Показать сообщение отдельно
- 26.02.2017 - 09:45
К. Крылов написал хорошую статью памяти Шафаревича. Там всё верно сказано о великих заслугах Шафаревича перед русским народом и Россией. Тем не менее, считаю необходимым особо обратить внимание на поистине историческое значение трудов Шафаревича, которое молодёжи теперь трудно вполне осознать.
Коммунистический режим тотальной от колыбели до могилы промывкой мозгов и террором навязал подсоветским людям одномерное мышление. То есть буквально одномерное. «Левое» и «социалистическое» служили синонимом всего хорошего. Правый и монархист практически были равнозначны современным агитпроповским ругательствам «фашист» и «скинхед». И ничего сверх того. В общем, так же себе мыслили и диссидентские условно антисоветские круги. Борьба с пресловутым «культом личности» предполагала критику сталинщины за отступление от чудесных принципов социализма, нарушение «социалистически законности» и отказ от «ленинских принципов партийной жизни». Главными и чуть ли не единственными жертвами коммунистического режима считались отнюдь не миллионы зверски замученных русских людей, но сами «честные» коммунистические функционеры и чекисты. Эту советскую концепцию за основу принимала и диссидентская среда, поскольку статусными (анти)советскими диссидентами служили преимущественно потомки этих самых «честных» коммунистических функционеров и чекистов. По случайности оказавшими на 9/10 евреями (и кавказцами).
Советский исторический анекдот, перестроечная пропаганда разоблачала своих противников, ортодоксальных коммунистов, как «правых». Стереотип одномерного советского мышления был настолько силён, что реформаторы, строители (чекистского) капитализма, даже в начале 90-х именовали себя «левыми».
Сломали эту советскую одномерность мышления Солженицын и Шафаревич. Действовали они по-разному. Солженицын как пропагандист разоблачал советские исторические злодеяния и преступную ложь коммунистической идеологии. За это его до сих пор люто ненавидят засоветские товарищи. А к Шафаревичу они довольно равнодушны, поскольку попросту его никогда не понимали.
Шафаревич не боролся против коммунистических идеологических табу, он смотрел на них как объективный исследователь, учёный. И тем произвёл интеллектуальную революцию в СССР. Какие-то его построения можно (и нужно) оспаривать (по ссылке одно из последних интервью Шафаревича). Но введённые им интеллектуальная честность и мужество мыслителя неопровержимы.
Игорь Ростиславович Шафаревич прожил долгую и достойную жизнь. Смерть академика Шафаревича не была замечена официальной СССРФ. СМИ глухо промолчали. Он разрушил их советские табу, и они наложили табу на него самого.
Эпитафия Шафаревичу: враги не смели поминать его имя.