http://www.nemchenko.ru/wind.php?ID=553605&soch=1 Дьяконов Василий Николаевич, экс-губернатор Kубани, доктор экономических наук: Потомки проклянут нынешних руководителей Kубани - "Советская", "демократическая", "социалистическая", "капиталистическая" - все это слова, больше запутывающие, чем что-то проясняющие. В своем восприятии я никогда не исходил из идеологических соображений и никогда не был "антисоветским" или "прокапиталистическим"; как хозяйственник и прагматик, всегда выступал против идеологической "зашоренности". Экономика подчинена объективным законам; когда кто-то не хочет видеть этих законов, пренебрегает ими, тогда и появляется так называемая "социалистическая модель" - обсуждать ее нет смысла, ибо она проиграла повсеместно и навсегда. И дело здесь не в Горбачеве или Ельцине; не при них, так при других руководителях она бы все равно рухнула. Теперь о политической составляющей. Все кажущееся разнообразие в политической сфере современности я свожу к двум моделям: "европейской " и "азиатской". Первая означает верховенство закона, равенство всех перед ним - в рамках этой модели общество способно контролировать все процессы; вторая, "азиатская", сводится к контролю чиновников над обществом. "Советская" - или "сталинская" - модель управления обществом - это классический пример "азиатчины": чиновники распределяли все - от квартир и автомобилей до презервативов... И хотя сегодня, благодаря освобождению производителя, вместо дефицита налицо изобилие любых товаров, все же я настаиваю: из "азиатчины" мы не вышли, поскольку чиновник продолжает главенствовать. - По твоему получается, что между коммунистом Кондратенко и бизнесменом Ткачевым нет никакой разницы? - Разница есть и не в пользу Кондратенко... Но "чиновничья" система передана "из рук в руки" и как таковая сохранена - это к вопросу о "преемственности"... Создан региональный фонд закупки зерна и группа чиновников краевой администрации определяет правила игры на зерновом рынке. Дотации в сельское хозяйство из бюджета края составляют миллиарды рублей; кому пойдут эти деньги и на каких условиях - решают чиновники. Сельхозпроизводитель может приобрести необходимые ему материалы - топливо, запчасти и т.д. - только через частные фирмы-посредники, за которыми всегда стоят чиновники; прежде, чем дать кредит, с ним согласуют: что, у кого и за сколько он должен приобрести. Иначе он кредит не получит. Но и это не все; расплачиваться он должен не деньгами, а урожаем зерна: здесь его в очередной раз "обдерут", навязав свои условия, включая заниженную цену. Чиновники процветают, пос редники процветают, а сельхозпроизводитель как был в загоне, так и остается, ибо все свои расходы он вынужден включать в себестоимость продукции. Дотации на сельское хозяйство - в их нынешнем варианте - есть просто разворовывание бюджета, обогащение чиновников и создание теневого рынка. Я неоднократно говорил: цена булки хлеба на Кубани могла бы не превышать одного рубля - только уберите чиновничью стаю и дайте развиваться нормальным рыночным механизмам; сегодня рынок зерна уродлив, но изуродовали его чиновники краевой администрации - в угоду собственным интересам. - Я повторю: это - система; и одним из важных признаков "чиновничьей" системы является сращивание чиновников - так было в советские времена, так продолжается сейчас. Проверять должны те, кому положено - прокуратура края. Но тут есть ряд странностей. К зданию краевой прокуратуры пристраивается одно шикарнейшее здание, потом - второе... При этом - вдумайтесь! - краевая администрация и краевая прокуратура даже не скрывают характера своих взаимоотношений; губернатор открыто заявляет: администрация финансово помогает краевой прокуратуре, прокурор края признает получение этой "помощи" и благодарит за нее... Но кто давал им право тратить наши деньги таким образом? В бюджете края нет такой статьи расходов - "финансирование краевой прокуратуры". Хочу напомнить: отчисляя налоги, мы и без того финансируем органы прокуратуры - за счет части налогов, идущей в федеральный бюджет; вот из этих сред ств пусть для прокуратуры строят здания хоть из чистого золота. Та же часть налогов, что идет на формирование бюджета края, предназначена законом совсем для других целей - для удовлетворения социальных нужд жителей края. Дорог нет, в больницах нет необходимых лекарств, дети в детдомах бедствуют, нет даже нормальной питьевой воды и т.д., а на деньги, для всего этого предназначенные, строится очередное здание для крайпрокуратуры. Разве не логично предположить, что за такую помощь она должна на что-то закрыть глаза - в частности, в деятельности краевой администрации, являющейся, к слову, лишь одним из хозяйствующих субъектов на территории края. Это и есть "сращивание". Путин может сколько угодно призывать к удвоению ВВП, но если в регионах вот так будут распоряжаться бюджетными деньгами - сдвига не будет... Приведу еще пример. Года два-три назад Ткачев объявлял: все зерно продали, теперь самим не хватает - придется закупать в Германии... Естественно у многих, осведомленных по поводу нравов, царящих ныне на Красной, 35, сразу возникло резонное подозрение: готовится фиктивная сделка. Я тоже не удивлюсь, если на самом деле зерно никуда не вывозилось и ниоткуда не привозилось, а вся "купля-продажа" была осуществлена на бумаге; не удивлюсь, если они же сами и учредили в Германии фирму, через которую была - если была - осуществлена сделка. Словом, есть необходимость прояснить этот вопрос, провести проверку. Но к кому можно обратиться? Где тот независимый и неподкупный орган, который охраняет интересы государства и гражданского общества, а не обслуживает лиц, этим государством прикрывающихся?