Регистрация Правила Главная форума Поиск |
0
- 21.06.2013 - 19:09
|
Попытка реконструкции доисторического прошлого подобна судебному расследованию – свидетелей нет, время, как опытный преступник, старается стереть все следы. И историкам, как и судьям, зачастую приходиться выносить свой вердикт исходя из совокупности косвенных данных. И великая удача, когда обнаруживаются материальные следы былого. В центральной России под Воронежем у села Костенки найдены уникальные артефакты -- поселения древних обитателей этих мест живших там примерно 30 000 лет назад. В те времена в этих местах была граница ледника и мерзлота. Уникальность памятника в том, что было раскопано и реконструировано множество жилищ не встречающихся более ни где на планете. Вернее отдельные остатки похожих жилищ найдены в западной Азии, на территории Украины и Чехии. Но там обнаружены единичные строения. В районе же Костенок раскопан целый конгломерат поселений на территории 10 кв. км. Что дало основание некоторым исследователям говорить о палеомегаполисе. Там же найдены раковины с берегов Средиземного моря, и янтарь с Балтики, что свидетельствует об обширных связях обитателей этого палеомегаполиса. Жилища были двух типов – небольшие круглые или овальные в плане диаметром 6 м. Примеры этих жилишь и приведены выше. Еще были найдены жилища шириной 14-16 м. и длиной 35(!) м. В Авдееве близ Курска М. В. Воеводским и А. Н. Рогачевым раскопаны остатки такого же овального в плане наземного жилища длиной 45 м и шириной 19-20 м [119]. Оно почти тождественно жилищам из Костенок I, но крупнее. Площадь первого жилища из Костенок I, по реконструкции П. П. Ефименко, - более 600 кв. м, площадь авдеевского жилища - более 800 кв. м. Изображений их реконструкций я не нашёл, но они описаны в общедоступной литературе. Как вы, наверное, заметили, они сложены из костей. Это кости мамонта. И это естественно, больше там практически ничего не было – ледник и тундра. Сперва учёные полагали, что это жилища охотников на мамонтов. Позже пришли к выводу, что люди не охотились на мамонтов, а просто разделывали туши мамонтов лежавших в леднике в больших количествах, и, видимо, когда-то одномоментно погибших. Например, когда стадо проваливалось в каверну при подтаивании ледника. Но я не об этом. Люди не только использовали кости для возведения стен своих жилищ, но и для отопления их. Только кость была единственным источником топлива. При анализе следов кострищ было выяснено что топливом служили именно кости . Это, конечно, всё интересно, и в своё время стало сенсацией. Но главная сенсация ещё впереди. Сразу же приходит на ум слово «костёр» по ассоциации с костью. Заглянем в Викисловарь, и узнаем, что говорит по поводу слова «костёр» современная лингвистика, и в частности такой её раздел как этимология. «Происходит от праслав. формы, родственной укр. косте́р «стог, скирда», словенск. kóstǝr (род. п., kóstrа) — то же, чешск. kostroun «ч.-л. торчащее вверх, неотесанная ель, сооружение для сушки клевера», польск. kostra ж., kostro ср. р. «поленница», словин. küöscou̯l «куча дров». Связано с косте́рь «жесткая кора растений, идущих на пряжу», и кость ( согласно Бернекеру (1, 584 и сл.). Нет основания говорить о заимствовании из др.-сканд. ko<str «куча» от kasta «бросать»,вопреки Томсену. Совершенно отлично по происхождению др.-русск. костьръ «башня, крепость» (Новгор. I летоп., Псковск. 2 летоп. и др.), которое через ср.-греч. κάστρον «крепость» восходит к лат. castrum. Использованы данные словаря М. Фасмера» Итак, Фасмер не отрицает связи слов «костёр» и «кость». Одновременно мы видим, что кто-то, похоже, этимологически связывал костёр со странным словом «костьръ» (башня, крепость). И Фасмер утверждает, что согласно законам лингвистики «костёр» не может происходить от «костьръ». Но вопрос не решён. Вот что пишет пермский лингвист А. В. Ефимова докладе «История слов с корнем костр-/костер- ‘крепость, сооружение, укрепление’ в русском языке XI–XХ веков», опубликованном Институтом русского языка им. В. В. Виноградова РАН в сборнике «Тезисы докладов Международной научной конференции (Москва. 8-11 июня 2007г.) к 150-летию со дня рождения А. И. Соболевского.: «До настоящего времени этимология русского слова костер ‘горящая куча дров’ непосредственно связывалась с этимологией славянского слова *kostra ‘отходы от трепания льна, конопли’. Однако имеются некоторые основания полагать, что эта связь вторична, а значение слова костер ‘горящая куча дров’ восходит к значению древнерусского костьръ ‘башня, крепость’.» ( http://www.ruslang.ru/doc/sobolevskij07_tez.pdf )и в работе «Слово костёр в пермских говорах» (опубликованной Федеральным агентством по образованию ГОУ ВПО «Пермский государственный университет» в 1-ой части сборника «Живая речь Пермского края в синхронии и диахронии» в 2007 году): «В пермских говорах зафиксировано слово костёр в значении ‘деревянная форма, с помощью которой при сбивании глиняной печи оставляют место для топки’. Форма служила для поддержания кирпичей в своде печи, чтобы кирпичи не вываливались, пока сохнет глина.»; а так же в значении ‘дом с хозяйственными постройками’.( http://rfp.psu.ru/archive/livespeech/ls_2007(1).pdf ) А вот что пишет по поводу слова «костьръ» В. И. Даль: «Позднейшие розыски о сем П. А. Бессонова, который находит в офенском много греческих слов и относит их к древним временам торговли нашей на Сурожском море, должны, кажется, опровергнуть взгляд мой на это дело, – хотя, например, не знаю, греческое ли слово: костер, город (castrum), или это придумано, потому что город срублен, сложен, и издали дымится» [Сл . Даля: I, LXXVII]. Может всё так и осталось бы загадкой, если бы антропологи не сделали одно замечательное открытие. А именно, - строения, которые мы сейчас называем жилищами, первоначально создавалось совсем не для жилья, а как узкофункциональная конструкция для укрытия огня от ветра (самое примитивное - ширма). И только позже люди поняли, что эта конструкция не только защищает огонь от ветра, но и сохраняет тепло очага, и в ней можно ещё и жить. Вот что пишет исследователь Костенок Чернышов С. С. ссылаясь на этнографа, исследователя северных народов Богораза В. Г. "В религиозных верованиях чукчей очаг до сих пор остается самой ценной частью жилища. «Покрытие шатра и спального полога, жерди остова, подстилка, спальные мешки, нарты, на которых перевозят части жилища, - все это считается принадлежащим очагу» (Богораз В.Г., 1991, с.62). Здесь необходимо отметить, что жилище, возможно, зародилось из специализированного укрытия для огня."( http://history.vspu.ac.ru/files/2005.pdf ) На первичность очага к славянской избе обратил внимание ещё Афанасьев А. Н. «Изба славянина»( http://www.slavya.ru/trad/home/izba.htm ); исследования этнографов и антропологов пришедших к такому же выводу свёл воедино Липс Ю. в работе «Происхождение вещей»( http://historic.ru/books/item/f00/s0...46/st002.shtml ). В этом случае всё встаёт на свои места. Слово «костёр», как и утверждает М. Фасмер, действительно не могло произойти от слова «костьръ», потому что «костьръ» произошло от слова «костёр», а затем, когда дома начали строить из других материалов, и они получили самую разную функциональность, слово «костьръ» самым естественным образом стало архаизмом, и вышло из употребления. Или, как в пермском говоре стало произноситься как «костёр» (сохранив смысл – строение), превратившись в омоним костра – стопки горящих дров. О. Н. Трубачёв верно подмечает процесс распространения понятия и слова на предметы использующиеся для аналогичной функции: «Первоначально костёр называлось сложенное кучей некоторое количество этой тресты, кострики, оставшейся после ломания стеблей льна или конопли. Далее это же название было распространено, по-видимому, более широко на кучи всякого другого материала, идущего на сжигание, на топку, тем более что именно такое употребление более всего подходило для самих отходов от обработки волокн.». Но, с учётом археологических находок, я полагаю, этимологию необходимо продлить дальше. И признать, что первоначально словом «костёр» называлась стопка костей, используемых как топливо. А затем, после таяния ледника, и появления растительности, когда стали жечь стебли льна или конопли, слово «костёр» распространилось на них. А не сложенные, не сорванные стебли начали называть «костра». Дальше, больше. В других языках не наблюдается подобной связки костра и какого-либо здания. Хотя очень распространены связки очага и здания (жилища). Во многих языках вообще нет аналога слова «костёр», особенно на юге, так как больше нигде кость не использовалась как основной источник топлива. Иврит - «кость» (ˈʕɛsʼɛm, ˈgɛrɛm) и «огонь» (ʔeːʃ), «пламя» (lɛɦɑːˈvɑː, ʃalɦɛvɛθ однокоренные ˈlaɦav ‘лезвие’), «костёр» (məðuːˈrɑː), «гореть» (dɑːlakʼ), «жечь» (sɑːraf / ɬɑːraf), «возгораться» (jukʼːað). Здесь аналог нашего слова «костёр» ни как не связан со словом «кость». И этих языках используются слова «огонь», «очаг», «куча». Как, например санскритское «сita» - основное значение куча, но и использовалось и в значении костёр. yābhiḥ paṭharvā jaṭharasya majmanāgnir nādīdec cita iddho ajmann ā | yābhiḥ śaryātam avatho mahādhane tābhir ū ṣu ūtibhir aśvinā gatam || (Риг Веда 1.112.17) Перевод Елизаренковой: 17 Какими (силами) Патхарван благодаря величине живота Засверкал, как костер, сложенный и зажженный на дороге, Какими вы поддержали Шарьяту (в борьбе) за великую награду, С этими самыми поддержками приходите сюда, о Ашвины! Из этого следует, что связка «костёр»-«костьръ» могла возникнуть только в этом месте, и только в ТО время, в верхнем палеолите, то есть в период от 45 до 15 тысяч лет назад; и современному русскому слову «костёр» в среднем 30 000 лет! Скорей всего, слово «костёр» тогда звучало по другому. Например, как «костьжар» или «костьжор». В данном исследовании это не важно. Мне интересней датировка и локализация возникновения слова. Или неверна датировка археологических памятников. P.S. К сожалению, не смог вставить ни одной картинки. | | |||
1
- 22.06.2013 - 21:07
| Ну а почему вы полагаете что костры в костенках жгли только в палеолите? | | |||
2
- 22.06.2013 - 22:14
|
))))) Конечно костры (в сегодняшнем понимании) жгли и раньше и позже. Но использовались для этого исключительно кости только в указанном в статье временном промежутке - (примерно) с 45 000 до 15 000-летия до н.э. Отредактировано moderator; 23.06.2013 в 20:41. | | |||
4
- 22.06.2013 - 23:41
| а с чего вы взяли что костенки связаны именно с костром? а не с костями?
Отредактировано moderator; 23.06.2013 в 20:45. | | |||
5
- 22.06.2013 - 23:47
| Конечно, Костенки связаны с костями. Котёр связан с костьръ, которые там строили в верхнем палеолите. | | |||
6
- 23.06.2013 - 23:06
| -а не с костей например? | | |||
7
- 23.06.2013 - 23:35
| Разверните свой вопрос, пожалуйста. | | |||
8
- 24.06.2013 - 22:29
| Автор, кликните по Нику "Кошница" и войдите в его личный кабинет, просмотрите статистику (все созданные темы и сообщения) - получите развёрнутое представление о позиции уважаемого Кошницы по тем или иным вопросам | | |||
9
- 25.06.2013 - 11:49
| -ну типа жил там некий Костя, который был создателем села. | | |||
10
- 25.06.2013 - 12:29
| В таких случаях обычно создаются легенды как про Кия - "создателя" Киева или про Рома - "создателя" Рима. Был один Костя, но далеко от туда, и "создал" он Константинополь. Под Воронежем этот Костя не засветился. А вот то что там часто находили кости торчащие из земли, и послужило основанием того что местность назвали Костенками. Кстати, то же самое с Костромой. | | |||
11
- 27.06.2013 - 07:15
| Подводим итоги. Какие из этого следуют политические выводы? Что - нибудь анексировать будем? | | |||
12
- 27.06.2013 - 09:15
| -а вы уверены что маленькая деревня породила бы такой масштабный миф? Кий или Ромул были пропиарены уже в момент, когда деревни стали городами и столицами. | | |||
13
- 27.06.2013 - 09:16
| -а это не мог быть другой костя? | | |||
14
- 28.06.2013 - 12:20
| 13-_Кошница_ > с таким подходом, ты так всех креативных пользователей распугаешь:) | | |||
15
- 28.06.2013 - 12:52
| Нууу... Надо углубиться в этот вопрос. В статье же я рассматривал связку слов костёр-костьръ. То что артефакты были найдены под Костенками, может быть и случайностью. | | |||
16
- 29.06.2013 - 12:33
| В то время не было ни русских, ни языков. | | |||
17
- 30.06.2013 - 00:24
| Вот и мне интересно, а что, вообще, было 45000 лет назад? | | |||
18
- 30.06.2013 - 16:39
| Цитата:
Цитата:
Цитата:
По старому доброму обычаю предлагаю похерить. | | |||
19
- 01.07.2013 - 00:31
| Отец истории Геродот с Вами не согласен. Я в статье дал гиперссылку на работу Ю. Липса "Происхождение вещей", а именно на главу про очаг и жилище. Там всё ясно расписано, с иллюстрациями. Предполагается, что не было, так как достоверно установлено, что жгли именно кости. | | |||
20
- 01.07.2013 - 07:55
| 19-Amoreklub > | | |||
21
- 01.07.2013 - 08:05
| Вообще? - надвигался ледник, и люди приспосабливались к жизни в условиях резкого глобального похолодания. | | |||
22
- 03.07.2013 - 08:36
| 21-Amoreklub > "дядя Вася из соседнего подъезда" говорил, что нашей цивилизации 30-40 тыс. лет. Предыдущая - закончила своё существование 150 тыс. лет назад. Есть ли, хоть какие - нибудь, данные археологии в промежутках между этими периодами? | | |||
23
- 03.07.2013 - 16:04
|
Данные археологии есть. Цивилизаций пока не найдено. С дядей Васей я водку вместе не пил. | | |||
24
- 03.07.2013 - 18:11
| 23-Amoreklub > Ссылочку на археологические данные периода 150 000-45 000 лет до н.э. пожалуйста:) | | |||
25
- 04.07.2013 - 11:16
|
кот Леопольд (24), вот тут многое есть: http://www.evolbiol.ru/human.htm | | |||
26
- 04.07.2013 - 19:10
| 25-ops > Спасибо, но мне хотелось, чтобы сам автор обосновал свою концепцию, а заодно и привёл в соответствие свою собственную точку зрения. | | |||
27
- 07.07.2013 - 21:28
| Хм.. Не понял. Во-первых, при чём здесь период от 150 000 до 45 000 лет до н. э.? Моё исследование касается периода позднее 45 000 лет до н. э. Во-вторых, это в религии факты встраиваются в концепции, а в науке концепции строятся в соответствии с фактами. | | |||
28
- 09.07.2013 - 13:31
|
- Посмотрите, - говорил он, грозя кривым темным пальцем, - посмотрите на свои кабаки! На кабаки, о которых вы пишете в книгах! Эти кабаки построили не для крепких христианских напитков. Их построили, чтобы продавать мусульманские, трезвые напитки. Это видно из названий. У них восточные названия. Например, у вас есть знаменитый кабак, у которого останавливаются все омнибусы. Вы зовете его "Слон и Замок". Это не английское название. Это азиатское название. Вы скажете, что замки есть и в Англии, и я соглашусь с вами. Есть Виндзорский замок. Но где, - сердито закричал он, простирая зонтик к девушке в пылу ораторской победы, - где виндзорский слон? Я осмотрел весь Виндзорский парк. Там нет слонов. | | |||
29
- 09.07.2013 - 13:33
|
- В городе есть питейное заведение, которое вы называете "Бы-ы-ык". - Мы обычно называем его "Бык", - сказала молодая девушка очень мелодичным голосом. - У вас есть заведение, которое вы называете "Бы-ы-ык", - свирепо повторил старичок. - Может быть, это смешно... - Нет, что вы!.. - нежно заверила его увлеченная слушательница. - При чем тут бы-ы-ык? - кричал оратор. - Чем связан бы-ык с веселым пиром? Кто думает о быках в садах блаженства? Разве место быку там, где прекрасные девы пляшут и разливают сверкающий шербет? У вас самих, друзья мои,- и он радостно огляделся, словно обращаясь к многолюдной толпе,-у вас самих есть поговорка "бы-ык в посудной лавке". Ничуть не разумней, ничуть не выгодней пускать быка в лавку винную. Это ясно. Он вонзил зонтик в песок и ударил себя пальцем по руке, словно наконец-то подошел к самой сути дела. - Это ясно как солнце в полдень, - торжественно сказал он. - Ясно как солнце, что прежде этот кабак называли "Крылатым быком" в честь и славу древнего восточного символа. Голос его взмыл, как труба, и он распростер руки, словно листья тропической пальмы. После такого торжества он немного обмяк и тяжело оперся на зонтик. - Вы найдете следы азиатских слов, - продолжал он, - в названиях всех ваших заведений. Более того, вы найдете их в названиях всех предметов, которые доставляют вам радость и отдохновение. Дорогие мои друзья, даже то вещество, которое придает крепость вашим напиткам, вы называете арабским словом "алкоголь". Само собой разумеется, что частица "ал" - арабского происхождения, как в словах "Альгамбра" или "алгебра". Эта частица встречается во многих словах, связанных для вас с весельем, - таких, например, как "эль", искаженное "аль", или Альберт-холл. | | |||
30
- 09.07.2013 - 16:46
| эль = светлое. Русские называли его "ало" | | |||
31
- 10.07.2013 - 09:34
| да, а ведь и правда: Алёша - это же чисто восточное имя! Аль-Ошо. Вот как называли из в древности, учите матчасть | | |||
32
- 16.07.2013 - 14:33
| Датировк очень проста. Это слово емеется в славянских языках. Значит после отделения пра/ протославянского из прочих индоевропейских. Так что не раньше примерно -3000 лет. | | |||
33
- 07.11.2013 - 22:55
|
«Помните, наши родные слова — Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим ни в каком и ни в коем случае. Поляков понуждали завоевывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и перезвали Окраиной. Слово «окраина» — это позорное и унизительное слово! — Какая окраина?! Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси». Преподобный Лаврентий Черниговский. | | |||
34
- 07.12.2013 - 22:43
| О использовании костей для костров. Ч. Дарвин. "Путешествие на корабле Бигль" | | |||
35
- 13.12.2013 - 01:22
|
33-23user > Ваш преподобный Лаврентий нёс чушь. В украинском языке нет слова "окраина". Есть слово "околица". Не христиан теснили а Славян. Христианство тут всего ничего. И к стати почему это Киев второй Иерусалим? Пусть лучше Иерусалим будет вторым Киевом. | | |||
36
- 14.12.2013 - 15:03
|
Чтите классиков. Например геродот "Когда скифы делают привал, они жгут костры. Дров в степи нет. Скифы убивают быка, отделяют мясо от костей, вынимают желудок, наливают туда воды, кладут в воду мясо, из костей раскладывают костер и варят мясо в бычьем желудке над костром из бычьих костей."Идем на яндекс словари -- окраина Перевод из «Русско-украинского словаря» ABBYY Lingvo 1) (край, конец) край, род. п. краю, кінець, -нця; (города, деревни) околиця, окраїна 2) (страны, области) окраїна, край, околиця --- как видно, для населенных пунктов: околиця, окраїна для чего-то большого и совокупного: окраїна, край, околиця Разница в когда что употраблять понятна? Для для любимых свiдомыми мест из киевской и галицко-волынской летописей именно по первому варианту | | |||
37
- 14.12.2013 - 22:17
|
Amoreklub> Цитата:
Вот по латински кость - spina или OS (это может "порадовать" и программистов:) хотя именно "кост" никак в этом не прослеживается. Английский похоже не очень то "древний" ибо сильно трансформировался даже за последние 500. Но слово "кость" могло существовать в раннем протоязыке(Праязык) не важно с каким написанием если оно вообще было. Просто фонетически могло иметь звучание напоминающее "кость". Письменная культура возникла куда позже "устного творчества". Тоесть мамонтов и прочей живности было столько что было легче топить костями, чем собирать хворост. | | |||
38
- 14.12.2013 - 23:16
|
Ну ладно, попробуем. Итак берем как начало. 1550s, from Middle English banefire (late 15c.), originally a fire in which bones were burned. See bone (n.) + fire (n.). Это указывает что bone это трансформация от bane. Что есть bane? Old English bana "killer, slayer, murderer", то есть не к ночи сказано убийца. Из близкий смыслов bandy, band, bander. Это уже потом появился сленг "Рок банд". Так же как от фамилии Кошелев произошло "раскошеливаться" :) Даже вот слово баня от banja, то есть "ранящий". Хотя это они зря так о бане конечно? Погорячились что называется. Теперь возмем слово "кост", как я и предполагал в контексте фонетического созвучия, но не написания. Cost. Все многочисленные значения имеют одно основание. 12 век старо французский, coût со смыслами "трудности, проблемы". Но и это пришло из "вульгарного" латинского с похожим фонетическим звучанием. Да, был и такой :) Не будем сейчас. Ибо пришлось бы неприлично выражаться. Один из смыслов слова cost также есть цена. Почему? Потому что расплачивались костями еще задолго до "бронзового" века. Это был символ эквивалента. Заметим, практически полезный. Из него можно строить жилища и жечь костер. Как иначе вы обогреетесь в степи например, в горах, на севере? К тому же сохраняет много дольше дерева. Расплачивались конечно большим количеством, а не монеткой которая уже сама по себе пользы не несла. На развитие же английского языка как такового, радикально повлияло завоевание острава римлянами откуда перешло основное. О самом латинском пока умолчим. Итак, вполне можно сделать выводы о происхождении слова костер. Да и об принятой в ту пору практике строительства жилья их костей. Не думаю что надо идти датировкой сильно таки глубже, типа 15000 и прочее. | | |||
39
- 15.12.2013 - 00:25
| Да и не на развитие а правильнее формирование его как такового на относительно "замкнутом" острове. Ибо кельты, англы, саксы, скандинавы, римляне, и еще "некто" задолго до кельтов (те кто ставили дольмены точно такие еще сохранились под Майкопом) составили "генетическую" основу для всей нации и культуры. Продуманность и точность некоторых подобных строений (дольменов) очень большого размера не оставляет сомнения о прекрасных знания астрономии. А ведь без астрономии не было бы и мореплавания. Много чего за словом "кость". Только затронь :) | | |||
40
- 15.12.2013 - 01:59
| Закругляюсь. В переводе со старофранцузского coste это ребро. Или же близко "coast" с тем же одним из смыслов. Все пришло из латыни. | |