0
- 06.12.2011 - 22:04
|
Подскажите пожалуйста материал для следующей задачи: Надувной шар нужно переместить газовым потоком внутри шершавой трубы на расстояние до 30 км. Требования к материалу шара - должен быть газонепроницаемым, достаточно компактным, толщина, например, до 3 мм, иметь низкий коэффициент трения к внутренней поверхности трубопровода, не протереться за один проход и не порваться при встрече со случайным предметом внутри трубопровода. Упругость как у волейбольного мяча не требуется, но диаметр должен быть чуть меньше диаметра трубопровода, т.е. шар не растягивающийся пропорционально давлению. | | |
41
- 09.12.2011 - 13:31
|
(33) > выпускают газ через свечи в атмосферу > Теперь попробуем сделать то же самое, но без выпуска газа в атмосферу, ибо он жутко парниковый А сжигать при выпуске нельзя? Доля спаленного таким образом газа будет- есть мизер по сравнению с объемом сжигаемого попутного газа | | |
42
- 09.12.2011 - 14:00
| 41-Викинг_ > если поджечь газ, выпускаемый через свечу из газопровода, где он имеет давление 20-30 атмосфер, то это будет одной из первых тем в рубрике "аварии, происшествия" средств массовой информации. От теплового излучения такого факела загорится трава, пшеница или деревья - смотря что там рядом со свечой находится. А если сжигать газ не торопясь, с чувством, расстановкой, то это займёт неделю. | | |
43
- 09.12.2011 - 14:04
| Экологов не убедят ссылки, что при добыче нефти или от животноводства выделяется метана больше чем при продувках газопроводов. Тут ситуация как с пользованием ртутьсодержащими лампами или эксплуатацией автомобилей частным либо юридическим лицом. | | |
44
- 09.12.2011 - 15:20
| (42) А какое давление в смежных сегментах магистрали? Остаётся таким же, как и в изолированном сегменте? Не снижается? | | |
45
- 09.12.2011 - 15:29
|
(42) > где он имеет давление 20-30 атмосфер Дык чуть ранее вроде предлагали перекачивать из перекрытого сегмента в открытый в сторону Потребителя После перекачки его останется-то... Да и в (44) вон верно сказал Если труба отключена от компрессора и открыта к потребителю... | | |
46
- 09.12.2011 - 15:43
| (45) Это не так линейно и просто, полагаю, потому я и хочу уточнить. Вполне возможно, давление в смежных сегментах и не снижается особо. | | |
47
- 09.12.2011 - 16:46
|
44-Тупой ламер > Крайне желательно, чтобы давление в смежных сегментах оставалось рабочим, обеспечивающим прокачку требуемого количества газа потребителям. Для того и предназначены линейные краны 45-Викинг_ > да нечем качать. Передвижные компрессоры требуемых параметров пока в основном существуют в виде чертежей и рекламных буклетов, максимум встречаются опытные образцы в стадии испытаний. | | |
48
- 09.12.2011 - 20:45
| Цитата:
В Вашем случае - 1020. ))) До 1420 мм вообще-то )))))))))) А может не надувной шарик? Изнутри гибкими спицами расправляется, а стенки из полиэтилена высокого давления? | | |
49
- 09.12.2011 - 20:50
|
из СВПМ действительно делают нити и волокна. Но есть проблема с прочностью именно на криволинейных поверхностях, плоские пластины превосходят кевлар. Шар на самом деле должен быть армированным, композитным, но стекловолокно не годится, оно не работает на излом. А чем не устраивает полиуретан в качестве внешней оболочки? Можно изготовить шар только из СВМП, технология - ноу-хау. Может быть прокатит (пролетит))) без армирования, но очень важен узел надувания. Или штуцер можно не прятать в объем шара, как на детских надувных мячиках? Если снаружи устроит полиуретан - то композитный гибкий армированный газонепроницаемый шар с толщиной оболочки 1-3 мм можно сделать, диаметр любой. Теоретически он будет ремонтопригодным с возможностью восстановления протертого покрытия. Корд можно подобрать для противостояния порезам и прободению. | | |
50
- 09.12.2011 - 20:57
| А может применить множество маленьких шариков на гибкой связке к центру конструкции? Тогда разрушение определённого процента шариков не приведёт к утере герметичности? | | |
51
- 10.12.2011 - 06:19
|
48-Lomm > в нашем случае важнее внутренний, а не наружный диаметр :))) конструкция со спицами как-то не внушает доверия. 49-stoper > как я уже писал выше, видел повреждения полиуретановой манжеты обычного поршня. На вид материал довольно жесткий, что-то промежуточное между полиэтиленом высокого давления и силиконом. Плёнок из полиуретана не встречал. Мне кажется что материал должен быть скользким и плотным, чтобы проскальзывать без задиров по острым кромкам, которые могут встретиться в трубе. Узел надувания - внутри оболочки. Химический или электрокомпрессор. 50-Lomm > боюсь, что заклинит | | |
52
- 10.12.2011 - 09:30
|
51-Bushroot >а какой толщины слой полиуретана на манжете поршня и каков был характер повреждений? Полиуретан может быть в любом виде: пленка, монолит, оболочка и т.д., причем его твердость регулируется, есть разновидности термопласт и реактопласт, а так же гибрид - термореактопласт, очень прочный материал. Это один из самых износостойких материалов на земле, широко применяется для изготовления брони и в горнообогатительном оборудовании для футеровки различных поверхностей, подвергающихся абразивному износу, падению глыб железной руды и т.п. Думаю, что давление в мячике должно быть немногим меньше давления в трубе, иначе его будет плющить, значительно уменьшая диаметр | | |
53
- 10.12.2011 - 11:36
|
52-stoper > манжета - это такой диск или кольцо толщиной до пяти сантиметров. Поищу потом фотографию. Срез был на переднем краю манжеты где-то сантиметров 4-6 шириной 0,5-1 см глубиной. "давление в мячике должно быть немногим меньше давления в труб" - наверное немного больше? Слишком жёсткий шар - тоже плохо, если не застрянет, то будет быстрей обдираться. | | |
54
- 10.12.2011 - 12:47
|
ну ежели такая мощная штука не выдержала... Полиуретан весьма эластичный материал и хорошо тянется. Но предел растяжения есть. В зависимости от ситуации и препятствия шарик может за него зацепиться, оболочка будет растягиваться. Но гарантий никаких - или соскочит с препятствия без разрушений, или всё же вырвет клок. Если будет композитная оболочка с армированием, то общая эластичность оболочки немного уменьшится, она будет как бы жесткая, но пружинящая - как кольцо из пружинной стали. Но в то же время армирование спасет от вырывания сквозного куска оболочки. Прекрасный пример - автомобильная покрышка. Предлагаю то же самое, только другой формы - полый шар и армирование во всех плоскостях. Общая жесткость шара подбирается количеством армирующих слоёв и их плотностью. Но армирование будет препятствовать растяжению оболочки под внутренним давлением, можно даже "запрограммировать" максимальный диаметр, при этом сохранив эластичность. Но весьма важен характер возможных препятствий и их взаимное расположение. Для ввода композитного мячика в трубу надо делать шлюз, как будто спущенный волейбольный мяч. Можно будет свернуть сдутый мячик в относительно гибкую трубочку, продумав потайной клапан и технологию наполнения шара | | |
55
- 10.12.2011 - 13:57
| а может кто знает, какая конструкция юбки аппарата на воздушной подушке? Или там как в обычной покрышке? | | |
56
- 10.12.2011 - 14:26
|
Про ТРИЗ кто-нить знает? Давайте формулировать техническое противоречие, как там Альтшуллер учил | | |
57
- 10.12.2011 - 14:34
| 55-Bushroot >я знаю. Там обычная резина. Рвется и изнашивается. Кроме того, есть лепестковые конструкции юбки - что, кстати, тоже вариант для дискового/поршневого снаряда. | | |
59
- 10.12.2011 - 18:19
|
Может придумать "одноразовый"? Типа про прохождении препятсвия первое уплотнение благополучно рвется, и после препятствия автоматом разворачивается следующее | | |
60
- 10.12.2011 - 19:03
|
51-Bushroot > спицы можно сделать лепестковыми - что бы при резкой нагрузке не прорывали внешней оболочки. Укладывать только очень сложно будет. А по внутренним и внешним диаметрам - видел трубу 1420 с 95-й стенкой... Бодрая такая. Экспериментально даже цельнобитая 2520 идёт... А по поводу многих шариков - не заклинит )))) Шарики просто по стенкам трубы катиться будут, уменьшая трение, кстати (ну если подвес свободный, а шарики полунаполненные) | | |
61
- 10.12.2011 - 22:24
|
Мне кажется, йцукeн в п 11 упомянул верное направление. Самовывовачивающийся бублик. Трение качения, и никакого скольжения. Для устойчивости сделать 2 бублика, соединив их механизмом принудительного выворачивания. Эдакий стержень с прижимными валиками и примитивными мозгами, реализующими логику движения... Пассивное перемещение под избыточным давлением чревато несимметричными по оси движения нагрузками, ненадёжно будет... я бы просто поддерживал равное давление азота при перемещении. Конечно, это уже не простой мячик, но сие видится мне много более надёжным, менее требовательным к материалам и более ремонтнопригодным. При необходимости, кстати, на этой базе возможна универсальная "пробка". Изолирование произвольных участков. Докатились до кужного места, и "упираемся" в стенки чем-то достаточно надёжным. И в изолируемом сегменте можно хоть конём гулять. Конечно, такой снаряд требует полноценной камеры для запуска и извлечения... | | |
62
- 11.12.2011 - 07:40
|
61-Тупой ламер > "универсальная "пробка" - у TDWilliamson эта технология называется SmartPlug http://www.tdwilliamson.com/Video%20...placement.html но для запуска и извлечения поршней нужны шлюзы - камеры запуска/приёма поршней и конструктивная возможность прохождения поршня по участку - отсутствие крутых поворотов, применение запорной арматуры, проходное сечение которой в открытом состоянии равно сечению трубы, отсутствие переходов трубы с одного диаметра на другой, заведомо гарантированное отсутствие препятствий в трубе. Есть технология Stopple http://www.tdwilliamson.com/Video%20...pping_hpi.html но стоит она недёшево и для каждого её использования нужны дорогостоящие одноразовые разрезные тройники и другие детали. | | |
63
- 11.12.2011 - 07:42
| эти технологии по-своему замечательны, но это не значит, что не надо искать другие способы решения задач по ремонту трубопроводов. | | |
64
- 11.12.2011 - 10:05
|
62-Bushroot >последняя ссылка - прикольно. Но дорого, долго и сложно. И в конце непонятно - как тройники заглушили, когда задвижки сняли? Такой вопрос: нужно заменить в городе на пластик 150 метров 300 НД ст. и 100 метров 200 НД ст. с прокладкой новой трассы в 10 м параллельно старой (фактически это перенос с заменой). Доступ нормальный, разрытию и работам ничего не мешает, движение перекрывать не нужно. На сколько это технически сложная и дорогая задача и какие проблемы могут встать? Можно ли такой газопровод проложить в ЖБ футляре (есть причины не закапывать глубоко)? | | |
65
- 11.12.2011 - 11:05
| 64-stoper > на более информативном ролике было показано, что там ставятся специальные пробки с разжимаемыми резиновыми манжетами, а сверху ещё и фланцевые заглушки для надёжности. Но на сайте я этот ролик не нашёл. | | |
66
- 11.12.2011 - 11:10
|
В городе - это значит распределительный газопровод с давлением не более 6 ати (в редких случаях до 12), либо даже 1,03 атм (после ГРП/ШРП). Если последний случай, то такие газопроводы вполне проводят надземно, в том числе по стенам жилых зданий. Если первый случай - то тоже часто встречается надземный вариант. но пластик, конечно, надо спрятать от вандалов. Такая работа начинается с проекта, отвода земли и т.д. По смете видно будет :))) | | |
67
- 11.12.2011 - 11:28
| Вот ещё ссылка по Stopple http://www.youtube.com/watch?v=y4v5WoFaaWg - здесь пробку видно лучше. | | |
68
- 11.12.2011 - 11:29
|
66-Bushroot >ну значит будем считать не очень высокотехнологичной задачей))) Футляр нужен не от вандалов, а защитить от колесной нагрузки, т.к. глубина заложения небольшая (порядка 0,7 м) и на будущее исключить земляные работы, связанные с ремонтом и эксплуатацией. Надземно не вариант. | | |
69
- 12.12.2011 - 07:50
|
(62) Основательно! Я предполагал, что подобные решения уже есть, и формат приведённых решений заставляем меня ещё более сомневаться в применимости шарика, вытесняющего газ под избыточным давлением. Я предполагал не такую массивную конструкцию, принцип бублика предполагает, что основную часть диаметра составляет сам бублик, что позволило бы спокойно перемещаться при довольно-таки значимом перепаде диаметров, плевать было бы на препятствия в трубе (которые не повреждали бы материал бублика) да и шарнирное соединение сегментов позволило бы поворачивать вплоть до 70-90 градусов, я думаю. И впускная камера понадобилась бы не полноценная, как на приведённых роликах, а можно было бы обойтись наклонным вводом (устанавливать можно как муфту на трубу), вполне приемлемого и небольшого диаметра. Но, глядя на основательность решения TDW, понимаю, что это не от желания намеренно усложнить и утяжелить... | | |
70
- 12.12.2011 - 09:38
| 26-Bushroot > Я вот что ещё придумал, взять обычный резиновый шар, коим затыкают проход трубы через технологическое отверстие перед отрезкой, помещаешь его в металлическую кольчугу шарообразной формы, она тоже через небольшое технологическое отверстие пройдёт, внутри трубопровода надуваешь шар. Получится на мой взгляд как раз то, что ты хочешь. | | |
71
- 12.12.2011 - 09:50
| 70-GrandKaa > в воображении я такое представить могу, но после переработки идеи конструктором она превращается в динозавра :))) | | |
72
- 12.12.2011 - 09:58
|
(70) Небольшой штыревой выступ внутри (ну, или нечто подобное, за что можно зацепиться), и кольчужка встрянет намертво. Насколько я понял, потенциальное наличие некоторых препятствий (небольших по размерам) внутри трубы как раз и есть один из факторов. К тому же у меня небольшой вопрос к Bushroot. Перемещение шара предполагается под избыточным давлением, верно понимаю?. Если делать неплотное прилегание к стенкам, то о каком разделении газов может идти речь? Если подпирающее давление будет азотное, то азот будет "фонить" в обход шара за здорово живёшь. Или это неважно? Что к потребителю попёр азот? Тогда уточните, какой процент (или объём) допуска азота приемлем. | | |
73
- 12.12.2011 - 10:13
|
72-Тупой ламер > Сильно острых штырей внутри трубы нет, они давно сточились потоком газа с песком, очистными скребками и т.д. Хотя некоторые выступы несомненно остались. Шар делать естественно меньше в диаметре, хотя бы потому что внутренний диаметр трубы может отличаться на разных участках при одинаковом внешнем диаметре. Разделение газов, как я понимаю, нужно такое: чтобы в азоте метана небыло, а наличие азота в метане допускается, т.е. устройство вокруг себя азот пропускать может, т.к. цель - заполнить ремонтируемый участок инертной средой. | | |
74
- 12.12.2011 - 10:23
|
(73) Тогда проще сделать пробки на концах сегмента (надуть просто тот же шар в трубе), и в обход пробок пустить клапанное соединение. Чтобы только из сегмента газ мог выходить. И накачивать азот. Когда процентное содержание азота в изолируемом сегменте станет приемлемым, блокируем клапан. Просто. | | |
75
- 12.12.2011 - 10:32
|
(74+) Или ещё проще: ставим пробки - закачиваем не азот, а просто воду, пока весь сегмент не заполнится (клапаны будут отсекать жидкость), потом откачиваем, осушаем продувкой горячего воздуха. Сегмент готов. И азота к потребителю не уйдёт ни капли. Много воды, конечно, нужно будет, и не быстро будет... но зато очень просто, надёжно, профиль трубы внутренний не волнует совершенно, и экологи носа не подточат. | | |
76
- 12.12.2011 - 10:39
|
75-Тупой ламер > Воду нельзя! во первых коррозия и грязь после неё, во вторых потом сушить надо будет, наличие воды в газопроводах нежелательно, есть требования по точке росы по воде в транспортируемом газе. Процентное содержание будет достигаться очень долго, видимо по этому автор и задал вопрос. | | |
77
- 12.12.2011 - 10:48
|
(76) Ну, сушка - это предполагается. Сушкой можно снизить процент влажности до любого требуемого. Ну нельзя так нельзя. Это так... навскидку... К тому же при сложном профиле залегания трубы откачать воду - это не так однозначно и просто, а зачастую и нереально. | | |
78
- 12.12.2011 - 11:00
|
Тогда предлагаю волосатый мяч. :-) Надуваемая поверхность, утыканная тонкими нитями как раз из СВМПЭ. Эдакий мягкий ёжик... Нити можно сделать армируемые. Такой мячик будет очень легко скользить под избыточным давлением, у него площадь соприкосновения много меньше, чем у поверхности, и диаметр меньше трубы - как раз за счёт нитей будет перекрываться. И дуть как следует, если нужно быстро! :-) | | |
79
- 12.12.2011 - 11:10
| 72-Тупой ламер > небольшое количество азота в природном газе имеется изначально. По ГОСТ есть требования к минимальной калорийности газа, которая практически всегда обеспечена с запасом. Поэтому вполне допустимо смешение азота с топливным газом при условии соблюдения параметров ГОСТ. | | |
80
- 12.12.2011 - 11:16
|
(78+) Возможно, сделать "оволосение" мяча нужно не гибким, а упругими нитями, а внутри... Внутри внешней оболочки на растяжках подвешиваем внутренний шар - на растяжках к внешней поверхности. Он при надувании встанет примерно в центре внешнего, и начнёт "играть" нитями, заставляя поверхность шара быстро вибрировать. Примитивно, и потому малый объём займёт. Т.е. поверхность шара будет постоянно дрожать. Это ещё больше уменьшит трение. Принцип волнохода, но без явной ориентации. Ориентация движения будет задаваться подпирающим давлением. | | |
81
- 12.12.2011 - 11:17
|
75-Тупой ламер > вода - это долго дорого и проблемно. Если рядом не окажется водоёма, то её нужно привезти и много, до нескольких тысяч кубометров. Потом сливать её обратно в водоём нельзя, а только через очистные устройства. Из пониженных участков воду можно выгнать разве что поршнем, а у нас задача упростить и удешевить, а не усложнить работы. Горячий воздух быстро остынет, отдавая своё тепло грунту. Затраты энергии будут большими. Вот волосатый мяч - это лучше :) может и не будет работать, а выглядеть будет симпатично. | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |