Показать сообщение отдельно
- 25.04.2012 - 17:43
И все же средняя зарплата земского учителя (270 руб. в 1896 г.) превосходила среднюю зарплату индустриального рабочего (187 руб. в 1890 г.), и в ряде случаев этот разрыв был весьма и весьма существенным. Так, на 1890 г. в Санкт-Петербургской губернии среднегодовой заработок рабочего составлял 232 руб., в Московской - 167 руб. [17, с. 101]; в то же время Московское земство платило народным учителем по 300 руб., прибавляя за каждые три года службы по 50 руб., так что учитель со стажем 12 лет получал 500 руб., т.е. в три раза больше рабочего, а Петербургское земство установило минимальный размер оклада учителя начальной школы в 480 руб., а для окончивших гимназию, учительскую семинарию или высшие педагогические курсы - 600 руб. При этом каждые 5 лет прибавлялось по 80 руб., так что высшие оклады, выплачивавшиеся работникам со стажем 15 лет, равнялись соответственно 720 и 840 руб. [12, с. 169), т.е. в 3 - 3,5 раза больше, чем у рабочего. Исходя из цен 1890 г. [18], можно установить, что работавший в Московской губернии учитель начальной школы со стажем 12 лет на свою месячную зарплату в 41 руб. 67 коп. мог купить (или - или): муки ржаной - 758 кг, муки пшеничной - 336 кг, пшена - 588 кг, гречки - 513 кг, масла подсолнечного - 149 кг, масла сливочного - 52 кг, сыра голландского - 109 кг, говядины - 186 кг, баранины -213 кг, свинины - 153 кг, яиц - 1695 шт., сахара - 118 кг, кофе - 30 кг, чая - 11 кг.

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

Это в принципе нормальный уровень жизни (не будем забывать о бесплатной квартире), особенно если учесть, что рабочий каким-то образом ухитрялся прожить на втрое меньший заработок; но главное - народный учитель был государственным служащим, состоял в чине XIV класса (он получал действительный чин после 12 лет службы), носил мундир, был освобожден от воинской повинности (в мирное время), от исполнения обязанности присяжного заседателя и т.п., а также, в отличие от любого рабочего, не говоря уже о крестьянине, получал пенсию. Все это было весьма значимым стимулом для выходцев из семей духовных, мещан и особенно крестьян избрать себе учительскую карьеру.

Учителя гимназий и реальных училищ вплоть до начала XX в. получали жалование по штатам 1871 - 1872 гг., которые, в свою очередь, не превышали штатов 1864 г. В то же время цены отнюдь не стояли на месте: так, если в середине 60-х гг. XIX в. пуд ржаной муки продавался в Москве по 77 коп., то в 1890 г. его цена поднялась до 90 коп., а в 1912 г. составила 1 руб. 44 коп.; гречневая крупа за те же годы подорожала с 1 руб. 7 коп. до 1 руб. 33 коп. и 1 руб. 40 коп., говядина - с 2 руб. до 3 руб. 66 коп. и 5 руб. 85 коп. [19, с. 36 - 37). Только через 30 лет, в 1902 г., императорским рескриптом была признана необходимость увеличения содержания учебно-воспитательного персонала средних школ, и в 1903 г. через Государственный совет было проведено решение о выделении соответствующего кредита. Выплаты проводились в виде процентных прибавок весьма ограниченного размера (при этом многие категории преподавательского состава оказались исключенными). Наивысший размер прибавки, выплачивавшийся преподавателю гимназии или реального училища, прослужившему не менее 15 лет, равнялся 360 руб. в год [20, с. 2].