0
- 25.12.2012 - 16:00
|
Исихия (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение») "В сокровенной глубине человека под спудом пребывает нетленное богатство – божественный дар вечной жизни, текущей в неизбывной радости и нескончаемом блаженстве. Сей дар является тайным сосредоточием духовных сил, и обретается он в сердце. У внешнего человека духовное сердце закрыто, оно как бы спит, ожидая пробуждения и незаметно побуждая к движению извне внутрь: к поиску и открытию божественной сути. С отклика на тихий сердечный зов начинается мистический путь человека к постижению самого себя и обретению в себе Бога. В православной традиции существует учение и практическое руководство для постижения себя и единения с Богом, которое называется исихазмом." (с) Ниже хочу привести статью. Для ознакомления, обсуждение не обязательно. | |
1
- 25.12.2012 - 16:01
|
Трагедия исихазма, или история о том как из-за неточностей в переводе и понимании эзотерическая система стала религиозной. Исихазм некоторые называют православной йогой. Когда мы говорим об исихазме, сразу вспоминается фильм «Остров» со всеми скорбно драматическими надрывами, скрежетом зубовным, плачем и так далее. Однако, парадокс состоит в том, что все это неправда. Это лишь образ исихазма, который создается внутри религиозной системы, внутри христианства, сильно отличающийся от его истинной сути. Я несколько раз подходил к изучению исихазма, но сформированный христианством образ настолько отталкивал, что я не мог углубиться достаточно сильно. Только в последний раз мне удалось преодолеть этот образ, и я смог понять всю глубину этого эзотерического учения. Ошибка состояла в том, что хотя в исихазме я всегда находил много интересных психотехник, я всегда ленился проанализировать оригинальные греческие термины, которые выражают основные категории исихазма, довольствуясь общепринятыми переводами. И когда я их проанализировал, я был потрясен. На примере этих терминов стало понятно, что изначальная сущность исихазма более чем искажена. Было видно, как какая-то тема сначала искажается, потом на искажение добавляется комментарий (она, в уже искаженном виде, становится канонической), на комментарий добавляется еще комментарий, и в конечном итоге от изначального термина ничего не остается и получается совершенно другое учение. Было видно, как на эзотерическое учение сначала подсаживается религия, а потом оно обрастает эмоциональным пессимизмом и получается нечто совершенно отличное от исходной системы. Проблема усугубляется тем, что термины, которые использует исихазм это и есть термины, которыми пользуется православие, и они для нас уже имеют определенную эмоциональную и семантическую нагруженость, но изначальный смысл этих терминов (к ужасу последователей этой религии) совершенно другой. И когда начинаешь копаться в изначальном смысле этих терминов, перед нами предстает совершенно другое учение – яркое, эзотерическое, сверкающее, совершенно не депрессивное. Ради этого момента «подсадки» религии на эзотерическую школу, просто ради этого можно изучать исихазм, чтобы посмотреть, что может произойти, если в какой-то момент утратить кристальную осознанность и поверить в то, что тебе говорят сложившиеся религиозные структуры. История исихазма чем-то напоминает историю суфизма с той лишь только разницей, что суфизм диффузно проник в весь арабский мир, а исихазм достаточно точно локализовался в нескольких зонах - в основном в Греции, Турции и в конечном итоге он остался только на горе Афон. История исихазма похожа на суфийскую в том смысле, что ранние исихастские тексты по сути тексты аскетические и мистические – я имею в виду работы Исаака Сирина, тот же Псевдо Дионисия, который считался исихастом, и многие других святых, относящихся к 5-8 веку нашей эры. Таких текстов довольно много и все они носят наставительно-аскетический характер. Чем-то это напоминает суфийских ранних аскетов. Потом плотность текстов исчезает. По всей видимости школа сложилась. И видимо вследствие того, что школа была не диффузной, людям не было смысла друг другу писать. Все, что они хотели сказать, они друг другу говорили. Поэтому количество текстов уменьшилось. И, скорее всего их бы вообще не осталось, если бы в 14 м веке не произошло знаменательное событие. С исихастами на горе Афон по каким-то причинам вступила в противоречие официальная ветка духовенства, представленная неким епископом Варлаамом, который сказал, что то чем вы занимаетесь это уже давно не христианство. Какое отношение имеет христианство к созерцанию нетварного света, к созерцанию своего пупка (он обозвал исихастов ругательным словом омфалопсихи) и так далее. Техник низведения ума в сердце и других техник, о которых мы будем говорить – их нет в христианстве. Мало того, сама стержневая идея исихазма – Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать богом – идея совсем не христианская. | |
2
- 25.12.2012 - 16:01
|
Все эти мысли у Варлаама родились, и он приехал в Афон разбираться, как официальный представитель церкви. И исихасты вынуждены были ответить. На них чуть было не начались на них гонения. И в защиту исихастов выступил настоятель афонского монастыря, иерарх школы, известный Григорий Паллама. Ответил он в виде таких полемических произведений, которые назывались «Триады в защиту священно безмолвствующих». Произведения видимо были написаны быстро, полемично. В этих произведениях было упомянуто большое количество исихастских концепций, текстов, идей и так далее. Обычно тексты писались как наставления, а здесь появился дискурс полемический. И в этом дискурсе было выражено больше информации об эзотерической системе, чем, возможно, сами практикующие того хотели. Благодаря триадам в защиту священно безмолвствующих мир вообще узнал о тонкостях исихазма. Григорий Палама на этом не остановился и написал еще несколько произведений. Кончилось тем, что он переспорил Варлаама во всех спорах и Врлаама в начале лишили епископского титула, потом сана, потом прокляли и отправили на «сто первый километр». Кстати на примере Варлаама ярко видно– что такое миссия человека. Варлаама, вероятно, думал, что его миссия защищать церковь, а его миссия была сделать так, чтобы Григорий Палама что-нибудь написал для последующих покленийJ. Исихазм идет от концепции исихии – внутренней тишины, но стержневой идеей, целью исихазма была о-божение человека, сформулированной еще Тертулианом «Бог очеловечился, чтобы человек обожился». Исихия – промежуточный этап в исихастской ступени восхождения. Попробуем проинтерпретировать соответствующие термины и концепции исихазма. Первая тема и концепция исихазма по поводу твари и тварности. Сложность изучения исихазма состоит и в том, что даже современные переводчики исихазма пользуются псевдо церковно-славянским языком. И многие концепты, назови их нормальным языком, звучали бы нормально, в таком варианте приобретают искаженно-драматизированный смысл. Например, если назвать «умное делание» (привычный для исихастов, но звучащий как-то пафосно для современного уха, темин) - «осознанной практикой», то все становится понятно, тем более в греческом «делание» так и называется– praxis. | |
3
- 25.12.2012 - 16:02
|
Категория тварь и тварность не особенно искажены и эквивалентны филосовским категориям трансцендентного и имманентного. Тварь – это то, что сотворено, то, что присутствует и не эквивалентно богу. Когда исихасты говорят о боге, понимание бога уже не носит личностного характера как Христос или Яхвэ. Скорее это образ трансцендентного, то, что находится за пределами, то, что не сотворено. «Бог есть ничто».-утверждает Дионисий. Возникает вопрос – через что нетварное бог проявляется в материи, в тварном (в человеке, твари – живом существе и так далее). Ответ в исихазме гениален – это энергия, термин эквивалентный категории энергия в йоговском понимании. Иоанн Домаскин: «Энергия – есть движение деятельное. Деятельным же называется то, что двигается по собственному побуждению.» Речь идет о том, что когда кто то имеет потенцию что либо сделать, значит у него есть энергия. В этом смысле понимание энергии в исихазме и йоге совпадает. Энергия – есть желание что-либо сделать (есть манипурная энергия – человек начинает реализовываться по манипуре, свадхисдханная – по свадхисдхане). Наличие в человеке божественных энергий (читай просто энергий) определяет фундаментальное качество, которое есть у твари – свободу. Свобода это категория присущая богу, но как только у человека появляется энергия и способность что-либо делать он может ее потратить тем или иным способом. Этим исихасты различают живой и неживой мир. По сути энергия – это то, что позволяет человеку не быть автоматом. Понять эту концепцию современному читателю будет проще сопоставив ее с учением Гурджиева, сформировавшимся под влиянием суфизма. Согласно Гурджиевской концепции – каждое из тел человека это машина. Например, физическое тело – это сложная (и предопределенная) биологическая машина. Но есть что-то, – искра божья (вольный перевод категории энергияJ), что делает человека не просто машиной, а еще чем-то большим. Если соотнести эти рассуждения с более поздними, становится понятно, что такую энергию в исихастском (как впрочем и йоговском) понимании, нельзя померить ни фотоаппаратом, ни эффектом Кирлиан, ни любым другим прибором, относящимся к физическому миру, потому что энергия по определению не относится к физическому миру. Ее можно померить только другим существом, которое обладает энергийной[1] природой, то есть человеком. Эта концепция полностью укладывается в доктрину исихазма. Начиная с этого момента слова начали путаться. Важная концепция исихазма – грех или греховность. Греческий эквивалент – амартия. Категория греха ассоциируется у большинства людей, воспитанных в постхристианской культуре, с деланием чего-либо неправильно, с запретами, с чувством вины и так далее. Греческое слово означает нечто другое – оно означает «ограниченность». Любое живое существо греховно в том смысле, что оно ограничено. Человек ограничен рамками, ролями, представлениями, эмоциями, он не видит мир во всей полноте и целостности. Категория греха, если брать индийский эквивалент, наиболее близка к категории авидья (ограничение знания) в которой и пребывает любое живое существо авидьи. Вот что означает изначально категория греховности в исихазме. И это уже далековато от привычного нам смысла. | |
4
- 25.12.2012 - 16:02
|
Следующая искаженная категория страсти. Страсти ассоциируется у большинства людей с эмоциями, чувствами, желаниями. Победа над страстями представляется нормальному человеку как без эмоциональность и аскетизм. Однако, и здесь закралась ошибка. Корень греческого слова переведенного на русский как «страсти» – патос, откуда патология, - нечто болезненное, анамальное. пафос (от греч. — испытываемое воздействие, перемена, страдание, страсть), термин др.-греч. философии. П. души, по Платону («Федр» 245 с),— её деятельность и изменения под влиянием к.-л. воздействия. Для Аристотеля П.— изменение всякого предмета под влиянием внеш. воздействий, не затрагивающих, однако, его сущности. Таким образом, страсти – это не просто эмоции, это аномалии. У ранних исихастов есть выражение – «страсть – это подчинение души и смущение ума». По сути страсти – это энергетические аномалии. Наиболее близкая к категории страсти термин классической йоги –вритти. У одного из ранних исихастов перечисляется список страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость. Соотнесем это с ямой-ниямой. Чревоугодие – неудержание поля муладхары, блуд – недержание поля свадхисханы, сребролюбие – неудержание поля манипуры, печаль – хвост на анахате, гнев – хвост на манипуре, уныние – хвост на верхней анахате, тщеславие – хвост на вишудхе. Но тогда для «победы над страстями» необходим совершенно другой класс практик, чем тот, который применяют в современном монашеском исихазме. Категория спасения. Совершенно понятно, что если человек находится во грехе, то он нуждается в спасении. В греческом языке слово спасение сотерия в первую очередь означает «исполнение твари»[2]. «Исполнение» – в смысле полноты жизни, наполнения до полна, достижения всей возможной открытой бытийной полноты. То есть слово сотерия означает полноту бытия. «Не столько исполнение воли или назначения, сколько исполнение желания». Однако, категория целостности исказилась вероятно под влиянием монашеского мотива бегства от мира. Сотерия переводится как спасение, а спасение процесс неприятный и драмматический. Да и сам сама жизненная ситуация требующая «спасения» непрятна. Тема, как любой «мрачняк» получает развитие, ведь непринимать мир всегда проще чем тотально любить жизнь. «В здешнем бытии великое множество явлений, которые отражают его порчу и падшесть и поэтому спасение потребно от всех этих явлений». Спасение – как достижение целостности превратилось в спасение как бегство. «Так обстоит дело со смертью – спасение предполагает победу над ней, но эта победа достигается лишь в контексте общей борьбы с грехом…» и пошла христианская теология, хотя практический смысл учения уже утрачен. | |
5
- 25.12.2012 - 16:03
|
Следующая категория – молитва. В бытовом христианском понимании ассоциируется с обращением к богу. Однако, ранние исихасты по этому поводу писали – «Молитва есть теоцентрическое устроение души, молитва есть личное отношение человека к богу». Категория молитвы даже не предполагала произнесение каких-то текстов. Если соотнести слово молитва с йогой, то это ишварапранидхана – устремленность наверх. Иван Весточник – один из основателей иерархии исихазма говорил, что молитва по своему характеру есть общение, двустороннее общение. Это состояние, что ты что-то делаешь для мира и чувствуешь ответ мира (видение знаков мира). В ответ на обращение человека высшее дает ему разные энергии. Общение – обоюдный, двусторонний процесс, в котором мы предполагаем получить и отклик, ответ от адресата нашего обращения. Но если адресат – бог, то получение ответа есть ни что иное, как уловление его энергий и получение его благодати (харизма в греческом варианте), то есть энергии. Категория энергии и харизмы немного отличались в исихазме, но их суть примерно в одном и том же. Акт мистический и крайне отличен от всего, что понимают под диалогом или беседой. Вот такая интересная категория молитвы. Но видимо уже тогда поползли тенденции к орелигиозневанию. И поэтому один из исихастов, сопротивляясь этой тенденции, говорит: «Когда молишься не придавай божеству какого либо облика, но не вещественно приступи к невещественному». То есть то, что сейчас понимается в христианстве под молитвой – это вообще не то, что изначально под ней понималось. Скорее когда мы набираем энергию в асанах – это ближе к тому, что в исихазме называется молитвой, то есть взаимодействие с энергией божества. Следующая категория агапе – любовь. На греческий слово любовь переводится четырьмя разными терминами – агапе, эрос, филия, и сторге. Под агапе понимают мягкую любовь, не страстную влюбленность, ни переживания, а скорее дружеские отношения, любовь родителей к детям в отличие от влечения - эрос или любовью внутри семьи – сторге. Основная идея любви в исихазме – то, что мир наполнен любовью, бог есть любовь. Если мы переведем эту категорию из религиозного контекста в контекст психопрактик, то мы придем к выводу – мир к нам расположен (НЛП), бессознательное обладает творческой силой (Юнг). Сущность этой категории состоит в том, что в конечном итоге все в природе к вам расположено, невраждебно, и даже если вам кажется что-то враждебным это просто потому, что вы не понимаете позитивного наполнения этого. Идея наполнености мира агапе предполагает эту идею благоприятности мира. На этой идее благоприятности мира построены почти все современные психопрактики. Юнгианство, НЛП, Хеллингер. Мы можем видеть какие-то аномалии, искажения, но изначально все заложено правильно. Следующая категория – еще интересней. Категория покаяния. Точнее категория, которая переводится как «покаяние». Но, как истинно занудные люди, мы опять смотрим греческий оригинал: метанойа. «Мета-» - «над-», и «ноос» - сознание. Т.е. слово, которое переводится, как покаяние – в действительности означает «расширение сознания». Поразительно! Но покаяние ассоциируется со стоянием на коленях и рванием на себе волос и одежды. А расширение сознания, ведь этот термин с таким не проассоциируешь. Скорее это интеллектуальная и творческая деятельность, попытка взглянуть на ситуацию свыше или иным образом, выход в метаконтекст. | |
6
- 25.12.2012 - 16:04
|
Переводчики были талантливыми людьми, чтобы настолько хитрым образом исказить смысл. Впрочем трудно их осуждать, памятуя, сколько людей пострадало при формировании изначальной религиозной доктрины на первых соборах, в угоду правящим классам Рима и Византии[3]. Самое интересное, что при правильном понимании греческих терминов практически все исихастские тексты и цитаты становятся абсолютно прозрачными для пратикующих другие виды психопрактики. Например: «Плод покаяния есть бесстрастие души». Помятуя, что страсть это патос – переводим на привычный язык «Расширение сознания приводит к успокоению вритти». Мысль очевидно верная для любого практика и даже психолога. «А бесстрастие к изглаждению греха», опять – мы вспоминаем, что такое «грех» и понимаем, что если мы останавливаем вритти, мы начинаем воспринимать мир менее ограниченно. И в общем, Патанжали подписался бы наверное под каждым словомJ. А попробуйте последовать этим установкам в церковно-русском «переводе»… [1] Концепция энергийной антропологии развита С.С. Хоружим. Его же работа «К феноменологии аскезы» является, на мой взгляд, наиболее удачным изложением концепций исихазма в русскоязычном пространстве. В этой статье я придерживаюсь последовательности изложения исихастских категорий категорией. Приведеных в упомянутой книге. [2] Согласно тому же С.С. Хоружему [3] См например, книгу: Лозинский С.Г. История папства. Источник http://vk.com/topic-5661050_27341877 | |
7
- 25.12.2012 - 16:15
| Заразился копипастой? ;)) | |
8
- 25.12.2012 - 16:26
| 7-_astro_ > кругом патологии? поделился понравившимся. | |
9
- 25.12.2012 - 17:53
| просто ссылку дать была не судьба? :))) | |
10
- 25.12.2012 - 17:55
| 0-Ядрён батон > так что же такое исихазм???.......в двух словах....если можно )))))) | |
11
- 25.12.2012 - 17:56
| ...а в чём прикол темы?! | |
12
- 25.12.2012 - 18:07
| есть ещё один пример преднамеренной неточности........."не прелюбодействуй" означает на самом деле не запрет сексуальных действий на стороне.......тем более существует аналогичная заповедь "не возжелай жену ближнего своего"...зачем в те времена дублировать то было ???....тем более это ж на камне высечено было..этож какой труд два раза одно и то же писать ))))).......не прелюбодействуй это означает не делай ничего не по любви......... не совершай пре-любо-действие..действие переступившее любовь....... | |
13
- 25.12.2012 - 18:19
| ээээ... ДО любо-действия ничо делать НИЗЗЯ! :)))) Как определить наступление любо-действия? | |
14
- 25.12.2012 - 18:21
| 13-_astro_ > ты вообще чувствуешь что-нибудь...или только ум задействуешь ???........я же написал......не делай не по любви )))))))) | |
15
- 25.12.2012 - 18:28
| 14-Домой >а ящетаю, ты неверно определение дал:)))) | |
16
- 25.12.2012 - 18:31
| давай своё | |
17
- 25.12.2012 - 18:40
|
...прелюбодействие - предавание любовному действию (на стороне). По другому - измена своей жене. Тогда теоретически, не возжелай жены ближнего своего - склонение к измене жены другого человека. Но тут что то не так мне кажется. Не возжелай жены ближнего своего скорее всего трактуется как не желай того чего тебе не положено. Именно не положено, а не просто чужого. Про взять чужое есть не укради. | |
18
- 25.12.2012 - 18:45
|
(12) Домой ...прелюбодействие как переступание через любовь - очень даже возможно. ПРЕДАТЕЛЬСТВО любви. | |
19
- 25.12.2012 - 18:47
| 17-CK > любовное действие (действие по любви) это плохо ???.......ощущение что закладка преднамеренно сделана.... | |
20
- 25.12.2012 - 18:48
| 18-CK > когда любят...не предают .........предают когда не любят | |
21
- 25.12.2012 - 19:02
|
(19) Домой ...в моём (17) предавание любовному действию (на стороне) - именно любовному. Любовному действию, а не любви. Я думаю есть различие. . (20) Домой ...не нравится слово ПРЕДАТЬ? В Вашем (12) ПЕРЕСТУПИТЬ любовь всё же могут. В чём тогда разница? | |
22
- 25.12.2012 - 19:16
| 16-Домой >ДО-любо-действие. | |
23
- 25.12.2012 - 19:20
| Или- преграда к любо-действию. | |
24
- 25.12.2012 - 19:43
| 22-_astro_ > не совершай действия пока любовь не пришла ??? | |
25
- 25.12.2012 - 20:01
|
Почему нельзя "побыть" с челом,если,он тебе Интересен(хотя ты женат(замежем)?!А когда идёт взаимный интерес,то вообще вопросов о прелюбодеяние не возникает,всё катится само собой,и это здорово - сколько той жизни)) И почему мы должны себя сдерживать в угоду каким-то заповедям?! Я за осознанное Прелюбодеяние!! | |
26
- 25.12.2012 - 20:42
|
24-Домой >так вот я и спрашиваю: | |
27
- 25.12.2012 - 21:02
|
26-_astro_ >Любовь нечаянно нагрянет когда её совсем не ждёшь(с) | |
28
- 25.12.2012 - 21:06
| 26-_astro_ > неужели ты не чувствуешь когда приходит окрыленность ??? | |
29
- 25.12.2012 - 21:10
| 28-Домой >Чего прячешься?тут шабаш тёмные устроили,а ты что? в кустах решил отсидеться?!! | |
30
- 25.12.2012 - 21:29
| 28-Домой >слушай, я, когда шкатулку мастикой покрываю, тоже чувствую окрыленность... И чо? | |
31
- 25.12.2012 - 21:39
|
30-_astro_ >А вот прикинь,такая "окрылённость",да постоянно! Что ещё человеку нужно... | |
32
- 25.12.2012 - 22:00
|
0-Ядрён батон >Это наверное и есть исихия,когда едешь в маршрутке и у тебя состоянеие окрылённости(без принятия доппинга),и ты начинаешь шутить,заводить людей на Жизнь без запретов(ну говорить,то о чём всем интересно,но низяяяяя(кто сказал?)И так хорошо,когда люди из "замороженных роботов" превращаются в Живых(жаль ненадолго(( Матрица социума(эгрегор по имени Паразит ей правит,которого сами люди и создали)диктует свои законы и люди....опять засыпают(( | |
33
- 25.12.2012 - 22:15
| 32-ИМур > это по-любо-действие ))))) | |
34
- 25.12.2012 - 22:26
| 33-Домой >а как тут с тобой поспоришь,да и смыла спорить нет))) | |
35
- 25.12.2012 - 23:42
| 0-Ядрён батон > ага. | |
36
- 26.12.2012 - 00:28
|
Блин, не спец после Дк разница в том, что не трогал, не жил. | |
37
- 26.12.2012 - 00:38
| Чувствую.....))))))))))) Кандом - ))))))))) стайл) | |
38
- 26.12.2012 - 00:46
| 37-Феномен колхоза воистину >Чем чувствуешь Кандом?))) | |
39
- 26.12.2012 - 00:50
| блиннн))) тут есть живые)))) | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |