К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Была ли анафема Льву Толстому?

Гость
0 - 07.01.2012 - 22:08
В рассказе известного писателя Александра Куприна «Анафема» описана процедура церковного проклятия в адрес Толстого. Герой рассказа — протодьякон по приказу церковного начальства должен был предать анафеме "болярина Льва Толстого" Но протодьякон не смог подчиниться приказу, провозгласив Толстому "многую лету". Рассказ писателя, думается, нельзя принимать за историческую правду.
Во-первых, с середины 19 века и до революции в Русской Церкви при возглашении анафематизмов в чине Торжества Православия не упоминались имена ни еретиков, ни государственных преступников.
Во-вторых, следует отметить, что при предании анафеме не допускалось употребление имен, данных при Крещении. Поэтому пели анафему Гришке (но не Григорию) Отрепьеву, Стеньке (но не Стефану) Разину, Ивашке (но не Иоанну) Мазепе, Емельке (но не Емелиану) Пугачеву.
При самом критическом отношении к Определению Святейшего синода от 20-23 февраля 1901 года, в котором рассматривается деятельность Льва Толстого, нельзя не отметить: Синод лишь объявил, что церковь "не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею" – призыв предать «Левку Толстого» анафеме в Определении Синода отсутствует.
Анафема, как я понимаю, это особая форма отлучения от церкви. Да, Льва Толстого отлучили от Церкви, но анафемы не было. Не было анафемы и рериховцам. Архиерейский Собор лишь засвидетельствовал, что это новое религиозное движение с христианством не совместимо, а люди, разделяющие учение этого движения и те, кто способствует его распространению, отлучили себя от Православной Церкви. На ряде православных сайтов некоторые потомки православных уверены сами и уверяют других, что анафема Льву Толстому все же была. Хотелось бы понять: можно ли отлучении от церкви, в той форме как было сделано по отношению к Льву Толстому и Николаю Рериху, рассматривать как анафема?
Если по отношению к Толстому и Рериху говориться только об отлучении от Церкви, то в Послании Патриарха Тихона в январе 1918 г. по отношению к большевикам, говориться ни об отлучении, а об анафеме.
«Властию данной нам от Бога запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной.»
Не говорят ли эти факты о том, что в русском языке между словами «анафема» и «отлучение» есть какая-то тонкая грань?



Гость
1 - 08.01.2012 - 04:00
«Анафема Льву Толстому» А. В. Кураев. [predanie.ru].
Гость
3 - 08.01.2012 - 20:09
есть версия, что Л.Толстой впоследствии принял ислам.
Гость
4 - 08.01.2012 - 20:30
4-Мухаммад > У Вас есть новые факты о последних днях Л. Толстого?
Гость
7 - 03.08.2012 - 15:40
"близкий к синоду
херсонский архиепископ
Никанор высказал в письме
к Н. Я. Гроту в 1888 году:
"Мы без шуток собираемся
провозгласить
торжественную анафему...
Толстому". Говоря "мы", он
подразумевал синод,
который вынашивал план
анафематствования
Толстого.
Гость
8 - 03.08.2012 - 15:55
Не могу свериться с фактами и процедурами, но выскажусь как верующая-обыватель. Это все, конечно, история, интересные факты и пр. Но лично я не понимаю, как можно отлучить от Бога. Ну не понравился ты, скажем, руководству РПЦ, Ну не целуешь ты это замусоленное стекло на иконе, не проходишь в потоке страждущих сквозь покрывало равнодушного священника, который во время причастия тебя не просто не слушает, а даже не пытается сделать умное лицо, откровенно зевает и хватает следующего, чтоб успеть пропустить всех. Ну и что? Наверное, во времена Толстого, эта процедура имела политико-социальные последствия. Сейчас влияние РПЦ во власти несоизмеримо меньше. Так что такое анафема для верующего? Для меня этот вопрос интересен в плане размышлений.
Гость
9 - 03.08.2012 - 20:19
Проклятие по сути.
Гость
10 - 05.08.2012 - 07:35
8-anhen >
Бог- это чувство*Я*, расширенное до размеров бесконечной невье-нности, мотивированное скрытой склонностью к нарциссизму. Это отржаение собственной мании величия на поверхности холодного космоса. Ну и не стит при этом забывает.Что его бессмертие,бессмертие этой функции обсуловленно нашей смертностью и соттветственно любить это уже не за что.
Гость
11 - 06.08.2012 - 12:41
10-live > Интересный подход, но плоский. И про обусловленную любовь - тоже грустно. Не соглашусь с такой узкой трактовкой феномена Бога. Жаль, что у Вас в жизни столько обид и боли. Сочувствую Вам.
Гость
12 - 06.08.2012 - 16:14
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
Проклятие по сути.
Вовсе нет. Анафема есть отлучение от Церкви. Лев Толстой от Церкви отлучен был решением Синода, с амвона это никто не возглашал - об этом решении было опубликована статья в прессе. Причем это отлучение лишь констатация свершившегося факта - Толстой сам давно уже противопоставил себя Церкви и не был Ее членом вполне добровольно.
Гость
13 - 07.08.2012 - 09:56
Цитата:
Сообщение от artem sat Посмотреть сообщение
Причем это отлучение лишь констатация свершившегося факта - Толстой сам давно уже противопоставил себя Церкви и не был Ее членом вполне добровольно.
Вот именно это был выбор самого Толстого...
http://www.skeptik.net/skeptiks/sinodans.htm
Гость
14 - 08.08.2012 - 10:15
Артём, в Казанском соборе
в бывшем Ленинграде - тогда он был
музеем религии и атеизма -
большой холст, на котором
был изображен Толстой в
аду, окруженный пламенем
и грешниками. Не являлось
ли создание подобных
икон(на ваш взгляд) уже проклятием?
Гость
15 - 08.08.2012 - 10:33
"То, что я отрекся от церкви,
называющей себя
православной, это
совершенно справедливо. Но
отрекся я от нее не потому,
что я восстал на Господа, а
напротив, только потому, что
всеми силами души желал
служить ему. Прежде чем
отречься от церкви и
единения с народом, которое
мне было невыразимо дорого,
я, по некоторым признакам
усумнившись в правоте
церкви, посвятил несколько
лет на то, чтобы исследовать
теоретически и практически
учение церкви: теоретически -
я перечитал все, что мог, об
учении церкви, изучил и
критически разобрал
догматическое богословие;
практически же - строго
следовал, в продолжение
более года, всем
предписаниям церкви,
соблюдая все посты и
посещая все церковные
службы. И я убедился, что
учение церкви есть
теоретически коварная и
вредная ложь, практически
же собрание самых грубых
суеверий и колдовства,
скрывающее совершенно
весь смысл христианского
учения..."
Гость
16 - 08.08.2012 - 12:51
кот_матроскин, если есть желание задать вопрос, можно сделать это и своими словами, не обязательно копипастить отсюда - http://www.ikeep.ws/index.php?newsid=823
Этот холст, о котором идет речь, был иконой? Я сильно в этом сомневаюсь. А вот что это была картина как раз для музея атеизма - это запросто.
Толстой как писатель велик и его произведения - сокровища мировой литературы. Но его личные религиозные взгляды, согласно православного учения есть ересь, за упорство в которой его вполне справедливо отлучили от Церкви, свою причастность к которой Толстой сам задолго до этого нивелировал.
Гость
17 - 08.08.2012 - 15:39
Не важно что кто и откуда копипасит, прекрати делать такие замечания, ты библию цитируешь/копипасишь, тебе этого в упрёк никто не ставит. По поводу иконы быть может ты и прав, но обратить внимание на это стоило, ведь "никто не может называть Христа Господом, как только Духом святым", ведь и Христа однажды распяли как богохульника...
Гость
18 - 08.08.2012 - 16:13
Цитата:
Сообщение от anhen Посмотреть сообщение
Но лично я не понимаю, как можно отлучить от Бога.
А никто и не может этого сделать, кроме самого человека. Павел в послании к собранию в Риме так и написал в 8 главе (с 31 стиха и до конца). Каждый человек может применить эти слова к себе. Если он этого хочет.
Гость
19 - 08.08.2012 - 21:41
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
По поводу иконы быть может ты и прав, но обратить внимание на это стоило, ведь "никто не может называть Христа Господом, как только Духом святым", ведь и Христа однажды распяли как богохульника...
Это вы сейчас Толстого со Христом сравнили?
Да и Господом Толстой Христа не считал: "Христос не сын Давида и ничей сын... Христос - это то разумение, которое есть в нас." (Л.Н.Толстой. Соединение и перевод четырех Евангелий, глава 9, стр. 226).
Гость
20 - 09.08.2012 - 11:23
Артём, вполне мог Толстой в определённый момент развития и совершенствования, именно так и предполагать, он не обладал достаточно полной информацией время было ещё не последним, а знания запечатаны до последнего времени, это мы сегодня можем быть уверены что Христос личность историческая, а он(Толстой) уяснил одно, самое важное в Христовом ученлкий что Царство Божие внутри себя самого достигается любовью, ведь вся история наполнена смыслом, а люди ищут не того, не все вмещают в себе слово, вспомни хотябы что значит хлеб, задайся вопросом почему после того как накормлен был народ хлеба осталось 12 коробов? Число полноты... "в мире был и мир Его не познал".
Гость
21 - 09.08.2012 - 11:57
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
он не обладал достаточно полной информацией время было ещё не последним, а знания запечатаны до последнего времени
В его время что, не была напечатана Библия? И какие такие знания запечатаны? Христианам все известно, это у гностиков есть некие тайные знания, известные лишь посвященным.
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
это мы сегодня можем быть уверены что Христос личность историческая
А христиане предидущих двадцати веков в этом уверены не были?
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
Царство Божие внутри себя самого достигается любовью
Абсолютно согласен. Вот только Толстой Христа не любил...
Но все это уже какой-то off.
Господин модератор - в чем дальнейший смысл существования темы? Ответ на поставленный в названии темы вопрос вполне определенно известен - Толстой был анафематствован Русской Православной Церковью, т.е. отлучен от нее.
Гость
22 - 09.08.2012 - 12:02
дааааа, попы не любят тех, кто с ними не согласен, вполне могли и отлучить. Мнение церкви мы то знаем. Интересно, а что СЕЙЧАС по этому поводу сам Толстой думает?
Гость
23 - 09.08.2012 - 12:07
Отлучение и анафема разные понятия Артём, а форум не для того чтобы темы удалять, тем более соответствующие разделу форума. Закрыть можно, но зачем, я вот спустя много времени после создания этой темы нашел что добавить, так может ещё кто нибудь найдёт что написать.
Гость
24 - 09.08.2012 - 12:10
Чужая, да в аду он горит, некогда думать:)
Гость
25 - 09.08.2012 - 12:19
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
Чужая, да в аду он горит, некогда думать:)
вы только оттуда? раз наверняка знаете? или злорадно так, из под тишка - в аду он горит.......
Гость
26 - 09.08.2012 - 12:22
Да шучу я так, православные ведь предавая анафеме именно так и думали скорее всего... "гореть тебе в аду"
Гость
27 - 09.08.2012 - 12:49
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
Отлучение и анафема разные понятия
Анафема (греч. ἀνάθεμα) — дословно «отлучение». Согласно Православной Энциклопедии - отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения, прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол.
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
православные ведь предавая анафеме именно так и думали скорее всего... "гореть тебе в аду"
Зря вы по себе других судите, к тому же имея о тех самых других и их мыслях вельми смутное представление.
Гость
28 - 09.08.2012 - 13:41
Цитата:
Сообщение от artem sat Посмотреть сообщение
Зря вы по себе других судите, к тому же имея о тех самых других и их мыслях вельми смутное представление
вам можно а другим нельзя? И кстати, вы в курсе, как на самом Толстом анафема отразилась?
Гость
29 - 09.08.2012 - 14:49
В толковании перевода слова "анафема" разные теологи дают различный перевод этого слова с греческого языка. Одни говорят, что в древнегреческом языке это слово означает "воздвигать" или "посвящать". Другие уверяют, что "анафема" с греческого переводится как "проклятие", "отлучение". Самое интересное в том, что и те и другие специалисты правы. В греческом тексте Ветхого Завета слово "анафема" является переводом еврейского слова "[*****]", что означает "находящееся под заклятием", нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Чаще всего это было существо или предмет, избранный для жертвоприношения. В современном православном обществе слово анафема означает отлучение во исправление, у католиков это проклятие на вечные муки именем Господа. Чем являлась анафема во времена Толстого можно предпологать двояко, каждый делает выводы сам для себя.
Гость
30 - 09.08.2012 - 16:44
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
В современном православном обществе слово анафема означает отлучение во исправление, у католиков это проклятие на вечные муки именем Господа.
На счет католиков не скажу, а в православном обществе и ныне, и прошедшие времена, под анафемой никогда не понималось проклятие. Как можно вот так взять и проклянуть человека, да еще и от имени Церкви? Четкое определение значения слова анафема в Православии я привел в п.27.
Гость
31 - 09.08.2012 - 16:59
то есть, как я поняла, Толстого до сих пор осуждают или обсуждают, а что сам Толстой по этому поводу думает и как себя чувствует никто не знает?
Гость
32 - 09.08.2012 - 17:21
кто его знает, может летает его душа в безконечном полёте эйфории, а может превратясь в прах не думает ни о чём лежит себе молча гниёт, по тому что его просто больше нет, проживём помрём увидим, а может ничего и не увидим. Другой вопрос, сможем ли мы при жизни здесь и сейчас обрести рай внутри себя, радуясь каждому дню.
Гость
33 - 09.08.2012 - 17:52
Цитата:
Сообщение от кот_матроскин Посмотреть сообщение
кто его знает, может летает его душа в безконечном полёте эйфории, а может превратясь в прах не думает ни о чём лежит себе молча гниёт, по тому что его просто больше нет, проживём помрём увидим, а может ничего и не увидим. Другой вопрос, сможем ли мы при жизни здесь и сейчас обрести рай внутри себя, радуясь каждому дню.
а как же ваша безграничная вера библии? Ведь библия рай только после смерти обещает, если будете послушным.....
Гость
34 - 09.08.2012 - 18:44
Библия это первоначальное питание для младенцев - молоко, я не знаю что будет когда я умру, всё может оказатся сказкой, живём то мы здесь и сейчас а по этому следуя путями любви обретаешь жизнь здесь и сейчас, следуя жаждой материальных благ жертвуя/принебрегая любовью попросту проживаешь жизнь словно высравшись за кустом...
Гость
35 - 20.08.2012 - 09:12
Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода. Вот его полный текст:

Божией милостью

Святейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися.

Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них (Римл. 16:17).

Изначала Церковь Христова терпела [*****] и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая. В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа - Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

Подлинное подписали:

Смиренный АНТОНИЙ, митрополит С.-Петербургский и Ладожский.

Смиренный ФЕОГНОСТ, митрополит Киевский и Галицкий.

Смиренный ВЛАДИМИР, митрополит Московский и Коломенский.

Смиренный ИЕРОНИМ, архиепископ Холмский и Варшавский.

Смиренный ИАКОВ, епископ Кишиневский и Хотинский.

Смиренный ИАКОВ, епископ.

Смиренный БОРИС, епископ.

Смиренный МАРКЕЛ, епископ.

2 февраля 1901


Совершенно очевидно, что даже намека на какое-либо проклятие этот документ не содержит.

Русская Православная Церковь просто с горечью констатировала факт: великий русский писатель, граф Лев Николаевич Толстой перестал быть членом Православной Церкви. Причем отнюдь не в силу определения вынесенного Синодом. Все произошло гораздо раньше. В ответ на возмущенное письмо супруги Льва Николаевича Софьи Андреевны Толстой, написанное ею по поводу публикации определения Синода в газетах, Санкт-Петербургский митрополит Антоний писал:

"Милостивая государыня графиня София Андреевна! Не то жестоко, что сделал Синод, объявив об отпадении от Церкви Вашего мужа, а жестоко то, что сам он с собой сделал, отрекшись от веры в Иисуса Христа, Сына Бога Живого, Искупителя и Спасителя нашего. На это-то отречение и следовало давно излиться Вашему горестному негодованию. И не от клочка, конечно, печатной бумаги гибнет муж Ваш, а от того, что отвратился от Источника жизни вечной".

Сострадание гонимым и сочувствие обиженным - это, конечно, благороднейшие порывы души. Льва Николаевича, безусловно, жалко. Но прежде, чем сочувствовать Толстому, необходимо ответить на один очень важный вопрос: насколько сам Толстой страдал по поводу своего отлучения от Церкви? Ведь сострадать можно только тому, кто страдает. (()
Гость
36 - 22.08.2012 - 10:51
По крайне мере на тот период христианство было государственной религией и крестили всех в детстве в обязаловку, анафема была серьезной для жизни в обществе, Толстой сам избрал для себя другой путь, в своей "Исповеди" он писал: "Я был крещён и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства и во всё время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили.
Судя по некоторым воспоминаниям, я никогда и не верил серьёзно, а имел только доверие к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедывали передо мной большие; но доверие это было очень шатко" (23, 1).

Через пять лет после написания "Исповеди", пережив запрет на издание, обвинения в клевете на церковь и на самого себя, Толстой напишет в трактате "В чем моя вера":
"Разбойник на кресте поверил в Христа и спасся. Неужели было бы дурно и для кого-нибудь вредно, если бы разбойник не умер на кресте, а сошел бы с него и рассказал людям, как он поверил в Христа.
Я так же, как разбойник на кресте, поверил учению Христа и спасся. И это не далекое сравнение, а самое близкое выражение того душевного состояния отчаяния и ужаса перед жизнью и смертью, в котором я находился прежде, и того состояния спокойствия и счастия, в котором я нахожусь теперь" (23, 305).

"Жизнь по Божьи вызывает злость людей. Злость эта бывает особенно ядовита. Злящиеся люди выбирают самые слабые места (как пчелы глаза) и бьют в них. Выедают грязь во всех закоулках, вычищают сердце до дна. И это-то и нужно человеку, желающему жизнь по Божьи. Мне много пользы сделало это".(50, 148)
Но тогда это была государственная религия...а вот почему Толстова, которого весь мир считает чуть ли не гением и отмечает его день рождения в современной России трижды признали экстремистом
http://www.newsland.ru/news/detail/id/480994/


К списку вопросов
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск




Copyright ©, Все права защищены