Показать сообщение отдельно
- 18.02.2013 - 23:12
Ни в одной исторической книге, ни в одном справочнике мы не найдем ни строчки о хваленых боях 23 февраля "молодой Красной Армии под Псковом и Нарвой". Hемногие оставшиеся на позициях офицеры, унтер-офицеры и ударники обольшевиченной и разваливающейся российской армии, преданные и брошенные на растерзание собственными солдатами-большевиками, очень бы удивились, если бы узнали, что их последний акт героического сопротивления на фронте первой мировой войны стал "Днем Красной Армии и Военно-морского флота". Под Псковом и Нарвой к середине февраля 1918 года находились лишь остатки некогда славных 70-й пехотной, 15-й кавалерийской дивизий и двух ударных батальонов, созданных летом 1917 года будущим вождем Белой гвардии генералом Корниловым. Наполовину это были киевляне и выходцы из Киевской губернии. Для всех них большевики были узурпаторами власти, а потому проводимые Совнаркомом переговоры о мире оставшиеся на фронте не принимали всерьез.

Именно они, эти офицеры и добровольцы и противостояли немцам в февральскую стужу 1918 года. 23 февраля остатки 70-й пехотной дивизии под Псковом оказали яростное сопротивление усиленной немецкой разведке. Подразделения немцев были отбиты огнем артиллерии дивизии, одним из командиров батареи которой был штабс-капитан Александр Бржезицкий, ставший впоследствии прототипом Мышлаевского в романе Михаила Булгакова "Белая гвардия". Это был последний известный истории эпизод, когда русские орудия гремели на фронте первой мировой войны. Офицеры же 15-го Украинского гусарского и 15-го Татарского уланского полков под Нарвой, во главе немногих своих солдат атаковали и обратили в бегство немцев на подступах к городу. Нарву они пытались удержать даже после заключения Брестского мира. Нарву они пытались удержать даже после заключения Брестского мира.
Невдалеке от Пскова немецкое командование предложило оставшимся в живых офицерам и ударникам обеих дивизий на почетных условиях капитулировать. Выбора не было, и последние бойцы русской армии сложили оружие. В мае 1918 года все они, по настоянию гетмана Украины Павла Скоропадского были освобождены из плена и прибыли на Украину. В последующем почти все участники боев под Псковом и Нарвой служили в белых армиях. Так ротмистр 15-го Украинского гусарского полка Крыжановский погиб во главе вновь созданного эскадрона украинских гусар в деникинской армии в начале 1920 года, а штаб-ротмистр Левшин служил у Скоропадского, а затем командовал конвоем в Западной добровольческой армии генерала Бермондта-Авалова. Офицеры 15-го Татарского уланского полка Рокицкий, Вергилис, Залевский и многие другие также либо погибли в боях с красными, либо оказались в эмиграции. И лишь немногие, как штабс-капитан Бржезицкий в результате долгих мытарств оказались в Красной Армии.
А какое отношение имела к нарвским и псковским боям в феврале 1918 года Красная Армия? А вот это - самое интересное. Еще с начала мая 1918 года "известный герой гражданской войны" матрос Балтийского флота Павел Ефимович Дыбенко находился под стражей революционного трибунала. Он обвинялся в том, что 23 февраля 1918 года позорно, в пьяном угаре, бежал из Нарвы, комендантом которой был назначен. Дыбенко оправдывался тем, что-де на Нарву наступали немецкие войска, удержать которые он был не в состоянии. О сопротивлении горстки офицеров и ударников немцам он знал, а потому в свое оправдание и преподнес их героическое сопротивление как "бои молодой Красной Армии" под его, коменданта Нарвы, командованием. Факт наличия борьбы с немцами под Нарвой и Псковом был налицо, а проверять, кто именно дрался с немцами: большевики или российские офицеры, не стали, да и особенно и не хотели - к чему топить члена партии с 1912 года. Впрочем из этой самой партии Дыбенко в качестве наказания был исключен. Его восстановили лишь в 1922 году, но это не помешало и из него, и из присвоенного Дыбенко боя, создать мифы о "герое Революции" и "легендарных боях Красной Армии под Псковом и Нарвой".
Такая вот история. Одно лишь радует - хотя "день создания Красной Армии" на поверку и оказался мифом, в основе его все же лежит совершенно реальный героизм русских солдат и офицеров. Так что тосты во славу русского оружия в этот день вполне уместны.