К списку форумов К списку тем
Регистрация    Правила    Главная форума    Поиск   
Имя: Пароль:
Рекомендовать в новости

Напитать экономику. Где лежат деньги и на что их тратить?

tmp
0 - 31.12.2016 - 16:07
В наступающем 2017 году мы должны найти для нашей экономики новые источники роста.
Абел Аганбегян, академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС

«Если мы не найдём новых источников роста, то динамика валового внутреннего продукта будет находиться где-то около нулевой отметки» - эти слова были сказаны президентом В. Путиным ещё в мае 2016 г. на президиуме Экономического совета. Судя по всему, пока эти источники так и не обнаружены. Об этом свидетельствует в частности базовый прогноз Минэкономразвития, который предусматривает ежегодный прирост на уровне 0,5-1,5%.

Между тем источники роста - у нас на виду.

Ярослав Лисоволик. Неуд по экономике. Как миру вернуть былые темпы роста?
Деньги - в банке

По прогнозам Банка России, 2016 год принесёт российскому банковскому сектору прибыль, в несколько раз превосходящую результаты 2015 года: до 800-900 млрд рублей. Активы наших банков огромны - 83 трлн руб. Но лишь 1,3% от этой суммы банки инвестируют в виде кредитов в основной капитал предприятий (подробнее об этом - в «АиФ» № 42 за 2016 г.). Между тем такие кредиты - главный источник экономического роста, особенно при технологической отсталости наших предприятий. Долгосрочные кредиты банков крайне важны для мобилизации и другого важнейшего источника роста - вложения средств в человеческий капитал, в «экономику знаний». Тем, кто получает профессиональное образование, нужно выдавать кредиты на 10-20 лет под их будущую повышенную заработную плату.

Другой источник - огромные (400 млрд долл.) международные золотовалютные резервы России. К сожалению, они не только не приносят весомого дохода, но ежегодно обесцениваются, по отчётам ЦБ, на 19‑20 млрд долл. Если оставить в неприкосновенности большую их часть - 300 млрд долл., всё равно эти резервы будут больше, чем во всех развитых странах, кроме Японии. Из оставшейся суммы нужно выделять ежегодно по 15-20 млрд долл. в виде кредитов для технологического обновления действующего производства.

На дне кубышки. Что будет с «финансовой подушкой» России?Подробнее
Конечно, деньги есть и у предприятий. Чтобы они активнее вкладывались в собственное развитие, стоит освободить от налогов ту часть прибыли, которая направляется на инвестиции. Для другой части инвестиций предприятия используют амортизационный фонд. Его можно увеличить, снизив, по примеру развитых стран, сроки амортизации и проводя политику ускоренной амортизации.

Немалые сбережения есть и у населения - до 30 трлн руб. в России и, по оценкам экспертов, до 700 млрд долл. за рубежом. Чтобы эти деньги питали экономику, можно разместить государственные облигационные займы для населения на 3-5 лет, направляя средства в конкретные отрасли: жилищное строительство, производство легковых автомобилей, обустройство дачных участков. Семьям, купившим такие облигации на достаточно большую сумму, можно гарантировать приобретение жилья, автомобиля, участка на льготных условиях, например со скидкой в 30%.

Сколько внешних долгов Россия списала за последние 10 лет? Инфографика
С возвратом!

Занимать государство может и на внешнем рынке - у международных банков, отдельных стран, крупных инвестфондов. Полученные таким образом средства - по 20-30 млрд долл. в год - тоже нужно направить на выдачу инвесткредитов. При этом установить такую процентную ставку, чтобы она покрывала расходы государства по этому долгу. Общий международный долг России в подавляющей части (более 90%) является долгом не государства, а предприятий и организаций, и за два последних года из-за санкций сократился с 730 до 515 млрд долл., так что его обслуживание может обойтись без помощи государства.

В основном предлагается использовать новые источники для инвесткредитов - то есть средства будут возвращены, к тому же быстро окупятся (см. инфографику). Но это возможно лишь при низкой процент*ной ставке в 3-6%. Поэтому решающее значение имеет снижение инфляции и ключевой ставки ЦБ, а также сокращение возможных рисков. В определённой мере и государство могло бы компенсировать процент*ную ставку, гарантировать возврат кредита. Несомненно, такие вложения гораздо эффективнее невозвратных вливаний из государственной казны.

http://www.aif.ru/money/opinion/napi...chto_ih_tratit



1 - 01.01.2017 - 11:18
Если мы армян и евреев допустим к управлению экономикой России, то от России ничего не останется...
2 - 01.01.2017 - 11:23
Не знал, что старый хрен Аганбегян еще жив.
Оказываются и он уверен, что дороги клеются из рублей и стены выкладываются из золотых слитков.
В жопу всех экономистов всех направлений!
tmp
3 - 03.01.2017 - 15:53
Запланируем рост. Как направить бюджет на развитие?

Президент В. Путин поставил задачу в ближайшие годы восстановить экономический рост страны до 4% в год. Но проект федерального бюджета на 2017-2019 гг. роста не обеспечивает.

Абел Аганбегян.
Абел Аганбегян. ©
Абел Аганбегян, академик РАН, заведующий кафедрой РАНХиГС

Тратить с умом

Проект бюджета, одобренный правительством и внесённый в Госдуму, предусматривает значительное снижение расходов. С 16,7 трлн руб. в 2016 г. они упадут до 16,2 трлн руб. в 2019 г. Даже если взять в расчёт минимальную инфляцию (4% в год), то в реальном выражении это сокращение составит 14%. Это потянет вниз всю нашу экономику как минимум на 2,2% (расходы бюджета в составе ВВП занимают 16%), а на деле — намного больше, учитывая, что сокращаются статьи, обеспечивающие рост экономики.

Заплатят все. За счёт кого и чего Минфин собирается пополнять бюджет? Нужно не сокращать, а, наоборот, увеличивать расходы бюджета на 2-3 трлн руб. в год.
Для этого, во-первых, можно высвободить до 1 трлн руб. из тех бюджетных средств, которые безвозвратно направляются в национальную экономику. Эти вложения стоит заменить инвестиционным кредитом от госбанков с низким процентом (3-5%). Льготу по сниженной ставке мог бы возместить бюджет — на это по*требуется на порядок меньше средств, чем высвободится. Из сэкономленных таким образом денег подавляющую часть следовало бы вложить в человеческий капитал — на подъём сферы «экономики знаний» (НИОКР, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение). В результате мы увидим их ежегодный рост сначала на 4-6% в год, а потом — до 8-10% вместо сокращения по 3%. Учитывая долю «экономики знаний» в ВВП (13%), одно это ускорит наш рост до 1,3% в год.

Во-вторых, при расходовании бюджетных средств следует воздержаться от чрезмерных авансов для министерств и регионов. По данным Счётной палаты, ежегодно до 1 трлн руб. из бюджета выделяется на проекты, которые так и не реализуются. А деньги при этом в бюджет не возвращаются. Если хотя бы наполовину улучшить использование этих средств, это даст ещё 0,5 трлн руб.

В-третьих, до 10-15% средств можно сэкономить на госзакупках, где цены, как показало детальное расследование, завышены на 20%. «Ростех» готов эксплуатировать единую электронную систему по госзакупкам и обещает в год экономить до 1 трлн руб.

В-четвёртых, безболезненно для подавляющей части населения можно ввести повышенные налоги для предприятий, производящих сверхдорогие товары и услуги: занятых строительством элитного жилья, пятизвёздочных отелей, продажей дорогих автомобилей, яхт, ювелирных изделий и других предметов роскоши. Таким образом можно увеличить доходы бюджета ещё на 0,5 трлн руб.

Откуда у ЦБ доходы? В-пятых, нет ничего страшного в том, чтобы сохранять бюджет на 3% дефицитным до 2020 г. Это безопасно для экономики страны, как показывает опыт многих других государств. На этот дефицит не нужно тратить золотовалютные резервы, как частично это происходит сегодня. Для его покрытия надо выпустить долгосрочные государственные долговые бумаги на срок от 5 до 25 лет (в США они выпускаются до 40 лет, а в Японии до 50 лет), которые по самым низким процентам купят ЦБ, Внешэкономбанк, АИЖК и другие крупные инвестфонды. Получив такие долговые бумаги, инвестфонды смогут под их залог предоставлять недорогие инвестиционные займы надёжным коммерческим банкам, чтобы те в свою очередь кредитовали модернизацию народного хозяйства. Это может дать дополнительно 1-2 трлн руб. в год. Этих мер достаточно, чтобы нынешний проект бюджета стал бюджетом развития, обеспечив в 2019-2020 гг. прирост ВВП по 3% в год, что дополнительно даст 2,5 трлн руб. доходов.
Для того чтобы вывести страну на ещё большую траекторию экономического роста — по 4% в год и более, можно осуществить ещё две крупные меры. А именно — ежегодно заимствовать из части золотовалютных резервов по 15-20 *млрд долл. (более 1 трлн руб.) и в виде кредита инвестировать их в реальный сектор — на технологическое обновление, ввод новых мощностей в высокотехнологических отраслях, обучение персонала за границей. При окупаемости этих проектов в течение 5-10 лет на это будет использовано с возвратом до 100 млрд долл. из 400 млрд долл. этих резервов.

Владимир Кашин. Чем измерить экономику? Кроме того, можно занимать в международных финансовых организациях, у отдельных дружественных стран, у крупных иностранных инвестфондов по 20-30 *млрд долл. в год — без риска, так как внешний долг у нашей страны — самый низкий в мире, всего 3% ВВП, тогда как в странах ЕС в среднем — 90%.
2017 год нам стоит посвятить разработке единого среднесрочного плана на 2018-2020 гг. для всех предприятий и организаций, контролируемых государ*ством. Они производят 70% ВВП страны. В рамках этого плана можно было бы разработать целостную финансово-кредитную программу. И только под эту программу, включающую целевые результаты финансирования, разрабатывать госбюджет развития на последующие годы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
http://www.aif.ru/money/opinion/zapl...et_na_razvitie


К списку вопросов
Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск




Copyright ©, Все права защищены