Показать сообщение отдельно
Гость
- 28.11.2012 - 16:34
Владислав Петров

Русская дуэль

"....История поединков уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Невозможно было возглавить племя, не пройдя череду кровавых схваток. Нередко межплеменные конфликты сводились к схватке вождей родоплеменных «армий», что было весьма гуманно по отношению к рядовым воинам.

Именно желанием избежать лишней крови руководствовался вождь кимвров, когда в 101 году до н. э. предложил римскому полководцу Гаю Марию сразиться перед строем своих армий. Но в задачу более цивилизованного Мария входило уничтожить кимвров, угрожавших могуществу Рима, и поэтому он отвечал высокомерно: «Если вождю кимвров надоела жизнь, он может покончить с собой». На следующий день в битве при Верцеллах счастье сопутствовало римлянам, и варвары были перебиты все до единого.

Но не всегда отказавшийся от аристии — личного поединка вождей перед битвой — в конечном итоге торжествовал победу. В 971 году киевский князь Святослав в ответ на личный вызов византийского полководца Иоанна Цимисхия тоже посоветовал ему лишить себя жизни. Подогретый дерзостью князя византиец приказал атаковать позиции русов, и в результате дружина Святослава изрядно поредела. Тяжело раненный Святослав с остатками воинов отправился назад в Киев, но на полпути был перехвачен печенегами и убит. Из его черепа печенежский князь Куря сделал чашу для вина, и не исключено, что Иоанну Цимисхию, союзнику Кури, доводилось испить из той чаши.

Через полвека после Святослава в 1022 году черниговский князь Мстислав Храбрый принял вызов адыгского князя Редеди (в русских летописях адыгов называют касогами). Русские источники подробно описывают этот поединок. Редедя был известный богатырь и, бравируя силой, вышел на схватку безоружным. Мстислав припас нож и умело им воспользовался. Редедя был зарезан, его деморализованная дружина сдалась на милость князя-победителя. Нож, примененный против безоружного противника, летописью отнюдь не порицается — это вполне укладывалось в нормы морали русов и враждовавших с ними племен.

Западная Европа в это время жила иной жизнью. По ее дорогам уже разъезжали странствующие рыцари со своими писаными и неписаными законами поединков. Правда, вопреки устоявшемуся мнению, дрались, как правило, не ради защиты чести, а преследуя личную выгоду — скажем, устраняли таким образом соперника в любви, улаживали финансовые споры или выходили по решению верховной власти на судебный поединок. Постепенно, однако, обида, которую невозможно выразить в денежном эквиваленте, занимает среди причин поединков все более значимое место. В этом отношении всех опередила Франция, и потому именно она считается родиной дуэли в современном понимании.

В 1526 году император Священной Римской империи Карл V назвал французского короля Франциска I бесчестным человеком. Франциск I не замедлил ответить вызовом. ........"

Подробнее здесь:
http://magazines.russ.ru/druzhba/1998/5/petrov.html