Показать сообщение отдельно
osv
- 26.03.2013 - 15:49
“путь, приведший к масонству главных представителей русской общественной жизни, был у всех совершенно одинаковым: все они прошли через вольтерьянство” (с. 134). Немало, впрочем, содействовало увеличению рядов русского масонства знакомство и с другими философами-просветителями: Гольбахом, Монтескье, Дидро и проч. Разные авторы с разных сторон говорили, в сущности, одно и то же. Идеи анабаптистов-манихеев, альбигойцев, “жидовствующих”, Нового Израиля излагались европейскими “просветителями” изящно, умно и не без помощи эротических скабрезностей. Скучные теории легко усваивались в упрощённом виде через беллетристику.

Одним из первых крупных, чисто масонских предприятий было издание при Императорском Московском Университете в 60-х годах XVIII в. “Переводов из энциклопедии” (Дидро и Ко), ч. I-Ш. Редактором издания был неутомимый М.М. Херасков, а в числе переводчиков мы видим исключительно масонов: А.И. Бибикова, гр. Шувалова, кн. Козловского, кн. Н.Н. Трубецкого и проч. Для привлечения новых адептов в ложи нужна была “новая” культурная атмосфера, которая и создавалась издательской деятельностью “братьев”. Как ни крути, а именно они положили начало русской литературе.

(В. Острецов. Масонство, культура и русская история. "Истоки русского либерализма")
http://rus-sky.com/history/library/o...#_Toc512913270