Показать сообщение отдельно
wws
- 13.02.2013 - 00:30
стоимость проекта «Южный поток» оценивается в 16 млрд евро.

«Главная задача «Южного потока» сейчас – полностью убрать Украину из транзита, потому что именно через Украину идет выход на Балканы и в Восточную Европу. «Северный поток» идет в страны Западной и Северной Европы, а «Южный поток» как раз позволит пустить газ на Балканы и в Восточную Европу, минуя Украину»

Украинские партнеры, которые, по словам Алексея Миллера, до последнего не верили в то, что Газпром в объявленные сроки начнет строительство газопровода «Южный поток», высказали восхищение работой, проведенной российской компанией по запуску проекта. «Они сказали, что снимают перед нами шляпу. На это мы им ответили, что терпение и труд все перетрут», – заявил Миллер.

Миллер напомнил также, что Украина должна была еще до 1 августа завершить оценку своей газотранспортной системы, однако до сих пор этого не сделала. При этом он не стал аргументировать, в связи с чем Украина не обнародует эту оценку. «Я не знаю, почему им не нравится оценка их ГТС», – сказал Миллер. Оценка украинской ГТС должна лечь в основу переговоров о создании консорциума по развитию газотранспортной системы страны.

Однако с запуском «Южного потока» актуальность создания такого консорциума явно будет стремиться к нулю.


Как известно, ранее в диалоге по поводу дальнейшей судьбы украинской ГТС российская сторона называла совершенно смехотворные суммы относительно оценочной стоимости газотранспортной системы, указывая на ее обветшалость, изначальную неприспособленность для транзита газа из России в Европу и неудовлетворительное техническое состояние как трубопроводов, так и объектов ГТС. Как помним, в январе 2011 года глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что из-за ограничения иностранных инвестиций ГТС Украины может «перестать существовать как технический объект», а в уже в 2012 году в «Газпроме» заявили, что после запуска «Южного потока» и расширения «Северного потока» будет иметь нулевое значение для экспорта газа из России. До этого Россия оценила украинскую ГТС в четыре миллиарда долларов. И это в то время, как представители Института оценки США дали экспертную оценку в 61 млрд долл.

Заявления российской стороны вызвали тревогу в Киеве и стали предметом рассмотрения в Совете национальной безопасности и обороны Украины. Секретарь СНБОУ Андрей Клюев в Брюсселе в ходе круглого стола «Отношения Украина — ЕС: путь вперед», заявил, что Украина обеспокоена попытками дискредитации украинской ГТС и уверена в ее надежности. «Мы обеспокоены попытками извне создать впечатление о ненадежности украинской ГТС. Это не отвечает действительности. Я уверенно могу сказать, что проблем с украинской ГТС не существует. Она надежно работает», — сказал он.

Пожалуй, наиболее дискуссионным является вопрос об «изношенности» и технической исправности ГТС. Российские эксперты, как и часть украинских, доказывают, что именно этот фактор существенно влияет на стоимость газотранспортной системы, сводя ее к минимуму. И действительно, с одной стороны, официальные данные свидетельствуют: вопрос устаревания ГТС актуален. Так, по срокам эксплуатации структура магистральных газопроводов выглядит следующим образом. 8% их общей протяженности эксплуатируется до 10 лет, 7% — от 11 до 15 лет, 10% — от 16 до 20 лет, 29% — от 21 до 30 лет, и 46% — более 30 лет. То есть существенная часть магистральных газопроводов находится в эксплуатации весьма продолжительное время (как и газораспределительных станций и газоперекачивающих агрегатов), что, конечно же, влияет на общее техническое состояние ГТС.

Что касается газоперекачивающих агрегатов, стоит отметить и такой факт. На сегодня более 80% ГПА на компрессорных станциях эксплуатируются более 20 лет, устарев и физически, и морально. Однако, как отмечают специалисты НАК «Нафтогаз», они остаются работоспособными за счет своевременного проведения ремонтно-технических мероприятий, модернизации и диагностики.