К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Реклама
Рекомендовать в новости

Дети и гаджеты

0 - 02.05.2015 - 16:52
Дети и гаджеты
Чт, 09/01/2014 - 00:43 — Администратор

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. Новые технологии активно вторгаются не только нашу жизнь, но и жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, планшеты, гаджеты прочно вошли в жизнь многих малышей, начиная с первых месяцев жизни.

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?



Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран. Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Именно диалог с собой даёт ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание, которая даёт устойчивость и независимость человеку. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но (!) не развивается, и даже не возникает, не появляется.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побеждённым. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьёт лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

И конечно же, бич нашего времени – наркотики. 35% всех российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причём это число катастрофически нарастает. Но первый опыт зависимости появляется именно связи с экраном. Уход в наркотики – это яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности найти смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения – новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья».

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача – не напугать в очередной раз ужасающей картиной падения нравов современной молодёжи, а понять истоки этих тревожных явлений.



1 - 02.05.2015 - 17:07
дежавю ?
Гость
2 - 02.05.2015 - 17:10
Уже лучше, продолжайте в том же духе, и возможно, вы дорастёте до понимания сути многогранного окружающего мира, который не сводится к лозунгам и крикам "фсепропало".
3 - 02.05.2015 - 21:41
первая истероидная агитка в стиле *эти малолетник уроды совсем отбились от рук* была откопана в Месопотамии и датируется не то 4, не то 3 тысячелетием до нашей эры. Так шо рваный, драный в мелкие клочья баянище
Гость
4 - 02.05.2015 - 21:43
0-Aminet > может тебе к психологу сходить?
5 - 02.05.2015 - 22:35
4. А ты опять стала Лорой?
6 - 03.05.2015 - 07:06
0-Aminet > Елена Малышева, перелогиньтесь )))
http://2006-2009.littleone.ru/archiv.../t-295577.html
подобный текст нашёл с датой 13.09.2007 - за семь с половиной лет детки должны были подрасти, пора писать про отроков, чью жизнь загубил телевизор
7 - 03.05.2015 - 08:12
Дети растут быстро.
Гость
8 - 03.05.2015 - 08:36
-A minet >вы написали бред....
9 - 03.05.2015 - 08:42
7-Aminet > солнце встаёт на востоке
Гость
10 - 03.05.2015 - 09:02
Мне кажется больше негатива несёт не ТВ а компьютер, планшет в общем компьютерные игрушки. Невинные с первого взгляда детские игры заставляют ребёнка что то захватывать, добывать а то и стрелять. ТВ уже не то что в 90-е, насилия практически нет, много патриотических фильмов.
banned
11 - 03.05.2015 - 21:54
Дети дуреют от планшетов и мобильников. Вред очевиден и придет время расплаты, когда уйдут старшее поколение, выросшее без компов,а теперешние дети займут его место. Да и сейчас уже видно, какие правители у нас.
12 - 03.05.2015 - 22:06
было интересно найти первоисточник, оказывается эту статейку опубликовали ещё в 2002 году "...Смирнова Е. О. Ребенок у экрана // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 7. — С. 90—93..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/D...2/Sre_90.htm#]

так оказывается, у нас с 2002 года 35% подростков имеют опыт наркомании и за почти тринадцать лет это число должно было катастрофически нарастать, а на момент публикации статьи последние 20 лет за которые в шесть раз увеличилось количество речевых нарушений - это начиная с 1982-го. То есть автор темы тоже попадает в зону риска.

и гоняют эту статейку под разными названиями с сайта на сайт, порой не ссылаясь ни на кого... ужос, порядочность тоже в упадке
Гость
13 - 03.05.2015 - 22:42
0-Aminet > Забавный ник
14 - 04.05.2015 - 00:07
Когда-то то же самое писали о телевизорах
Гость
15 - 04.05.2015 - 08:14
Телевизоры - фигня, в свое время, и книги сжигали. Дитё должно на улице бегать, а не в книжку пялиться :-)
Гость
16 - 05.05.2015 - 20:13
"В поселке Важины Подпорожского района три школьника закидали камнями 77-летнего узника концлагеря Анатолия Федотова. Он возвращался домой после награждения медалью к 70-летию Победы. 47news отметил, что в местной школе недавно был открыт музей боевой славы. Тем не менее слово "узник" детям было не знакомо".
Гм-мм!
Зато эти дети были очень продвинуты в компьютерных играх. Вот вам и польза от информатики!
17 - 05.05.2015 - 20:14
Цитата:
Сообщение от Витольд отдай сабельку Посмотреть сообщение
Забавный ник
для больных наголову.
18 - 05.05.2015 - 20:16
на пустую голову
Гость
19 - 05.05.2015 - 20:20
17-Aminet >18-Aminet > Ну конечно же, у закомплексованных религией голова более чем наполовину полна )))
Гость
20 - 06.05.2015 - 11:35
слово гаджеты надо по слогам произносить : гад же ты!


К списку вопросов
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск




Copyright ©, Все права защищены