0
- 20.12.2012 - 13:32
|
Кто знает, сохранились ли в долине р. Шебш опоры Индо-Европейского телеграфа и где именно можно их увидеть?
| |
1
- 04.01.2013 - 18:47
| Никто не знает????? | |
2
- 04.01.2013 - 20:36
| Знают, но молчат!) | |
3
- 07.01.2013 - 09:40
| Если опоры были деревянными, то они давно превратились в труху.... | |
4
- 08.01.2013 - 17:07
|
3-mimino7 > Опоры были чугунными, в труху не превратились. Если, конечно, где-то сохранились. http://www.indostan.ru/indiya/79_2005_0.html "В Туапсинском районе Краснодарского края сделана сенсационная находка, реликвия связистов всего мира - остатки "первой в истории человечества телеграфной линии "Лондон-Калькутта". Это чугунная опора с "клеймом фирмы "Сименс"... Вот такая чугунная утка с клеймом многих новостных сайтов летала на майских просторах Интернета и по страницам газет, внося смятение в умы историков и просто информированных людей. Попробуем из этой утки приготовить для нашего читателя более употребительное информационное блюдо. Шестиметровая телеграфная опора, очень неплохо сохранившаяся, даже фарфоровые изоляторы уцелели, действительно была обнаружена на границе Туапсинского и Горячеключевского районов. Она служила верой и правдой - почти 60 лет несла на себе провода телеграфа, соединявшего Лондон с административным центром главной колонии Великобритании - Индии. И на этом заканчивается содержательная часть сенсации. ... Если сенсацией является нахождение одной опоры, то вряд-ли они где-то есть в большом количестве. Хотя... В конце 70-х или начале 80-х в Краснодаре была издана книга "Кавказ выходного дня". Книга небольшая, почти брошюра. На тему: какие замечательные места есть под Краснодаром и как туда смотаться по быстрому на выходных. В описании одного маршрута было сказано (цитирую по памяти): "Через некторое время к дороге спустится и пойдёт вдоль неё до Шабановского телеграфная линия, провода которой подвешены на небольших металлических столбах. Путешественникам вероятно интересно будет узнать, что эта линия ведёт далеко за Шабановское - в Лондон, а идёт она из Дели. В краеведческой литературе её называют коротко - Индотелеграфом". Тогда я был ещё убеждён, что речь идёт о действующей телеграфной линии. Этой книги у меня давно нет, в районе Шабановского я так и не побывал, насчёт присутствия столбов достоверно не знаю. В Интернете эта книга вряд-ли отыщется, разве что в Пушкинской библиотеке. Название точное, год издания - не позже 1982. | |
5
- 08.01.2013 - 19:33
|
Упомянутая книга (4-Кысь): Тихомиров В.Р. Кавказ выходного дня (путеводитель). — Краснодар, 1974. Можно купить: http://www.libex.ru/detail/book250923.html Где-то была у меня, если найду - отсканирую. Но скорее всего эта книга ничего нового не добавит про индотелеграф. Самим искать надо... | |
6
- 08.01.2013 - 21:10
|
В конце 70х годов проходил по линии ИТ из долины Синявки в долину Шебша. Столбы (кое-где с проводами!) шли по полузаросшей просеке по ЛПВ (линии падениыя воды). Просека начиналась примерно, в 3-4 км от Дж. трассы. | |
7
- 08.01.2013 - 21:20
| 6-izvan, я знаю, что Индотелеграф пересекал ГКХ через Шабановский перевал. Но боюсь строители газотрассы "Голубой поток" уничтожили все или большую часть артефактов (столбиков) на этом участке. Но большую часть наверное растащили местные - в хозяйстве ведь все пригодится. Так что вероятнее всего отыскать чугунный столбик с надписью Сименс у какого-нибудь местного в огороде. | |
8
- 08.01.2013 - 21:54
| 7-biv1925 > Например в Северской http://www.tamannews.ru/?news=5458 | |
9
- 09.01.2013 - 09:35
| 5-biv1925 > Точно, она самая. С тех пор у меня было два переезда, так что теперь её уже не найти. | |
10
- 10.01.2013 - 08:49
|
Вот еще попалось упоминание об Индотелеграфе: 1886 г. Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки графини П. С. Уваровой. Въезжаем в долину р. Джубки или Джухубы , которая постепенно расширяется. Вот показались огни влево от дороги; мы проезжаем мимо поселка, оставляем за собой станицу Джубку и в версте от нее, на берегу реки, у подошвы зеленого холма, останавливаемся у телеграфиста Индоевропейской линии, в кампанейском домике, где нам отводят две комнаты. Еще где-то читал (может у Тихомирова), что полоса земли вдоль индотелеграфа была то-ли выкуплена, то-ли взята в долгосрочную аренду Британской имеперией у тех странах, по которым проходила линия. Т.е. практически это была территория Британской империи. И работа на Индотелеграфе для местных была очень почетной и хорошо оплачиваемой. | |
11
- 10.01.2013 - 10:07
| Про другие страны не знаю, а в случае с Россией - земля в радиусе 3 метров от каждой опоры считалась собственностью Британской империи, согласно условиям мирного договора. | |
12
- 10.01.2013 - 12:40
|
10-biv1925 > 10-biv1925 > http://zamglavred.livejournal.com/142048.html Несколько непроверенных утверждений об Индоевропейской линии (возникающих обычно там, где открытой информации не так много): До революции работа на индо-европейской линии была престижной, работали отпрыски дворянских семей. Хорошая зарплата, форма. Еще есть грузинский фильм 80-х "Робинзонада или мой английский дедушка". Фильм получил какую-то премию в Каннах. Речь идет о каком-то английском то ли инженере, то ли монтере (в общем, телеграфисте), который незадолго до революции в России был распределен в Грузию обслуживать 10 км местного участка Индоевропейского телеграфа. То ли комедия, то ли драма, в конце всех перестреляли. Но что касается самого телеграфа, то здесь есть неточности столбы деревянные и телеграфист Хьюз использует когти, чтобы обозревать окрестности со столба. Когда некая дама рассказывает предысторию, она упоминает телеграф Лондон-Дели, вместо Лондон-Калькутта. В общем, автор сценария не очень стремился к историческим соответствиям. В связи с эти возникает сомнение в достоверности и другой информации упомянутой героями фильма, а именно: 1. Головная компания Индо-Европейского телеграфа присылала проституток как рождественские подарки своим служащим, в том числе и захолустные районы типа Грузии. 2. По Уставу компании ее служащий был обязан неукоснительно выполнять свои служебные обязанности, несмотря на землетрясения, ураганы, другие стихийные бедствия, а также смены правительства на территориях, где проходила линия. 3. Король Георг выкупил землю в радиусе 3 м от каждого столба телеграфа и эта территории считалась собственностью Великобритании. *** Кстати, упомянутый фильм в Интернете есть. | |
13
- 10.01.2013 - 13:54
| Какая тема для любителей чтива про британских ученых, папайских мальчиков, пшадских дев и прочего! Думаю, скоро мы узнаем из "первоисточника" эту историю:) | |
14
- 10.01.2013 - 20:11
|
Ради интереса посмотрел карты генштаба на участке Ставропольская - пер.Шабановский - Дефановка. А ведь на них обозначен Индотелеграф! Состояние местности на этих картах "древнее". На более поздних картах ГГЦ эта линия связи не обозначена. Я почти уверен, что это и есть Индотелеграф. Вот трек-реконструкция Индотелеграфа на участке от Ставропольской до Дефановки: http://www.caucasia.ru/site/track/872 Ну что, уже можно начинать искать столбики телеграфа, если пройти по этому треку!? Вот снег только сойдет... | |
15
- 10.01.2013 - 20:14
| 14-biv1925 > Только чур, столбики не выкапывать, с собой не забирать :) Пусть все посмотрят, кому эта тема интересна. | |
16
- 10.01.2013 - 20:44
| 15-Кысь, конечно, только сфотографирую. Я вообще из походов не имею привычки таскать сталактиты, камни, рога... | |
17
- 10.01.2013 - 21:09
| да потырили их на лом уже наверняка. | |
18
- 11.01.2013 - 11:39
|
14-biv1925 > Тоже ради интереса посмотрел свои топографические карты "Краснодарский край и Республика Адыгея". Масштаб 1:200000, купил в книжном магазине. Год издания не указан, подписано в печать16.02.1996. На них тоже обозначен Индотелеграф по маршруту Ставропольская-Тхамаха-Шабановское-Дефановка (сраница 52). Тонкая черная линия с точками, рядом грунтовая дорога. Причем это не ЛЭП, для неё другое обозначение. В атласе указано "Состояние местности на 1985-1994 гг." Идёт точно по маршруту, указанному biv1925. Ну что, как потеплеет, будем искать? Печально, если так. Тогда получается, что эта линия пережила все революции и войны. А перестройку с демократизацией не пережила. Так всю историю на металлолом и сдадим... | |
19
- 14.01.2013 - 14:43
| Всем спасибо за внимание к теме! Я тоже намерена отправиться на поиски, хотя надежды мало. Но говорят, что если столбы наверняка потырены, то сам провод местами еще встречается (торчит из-под земли). Относительно генштабовской карты у меня большие сомнения... Если в 70-х от телеграфа оставались рожки да ножки, чего бы картографам было его обозначать на карте 80-х? Хотя, пока не проверишь - не узнаешь, факт.. | |
20
- 14.01.2013 - 17:08
|
19-Марта23, ты ошибаешься. На генштабе именно Индотелеграф - другой линии связи, как и электрических проводов там не было. В субботу 12.01.2013 мы прошли вдоль линии Индотелеграфа от Ставропольской по Шебшу (2-3 км не дошли до Тхамахи, свернули на г.Герсеванова). Каких-либо артефактов телеграфа не обнаружили. Хотя нет - разбитый белый фарфоровый изолятор видели - может и от индотелеграфа? Просека или полочка, где проходил телеграф, читается на местности очень четко, хотя изрядно заросла. А этот столб издалека нам показался от Индотелеграфа, но... [img]http://99.r.photoshare.ru/00994/0097cb123e198920fd1961be1a48323a1630a9dc.jpg [/img] По пути расспрашивали всех, кого встретили - директора охотхозяйства в Ставропольской, работника базы отдыха на Ставропольских полянах, егеря из Тхамахи (Филлипыча) и охранника газопровода Голубой поток. От последнего получили самую интересную информацию. У его родственника в Шабановке столбы Индотелеграфа используются на винограднике. Линия Индотелетеграфа проходила прямо по центру Шабановки (также как и по центру ст.Ставропольской, Тхамаху линия прошла стороной). Столбы в Шабановке были 4-х метровые с клеймом Siemens Brothers, изоляторы белые, провода были 5-ти жильные медные - все со слов охранника. Понятно, что такие ценные артефакты телеграфа вряд-ли уцелели, особенно вблизи населенных пунктов. Но чем труднодоступней участок, тем большая вероятность наткнуться на остатки телеграфа на местности. Хотя наибольшая вероятность встретить столбики бывшего телеграфа - огороды и виноградники местных жителей (Григорьевской, Ставропольской, Тхамахи, Шабановской). Еще интересные факты... К 100-летию Индо-Европейской телеграфной линии в Индии была выпущена марка: А так должны выглядеть столбы Индотелеграфа (хотя по слухам на Шабановском перевале они были невысокие): | |
21
- 14.01.2013 - 18:14
|
Вот думаю я о строителях этой телеграфной линии - ну просто святые люди были :) Ну стоят столбы, висят провода - никому и дела нет. Интересно, сколько бы сейчас эта линия проработала? Из Интернета: Показателен в этом смысле пример с телекоммуникационной компанией Сонера, прокладывавшей несколько лет назад волоконно-оптическую линию связи из Финляндии в Москву. Еще до сдачи её в строй подобные «охотники» срезали кабель километрами, снимая также другое оборудование, установленное на вышках высоковольтных линий передач (!). Когда обеспокоенное за жизнь этих предпринимателей руководство Сонеры решило повесить на вышки табличку с надписью «Цветных металлов здесь нет», количество случаев вандализма удвоилось... Может действительно Чехова в школе читать надо было? Американцы тоже не отстают: Компания Google сообщила, что оптоволоконные каналы в Орегоне «регулярно» подстреливаются местными охотниками. На конференции AusNOG на прошлой неделе в Сиднее один из ведущих инженеров Виджей Джилл сообщил, что орегонские охотники специально целятся в изоляторы на трансформаторах. Видимо, для местных стрелков это вроде соревнования на меткость. Проблема в том, что через трансформаторы проходит также оптоволокно Google из дата-центра в Орегоне к соседнему дата-центру в Даллесе стоимостью $600 млн. «Каждый ноябрь в начале охотничьего сезона мы знаем, что оптоволокно обязательно подстрелят, так что мы сейчас начали прокладывать подземный канал», — сказал Джилл. Охотники могут развлекаться от скуки или соревноваться. Виджей Джилл добавил, что они почти никогда не попадают в сами изоляторы, зато регулярно повреждают оптоволокно. Из-за снегопада и схода лавин не всегда есть возможность оперативно устранить поломку. Если погода хорошая, то на место аварии посылают вертолёт или трактор Caterpillar D9. У трёх техников в рюкзаках ремонтные материалы. «Ребята работают буквально под прицелом ружей, так что интернет — более опасная штука, чем вы думали», — пошутил инженер. И кто теперь дикари - современные россияне-американцы или черкесы-грузины-персы-индусы из позапрошлого века? | |
22
- 14.01.2013 - 19:59
|
Раньше просто б застрелили на месте за воровство. Ну и сдавать некуда было, всё на виду. Лет пять назад был свидетелям как с деревянных столбов, шедших некогда из Гуамки в Мезмай жители скручивали крепления изоляторов на металл. Так они весят грамм 300\штука, при этом надо залезть на макушку столба. А тут целые чугунные опоры! Нереально. Остаётся лишь надеяться, что скоро так пластик собирать начнут. | |
23
- 14.01.2013 - 20:20
|
Я слышала, что некоторым и сами изоляторы на что-то нужны. Правда, на столбы ради них вряд ли лазают. Насчёт пластика - отлично было бы! Кстати, у кого-то в Мезмае весь забор из пластиковых бутылок, лиха беда начало:). | |
24
- 14.01.2013 - 20:49
| biv1925, ну после такого исчерпывающего отчета мне уже и ходить незачем) . Разве что проверить участки, не вошедшие в трек?) Кстати, как оцениваете свой субботний маршрут на велопроходимость? | |
25
- 14.01.2013 - 23:42
|
Изначально кабель проходил по дну черного моря. Кабель так и остался там. http://kerch.fm/2010/04/01/telegraf-...stya-foto.html | |
26
- 15.01.2013 - 20:49
|
24-Марта23, это вовсе не исчерпывающий отчет - это был рекогносцировочный выход. Присматриваясь к фоткам выше, нахожу очень много общего с изоляторами на них и найденным нами. Но я обещал Кысь не тащить артефакты телеграфа домой, поэтому и оставил на месте. Еще была мысль пройти с металлоискателем, но это так - фантазии... А насчет велопроходимости скажу так. По заросшей линии Индотелеграфа - это нереально. Местами и идти трудно. Но параллельно вдоль Шебша идет дорога, с многочисленными бродами. Я даже как-то по этой дороге проезжал на велосипеде. Но очень давно и летом - "посуху". Но до сих пор вспоминаю брод, который скрывал велосипед вместе с седлом. И кстати, дорога идет низами по нижней пойме Шебша, а полочка линии Индотелеграфа идет выше по склону. Видно строители телеграфа представляли, какие паводки весной бывают на Шебше. Так что вело-маршрут подойдет скорее для "сухой" осени. И я не уверен, что везде есть нормальная дорога. | |
27
- 15.01.2013 - 21:38
|
>Еще была мысль пройти с металлоискателем тамже после войны и лесорубов пищать должна каждая кочка от осколков, тросов кусков гусениц и прочего | |
28
- 05.02.2013 - 14:04
| кстати на верстовках 1877 и 1901 года я не нашел следов этого телеграфа, нешто тогда это было неважно? | |
29
- 05.02.2013 - 15:10
| 28-wayer, а ты ничего путаешь? На верстовках каких? На 5-ти верстках конечно не отмечено, а на одноверстных картах я видел. У тебя есть 1-верстные или хотя бы 2-х верстные? Масштабы соответственно: 1:42000 и 1:84000 | |
30
- 05.02.2013 - 15:27
|
> На верстовках каких? трудно сказать 8) вот на такой а вторая похоже 10 верстовая судя по масштабу 1/420000 значит надо будет искать верстные 8) | |
31
- 05.02.2013 - 16:10
|
30-wayerr, это 5-ти верстная карта - лист Б.3 (Екатеринодар) - примерно 1898-1912 гг. съемка - печать. Пример 1-верстной карты - окрестности Темрюка. На ней линия Индотелеграфа показана - "Англо-Индийский": К сожалению горной части я не видел. В сети встречаются 1-верстки Крыма, где также обозначен Индотелеграф. wayerr, если найдешь что-нибудь подобное - сразу расскажи. Но 1-верстки - большая редкость. Они могут быть в качестве приложения к статьям или какие-нибудь специальные, например, геологические. | |
32
- 07.02.2013 - 23:46
|
верстовок димо вообще нет, а вот на километровках военных (которые в т.ч. и по верстовкам сделанны) телеграф обозначен: из лесной зоны нашелся тех времен только L-37-113 а там ничего похожего нет | |
33
- 08.02.2013 - 13:47
|
На карте 1902 года (в 1 дюйме - одна верста) нашлась "входящая" часть телеграфа. | |
34
- 08.02.2013 - 14:09
|
Я интересуюсь ИЕТ на территории Абхазии, в частности Гагры. Говорят, что там столбы стояли почти на побережье. В Гагре сохранилось здание станции ИЕТ в одном из ущелий. Также слышал, что сохранился столб на горе в районе Нового Афона. Если у кого-то есть километровки, верстовки и другие старые карты побережья в тех местах, большая просьба - дайте глянуть. | |
35
- 08.02.2013 - 14:56
|
в интернете есть (но я не нашел) две версии 3х километровки\верстовки? "кубанского края" от 1926 г за авторством лебедева там возможно телеграф обозначен (хотя не факт) чего то крупнее кроме военных (которых нужного квадрата L-37-114 нет) не попадалось даже упоминаний | |
36
- 08.02.2013 - 14:59
|
33-Токайдзин > странно на ГШ военном индоевропейский телеграф идет севернее, | |
37
- 26.07.2013 - 09:46
| 15 июля, прекратил свое существование индийский национальный телеграф, запущенный еще британскими колонистами и проработавший в итоге более более 160 лет. http://www.menville.by/events-and-fa...kogo-telegrafa | |
38
- 26.07.2013 - 14:24
| Интересно, а земля в радиусе 3 м от каждого столба до сих пор считается собственностью Великобритании? | |
39
- 23.08.2013 - 14:43
|
Вчера побывали в Шабановском, расспрашивали местных жителей. Удалось прикоснуться к истории: несколько чугунных опор " Siemens brothers" подпирают виноградник одного из подворий: http://fotki.yandex.ru/users/mh100181/view/2578732/ http://fotki.yandex.ru/users/mh100181/view/2578730/ | |
| Интернет-форум Краснодарского края и Краснодара |