0
- 07.10.2015 - 07:40
|
Москва: «90% стоимости строительства — взятки, откаты...» Интервью Валерия Михайловича Серова — заслуженного строителя России, зампредседателя Госплана СССР по капитальному строительству (1985–1988); председателя Госстроя СССР (1988–1991); министра, зампредседателя правительства РФ (1994–1998) МОСКВА, 6 октября 2015, 10:17 — REGNUM ИА REGNUM: Вы прошли «все ступеньки» в профессии — от мастера и до руководителя отрасли… Абсолютно правильно. Ни одной ступеньки не переступил. Мастер, прораб, старший прораб, начальник участка, главный инженер строительно-монтажного управления (СМУ), начальник СМУ, главный инженер треста, управляющий трестом, замначальника Главмоспромстроя, первый замначальника Главмоспромстроя, начальник отдела в Госплане и заместитель председателя Госплана Союза ССР, отвечающий за вопросы капитального строительства. ИА REGNUM: Что происходит сегодня в строительной сфере? Что сегодня в строительстве правит? Его величество прибыль. К примеру, вы когда-нибудь задумывались, а зачем в Москве такой объем жилья строят? Для чего? Ведь каждая физическая величина имеет свои какие-то конечные пределы, правильно? Ведь кажется, Москва зарабатывает на том, что строит жилье. Да? О чем кричит молчание Путина «Красуху» заметили в Сирии Украина собирается превратить Крым в остров ИА REGNUM: Строит, и много. Это не только не секрет, но даже повод для гордости в отчётных цифрах. Хотя и сами строители, и эксперты в отрасли не особенно скрывают, что в стоимости каждого возводимого объекта «сидит» какая-то существенная доля взяток чиновникам. Нет стратегического плана развития отрасли, есть только желание «насытиться». Правильно! Как можно вообще говорить о развитии любой системы, а тем более государства, не имея стратегического видения и понимания? Ведь давно пора было понять — когда-то были же такие планы — до каких пределов развивается Москва? В строительстве, как и везде, существовала система. Которая постоянно совершенствовалась. И в последние годы СССР эта система, на мой взгляд, была отстроена организационно очень эффективно. Что такое был Госстрой? Это был орган, который определял всю нормативно-правовую базу управления строительством. Ведь строительство — это одна из самых сложнейших отраслей. В которой, как в фокусе, отражаются все процессы существования человека. Ведь, когда мы писали программу, что каждой семье квартиру к 2000 году, которую можно критиковать, мы всё серьёзно просчитывали. Например, материальные макробалансы показывали, что в стране для таких масштабов строительства не было необходимой базы стройиндустрии и строительных материалов. И тогда Госстрой совместно с Госпланом и строительными министерствами разработал и начал реализовывать более десятка конкретных территориальных подпрограмм. Таких, как машиностроение для цементной промышленности, организация производства башенных кранов, деревянное домостроение, электроника для нужд строительства, керамические и санфаянсовые изделия, химическая продукция для строительства, цветная металлургия по выпуску алюминиевых изделий, столярные изделия, стекольная промышленность. Практически всеобъемлющей была программа, позволявшая резко нарастить объемы жилищного (прежде всего индивидуального) и дорожного строительства. Только за один 1988 год в стране было введено более 90 миллионов квадратных метров жилья. Это около полутора миллионов жилых единиц. Мы уже тогда понимали, что жилье нужно считать условно либо в квартирах, либо в индивидуальных домах. ИА REGNUM:Кроме того, именно вы первым в нашей стране пробовали ввести ипотечное строительство. Да, я привез ипотеку из Америки в 1988 году. Совершенно верно. Ипотека — это форма финансирования строительства. Уже потом я понял, что ипотека не может быть внедрена в обществе, которого в России на тот момент не было. Да нет его и сейчас. И ипотеки в её правильном, классическом понимании тоже нет, как ни прискорбно это сознавать. Ипотека возможна лишь там, где существуют стабильные рабочие места, платежеспособное население и четкая, жесткая нормативно-правовая база, подчас беспощадная к своему населению. Мы создавали ипотечные банки, строительные биржи, но денег в стране становилось всё меньше и меньше. А нефть в те годы неумолимо дешевела. ИА REGNUM: Какими вы видите нынешние проблемы в строительстве? Строительство делится, прежде всего, на ресурсную базу, инженерную базу, базу механизации и внедрения всех научных процессов. Сегодня нет науки в строительстве. Заметили? Вся строительная наука уничтожена. А как можно существовать без строительной физики? Как можно существовать без строительной геологии? Как можно существовать без науки сопротивления материалов? Без механики? Без гидравлики? Вот, что сегодня происходит? Я разговариваю с некоторыми людьми, кто занимался в своё время речным флотом: «Слушай, что за система пошла, как не год — то наводнение?» Получаю ответ: «А, как ты хотел — ведь это всё ресурсы, которые требуют своего управления и работы. Ты посмотри, когда последний раз выделялись деньги на ремонты всех этих шлюзов, на берегоукрепительные работы, на углубление». Я говорю: «А это при чем здесь?» Говорят: «А в Сибири-то что произошло? Реки-то заилились. Ну и куда рекам деваться? Естественно, вода разливается. Вот тебе и затопление, подтопление». ИА REGNUM: Ну, продолжать можно буквально по каждой отрасли. Уничтожили институт лесничества — леса выгорают сильнее, на слабые деревья нападают всякие жуки. Это из того же… Это общий набор. Стратегическая потеря понимания — чем ты управляешь. Ведь за пять лет после войны мы восстановили весь жилищный фонд, который был разрушен. Пять лет понадобилось! А сегодня не можем достичь уровня строительства советского времени. Как я вам говорю, мы в год строили 88 миллионов квадратных метров жилья. А сейчас мы за 25 лет не можем этого уровня достичь. При всех возможностях рыночной экономики. Мы строим меньше. По одной простой причине. Мы всё разрушили. У нас существовала отрасль строительного и дорожного машиностроения. Её нет. И никто её не строит. Сейчас говорим — купим! У нас была цементная промышленность. Вот, я покажу вам наглядно, уровень строительства, для общего понимания и развития. Мощности цементной промышленности в Советском Союзе были на уровне где-то 78−80 миллионов тонн в год. Ну, естественно, проектной мощности они не достигали, где-то на 10% выпускалось меньше. Сегодня не знают — куда деть 60 миллионов тонн цемента в год. А знаете, сколько делает Китай цемента? Он выпускал 700 млн тонн в год, а сейчас выпускает 1 миллиард 400 миллионов тонн цемента в год. И «съедает» сам весь этот объём. Это чтобы понять уровень развития их и наш. ИА REGNUM: И в чём причины? А так построена экономическая система. Что главное — урвать себе сегодня. Ведь произошло насаждение этой идеологии. Нам сегодня с вами навязали. Мы это на себе чувствуем. И вы, и я. Что должен — заработать. Правильно? ИА REGNUM: Потому, что нет слова «завтра». Ты не видишь этого слова «завтра». И, самое главное, у тебя нет никакой перспективы «завтра». Будешь ты, не будешь, где, что, чего и как. А это что такое перспектива? Это и есть план. Перспектива — это прежде всего взгляд в будущее. А в строительстве сказали, что решит всё рынок. Каждый кто, что сумел — урвал. Есть структуры, которые сумели сохранить себя. Они более мощные. В данном случае Москва. Тот же самый Лужков сумел сохранить свой городской строительный комплекс. Сохранил и промышленность строительных материалов. Сохранил и систему проектирования. Сохранил и организационные структуры. Хотя, если сравнивать с системой управления советского времени — то в Москве тоже всё развалено, не говоря уже о стране! Существовала мощнейшая организация «Мосметрострой». Сказали, что она — такая-сякая, прогнившая. ИА REGNUM:Проворовавшаяся… Причем,"проворовавшаяся» — это можно говорить всем. Система построена так, что «ты — зарабатывай». И, понимаете, в чём трагедия-то — строительство превратили в генератор прибыли! Но ведь это же расходная отрасль! И очень затратная. У нас даже норма прибыли плановая, так называемая, накоплений — в разы больше, чем в Германии! Не в советское время, сейчас, в нынешнее. ИА REGNUM: И мы этим гордимся? Конечно! Вы сегодня посмотрите, что происходит! Поезжайте — посмотрите, какие мосты стоят на кольцевой дороге в Москве. Вот: пересечение кольцевой дороги и вылетных магистралей. Обратите внимание на колонны, на основные конструкции мостов, и что сейчас вкладывается в эти дела. Чем вы больше ресурсов вложили — бред же! — тем вы больше заработали. Затратная технология является определяющей! ИА REGNUM: Потому что это возможность уворовать деньги? Конечно! После ухода из правительства России мне доверили возглавить Центр международной торговли. За четыре года я построил две башни — 80 тысяч квадратных метров. Спроектировал, построил. Никого не было. Ни от московских властей, ни от федеральных. Я просто сказал Евгению Максимовичу Примакову: «Чтоб мне никто не мешал!» И, знаете, за какие деньги? Заработанные ЦМТ! Я нигде не брал кредиты. Нигде и ничего! Вот вам и пример! ИА REGNUM: Здесь можно вспомнить, что вы стали лауреатом Государственной премии СССР за строительство Останкинского телецентра. Но, возвращаясь к вашему тезису о том, что сегодня всё определяется затратностью технологии. То есть вы фактически говорите о том, что строительство в Москве — как отрасль экономики — существует только как система уворовывания бюджетных средств. Сегодня — да. Сегодня она позволяет оптимальный вывод дополнительных прибылей. Это не значит, что вы можете прямо сказать — сворованное или не сворованное. Если есть в проекте, заложили, толщину балки 40×40, хотя можно было заложить 20×20. И она вполне могла бы пройти для данного сооружения. ИА REGNUM: Получается, вся строительная отрасль в стране «заточена» только на «осваивание» средств в частный карман? Причём не только бюджетных средств. Но и всех, кто финансирует строительство. Строительство превратилось в источник бесконтрольной прибыли, а не решение конкретных задач созидания, создания среды обитания человека. Современной среды обитания. Создания современных производств. Как это полагается, что должна делать эта отрасль. А она извращена и превращена только в источник прибыли. В том числе и для чиновников. ИА REGNUM:Но ведь строительные компании не могут работать без каких-то разрешительных-согласовательных документов. Вы посмотрите: все руководители строительными компаниями стали жирными трусливыми миллионерами. За счет чего? В том числе и потому, что они «делились» и с чиновниками, и со всеми. Когда появилась цена затрат себестоимости строительства единица, а цена продажи этой строительной единицы — в 10 раз выше. Вот и все. ИА REGNUM: То есть вы хотите сказать, что, собственно, на само строительство тратится 10%, а все остальное… Конечно! Это добавленная стоимость. В том числе и взятки, и откаты. И обогащения самих строительных чиновников. Откуда-то строительные чиновники стали такие богатые-то? Ведь всю жизнь, если вы посмотрите, в том числе и в Советском Союзе, строительные чиновники были очень-очень такие средне обеспеченные люди. И это была очень тяжелая профессия, связанная с круглосуточной работой, лишениями, всепогодными условиями. Кто туда шел, в строители? Я очень хорошо помню, когда в залах, где начинали критиковать строительство, я говорил: «Поднимите свою руку, кто хочет отдать своего сына в строители?» И тишина была в ответ! А сегодня — все в строительстве. Все идут в той или иной степени участвовать именно в Москве! Ну, вы можете себе представить, что цена, себестоимость квадратного метра в строительстве, где-то ну 300−400, ну 1000 долларов со всеми делами, а продажная цена — 5000−7000 долларов. Ну можете себе сопоставить разницу? А я всем сейчас привожу пример. Вот, чтобы вы для себя сейчас тоже поняли. Мы сегодня добились того, что современный приличный автомобиль стоит 400 тысяч рублей. Правильно? А квадратный метр жилья в Москве — 120 тысяч рублей. То есть за автомобиль вы можете купить максимум 3−4 метра жилья. Но автомобиль — это технология, мозги, электроника, металл, краски. А в квадратном метре строителя — что? Ясно, да? А как так может существовать экономика? И как она может быть сбалансирована таким образом? А отсюда развал и разврат всей системы управления. Пока сама себя не сожрет. Причём автомобильная промышленность — она ведь тоже работает с прибылью. Вот, даже в эти 400 тысяч. Но там совсем другая норма прибыли. Не такая, как в строительстве. Там не 18%! Там, дай Бог, 4−5% — это уже хорошо. А здесь — сотни процентов! А отсюда и появляется потребность в строительстве. Чего заниматься ерундой какой-то! Иди, строй! И с каждого квадратного метра получай. А ведь что такое система управления, что такое человеческое общество? Я строю, а ты чиновник, который мне подписывает разрешение. Смотришь. Говоришь мне, мол, опять «срубил» здесь деньги-то. Построил за рубль, а продал за 10. Ну-ка, давай сюда половину. Иначе я тебе не подпишу в следующий раз площадку. Правильно? Вот вся человеческая логика рассуждений. И процесс управления. Я вам говорю, если мыслить стратегически, зачем Москве новые территории? Ну, не может расползаться мегаполис без границ. Значит, бесконтрольная система управления. Подробности: http://regnum.ru/news/economy/1985315.html | | |
1
- 07.10.2015 - 07:44
| Сам то чо думаешь? | | |
2
- 07.10.2015 - 07:46
| Понимаю что стоимость жилья завышена, помню как в 90-х да же на Кубани генподрядчиками были москвичи и им приходилось отдавать половину подрдядных денег. Мне казалось, что сегодня не так, может врет заслуженный? | | |
3
- 07.10.2015 - 07:53
| Сильно приврал в марже, но суть такова, у нас клуб ремонтировали , вот слухи такие: повезли в край смету на 4млн. рублей. Там обсмеяли и отправили назад. Переделали повезли на 9 млн. рублей. Утвердили и профинансировали. Причем разбирали новую кровлю, хорошие полы и т.д. а зачем я так и не понял? Поэтому бардака естественно хватает и зачастую происходит он на наших глазах. Четыре года назад м2 строений стоил в пределах десяти тысяч рублей, мой отдел считал и договора заключали на миллиарды рублей , но жилье стоили 35-40 тысяч за квадратный метр. Все крутятся и зарабатывают, так что -то есть! | | |
4
- 07.10.2015 - 08:50
|
Мужик уже малость впал в старческие брюзжания, и бубнит какую-то чушь. Про автомобиль особенно умилило. Ты купил автомобиль, выехал из салона на 3 метра - и он уже дешевле на 10%. Ты покатал его год - и он дешевле на 30%. Через пять лет это хлам, который продать максимум за полцены можно. А квартиры - ну, у нас хрущевки, которые, емнип, как чисто временное жилье на 25 лет планировались, продаются по цене новостроек, а то и выше. Пока квартиры будут рассматриваться как средство инвестиций - они будут продаваться по любой цене, хоть в три раза дороже, чем сейчас. Вот и всё, а распилы и откаты глубоко вторичны. | | |
5
- 07.10.2015 - 08:53
| Цитата:
Жёстко,но так! P.S. Такого крутящегося и подписавшего смету-на лесоповал. Половина сразу прозреет.( | | |
6
- 08.10.2015 - 06:50
| Автор, а у нас все чинно и по закону? Та же пестня. | | |
7
- 08.10.2015 - 07:09
|
6. Вы знаете я тут как то писал о том, что готовил документы для арбитража и оспаривал там , успешно, объемы на миллионы рублей. Строительство такая вещь, где грамотно можно значительно увеличивать стоимость объектов и так же их уменьшать. В зависимости кто ты, подрядчик или заказчик! А насчет пшеницы, выросла она в этом году в цене , так что Ткачев прав , потянет за собой все в цене! | | |
8
- 08.10.2015 - 07:17
| Так что и цены на жилье и стоимость подрядов вырастет, и откаты то же, как и все, только кто его покупать будет? | | |
9
- 08.10.2015 - 07:39
| Подумаешь открытие,значит,если бы не КРИЗИС,фиг бы кто вспомнил про откаты,помниться,здешние путриоты,носились с Касьяновскими 2 процента,наверно уже тогда ёрничали,какой лох... | | |
10
- 08.10.2015 - 08:29
| 3-kakadu >а про отдел и Ваше руководство им поподробнее, плиз! | | |
11
- 08.10.2015 - 08:29
| 0-Краснодару-столичный облик! :) | | |
12
- 08.10.2015 - 11:32
|
блин, сунулся сдавать малый офис (2 этажа, 300 кв.м.) - выкатили требования к бытовому настенному котлу: это котельная - надо КИП, водоподготовку, обучение персонала, техминимум, журнал осмотров оборудования, раздел ТМ в проекте... это пипец... здание готово - а вот оказывается теперь требования к промышленным котельным и бытовым одинаковы :( звонил в РТН - "закон суров, но он закон", гОНДУРАС _ЛЯ кому дать денег? | | |
13
- 08.10.2015 - 12:56
| С Касьновскими жуть была, весь генподряд на бюджетные деньги шел через блатный москвичей, то что автор статьи пишет то же отчасти чушь, но половину со строймонтажа приходилось отдавать...помню это хорошо. | | |
14
- 08.10.2015 - 12:58
| Цитата:
Кому война, а кому мать родна. А ВЫ про кричис так сурьезно. Я помню как после кризиса прошлого наши хвастались о увеличении миллиардеров в стране . ))) Вы так шутите? | | |
15
- 08.10.2015 - 13:27
| От жешь, мордва врать горазда... Не надоело еще, фантазер диванный? | | |
16
- 18.08.2016 - 15:21
| 15-Ура > молодой значит не помнишь:-) | | |
17
- 18.08.2016 - 15:24
| взятки откаты - это основа современной экономики. деньги получают те, кто может сделать откат. а не те, кто может сделать продукт | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |