Форум на Kuban.ru (http://forums.kuban.ru/)
-   Наука и техника (http://forums.kuban.ru/f1048/)
-   -   Лунная гонка 2 (http://forums.kuban.ru/f1048/lunnaya_gonka_2_a-8858670.html)

Alisalisa 09.09.2019 16:52

Свежие новости:

«Чандраян-2» нашел спускаемую платформу «Викрам»

Орбитальный модуль миссии «Чандраян-2» сумел отыскать на поверхности Луны спускаемую платформу «Викрам», на борту которой находился первый индийский луноход «Прагьян». Заявление об этом сделал руководитель Индийской организации космических исследований (ISRO), доктор К. Сиван.
«Викрам» перестал выходить на связь вечером 6 сентября во время посадки на Луну. В момент потери радиоконтакта, платформа находилась на высоте 2.1 км. По словам руководителя ISRO, «Викрам» был идентифицирован на тепловых снимках лунной поверхности, полученных при помощи установленного на борту «Чандраян-2» инфракрасного спектрометра IIRS. Эти изображения пока что не опубликованы.

Теперь, зная точное расположение «Викрам», специалисты миссии направят на него антенны и предпримут новую попытку выйти на связь. Впрочем, не стоит возлагать на нее слишком больших ожиданий. Скорее всего, «Викрам» двигался со слишком большой скоростью и потому разбился или, по крайней мере, получил серьезные повреждения, что сделает невозможным выполнение запланированной программы.

В случае успеха «Викрам», Индий стала бы четвертой в мире страной, сумевшей осуществить мягкую посадку на лунную поверхность. Что касается самого «Чандраян-2», то аппарат функционирует в штатном режиме и уже приступил к сбору первых научных данных.

omba 09.09.2019 17:22

[quote=Alisalisa;47090826]на борту которой находился первый индийский луноход «Прагьян».[/quote]
Скорее всего, там он и находится, на борту.
Оживить аппарат, упавший или нештатно севший, с высотой нештатного снижения пару километров (даже на Луне) вряд ли возможно. Тем более нештатное снижение началось ранее. Заметка интересная.

Вопрос: вертикальная скорость 60 м/сек на высоте 2 км - высоте потери связи - насколько отклоняется от расчётной вертикальной скорости на этой высоте?

То есть вертикальная 60 м/сек - это уже аварийная скорость, или в рамках допустимых значений? Навскидку похожа на нормальную. Сильно медленнее на такой высоте нет смысла двигаться. А погасить 60 м/сек (при такой высоте) к моменту посадки вроде бы не проблема. При штатной работе ящика если. На мой взгляд, скорость сама по себе далеко не критическая.

Интересно, несут ли сегодня участники лунной гонки какую-то ответственность за залив поверхности Луны гидразином из разбившихся устройств?
Хотя если разлились оба компонента, то могло и пыхнуть с выгоранием большей части разлива.

omba 09.09.2019 20:38

[quote=Alisalisa;47090826]Теперь, зная точное расположение «Викрам», специалисты миссии направят на него антенны [/quote]
Опять индусы мутят своими сказками.
С высоты 2 км и околовертикальной скоростью (то есть с углом наклона траектории порядка 70-80 градусов) куда мог попасть аппарат на поверхности? В относительно небольшую зону падения впереди, прямо перед собой внизу, плюс-минус двести-триста метров. Там высоты-то не было для большего разлёта. Горизонтальная скорость небольшая, в разы меньше вертикальной (судя по наклону траектории). То есть при вертикальной 60 м/сек горизонтальная была метры в секунду, максимум первый десяток. Если разделить 2100 м высоты на 60 м/сек вертикали, получим время падения 35 секунд - а реально быстрее, за счёт гравитационного разгона вниз. Тридцать секунд. При горизонтали в 10 м/сек это 300 м горизонтального смещения до удара о поверхность максимум.

Эллипс рассеивания (точки падения) с такими параметрами движения, какие были у ящика на высоте 2 км, на мой взгляд, имеет большую ось метров шестьсот (вытянутую вдоль трассы - проекции траектории на поверхность Луны), и малую ось метров четыреста. Ветра там нет, сдуть куда-то вбок не могло. Если аппарат падал в нестабилизированном состоянии с работающими посадочными двигателями, при хаотической ориентации, то в такой ситуации работа двигателей могла добавочно сместить точку падения (от чисто баллистической точки падения) на сотню метров, вряд ли более.

В итоге зона падения, в моём представлении, имеет небольшие размеры, не дотягивая до километра в максимальном своём протяжении, и центр её находится на примерном продолжении наблюдавшейся траектории, упёршейся в поверхность Луны.

Соответственно, зная это приблизительное местоположение - разве не могут "специалисты миссии направить на него антенны" - ??? Это при высоте-то орбиты 100 км? (антенны будут направлять с борта спутника, как понимаю?) А стоит помнить, что аппарат не летит прям так сразу точно над точкой падения - ближайшие витки пройдут в десятках километров в стороне, то есть реальное удаление орбитального модуля до зоны падения составит существенно поболее ста километров.

И неужели прям такая игловидная у бортового передатчика диаграмма направленности, что с удаления (в оптимальном случае) сто двадцать-сто пятьдесят километров есть разница, правее или левее на триста метров валяется посадочный ящик? Типа, а левее на сто метров - аппарат уже не получит радиосигнал со спутника? Да фигня это полная - как раз всегда есть ошибка определения координат точки на поверхности, ошибка расчётов на борту спутника, ошибка исполнительной команды по наведению луча - на расстоянии сотни (сотен) километров до спутника будет совершенно всё рано, ближе упал посадочный ящик на двести метров или дальше. Поэтому диаграмму направленности бортовой антенны делают такой, чтобы она покрывала все возможные ошибки в их совокупности, с рабочих удалений до объекта. Не так, что двести-триста метров в сторону - и прям уже нет в точке приёма сигнала ))) Пятно центральной зоны радиосигнала (луча) со спутника будет километр в поперечнике минимум на поверхности Луны. А вокруг будут прилегающие зоны с неплохим приёмом сигнала.

И вот поди ж ты! - не зная "точного положения" ящика, специалисты ну никак не могли направить на него (на небольшую зону его падения, меньше километра) антенну с удаления полторы-две сотни километров. А теперь вот - могут!)))

Ай да индусы...

traper 10.09.2019 13:20

[quote=Манупорт;47084929]Посадка на Луну дело непростое. Например, если задать вопрос - какие две причины при посадке на Луну наиболее критичны? Не пять факторов, не три - а лишь два, два основных? По вашему мнению?[/quote]
первая причина отсутствие атмосферы. парашют не выкинешь. вторая ?(заряд поверхности??)

omba 10.09.2019 14:36

Наоборот хорошо. Ни аэродинамических нагрузок, ни тепловых. Ни плазмы, ни ветровых сносов. Условия среды полностью расчётные, без случайных возмущений. Чистая баллистика, с ней проще управляться.

omba 10.09.2019 14:48

Видимость всегда стопроцентная, во всех диапазонах.

vasilievart81 10.09.2019 14:50

[quote=хряпа;46671128] стоит сейчас посылать туда людей[/quote] пусть сначала землю нормально освоят

хряпа 10.09.2019 21:29

[quote=no_name;47093393] Цитата: Сообщение от хряпа стоит сейчас посылать туда людей пусть сначала землю нормально освоят [/quote]
Т.е. засрут совсем?

бродяжник 11.09.2019 08:09

О! Отличная идея! Луна - бесполезный объект с точки зрения освоения, но туда можно вывезти весь мусор с Земли и таким образом сделать чистой нашу планету!
ЗЫ. Это шутка была...а может и нет...

kohavasin 12.09.2019 12:59

Может кому интересно
[url]https://www.roscosmos.ru/26768/[/url]
"Начало лунной гонки. Секретные материалы"
(ксеро рассекреченных)

omba 21.09.2019 22:05

[em][b]Южнокорейскую лунную орбитальную миссию отложили с 2020 на 2022 год. [/b][/em]
[url]https://spaceflightnow.com/2019/09/20/launch-of-south-korean-lunar-orbiter-delayed-to-2022/[/url]

"В заявлении KARI (Южнокорейское космическое агентство) говорится, что стартовая масса лунного орбитального аппарата в заправленном виде (с топливом), выросла с 550 кг до 678 кг. Инженеры были обеспокоены тем, что увеличение массы ограничит количество ракетного топлива, которое может быть заправлено в космический корабль, что сократит срок эксплуатации миссии после прибытия на орбиту вокруг Луны.

Менеджеры миссии изменили план полета KPLO (орбитального лунного корабля), чтобы сохранить запланированный срок эксплуатации миссии в течение одного года.

Первоначально предполагалось, что космический корабль отправится на круговую орбиту, расположенную примерно в 100 километрах над Луной, для его годичной миссии. Космический корабль KPLO теперь будет летать в течение девяти месяцев по эллиптической орбите в диапазоне от 100 км до 300 километров над поверхностью Луны, затем маневрировать на круговой орбите высотой 100 километров в течение трех месяцев."
...............
Но зато - исследования полярных областей, которые нужны НАСА для высадки туда по программе Артемида, получат более мощное продолжение и обеспечение. Видимо, с небывалой ранее детализацией.
...............
"Американский инструмент под названием ShadowCam также будет летать на южнокорейском лунном орбитальном аппарате.

Полученная от основной камеры на Лунном разведывательном орбитальном аппарате НАСА (LRO), ShadowCam будет всматриваться в темные кратеры возле полюсов лун, где в предыдущих миссиях были обнаружены следы отложения водяного льда. [b][em]Инструмент ShadowCam, финансируемый НАСА, в сотни раз более чувствителен, чем камера LRO, что позволяет ему получать изображения с высоким разрешением и высоким отношением сигнал / шум внутри всегда темных кратеров[/em][/b], используя отраженный свет.

ShadowCam будет искать сезонные изменения внутри темных кратеров, называемых постоянно затененными областями, и составлять карту распределения валунов. Ученые будут комбинировать снимки из ShadowCam и узкоугольной камеры в LRO, чтобы создавать карты внутри и снаружи постоянно затененных кратеров.

Прибор ShadowCam использует тот же базовый телескоп и большую часть той же электроники, что и камера LRO. Но у ShadowCam будет датчик изображения, который в сотни раз более чувствителен, чем LRO."

.........
Действительно, при съёмке тёмных кратеров будет высоким уровень шума. Проблема очистки сигнала от шума достаточно серьёзна.
Только вот режет глаз геологическое несоответствие широко используемого сейчас понятия "валуны" в отношении астероидов и Луны. Какие же там валуны? Глыбы. Но не валуны. Впрочем, переводчики и журналисты в такие различия не вдаются - для них это одно и то же ))

omba 07.10.2019 08:59

[url]https://elementy.ru/kartinka_dnya/994/Pervyy_snimok_obratnoy_storony_Luny[/url]

[IMG]https://wmpics.pics/di-DLLD.jpg[/IMG]

"Этот нечеткий снимок ужасного качества — первая в истории фотография обратной стороны Луны. Она была сделана ровно 60 лет назад, 7 октября 1959 года, советским аппаратом «Луна-3». Всего в течение 40-минутного сеанса съемки было сделано 29 кадров с расстояния 63–67 тысяч километров от Луны.

Из-за проблем со связью и несовершенства технологий на Земле удалось принять и расшифровать только 17 кадров, но и их хватило, чтобы получить массу информации: в ходе тщательного анализа было обнаружено 499 деталей рельефа. В поле зрения попала часть видимой с Земли стороны Луны (нужно напомнить, что из-за либраций с Земли можно увидеть больше половины ее поверхности — примерно 59%), поэтому около ста из этих деталей уже были известны. На фотографии это левая треть лунного диска. Например, в этой области хорошо различимы несколько лунных морей (исторически более темным участкам лунной поверхности дают названия разных водоемов): Море Кризисов (темное пятно слева почти у края диска), правее него Море Краевое, под которым — Море Смита.

....

Еще один важнейший результат миссии «Луны-3» — впервые был осуществлен гравитационный маневр. Траектория была рассчитана так, чтобы притяжение Луны развернуло станцию обратно к Земле. Заодно должна была повернуться ее орбитальная плоскость, позволив принимать сигнал от станции с территории СССР. Без такого маневра пришлось бы потратить много топлива на то, чтобы развернуть станцию.

Но этом сложности, стоявшие перед разработчиками, не заканчивались. 60 лет назад еще не было цифровых фотоаппаратов — снимать можно было только на пленку, а для передачи сигнала на таком расстоянии не было мощных компактных антенн. В итоге передача изображений на Землю происходило в два этапа. Сначала пленка проявлялась прямо на борту аппарата с помощью автоматической проявочной станции. Затем она сканировалась фототелевизионным устройством «Енисей», после чего изображение фотографии обратной стороны Луны передавалось на Землю по радиоканалу. Кстати, интересно, что использовалась устойчивая к радиации и перепадам температуры пленка, которую буквально добывали из сбитых над территорией СССР американских разведывательных зондов WS-119L. На Земле прием осуществлялся несколькими способами, но удачным оказалось только применение камеры с бегущим лучом.

В то, что можно получить удачный снимок Луны, не верили даже ученые, работавшие над созданием аппарата. Один них, астроном А. Б. Северный, утверждал, что радиация испортит все снимки. Когда С. П. Королеву принесли снимок обратной стороны Луны, он написал на обороте: «Уважаемому А. Б. Северному первая фотография обратной стороны Луны, которая не должна была получиться. Королев. 7 октября 1959 года».

Alisalisa 07.10.2019 21:24

[img]https://izhevsk.ru/forums/icons/forum_pictures/asyncupload/103359/2019/4/5/1554485693U103359TRwZ8515214162_orig.jpg[/img]

Alisalisa 07.10.2019 21:25

Это фото обратной стороны Луны сделано израильским спутником Берешит

Alisalisa 07.10.2019 21:27

Одни кратеры и почему-то нету гор.

omba 07.10.2019 22:01

Здравствуйте, Алиса. Да, гор на обратной стороне маловато. Так, разве что в нижней части снимка какой-то казахский мелкосопочник. В центре нижней части видны какие-то довольно обширные поднятия, наверняка ударного генезиса, окружающие большие кратерные впадины. Уже значительно переработанные (поднятия, в смысле) метеоритной эрозией.
Зато в нижней части прослеживаются кратерные цепочки - очередь снарядов по Луне, пришедшаяся от вытянувшихся по одной орбите метеорных тел, последовательно врезавшихся в проворачивающуюся лунную поверхность. Таких цепочек на Луне много, и которая на снимке, ещё не самая отчётливая. Причём такие цепочки бывают извилистые, как гуляющая пулемётная очередь.

omba 07.10.2019 22:25

Вообще интересно - два принципиально разных типа эрозии на Земле и на Луне дают и разный ландшафт.

А вот простой вопрос: метеориты и болиды падают на поверхность Луны под разными углами - в том числе и весьма полого, под малыми углами к поверхности. Отсутствие атмосферы позволяет им так падать - хоть под углом несколько градусов к поверхности. Почему же на Луне нет кратеров вытянутых, эллиптических, а все практически строго круглые? Разве что старые кратерные окружности искривлены более поздними воздействиями. А молодые кратеры все строго круглые, независимо от размера. Как если бы метеориты падали строго перпендикулярно - ??
Отчего так? Отчего нет вытянутых кратеров от касательных падений?

Alisalisa 07.10.2019 22:32

Здравствуйте, Манупорт. Да, Луна- сплошная загадка.

omba 07.10.2019 22:39

Да слава Богу, что сейчас Луна так далеко. А представьте, в архее, допустим в середине архея - Луна была в несколько раз ближе к Земле, и приливные волны, по разным оценкам, достигали порядка трёхсот метров высоты. При том что континентов толком ещё не было, только островные массивы. Было похоже на планету Миллер из фильма "Интерстеллар". И такие приливные массивы задавала Луна. Поэтому очень неплохо, что сейчас все её загадки удалены на такое расстояние.

Alisalisa 07.10.2019 23:36

[quote=Манупорт;47157174] Отчего нет вытянутых кратеров от касательных падений?[/quote]Кратер может иметь вытянутую форму только в том случае, если падение происходит по касательной. Считается, что для образования кратера вытянутой формы угол столкновения должен быть меньше 8 градусов. На Земле таких кратеров нет, зато есть на Луне (кратер Мессье), Марсе (Патера Орк) и других небесных телах.

omba 07.10.2019 23:39

Да на Луне таких касательных кратеров должно быть масса - ведь направление подлёта метеоритов к Луне случайное, распределение углов падения хаотическое, и строго перпендикулярные падения с круглыми кратерами должны быть редкостью. А на Луне вот кратер Мессье - а должны быть вообще все, за редкими перпендикулярными исключениями.
То есть должно быть наоборот наблюдаемой картине - все кратеры должны быть более-менее вытянутыми, и только изредка круглые.
А на фото наоборот - все круглые. Как так?
[quote=Alisalisa;47157261]Считается, что для образования кратера вытянутой формы угол столкновения должен быть меньше 8 градусов.[/quote]
Почему? Бросьте камень в песок или грязь под углом 30, 45, 60 градусов к поверхности - ямы будут вытянутые.

Alisalisa 08.10.2019 16:37

Вот здесь мне понравилось объяснение, почему кратеры на Луне круглые. Если камень бросить в воду даже под любым углом, то круги будут круглые, а метеорит летит с такой скоростью, что образуется взрыв, всё плавится до жидкого состояния.....
[url]https://ru.wikipedia.org/wiki/Ударный_кратер#Формирование_кратера[/url]

Alisalisa 08.10.2019 16:40

При сильных столкновениях твёрдые породы ведут себя подобно жидкости. В них возникают сложные волновые гидродинамические процессы, один из характерных следов которых — центральные горки в крупных кратерах. Процесс их образования подобен появлению капли отдачи при падении в воду небольшого предмета. При крупных столкновениях сила взрыва столь велика, что выброшенный из кратера материал может даже улететь в космос. Именно так на Землю попали метеориты с Луны и с Марса, десятки которых обнаружены за последние годы.

simatic 08.10.2019 17:11

[quote=Манупорт;47157266]Почему? Бросьте камень в песок или грязь под углом 30, 45, 60 градусов к поверхности - ямы будут вытянутые.[/quote]
Скорость не та. Если ты сможешь рукой кинуть со скоростью во много километров в секунду, то увидишь другой результат.

kohavasin 08.10.2019 20:38

Еще в школьные годы в одной безбашенной вылазке без взрослых на пленэр решили проверить прицел малокалиберки. Воткнули в муляку бэчик и метров с 6 выстрелили. Долго смеялись.

Alisalisa 08.10.2019 21:59

145-KohaVasin >Небось грязью забрызгало?

omba 28.11.2019 23:06

[url]https://nplus1.ru/news/2019/11/28/vikram-hard-landing[/url]

Слишком резкое торможение на втором этапе снижения стало причиной неудачной посадки зонда «Викрам» на Луну. Об этом в официальном ответе сообщила Индийская организация космических исследований (ISRO).

22 июля 2019 года состоялся успешный запуск индийской миссии «Чандраян-2», состоящей из посадочной платформы «Викрам», лунохода и орбитального аппарата. 20 августа аппарат вышел на лунную орбиту, а 2 сентября от него отделился спускаемый модуль.

Во время трансляции посадки 6 сентября передача данных оборвалась. Спустя несколько дней орбитальному аппарату удалось найти остатки разбившегося спускаемого модуля, но в причинах произошедшего специалисты еще продолжали разбираться.

Теперь выяснились подробности — в интернете стал доступен официальный ответ Индийской организации космических исследований на запрос депутата нижней палаты парламента Индии о причинах случившегося. В ответе организации говорится, что все проходило штатно вплоть до начала второй фазы снижения. К этому моменту модуль успешно снизился с 30 до 7,4 километров, а его скорость уменьшилась с 1583 до 146 метров в секунду.

[b][em]Однако затем торможение вышло за расчетные рамки, в результате чего «Викрам» потерпел крушение, упав примерно в 500 метрах от предполагаемого места мягкой посадки.[/em][/b] Тем не менее специалисты отмечают, что большинство аппаратуры сработало успешно, а все восемь научных инструментов на борту орбитального аппарата функционируют и передают полезную информацию. Также они отмечают, что запуск и маневры на орбите прошли с высокой точностью, из-за чего ожидаемое время работы миссии увеличивается до 7 лет.

Если бы модуль удачно мягко сел на поверхность Луны, то Индия стала бы четвертой страной в истории, которой удалось самостоятельно разработать лунный зонд и осуществить его мягкую посадку на ближайшее космическое тело.

Весной этого года похожая судьба постигла израильский зонд «Берешит» — он также разбился при посадке на Луну. Еще одним недавно разбившимся о Луну аппаратом стал китайский микроспутник «Лунцзян-2», который успел передать фотографии с орбиты тела.

omba 28.11.2019 23:10

Что-то муть какая-то у индусов. Как они мутили всю дорогу, так мутят и теперь. Что за "слишком резкое торможение", откуда бы оно взялось? Двигатели работали со штатной тягой. Они не могли работать в два раза сильнее. ))) И как это привело к падению?

Или это такой эвфемизм для понятия "разбился". Ведь удар об поверхность - это тоже есть "слишком резкое торможение"...

kohavasin 29.11.2019 09:46

В оригинале не "резкое торможение".

[i]Во время второй фазы спуска снижение скорости было больше, чем расчетное значение. Из-за этого отклонения начальные условия в начале фазы тонкого торможения были выше проектного параметра. В результате, Викрам тяжело приземлился в пределах 500 м от назначенного места посадки.[/i] (гуглоперевод)

Но понятней не стало. Если я торможу сильней, чем требуется, то остановлюсь далеко от светофора, но никак не воткнусь в него. Разве что потеряю сознание и перестану давить на тормоз.
Может у них с ориентацией тормозного импульса нелады были? Или топливо кончилось раньше времени.

omba 29.11.2019 10:23

Итак, была вторая фаза торможения,после которой должна была быть третья фаза - "тонкого торможения", завершающая посадку вплоть до приземления.

Далее можно лишь предполагать. Тонкое торможение подразумевало высокоточное дросселирование (управление силой тяги) двигателя (?) или высокоточные короткие отрезки его работы в обычном режиме (если режим работы у двигателя один). При этом измерительная система загружена максимально, данные по высоте, скорости и всем прочим координатам измеряются и обрабатываются с максимальной частотой, всё делается пристально и аккуратно.

А на второй фазе, с большим запасом высоты, такая точность была ещё не нужна. Там, возможно, был задействован более упрощённый алгоритм управления, более программного, запрограммированного толка. Нежели выработка управляющих команд по текущим измерениям в конце посадки.

На второй фазе по каким-то причинам торможение оказалось избыточным - и горизонтальная скорость, и вертикальная стали значительно меньше расчётной на ещё довольно большой высоте. Соответственно, либо при переключении процесса управления на третью финальную фазу (тонкого торможения) начальные условия этой третьей фазы по координатам и скорости вышли за рамки начальных условий для третьей фазы, и система управления не смогла далее верно работать. Мы не знаем, как изменился процесс управления при передаче от второй к третьей фазе. Какие звенья системы управления полётом подключились на третьей фазе, что им нужно было для правильной работы, получили ли они это.

Либо, если третья фаза начиналась по низкой скорости - то, в силу преждевременного снижения скорости ( из-за "переторможения" во второй фазе) она началась слишком высоко над Луной, и медленное снижение оттуда, в режиме фазы "тонкого торможения", действительно, выработало все остатки топлива. На некоторой высоте топливо закончилось - аппарат просто упал оттуда.

Но тогда телеметрия должна была бы поступать по третьей фазе посадки. Вплоть до останова двигателей посадки. А не оборваться в конце второй фазы. Что-то у индусов не то.

Кот Шрёдингера 29.11.2019 11:36

149-KohaVasin > "снижение скорости" или "скорость снижения? Кто хорошо знает английский?

kohavasin 29.11.2019 11:49

ХЗ
the reduction in velocity was more than the designed value

kohavasin 29.11.2019 11:51

"понижение в скорости"?
Можно понимать как: "скорость понижалась не так быстро, как им хотелось"

omba 29.11.2019 13:56

Дотормозились, в общем. То ли измеряли плохо текущую скорость, то ли команда на выключение прошла очень поздно. Не зная ни конструкции, ни архитектуры управления, ничего внятного не скажешь. Тормозной парашют не раскрылся. )))

kohavasin 29.11.2019 14:39

С масконом столкнулись

omba 29.11.2019 15:04

И тут маск - он подгадил..

Кот Шрёдингера 30.11.2019 01:06

Всё-таки правильный перевод: слишком резкое торможение.

Индийский лунный зонд «Викрам» погубило резкое торможение
[url]https://nplus1.ru/news/2019/11/28/vikram-hard-landing[/url]

kohavasin 30.11.2019 19:31

157, вы просто повторили 147, а не дали адекватный перевод с инглиша.

omba 01.12.2019 19:46

С сайта "Новости космонавтики".

29.11.2019
В "Роскосмосе" заявили о попытках навязать России новую "лунную гонку".

Россия продолжит выполнять национальную программу по исследованию и освоению Луны, но не будет участвовать в навязываемой ей новой "лунной гонке", приводятся слова руководителя пресс-службы госкорпорации "Роскосмос" Владимира Устименко в сообщении на сайте "дочки" госкорпорации — Объединенной ракетно-космической корпорации, передает РИА Новости.

"Лунные программы у нас есть и будут, но не в том ажиотаже и ритме, которые нам пытаются навязать другие страны", — сказал он.

omba 03.12.2019 21:18

[url]https://nplus1.ru/news/2019/12/03/Vikram-was-found[/url]

Орбитальный аппарат разглядел место крушения посадочного модуля «Викрам»
(в тексте есть картинки)

Орбитальный аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter обнаружил на Луне обломки индийского посадочного модуля «Викрам», потерпевшего крушение в сентябре этого года. Аппарат провел съемку места крушения после наводки индийского инженера, которому удалось отыскать обломки модуля на ранее полученных снимках, сообщается на сайте миссии.

Вторая индийская лунная исследовательская миссия «Чандраян-2» была запущена в космос в июле 2019 года. Миссия состояла из орбитального зонда, который сейчас работает на окололунной орбите, и посадочного модуля «Викрам» с луноходом «Прагаян» на борту. Ожидалось, что 7 сентября 2019 года модуль совершит мягкую посадку в районе южного полюса Луны, но во время операции связь была утеряна.

Согласно недавно опубликованному официальному отчету ISRO (Индийская организация космических исследований), на расстоянии менее семи километров до поверхности Луны система торможения вышла из-под контроля, модуль отклонился от расчетной траектории и упал в 500 метрах от запланированной точки касания.

Ранее ISRO утверждала, что орбитальный зонд «Чандраяна-2» смог отыскать на поверхности Луны «Викрам», однако снимки так и не были опубликованы. 26 сентября команда лунного орбитального аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter выложила в открытый доступ первое мозаичное изображения предполагаемого места крушения модуля. 3 октября к ученым обратился индийский инженер Шанмуга Субраманян (Shanmuga Subramanian), который смог отыскать на снимках обломки модуля, после чего орбитальный аппарат провел съемку зоны крушения 14, 15 октября и 11 ноября. В результате удалось определить координаты точки соударения модуля с поверхностью Луны.

Лучшую детализацию имеет изображение зоны крушения, полученное орбитальным модулем в ноябре (видны объекты размером до 0,7 метра). Обнаруженные обломки модуля находятся примерно в 750 метрах к северо-западу от места крушения, а кроме них заметен ударный кратер, от которого отходят лучи из выброшенного реголита. Три самых крупных обломка на изображении имеют размер около 2×2 пикселя и отбрасывают тени.
Мягкая посадка «Викрама» сделала бы Индию четвертой страной, которой удалось высадиться на поверхность Луны. Ранее неудачей закончилась и попытка высадки на Луну израильского зонда «Берешит».

Как понимаю, всё это сжатый укороченный пересказ более подробной сегодняшней статьи на Спейсфлайт -
[url]https://spaceflightnow.com/2019/12/02/amateur-sleuth-helps-locate-crash-site-of-indias-vikram-moon-lander/[/url]


Текущее время: 18:07. Часовой пояс GMT +3.