Показать сообщение отдельно
banned
- 22.11.2019 - 15:30
Ну да, в 2002 году Маск подбирает в гараже Томаса Мюллера, где тот мастерил ракетные двигатели из говна и прутиков, бывшего ведущего инженера TRW Inc. (балистические ракеты, проекты Apollo, Pioner, ...), который ушёл из отдела разработки двигательных установок после того, как Northrop Grumman, BAE Systems, и General Dynamics в 2002 году раздербанили эту корпорацию. В TRW Inc - сюрпрайз, сюрпрайз! - в 50-х годах делали ракету Falcon с радиолокацинным управленим.
Начал, опять-таки, из говна и палок мастырить Мерлины в SpaceX.
(из интервью Томаса Мюллера)
Скрытый текст

Примерно такой был разговор, лет 5 назад о двигателе Merlin 1D, когда мы впервые разработали его. Он спросил меня: «Как думаешь, сколько стоит сделать Model S?» И я ответил : «Не знаю. Тысяч 50 долларов?» Он сказал: «Нет, около 30 тысяч долларов». Это предельные затраты для этой машины.

А потом он спросил: «Сколько эта машина весит?» Я говорю: «Около 2000 кг.» А он тогда: «А сколько весит двигатель Merlin?» «Ну, Около 500 кг». И он сказал что-то вроде: «Так, почему, блин, производство двигателя Merlin стоит четверть миллиона долларов?»

Я веду к тому, что это правильный взгляд на стоимость производства. «И материалы, которые вы используете — да, это не просто алюминий, это не штамповка. Поэтому я дам тебе пятикратную фору в цене. Пускай Tesla соответствует пяти тысячам фунтов (~2200 кг) ракетного двигателя. Почему же тогда он стоит в 20 раз больше»? Это то, как мы смотрим на вещи в SpaceX, пытаясь снизить затраты при производстве ракет.
<...>
Как я сказал, мы не используем подрядчиков в космической отрасли, мы избегаем их как чуму. Когда мы начали разрабатывать Merlin, мне были нужны вентили для жидкого кислорода и керосина, которые должны были надёжно работать. Так что я пошел к подрядчикам, которые поставляют свои вентили и сказал: «Привет, можете дать устраивающую меня цену на ваш уже существующий продукт?» И нет, они не смогли. Так что я сказал: «Вы можете спроектировать вентили, которые будут стоить меньше?» Они пошли «подумать». И знаете, если подготовка ответа занимает пару недель или месяц, то это плохой подрядчик. Если нужно так много времени, чтобы просто рассчитать цену, то сколько мне нужно будет ждать, чтобы получить реальные детали?

Когда они вернулись с ценой в сотни или тысячи долларов за их вентиль и временем на разработку в 18 месяцев, я сказал, что я готов ждать только 3 месяца. В ответ они рассмеялись. И тогда мы разработали наши собственные компоненты, предварительные вентили, главные вентили. Мы уже разработали форсуночную головку, камеру сгорания: главные части двигателя. Мы надеялись, что можно будет просто пойти и купить некоторые вещи у производителей, но нет, цена и время поставки были совсем не теми, что были нам нужны. Поэтому мы сделали всё сами. Любое известное космическое предприятие, сотрудничающее с правительством, не дотягивает до того уровня, которого бы нам хотелось. Вот как мы снижаем стоимость производства.
https://thealphacentauri.net/spacex-engineer-interview/

Но никак не выходил из говна палок каменный цветок, 3 Falcon-1, стоимостью около $7.8 млн каждая взорвались. Тогда - по словам Мюллера - выскребли абсолютно все финансы из фирмы (и заёмные тоже), сделали четвёртую ракету и, таки, успешно запустили с макетом груза на 165 кг.

И тут случается чудо, жабка - фактически разорившаяся фирма - получает волшебный поцелуй от сказочно богатого принца - $396 млн от НАСА, по мановению волшебной палочки рождается Merlin-1D (и 1С вакуумный), существенным образом отличающийся от 1A, 1B, двигатель этот испытывается уже на государственном полигоне НАСА в Стеннисе. Из НАСА начинают массово увольняться 900 сотрудников (наверное, из-за разногласий с начальством) и по странному стечению обстоятельств столько же вливается в молодую и перспективную компанию, очарованные полётом мысли, предпринимательской хваткой Илона Маска. Подписывается контракт Commercial Resupply Services (CRS) по снабжению Международной космической станции на сумму 1,6 млрд долларов, потом появляются и военные контракты на, в общем-то, сырую Falcon-9, в Конгрессе и Сенате SpaceX лоббируют не кто-нибудь, а сами Джон Маккейн и Кевин Маккарт. SpaceX засчитываются за успешные несколько провальных запусков, а под Crew Dragon меняют требования сертификации пилотируемых кораблей, да, те самые, которые мешали частным компаниям Lockheed Martin и Boeing продвинуться в разработке... Чудеса да и только! Вот что значит свобода предпринимательства по-настоящему талантливого человека в свободной и демократической стране возможностей - США!