Показать сообщение отдельно
Гость
- 04.09.2016 - 01:45
В 1974 году в СССР, принято решение о закрытии проекта советской лунной программы.
Космический проект СССР совершенно логично преобразуется в космическую гонку с США, а далее перетекает в лунную гонку. В СССР был придан лунной гонке формат создания лунного города. Но поскольку считается, что лунная гонка была проиграна в в июне 1969 году, то логика развития событий «скатывалась» к закрытию советской лунной программы. В качестве компенсации было осуществлен запуск новой программы – пилотируемые космические станции. Далее этот проект должен был бы преобразован расширенный вариант – освоение космического пространства Солнечной системы человеком. Но логика реализации проекта глобализации не подразумевала безусловное продвижение СССР по пути реализации измененного варианта космического проекта.

http://www.trud.ru/article/14-08-200...ev_i_luna.html
БРЕЖНЕВ И ЛУНА
«В 1972-м американцы уже завершили свою пилотируемую лунную программу.
Понятно, в Советском Союзе потеряли интерес к аналогичному проекту. В мае 1974-го руководители страны приняли решение прекратить работы, в том числе и испытания ракеты Н-1, на которую, между прочим, уже израсходовали 5 миллиардов рублей (примерно 8 миллиардов долларов по тогдашнему официальному курсу). Запретили запускать даже две готовые ракеты»


Ядерный проект СССР также совершенно логично преобразуется в мирное использование ядерной энергии, после испытания водородной бомбы, в мирных целях. И будучи относительно успешным, через строительство АЭС, фактически теряет ресурс своего развития. Ядерный проект преобразуется из «цивилизационного двигателя» в проект «мирной ядерной энергетики» СССР, то есть становится еще одним важным техническим проектом страны в ряде таких же важных технических проектов. Технические проекты теряют свою привлекательность как общезначимого для социума проекта. Такие проекты требуют хорошо подготовленных специалистов, но далеко не в массовых масштабах.

Однако, система образования к 70-м годам уже подстроилась под нужды ядерного и космического проекта в формате, когда они в связке должны были вытащить СССР не просто в космическое пространство, а в космическое пространство массово осваиваемое человеком. Именно для этих целей нужна была система образования, готовящая инженеров-исследователей. То есть, специалистов, которые бы обладали подготовкой ученого, способного проводить научные и исследовательские работы, а потом на базе полученных научных результатов могли, как подготовленные инженеры, разрабатывать и реализовывать и технические проекты. Заметьте, в одном флаконе и разработчик проекта, и исполнитель технической системы по проекту, а потом специалист по эксплуатации созданной технической системы. К 70-м годам, и школьное, и средне-специальное и высшее образование были подстроены, чтобы выпускать инженеров исследователей. Но космический проект преобразован так, что массовой потребности в инженерах исследователях не предполагал. Атомный проект в формате мирного атома тоже не требовал в таких массовых масштабах. Выстроенная с опозданием система образования продолжала готовить инженеров исследователей, которые в таких масштабах не требовались.

На какое то время эстафетную палочку ядерного проекта подхватил проект токамаков.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2...BC%D0%B0%D0%BA
«Первый токамак был построен в 1954 году, и долгое время токамаки существовали только в СССР. Лишь после 1968 года, когда на токамаке T-3, построенном в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова под руководством академика Л. А. Арцимовича, была достигнута температура плазмы 10 миллионов градусов, и английские учёные со своей аппаратурой подтвердили этот факт, в который поначалу отказывались верить, в мире начался настоящий бум токамаков
Но из-за большой сложности процессов в токамаках, а также из-за упорной внутренней борьбы между подходами в описании плазменных процессов в токамаках, прежде всего в советской исследовательской школе, ожидаемых результатов достигнуть не удалось и к началу 80-х стало наблюдаться разочарование. Проект токамаков также преобразовался в важный технический проект. То есть и это направление потенциального потребителя инженеров исследователей в масштабах соответствующих масштабам подготовки в системе образования СССР «схлопнулось». Конечным результатом несоответствия стала девальвация статуса ученого и практическое уничтожение статуса инженера. Попытка канализировать ситуацию переизбытка подготовленных кадров через использование их в автомобилестроении, в крупных строительных проектах также не дало должного результата. Так выстроенная система образования стала рассматриваться как не соответствующая реалиям, а, значит, ее нужно было реформировать. Правда, надо заметить, что тогдашнее советское общество, отразив в общественном сознании, факт несоответствия, не смогло или не захотело отразить характер и причины несоответствия. В результате закрепилось только желание изменений, но не было осознано куда, и зачем менять. Система образования «заточенная» на расширенный космический + ядерный проект, стала рассматриваться как не соответствующая реалиям. Хотя так оно и было, потому что сами реалии, через закрытие проекта лунного поселения, были кардинально изменены. А система образования – это технология, которая на момент закрытия еще не имела разработок, как выстраивать технологии в формате «ГАП» - гибкие автоматизированные производства. То есть, ГАП потенциально имеет возможность сравнительно быстрой перестройки автоматической линии на выпуск другого типа продукции. Заметьте, автоматической линии. То есть, сочетание плюсов автоматической линии, масштаба крупно серийного или даже массового производства, с плюсами индивидуального производства. В технической сфере они появились в 80-х годах, а в гуманитарной сфере до сих пор не ясно, как их выстраивать. Но советская образовательная система делала упор на научно-техническое, негуманитарное направление. Гуманитарное направление – психология, социология, не было на первом плане. И это стало минусом советского образования. Именно этот минус и стал совокупностью микротрещиной, воздействие на которые, привело к образованию растущей магистральной трещины, приведшей к разрушению системы советского образования.
Сегодня, когда в очередной раз поднимается вопрос о формате текущей системы образования в России и неизбежном сравнении ее с советской системой, опять же забывают осознать, что система образования только тогда будет устойчивой, когда она будет работать на нужды глобального проекта.
Вот если возродить проект лунного поселения, взяться за проект поселения на Марсе, а далее освоение человеком спутников Сатурна и Юпитера, и все это в 21 веке, вот тогда возрождать советскую систему образования имеет смысл. Тем более, когда гуманитарное направление в России также уже не плохо освоили. Вообще появилась возможность стыковки двух направлений на технологическом уровне, например, проект «ПСИГМА» , проект «пси-кнопка», «пси-компьютер». Вполне возможно и нужно, если будет решено действительно осваивать космос человеком, сделать что-то типа головачевского (Василий Головачев) инка (интеллект-компьютер для индивидуального пользования). Но нужен проект, как минимум уровня лунного поселения.
На сегодня же, существующая система образования в России вполне удовлетворяет тому глобальному проекту, в который включена России. Об этом хорошо рассказал Евгений Спицын, историк, педагог (это из ссылки по теме).
«При Горбачеве в 90-х годах, господин Ягодин, тогдашний руководитель Госкомобразования СССР начал реализацию той самой программы, которая была разработана и одобрена в Генеральной Ассамблее ООН, автором которой был Жак Аттоли. <Сегодня в России > это все реализация хорошо продуманной. Абсолютно проработанной программы общей глобализации образования и которая «идет нога в ногу» с глобализацией экономики, финансов и т.д. » <России в данной программе выделено место поставщика ресурсов>. «Россия – это, условно говоря, нефтяная бочка. Россия – это полуколония западных промышленных стран, которые будут воспитывать здесь», работников поставщика ресурсов.
В рамках вот этого глобального проекта текущая система образования вполне логична и дает тот необходимый и достаточный уровень подготовки, чтобы Россия могла успешно «отрабатывать» выделенное ей место в глобальном проекте.

Так вот, чтобы Россия могла, не просто в режиме политического скандала и вечного борца с мировой системой, а в проектном контексте действительно отстоять свое образование, нужен не менее глобальный проект. Освоение человеком космического пространства и есть проект, обладающий смыслами более мощными, чем навязанный России текущий проект глобализации.