонавтика, увы, мне именно вот это самое и напоминает. Увы. Рождённая по сути как отросток военной программы, она имела научный смысл на ранних этапах своего развития, но потом он оскудел, а военные вообще быстро поняли, что им-то пилотажка как кобыле третья нога, а бюджетов требовать она стала всё больше и больше. "С тех пор все тянутся предо мною кривые, глухие окольные тропы..."(с) ПК - это ныне вещь сама в себе и для себя. По большей части. Оправдывать её научным аспектом - это лукавство, самообман. Самые честные тут, перефразируя Портоса, прямо говорят, что "мы летаем потому, что летаем". Это понятно. Но тогда нужно уметь принимать и обратное (от щедрот общества, спонсирующего этот банкет) - "мы выделяем на это денег столько, сколько выделяем". Всё сбалансировано и обосновано. | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |