Цикл семинаров по нейропсихологии ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕКСИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ [ДЦП, аутизм, УО, алалия, афазия, дислалия, дизартрия, заикание, на-рушения письменной речи, ЗПР, СДВГ, отклонения в поведении и др.] Ведущая: МАЛЮКОВА НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА, нейропсихолог, медицинский психолог высшей категории, кандидат психологических наук, заведующая отделением медицинской психологии Центра патологии речи и нейрореабилитации департамента здравоохранения г. Москвы, старший научный сотрудник Московского НИИ психиатрии Росздрава, доцент кафедры клинической психологии факультета психолого-социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова. В ПРОГРАММЕ: 1.Основные понятия нейропсихологии (симптом, синдром, фактор). Нейропсихология и практика. •Что изучает нейропсихология. •Когда логопеду/педагогу/родителю/неврологу может понадобиться нейропсихолог. •Высшие психические функции (восприятие, память, речь, произвольные движения, счет, память, мышление): их мозговая организация, принципы развития и функционирования. •Специфика нарушений высших психических функций. •Как проводить нейропсихологическое обследование и оценивать его результаты. •Виды и цели практической работы нейропсихолога. •Разбор клинического случая (пример работы нейропсихолога в стационаре – цели, возможности, методики, результаты). 2.Нарушения восприятия при поражениях головного мозга: методы нейропсихологической диагностики и коррекции. Проблема агнозий. •Общие принципы работы анализаторных систем. •Зрительные агнозии, тактильные агнозии, слуховые агнозии. •Диагностические пробы и задания. •Принципы и примеры ведения протокола исследования. • Специфические ошибки и способы их интерпретации. • Количественная оценка полученных результатов. • Методы коррекции выявленных нарушений восприятия. 3. Нарушения произвольных движений и действий. Проблема апраксий. • Двигательная система, её мозговая организация. • Понятие апраксии. • Виды апраксий. • Диагностические пробы и задания. • Принципы и примеры ведения протокола нейропсихологического исследования. • Специфические ошибки и способы их интерпретации. • Количественная оценка полученных результатов. • Методы коррекции апраксий. 4. Нарушения фонового аспекта высших психических функций (проблема нейродинамики). • Понятие нейродинамики, её мозговые основы, источники активации. • Клинические проявления нарушений нейродинамики при поражении разных уровней ЦНС (дезориентировка, нарушения произвольного внимания и памяти, псевдоафазии, адинамия, трудности включения в деятельность и перехода от одного вида деятельности к другому и пр). • Параметры, оцениваемые в клинике (инертность, инактивность, аспонтанность). • Методы нейропсихологической диагностики и коррекции нарушений нейродинамики. 5. Нарушения регуляторного аспекта высших психических функций (лобные синдромы) и методы восстановительной работы. • Специфика строения и функционирования лобных долей мозга. • Лобные синдромы: префронтальный, заднелобный, медиобазальный. • Клинические проявления синдромов. • Методы их нейропсихологической диагностики (задания, построение ис-следования и ведение протокола). • Способы коррекции нарушений у пациентов с поражениями лобных долей мозга. 6. Нарушения памяти и методы их нейропсихологической коррекции. • Определение памяти, виды памяти, аномалии памяти. • Звенья памяти (запечатление, хранение, воспроизведение). • Характеристики памяти, оцениваемые в клинике (объем, эффективность заучивания, прочность хранения, избирательность заучивания и воспроизведения). • Модально-специфические и модельно-неспецифические нарушения памя-ти. • Нарушения памяти при поражении разных структур и уровней головного мозга. • Методы диагностики нарушений памяти. • Методы восстановления памяти. • Количественная оценка степени нарушений памяти. • Рекомендации пациентам и их родственникам на каждый день. 7. Нарушения мышления и счета и методы их нейропсихологической коррекции. • Мышление, его психологическое строение и мозговая организация. • Виды и функции мышления. • Компоненты мышления (динамический, операциональный, регу-ляторный) • Нарушения мышления при поражении (лобных, височных, теменных и других зон головного мозга): методы их нейропсихологической диагностики и коррекции. • Счет, его психологическое строение и мозговая организация. • Компоненты счетной деятельности (динамический, операциональный, регуляторный). • Специфические нарушения счета при поражении теменно-височных отделов: методы их нейропсихологической диагностики и коррекции. • Неспецифические нарушения счета (при мнестических нарушениях, нарушениях зрительного восприятия и в речевых синдромах): методы восстановительной работы. • Нарушения счета как деятельности (в структуре лобного синдрома): методы восстановительной работы 8. Нарушения внимания и методы их нейропсихологической коррекции. • Внимание, его психологическое строение и мозговая организация. • Характеристики и свойства внимания (объем, переключаемость, концен-трация и др.) • Модально-неспецифические нарушения внимания: методы их нейропсихологической диагностики и коррекции. • Модально-специфичесикие нарушения внимания (при поражениях заты-лочных, теменных, височных отделов коры головного мозга): методы диагностической и восстановительной работы. 9. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие. 10. Специфика нейропсихологического обследования детей. • Современная детская нейропсихология: понятие симптома, синдрома, фактора. • Основные практические задачи детского нейропсихолога. • Формирование высших психических функций в онтогенезе: гетерохрония развития, мозговые основы, проблема «нового» онтогенеза (средовые и культурные факторы). • Проблема нормы и компенсации. • Функциональный диагноз. • Требования к процедуре и методам нейропсихологической диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте. • Организация и ключевые моменты нейропсихологического обследования. 11. Возрастные нормативы и алгоритмы нейропсихологического обследования детей разных возрастных групп. • Принципы и задачи нейропсихологического обследования ребенка. • Возрастные нормативы развития праксиса, гнозиса, памяти, речи, про-странственных представлений. • Способы количественной (балльной) оценки результатов нейропсихологического обследования ребенка. • Сбор анамнеза и беседа с родителями – на что обращать внимание. • Батареи нейропсихологического обследования детей до трех лет, трех лет, четырех лет, пяти-шести лет, семи-восьми лет, подростка. 12. Основные принципы и алгоритмы нейропсихологической коррекции детей. • Виды и направления коррекционно-развивающей работы с детьми. Принципы подбора коррекционных методик. • Частые трудности детей 6 – 9 лет (замедленность, несформированность контроля, трудности переработки информации) и психолого-педагогические способы их преодоления. • Методы нейропсихологической коррекции и развития динамики психической деятельности, нейро-психо-соматического статуса ребенка, зрительного и слухового восприятия, произвольных движений (кинетический и кинестетический праксис), развитие связной речи (накопления словаря, разворачивание фразы, развитие речевого и неречевого слуха), формирования пространственных представлений, развития памяти. 13. Основные нейропсихологические синдромы в детском возрасте. • Специфика работы нейропсихолога с детьми (особенности диагностики и коррекции психических функций детей, основные законы развития психических функций – асинхрония, гетерохрония развития). • Проблема нормативов возрастного развития психических функций. • Синдромы функциональной недостаточности (лобных отделов, левого виска, структур правого полушария) и дефицитарности (базальных ядер, стволовых образований мозга): жалобы родителей, основные симптомы (в поведении, речи (чтении, письме), счете, мышлении и пр), направления коррекционно-развивающей работы. 14. Особенности развития леворуких детей и направления коррекцион-но-развивающей работы. • Понятия межполушарной асимметрии мозга и леворукости. • Типы леворукости (генетическая, компенсаторная, вынужденная). • Специфика мозговой организации психических функций леворуких детей. • Направления и приемы психолого-педагогической помощи леворукому ребенку: Создание условий адекватного обучения. Формирование произвольной регуляции. Оптимизация нейро-психо-соматического статуса. Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий. Развитие речи. Формирование пространственных представлений. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: логопеды, дефектологи, студенты дефектологических факультетов, родители. _________________________________________________________ Место проведения: г. Краснодар, ул. Кореновская, 1 (угол улиц Дзержинского и Кореновской, первый перекрёсток при въезде в Энку из города) р-н ТРК «Красная Площадь» Тел.: 8-929-8-333-406, 8(861)-258-35-20 Электронный адрес: [email]Ellis-centr@yandex.ru[/email] При внесении предоплаты до 10.06.12 в размере 3000 руб. стоимость участия для членов Национальной Ассоциации нейрореабилитологов (НАН) – 10000 руб. (без сертификата 8500 руб.). Стоимость для других слушателей – 11500 руб. (без сертификата 10000 руб.) Без предоплаты стоимость – 15300 руб. По окончании выдается сертификат о повышении квалификации - 72 часа Дополнительно возможно приобретение удостоверения о краткосрочном повышении квалификации на 72 часа. Дата проведения: 20-24.08.2012 |
Текущее время: 15:56. Часовой пояс GMT +3. |